Турист Евгений (Ojancano)
Евгений — был 18 февраля 2021 9:17
Поездка по Мавритании вылилась в книгу-путеводитель "Мавританские дневники"

Эльбасан — Албания Июнь 2017

Вот просто зазудело. Я знал, что на всю Албанию у меня будет неполных полтора дня, и скорее всего сил и времени вырваться из Тираны не будет (так и оказалось). Мне же хотелось посмотреть что-то еще. Так что, уже до отъезда, я выбрал из «что-то ещё» город Эльбасан.

Третий по величине в Албании, он по балканским меркам средний, по нашим же — откровенно маленький (140 населения). Добраться до него из моего Охрида можно было следующий образом — доехать до македонского городка Струга (14 км от Охрида) и купить там билет. Сказано — сделано. Поехали.

Сама поездка длилась примерно три часа, считая остановку на границе и на кофе в сердце албанских гор. Горы, надо сказать, впечетляющие. Говорят, самые живописные — это Проклятые, на границе Албании и Черногории, но и эти были хороши.

Затерянный в Эльбасане

Самые живописные места открывались из автобуса, но увы, сфотографировать не получилось. Около часа автобус въехал в Эльбасан и тут выяснилась одна загвоздка. Я купил билет в оба конца, потому что ночевать в Эльбасане у меня не было ни желания, ни даже денег. Однако, время отбытия автобуса на обратном билете не было пропечатано. Как позже выяснилось, в Македонии это обычно — на любой обратный рейс. Выяснил у шофера, что обратный автобус в шесть, и полагал что все в норме- подожду мол на автовокзале.

Это если бы он там был. На повороте одной из эльбасанских улиц шофер позвал меня и спросил «Ты же до Эльбасана?» и получив утвердительный ответ, открыл двери. На мой вопрос, где же мне его ждать вечером, махнул рукой «там» и укатил, оставив меня вклубах пыли примерно вот здесь

Ничего особенного, просто албанская улица. Автобус исчез ранее, чем я успел договорить фразу «а где же тебя, м*ка, вечером искать». Как несложно предположить, все мое пребывание в этом албанском городе свелось к попыткам понять, где же останавливаются автобусы от Галеб.

Эльбасан — город небогатый архитектурными памятниками. Его улочки выглядят, в среднем, так

Затерянный в Эльбасане

В общем, остается чувство архетипического патриархального Юга. Албанцы неторопливо гуляют, пьют кофе за столиками открытых кафе (их, надо сказать, много) или передвигаются по улицам в самом разном транспорте, считая вот такой

Впрочем, не все настолько архаично, современные автомобили тоже есть.

Албания формально считается мусульманской страной, но именно что формально — годы жестко атеистического режима Энвера Ходжи большей частью сломали религиозность албанцев, и теперь настоящими, в полном смысле этого слова, мусульманами, является лишь меньшинство ее жителей, большинство же мусульмане примерно в том же смысле, в котором мы — христиане. Более по традиции, чем по подлинной религиозной практике.

Тем не менее в Албании есть и христианское меньшинство — албанцы католики и албанцы-православные. Не знаю, каково их соотношение в Эльбасане, но на православную (кажется) церковь мне случилось наткнуться.

Затерянный в Эльбасане

Город сам по себе достаточно компактный — ни общественного транспорта, ни такси там особо не требуется. Компактен, мягко скажем и набор достопримечательностей — в частности, эльбасанская крепость. Я направился к ней, поняв что идентфицировать место остановки автобуса не получилось. Сказать, что это что-то особо примечательное — значит погрешить против истины. Скорее стена, чем собственно крепость. Теоретически там где-то должен был бы быть музей, но мне не повезло его найти

На фото попало сразу две эльбасанских достопримечательности — стена старой крепости и Часовая башня. Надо сказать последнее — достаточно типичное для Балкан, такие башни есть во многих балканских городах.

По одну сторону от крепости начинается главный местный променад — зеленая улица с многочисленными квфе. Минус Албании заключается в моноглотности многих ее жителей — они, особенно старшее поколение, владеют как правило, только албанским. Из иностранных языков первый по распространенности — итальянский, благодаря долгим контактам между этими странами. Искать на этом проспекте англоязычных было нелегким квестом. Но все же иногда получалось.

Затерянный в Эльбасане

Увы, никто не мог мне помочь с точкой остановки автобусов «Галеб», хотя неплохой кофе с буреком я таки выпил. Так я дошел до парка в конце улицы — место весьма приятное

на прогулку, пробежку и просто на посидеть с книжкой. Парк выводит в обычные городские районы. Надо сказать, вопреки всем нашим стереотипам, Албания — вовсе не третий мир. Здесь не бегают голые ребятишки среди куч мусора и никто не тычет пальцев в явного иностранца. И в целом, албанцы весьма дружелюбны и обходительны, даже несмотря на сложности языквого плана.

Албанский жилой район.

Затерянный в Эльбасане

Кружным путем я вышел к коктейль-бару, где единственный англоязычный официант меня отправил к стадиону, причем за день это слово прозвучало второй раз. Туда я и направился

через вот такой милый скверик с памятником знаменитому по албанским меркам человеку

а вот новый стадион/спортивный центр, где, можно сказать, кончились мои блуждания по Эльбасану. Усталый и голодный, я зашел там в пиццерию, и специально обученный человек (опять единственный из официантов, мало—мальски сносно говоривший по английски) позвонил, по моей просьбе, в отделение авто-компании, задав тот вопрос, что не давал мне покоя с самого начала «откуда уехать» и даже написал адрес таксисту.

Затерянный в Эльбасане

В итоге я пришел и правда на перекресток, близкий к месту где меня высадили, без единого опознавательного знака. Даже успел, ожидая, сфотографировать вот эту табличку и общий вид на окружающие Эльбасан горы

Когда время тревожно исчерпывалось — подошла маршрутка (не автобус) , абсолютно пустая, с шофером, не знающим ни бельмеса по английски и разбитным мальчишкой. Дождаться автобуса от «Галеб» была не судьба.

Сокращая рассказ — доехал в двумя переседками, полюбовавшись из окна еще раз поистине великолепными горами. Знакомство с Албанией можно считать состоявшимся.