Турист Ирина Ананьева (16IrinaAnaneva)
Ирина Ананьева — была 17 апреля 21:42
Работаю, читаю.

Ярославль — Россия Июнь 2017
Голубая усадьба купца Андронова.

Каждый год Ярославль преображается и молодеет. Несмотря на все изменения прошедших десятилетий, современный Ярославль сохранил очарование старины. Полюбоваться замечательными храмами XVII столетия, Волжской набережной, побродить по уютным улочкам, бульварам и скверам Ярославля, познакомиться с сокровищами его музеев приезжают многочисленные туристы. Мой город рад гостям и умеет по-русски хлебосолью принимать их.

Погода смилостивилась над нами, жителями Ярославля, в последнее время, в июне не часто, но выдаются светлые, теплые и солнечные дни, особенно вечера. Вот в один из таких ясных вечеров я отправилась на прогулку по Волжской Набережной Ярославля, своего родного города, хотя живу в нем с 1983 года. Весной в блоге я рассказала и показала часть Ярославской Набережнойhttps://irinaananyeva.tourister.ru/blog/9703

Продолжаю свой рассказ. Ярославская набережная считается одной из красивейших на Волге. Дома, выходящие на нее, строились в разное время, при этом единый ансамбль не нарушался в постройках других зданий.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Рядом с пересечением Волжской набережной с улицей Кедрова расположена церковь Рождества Христова. Строить ее начали в 1630-е годы по заказу посадских торговых людей Гурия и Назарьевых.

Храм достроили сыновья Гурии: Михаил, Иван, Андрей в 1644 году. Впервые в Ярославской архитектуре во внешнем убранстве церкви использованы поливные изразцы.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Рядом с нею, была возведена стройная колокольня высотой почти 38 метров. Необычно ее убранство с восточной стороны: у основания шатра выстроены небольшие башенки, по форме напоминающие минареты. Считается, что так отразилось на внешнем убранстве родового храма знакомство Гурьевых с восточной архитектурой.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

В Храм Рождества Христова необходимо предварительно заказывать экскурсию и в основном с группой. Свободного входа в церковь нет. Съемка в храме запрещена.

Страна сохранила храм и обширный комплекс икон ХVII века, написанных по заказу Назарьевых-Гурьевых. Вот так, на протяжении почти полувека, несмотря на все невзгоды, отстраивала и украшала свою приходскую церковь Ярославская купеческая семья. Неторопясь, продвигаясь по набережной, любовалась я кораблями, подошедшими к пристани речного порта в Ярославле. Солнце ласкало лицо, ветер трепал волосы, мои глаза светились и радовались. Было спокойно и тихо. Рабочий день закончился, горожане торопились домой и только гости маленького губернского городка наслаждались тонким ароматом распускающихся цветов и зеленых кустарников шиповника. Вокруг продолжают цвести липы. Ярославль — зелёный город. Не знаю почему, но в июне 2017 года на Ярославщину прилетело неисчисляемое количество разнообразных видов птиц. Разноцветные, смелые, быстро передвигающиеся по земле, пернатые ловко расселились в городе и в приусадебных участках. Хозяева дач удивляются и рассматривают их как диковинку. Каждую ночь мы засыпаем под их пение.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Простите за отступление от темы. Далее по набережной можно дойти до нарядного углового дома (д.45/1), принадлежавшего старинному дворянскому роду Куракиных. Сооружен он был в начале 19 века, в 1867 году перестроен, получив нынешнее оформление фасадов. Это трехэтажное здание находится на пересечении Набережной с Первомайской улицей. Вот такой он сейчас, образовался небольшой отель, а также гастроном и буфет. Добро пожаловать в маленький уютный отель бывшего дома Куракиных.

Верхняя набережная продолжается Семеновским мостом-виадуком, построенным в 1820 году. Под ним проходит дорога к комплексу речного порта.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

По правой стороне набережной построена беседка в 1985 году в честь 975-летия города.

За Красным съездом Волжская набережная продолжается домами в основном советской постройки.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Тихо, перебирая ножками, задрав голову вверх, от неожиданности я замерла. Моему взору открылись отреставрированные и действующие старинные храмы Ярославля. Давно я здесь не была. Ансамбль церквей Благовещенского прихода. Волжская набережная 51 и колокольня предстали во всей красе , словно только что их построили. В 1686 году был возведен пятиглавый храм, сама церковь расписана Ярославскими мастерами во главе с Игнатьевым и Федоровым. Благовещенский храм выстроили жители рыбачьей слободы, располагавшейся рядом. Гладь стен прорезана двумя рядами крупных окон, что делает интерьер храма светлым и праздничным. Залюбовалась я им, как же он изменился, такой яркий величественный. Нахлынули воспоминания. Сыну 7 лет и мы вместе впервые в храме Благовещенье. Как быстро летит время, можно сравнить со словами из песни Валентины Толкуновой: "Перед зеркалом девчушка лет пяти....Смотрит в зеркало невеста неспеша...И, вздохнув печально, женщина прошла, задержалась на мгновенье......А время, а время не убавляет ход, а время, а время, идёт себе, идёт..."

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Рядом с пятиглавым возведен теплый или зимний храм — Вознесенье.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

К нему в 1867–68 гг была пристроена трапезная и трехъярусная колокольня по проекту Ярославского губернского архитектора, Андрея Михайловича, брата великого писателя Ф. М. Достоевского. Андрей Михайлович Достоевский, младший брат писателя, в 1865 году был назначен Ярославским губернским архитектором.

Ансамбль церквей окружает большой сад.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Здесь посажены деревья, кустарники и множество цветов. Мне особенно нравятся пионы, я наклонялась к ним и вдыхала в себя сладкий аромат распускающихся цветов. Красив мой город, моя Родина. Пусть не всё гладко у нас получается, большая страна требует больших стараний не только от мужей государственнных, но и от нас простых горожан. Надо с вниманием и бережливостью обращаться с архитектурным наследием, доставшееся нам от предков.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

За Флотским спуском(Вознесенским) расположено одно из красивейших зданий Волжской набережной — бывшего училища духовного ведомства — училища девиц духовного звания.(Волжская набережная 59).

Межсословные браки в России 19 века — редкое явление. Жена священника была либо из семьи духовенства, либо крестьянина, иногда — купеческая дочь. Вот и пришла тогда-то мысль Государыне Императрице готовить жен специально для священников. Предполагалось, что в данном здании будут обучаться дети из разных сословий и назвали его училище. Целью училища было «приготовлять достойных супруг служителям алтаря Господня…» Центральная часть строения подчеркнута шатровым завершением с кокошниками. Училище хорошо вписалось в общую панораму набережной Ярославля, продолжая вертикальные доминанты храмов на Волжском берегу. В 1893-1914 годах в этом здании часто бывал известный композитор, ученик М.А. Балакирева С.М. Ляпунов.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Это учебное заведение имело права гимназии. По окончании училища выпускницы получали свидетельства и денежное пособие в соответствии со своими успехами.

Надо заметить, что приданое выдавалось только девицам, выходившим замуж за лиц духовного звания. Во второй половине века выпускницы поступали работать учителями. Были введены курсы педагогики и методики преподавания. Закрыто училище было в 1917 году. Выпускницы работали учителями начальных классов до середины 20 века.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

В настоящее время это здание принадлежит Северной ж/д и является одной из главных достопримечательностей Волжской набережной.

Последнее сооружение, которое заслуживает внимания, является дом бывшей усадьбы Тихомировых — 3-х этажный особняк с балконами 1830 г., стиль зрелого классицизма.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Я завершаю прогулку по центральной части Волжской набережной. Вижу перед собой Октябрьский автомобильный мост и железнодорожный мост. Постараюсь рассказать немного вам о наших главных мостах, соединяющих центр города с Заволжским районом. Первый мост - Октябрьский автомобильный мост. По своей конструкции он уникален. Его мощные пролеты склеены из отдельных бетонных блоков. Мост открыт в 1966 году. В проектировании моста участвовал архитектор, брат знаменитой балерины, С.С. Уланов.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

За автомомбильным виден железнодорожный мост. Спроектирован он инженером С.И. Ольшанским и его другом Л.Д. Проскуряковым в 1913 году. Первый гигант, "железное чудище" через Волгу в Ярославле имеет длину около километра. Строительство было трудным. В 1912 году рухнул один из пролетов почти законченного моста. Трагедия произошла из-за отсутствия опыта создания такой сложной конструкции. Зато выстроили на совесть. Реконструкция моста производилась впервые 60 лет спустя. Вечером на левом берегу Волги, в конце мая каждого года, в день города, устраивается фейерверк и я с удовольствием наслаждаюсь его красотой с набережной правого берега реки. Весь берег становится зрительным залом. Вокруг ликование, смех, радость и пение. Иногда под гитару. Полицейским также хватает работы. Народ безумствует от радости и выплескивает все эмоции вокруг.

День длится в июне долго, поэтому мне захотелось посмотреть немного и другую улицу в Ярославле. Погодка -то стоит отличная, зонтик не нужен, а любопытство завело меня в другой танственный уголок 1007 летнего Ярославля. Давайте впервые познакомимся с бывшей «Голубятной» , еще ее называли «Петропавловской» улицей. Сейчас она носит название улицы имени Валентины Терешковой. Так уж сложилась судьба этой улочки, что селились здесь удивительные люди — оригиналы и мечтатели, не снискавшие состояний, но оставившие о себе добрую память.

Летите голуби….

Романтическое название «Голубятная» закрепилось за ней в начале 18 века. Легенда гласит, что местные жители издавна славились искусством разведения голубей. В 1802 году в Ярославле числилось 65 «охотников», содержащих чистых гонных голубей, почитавшихся лучшими в России. В начале 20 века по Голубятной ходил трамвай, спускаясь по Воздвиженскому спуску к волжским пристаням. Голубятная улица влекла прохожего по сень зеленых палисадников и невысоких особнячков. Каждый из них сегодня словно ларчик с секретом расскрывается пред нами. Голубая усадьба купца Андронова — 1830 год.

Бескорыстный купец.

В конце улицы стоит нарядный особняк. Он сразу обратил на себя моё внимание. До революции эта усадьба принадлежала богатому ярославскому купцу Н. К. Андронову.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Купец занимался торговлей железом и стал достаточно успешным и состоятельным жителем Ярославля. Николай Константинович обладал не столько земными благами, сколь редким для своего сословия такими качествами — душевной чуткостью и бескорыстием. Благотворительность не являлась для него данью моде или светской обязанностью. Андронов был меценатом по убеждению. По соседству с собственным особняком, он выстроил здание богадельни для престарелых и внушительный список сиротских домов. Бурный 20 век разметал по свету судьбы, взорвал спокойствие и благополучие усадеб. Сегодня им возвращают их прежний вид и былую красоту.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Рядом по улице находится особняк другого губерского архитектора Григория Саренко, подарившего нам пожарное депо на Красной площади Ярославля. Купив старинный особняк на Петропавловской улице (ул. В. Терешковой д.23) Саренко перестроил его в духе модерна, украсив керамическим фризом и изящным парапетом на крыше. Улица расположена на горке и имеет свой спуск, поэтому дома сложно фотографировать.

После революции дом превратился в коммуналку. Сам Саренко подвергся «уплотнению». Архитектор, не замечал тягот быта, проектировал и строил дома для рабочих, которые в народе называли дворцами. В 1935 году по обвинению в «Контрреволюционной деятельности» Саренко был арестован и сослан в Казахстан, а спустя 3 года расстрелян. Однако дух мечтателей все еще живет на этой улице. Думаю не случайно. Улица носит сегодня имя самой смелой женщины на планете Земля, первой женщины, отправившейся к звёздам, в космос, вслед за своей мечтой, Имя Валентины Терешковой.

Есть городов в России много, но Ярославль я люблю, за то, что просто в нём живу

Я обязательно продолжу свое путешествие по старинной улочке с названием «Голубятная», расскажу и покажу вам другие дома, скверы, заложенные в прошлом столетии. До встречи на улицах Ярославля. Добро пожаловать к нам в гости. Благодарю за просмотр.