Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Фигерас — Испания Сентябрь 2014
В зале театра-музея.

Что было до Фигераса можно прочитать по ссылке: https://www.tourister.ru/responses/id_19546

У нашего путешествия уже явно проглядывало завершение. И ярким и впечатляющим это завершение сделалось благодаря тому, что мы увидели удивительный музей фееричного испанца Сальвадора Дали.

Фигерас — родной город Дали. Здесь он родился в семье местного муниципального нотариуса и, хотя довольно много помотался по свету, вернулся на свою малую родину и похоронен здесь, как и завещал. Музей расположен в бывшем городском театре. Во время гражданской войны в Испании театр был разрушен и стоял в запустении до 1974 года, когда Дали открыл в нём свой музей. Причём главным экспонатом музея является само здание театра, которое Дали превратил в большой «сюрреалистический объект». В нём выставлены в основном произведения самого Дали, а также произведения других сюрреалистов и просто картины из личной коллекции художника. Сам он жил в музее с 1984 года до своей смерти в 1989.

На все необходимые работы по обустройству в театре музея ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей.

Вот как отзывался об этом месте сам художник:
«…Вся моя жизнь была театром, поэтому лучшего места для музея не найти…»

«…Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, в 1918 году в возрасте 14 лет я впервые выставил свои живописные работы…»
«…Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон…»

Действительно, рядом находится та самая церковь, где крестили Дали.

Мои испанские дороги. Фигерас.

На подступах обнаружилось немалое количество поклонников его таланта, с восхищением взирающих на странное сооружение алого цвета, утыканное огромными яйцами и и равномерно покрытое золотыми хлебами. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50-х годов на доме в Кадакесе, говорил о преклонении художника перед хлебом. — «Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен».
Яйца и крестьянский хлеб были пищей художника с детских лет, поэтому он перенес их на здание.

Сам Дали говорил так:
«…Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен…»

Мои испанские дороги. Фигерас.

Но перед тем, как проникнуть в самое сокровенное место, где творил и жил Дали, я посетил магазин, торгующий товарами, связанными с именем великого испанца. В Фигерасе основные достопримечательности связаны с самым известным уроженцем города. Здесь были товары на любой вкус: картины, часы, тарелки, скульптура, платки, посуда, сувениры, ювелирные изделия и малые формы.

На стене были замечены фотографии, свидетельствавшие о вероятно близком знакомстве владельцев магазина с маэстро.

Мои испанские дороги. Фигерас.

По дороге к музею в витрине магазина заметил, как бальзам на душу, гитары и ударную установку любимых великих Битлов. Цены, правда, кусались.

На лестнице, ведущей ко входу в музей, посетителей встречает довольно монументальный «Ньютон с продырявленной головой и свисающим с маятника яблоком-шаром». Количество народа увеличивается на глазах.

Мои испанские дороги. Фигерас.

Ну и чем ближе к музею, тем чаще встречаешь портреты художника. Вот эти висят в кафе напротив.

Многие фигуры расположены снаружи. Мужик с зомбоящиком. Вот такая интересная композиция в одном из окон. Подарок от художника Рафаэля Дурана — «картонная голова великана» с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором стоит на опорах из яиц.

Мои испанские дороги. Фигерас.

Подходим к музейному входу.

Женские фигуры с батоном хлеба и костылем (часто используемым и значимым предметом образного мира художника). Сквозные отверстия в солнечном сплетении иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве. А «Водолаз символизирующий погружение в подсознание» над входом — намек на облачение Дали, в котором он выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года и чуть было не задохнулся.

Попавшему в фигерасский театр-музей впервые, может показаться, что он очутился в фантастическом месте, где есть загадка и нет системы, а грани реальности стерты. Но уже спустя некоторое время станет понятно, что первое впечатление ошибочно: хоть все экспонаты музея имеют собственный характер, они объединены общей идеей в единое целое.

Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения. Великий Сальвадор ошибся совсем немного: купол стал больше, чем значимым элементом музея, он превратился в символ города Фигерас. Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод. На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.

Мои испанские дороги. Фигерас.

Здесь находится громадный задник для сцены, созданный Дали к балету «Лабиринт» (1941 г.) по мифу о Тесее и Ариадне.

Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).

Мои испанские дороги. Фигерас.

Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь со всеми почестями 25 января 1989 года. Предсмертное желание гения — слиться с этим скроенным по собственным меркам музеем было полностью в его характере. Забальзамированное тело Сальвадора Дали покоится в склепе под куполом по пожеланию самого художника. Среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904–1989.

В партере музея — сад под открытым небом. Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым.

Мои испанские дороги. Фигерас.

Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора, названная самим автором величайшим сюрреалистическим памятником в мире. Необыкновенное сочетание символов: «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин. На вершине — лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин.

Центральный элемент композиции — черный «дождливый» Кадиллак. Если опустить в слот монетку, то на манекенов, сидящих внутри Кадиллака, прольются «капли дождя». Стены партера испещрены иероглифами, а в углублениях оконных проемов расположились символы современности: манекены, притворяющиеся жрецами из Древнего Египта, скелеты животных, фонари и даже флуоресцентные умывальники.

Гротескные (как их называл сам художник) чудища между центральными окнами двора, созданные Дали при содействии Антони Пичота из скелетов животных, умывальников, улиток, камней с мыса Креус, срубленных веток платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, обломков горгулий с сгоревшей соседней церкви Святого Петра, старого блюда, найденного в муниципальном парке и выдвижных ящиков старой мебели из мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.

Мои испанские дороги. Фигерас.

На капоте кадиллака Дали поместил скульптуру мифологической царицы Эсфири (символа справедливости и мести) работы австрийского скульптора Эрнста Фукса.

Мои испанские дороги. Фигерас.

Как описывает легенда, своему появлению композиция обязана случаю. Дали шел однажды по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. И тогда у него возникла мысль восстановить справедливость и изменить этот мир, изменить так, чтобы дождь шел на тех, кто был в такси, а вокруг было бы тепло и уютно. Так возник замысел шедевра великого каталонца — «дождливое такси». Если бросить монетку в слот, то зонт закрывается, а в салоне автомобиля начинается дождь, который поливает пару манекенов на заднем сиденье, шофера и ползающих по ним виноградных улиток. Когда бросают вторую монетку, зонт раскрывается, а дождь прекращается.

В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.

Мои испанские дороги. Фигерас.

Золотые манекены только напоминают жрецов, а на самом деле это — любимая муза художника, Гала. А мне они напоминали статуэтки американского Оскара, только женского пола.

В музее находится самая крупная и разнообразная коллекция произведений великого сюрреалиста, основу которой составляет его собственная коллекция, отражающая весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.

Зал сокровищ, названный так самим Сальвадором Дали, обшит красным бархатом, словно шкатулка для драгоценностей. Здесь собраны важнейшие экспонаты музея, наиболее ярко выражающие дух его творчества.

Мои испанские дороги. Фигерас.

В центре зала магнитом притягивает к себе «Корзинка с хлебом» 1945 года на стене и золотая корзинка с золотым хлебом под стеклом. Дали о своей картине: «Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего остального удовлетворила мою фантазию».

А вот и ещё один интересный зал музея. В музее экспонируется комната-иллюзия с лицом Мэй Уэст. Между 1934 и 1935 годом художник превратил лицо американской актрисы с отретушированной фотографии в жилую комнату. В своем замысле художник пошел дальше обычного: он соорудил комнату-лицо в трех измерениях, потрясающая комбинация из гигантских париков, пуантилистских картин, ноздрей с горящими дровами и дивана-губ. Самая известная деталь интерьера, придуманная сюрреалистом — диван в форме губ.

Мои испанские дороги. Фигерас.

Зал «Дворец ветра» был особенно дорого Сальвадору Дали тем, что именно здесь в 1919 году, в возрасте всего лишь 14 лет, он впервые выставил свою первую работу. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке, которая и дает ему название. Дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры, но на самом деле это — чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли — море, воплощенное в божественном изгибе залива Розас.

Мои испанские дороги. Фигерас.

Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов.

Музей, конечно, очень оригинальный. Если неравнодушны к творчеству Дали, посетить нужно обязательно; если пока мало знаете о творчестве Дали или особо не вникали, то будет, как минимум, любопытно.
Художник гениальный до безумия. В театре-музее приоткрываются масштабы его личности, но чтобы как-то приблизиться к пониманию, нужно изучать всю его жизнь.
В любом случае, рамки сознания в Фигерасе если не расширяются, то деформируются точно.

Ну и напоследок немного Льорет-де-Мар, где мы провели время перед вылетом на Родину. Об этом городке очень выразительно написала Julia Alisova, а мне о нём добавить после слов Юлии нечего, т. к. здесь мы успели только искупаться в море. Посмотрите на интересную скалу в море, похожую на бегемота.