Турист Марина Пескова (Marina_Peskova)
Марина Пескова
был 5 декабря 2018 10:22

Бурятия, Баргузин — Россия Июнь 2017

Путешествие на «край света».

Долгих десять часов нужно ехать на автобусе от Улан-Удэ до Баргузинского района республики Бурятии. Но мы ехали к своей мечте, ехали на «край света»,по бескрайним степям, окруженных громадами гор. На Баргузинском хребте лежал снег, он отливал таким белым, чистым цветом, что казалось, эта картина за гранью фантастики, невероятно прекрасная.

Путешествие в Баргузинскую долину

С историей поселка Усть-Баргузин связаны жизни многих известных людей, отбывавших ссылку в этой глубинке. Это братья Кюхельбекеры, Н. С. Тютчев, С. П. Солощенко, участвующий в восстании на крейсере «Очаков».

Даже сейчас, если вы поедете на поезде от Москвы до Улан-Удэ, будете лежать на верхней полке, читать журналы, пить чай в железных подстаканниках, выходить и лениво прогуливаться по перрону, вам все равно покажется очень долгим путь в Сибирь. И я всегда думаю о том, какого — же было им, интеллигентным людям, дворянского происхождения, проделать весь этот сложный путь от Москвы, в холодный, забытый, укутанный снегами край. Жить в деревянных, старых избах. Но можно с гордостью сказать, что в Сибирь ссылали самых лучших. Вот и братья Кюхельбекеры открывали школы, покупали на свои деньги лекарства и лечили местное население, изучали Забайкалье, описывали географические условия и природу.

Красив памятник и основателям поселка Баргузин. Этот поселок является одним из первых поселений в Забайкалье. Баргузинский острог был основан в 1648 году на 4 года раньше Иркутского зимовья. Отряд казаков Ивана Галкина обошел со своим отрядом Байкал с севера, добрался до правого берега реки Баргузин. В 1783 году Баргузин стал уездным городом Нерчинской области.

Путешествие в Баргузинскую долину

Очень жалко, что еще одно старинное здание уездного банка середины 19 века находится в очень плачевном состоянии. Спокойно можно было там открыть" Чайную", где гостей встречали бы с самоваром,с сушками, баранками, а на стене весели бы старинные фотографии.

Познакомившись с историей поселка, мы поехали дальше по Баргузинской долине.

Название долины по мнению краеведов идет от слова «бургуты» — (Глухомань, окраина, край света) , так называлось монголоязычное племя, некогда населяющее Баргузинскую долину. В «Сокровенном сказании монголов», упоминается страна Бургуджин Тукум — край света. И протяженность этой долины 200 метров. Долина степей, гор, озер и береговой линии Байкала.

Первую остановку сделали возле Большого Алгинского озера, крупнейшего из сульфатных озер. Набрали немного соли, чтобы в домашних условиях попринимать ванны.

Путешествие в Баргузинскую долину

Проехали еще немного на автобусе по Баргузинской земле.

И перед нами раскинулась на косогоре Сувинская Саксония. Боже мой! От восхищения даже пару минут все молчали и только созерцали, потом послышались голоса восхищения, защелкали фотоаппараты.

Мы здесь и сейчас, откроем тебя прекрасный Сувинский замок под открытым голубым небом.

Путешествие в Баргузинскую долину

Что такое Сувинская Саксония? Эвенки называли это священное место «Сувойя» — вихрь. Они верили, что среди громадных каменных глыб, чья высота достигает 50 метров, у подножья Икатского хребта живут духи — хозяева ветров. Буряты, засилившие Баргузинскую долину, в 18 веке, принесли с собой свои шаманские культы. В бурятских сказаниях и легендах говорится, что в скалах, отчетливо напоминающих древнюю крепость, живут правитель Тэмэршэн с женой Тудугиш. До прихода буддизма в их честь приносили кровавые жертвоприношения. Во время шаманских обрядов закалывали баранов.

И мы притихшие, ошеломленные величием этих гор, почти в молчании пошли знакомиться с Замком ветров.

Какая здесь сильная энергетика. Ты чувствуешь ее в каждой композиции камней. Они все разные, неповторимые, большие и маленькие. Каждый камень читается с разных сторон по разному. Даже расстояние имеет значение. Удивительное место. Каждый находил свой камень. Камни гладили, целовали, разговаривали с ними, благодарили, молились. Это было полное погружение в мир релакса.

Можно найти научное объяснение этим удивительным природным рисункам камней. Процессы выветривания, колебания температур. Расширение и сжатие пород, которые способствовали развитию трещин. Попавшая же в трещины вода,усиливала их образования в десятки раз. Породы не выветривались равномерно. И поэтому именно появляются такие причудливые формы, каменными выступами, наплывами, трещинами, округлостями.

Но как то скучно и сухо, все это звучит, а хочется верить в сказку, что здесь, когда -то здесь жили птицы — великаны, с большими- большими крыльями, которые облетали Баргузинскую долину и охраняли ее покой. И оставили следы своих когтей на скалах, когда сложив свои большие крылья, они садились передохнуть перед дальним полетом.

Путешествие в Баргузинскую долину

Но самое главное здесь — это линии горизонта. Подъемы и спуски. Мы спускались и поднимались как по большим волнам, переходя с одного гребня на другой. С одного уровня Нирваны в другой.

Баргузинская долина — родина восточного ветра, который может достигать скорости 20 метров в секунду и, как говорят рыбаки, омуль в сети загоняет. По старинной бурятской легенде, Баргузин — один из хозяев Омулевой бочки(вторым был Култук), за которым весь байкальский омуль тянулся. Култук и Баргузин были приятели, дружили, пока не влюбились оба в своенравную красавицу Сарму. А та потребовала приданого за мужем -омулевую бочку. Стали богатыри за омулевую бочку драться, долго дрались, а она вдруг сквозь пальцы ушла в воду. Это Байкал ее забрал, чтобы соры прекратить. А Сарма так ни за кого не вышла замуж. С тех пор ссорятся байкальские ветры и никак не могут Сарме угодить.

Но сегодня байкальские ветры были тихи к нам. Теплым только дыханием, они поднимали наши волосы. И летели широко раскинув свои руки над Баргузинской долиной, обнимая голубое небо, эту священную землю ,наши души.

Путешествие в Баргузинскую долину

Горы они священны у бурят, это не просто возвышенности, но и олицетворение космических сил. Буряты восхваляли в шаманских призывах Землю : «Сгибающийся твой спиной хребет, наполняющие лопатки твои, огромная подмышка твоя». С культом земли тесно связано культ пещер. Буряты приписывали пещерам способность даровать потомство. Во многих случаях пещеры носили название — материнское чрево — «эхэн умай».

Зайди в пещеру, помолись тихонько о сокровенном желании и эжины гор услышат тебя. Даже на скале есть изображение ребенка. Вы видите?

Даже уезжать с этого места не хотелось. Решили в следующий раз приехать сюда с палатками. Провести весь день на скалах: ходить, медитировать, молиться, наслаждаться, думать, мечтать, любить, дышать и ловить облака над горизонтом.

Путешествие в Баргузинскую долину

Но по программе у нас еще было два удивительных места и поэтому мы поехали дальше по Баргузинской долине.

Посетили священное место, которое находиться по дороге из поселка Суво в поселок Бодон Камень Бык.

Святыня Баргузинской долины. По преданию, когда буряты расселялись по долине, они на зиму перегоняли скот в читинские земли. Один бык так полюбил долину, что не захотел уходить из нее. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался в этой долине навсегда. С тех пор местные жители поклоняются камню, считая, что в нем заложена сила, которая оберегает жителей долины.

Как положено побрызгали чай, поднесли подарки, поклонились, обошли три раза по солнцу. В начале нужно рассказать о себе, пожелать благополучия небу, земле, хозяину местности, потом попросить исполнить просьбу.

Но самое известное и сакральное место, укрытое Баргузинскими хребтами, находится недалеко от села Ярикто.

Там вы сможете увидеть наше чудо Бурятии — лик Богинии Янжимы.

Танцующая на камне, Богиня Янжима откроет свой образ вам, если вы со светлой душой и чисты в своих помыслах. Кто-то может увидеть ее частично, кто-то совсем не увидит, а кому-то она откроется сразу в золотистых красках.

Путешествие в Баргузинскую долину

Янжима — богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистой и невинностью, творением нового. Стоя коленопреклоненно перед этой святыней, я просила Дара слова. Чтобы душа моя была чиста, чтобы сердце было открыто, чтобы я могла видеть капли росы по утрам на траве и как летит в последнем, тихом танце, осенний листок.

К Богине Янжиме обращаются в молитве бездетные женщины и она им помогает. Очень много примеров исполнения этой просьбы(даже в нашей группе, после посещения этого сакрального места, случилось чудо).

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, со всех городов России и из-за рубежа. Миллионы Хий Маринов привязаны к кронам деревьев, это оставляют туристы — свои Надежды, свои Просьбы.

Путешествие в Баргузинскую долину

В 2009 г. году построили красивый Цогчен дуган Баргузинского дацана или «Дворец Богини Янжимы».

Вы тоже сможете пройтись в традиционном гороо(обход по кругу), покрутить священные барабаны, в которые заложены буддийские мантры, посидеть помолиться и попросить у голубого неба, у богини Янжимы свершиться самым сокровенным желаниям.И самое главное надо верить, что оно обязательно исполниться.

Живите в ожидания света и чуда и открывайте удивительные места нашей прекрассной Родины.