Дели, Кхаджурахо, Шимла, Амритсар — Индия Апрель 2017

Переночевали в Дели, а потом перелет в город сикхов Амритсар, что близ пакистанской границы.
Водитель-сикх развлекал нас мантрами. Вокалисты обязаны быть с насморком, гнусавое бормотание сопровождалось незатейливым музыкальным сопровождением. Вообщем, не понравилось.
Город невзрачный, сплошная лоточная торговля, пивнушек нет, еще и дождь пошел. На зачуханной улице мне сказали, что курить нельзя. На территории отеля тоже. Смолил около ворот гостиницы с мрачной мыслью — «пошли вы куда-нибудь, штрафуйте». Хотя соображал, что это чужая страна, это их правила — выпивка и курение в Индии непопулярны и практически запрещены. Только всеобщего процветания не наблюдается.
Сикхи верят в единого бога, религия очень похожа на мусульманство. Нас интересовал Золотой Храм, по периметру белый и красивый, внутри бассейн, посреди которого и стоит золотое творение. Сдали обувь в камеру хранения, мне на лысину повязали оранжевый платок для имитации чалмы, мы помыли руки и ноги. Храм действительно красив и стоит посещения, еще один подобный есть в Дели, но поменьше.

Галопом по Индии 2

Людей было очень много — выходные дни автоматически считаются праздниками. Гид получил замечание за наряд моей жены, хотя все правила были соблюдены. Зато вне храма народу было не до религиозного ханжества, мою жену окружила толпа и я ринулся выручать. Люди расступились, одна дама обратилась ко мне — «Мистер, можно сфотографироваться с Вашей женой?» Пожалуйста! Моя пожилая супруга балдела от внезапной популярности и даже позировала толково. Вот только вопрос — белая кожа это красиво или просто дикость необычная?

Галопом по Индии 2

Амритсар рядом с пакистанской границей, прослышали, что каждый вечер проводится церемония спуска государственного флага. Представилось зрелище — печально поют трубы, военные холодно и четко отдают честь враждебной стороне, медленно чеканят шаг солдаты.
Для просмотра построены трибуны типа футбольных, причем с обоих сторон, индийский фан-сектор вмещал тысяч пять — мест свободных не было. Пошел дождь и треть патриотов испарилось, остальные использовали стулья вместо зонтиков.

Галопом по Индии 2

Индийцы и пакистанцы врубили на полную мощь музыку — кто громче. Какафония восхитила своим безобразием, аборигены ринулись плясать, танцы у них в крови.

Затем раздавались лозунги как на демонстрации, которые охотно подхватывались зрителями. Вояки быстрым шагом подбегали к супостатской границе и задирали ногу — у кого пятка взлетела выше, тот круче. Дальше больше, дошло до неприличных жестов — пакистанцам показывалась рука согнутая в локте.

Галопом по Индии 2

Иностранцев посадили на трибуны компактно, лица у них были малость обалдевшие от происходящего. Европейцы привыкли живодерить друг друга, но с соблюдением некоторого этикета. Индийцы воспринимали всё с искренним восторгом. Флаги наконец-то спустили и довольная публика толпой ринулась на выход. Кто-то настойчиво толкал меня в спину. Оглянулся, мужик держит ребенка на руках и прокладывает своим чадом дорогу! Проходите, папаша… Опять спину спутали с дверью, на этот раз женщина прокладывала дорогу трем слепцам, которые держали друг друга за плечи. Проходите…
До Амбалы прокатились на поезде в двухместном купе. Элитарный вагон по задумке, а если вымыть полы и стены — великолепный вид транспорта. Туалетов в вагоне два — на одном написано «индиан», на втором «вестерн». Индийский оказался с отверстием в полу, видно мелькающие шпалы, приятный сквозняк из дырки устраняет неприятные запахи. Западный комплектовался давно не мытым унитазом без стульчака и шлангом с водяным распылителем. Снимаю шляпу перед российской санэпидемстанцией — мы почти забыли об ужасе советских сортиров. А так же выражаю признание РЖД — чистота, ковры, белье и прочее. Своё познается в сравнении.
На пути в Гималаи заехали Чандигарх. Он не славится древней культурой, т. к. построен в 50-х под чутким руководством европейцев. Широкие проспекты, красивые дома, коровы не шатаются по дорогам, шикарная зелень и полное отсутствие мусора. 70 процентов населения грамотны, что для Индии высокий показатель — бесплатного образования нет. В городе есть университеты, музеи, сады, художественные галереи. Времени на осмотр у нас не было, ограничились парком Рок-гарден.
В Европе Пьер Жаннере особо не прославился, авангардистов там хватало и без него. В Чандигархе он начал строить парк из строительного и бытового мусора, к чему местные жители относились скептически. Потом идею подхватили и получилось нечто. Уж насколько я снисходителен к «арт-объектом», но здесь мне очень понравилось, испанский парк Гуэль уступает, хотя очень похож. С рукотворных скал льются водопады.

Галопом по Индии 2

Примитивные статуйки нравятся детям и недоразвитым взрослым.

Галопом по Индии 2

Кривые зеркала посмешили и меня — щенячий возраст, комната смеха — ностальгия. Аквариумы интересны всем, а на качелях с удовольствием летают даже бабки.

Настоящее народное место! Аборигены любят и набережную чистого озера, за которым уже видны Гималаи — наша следующая цель.

Галопом по Индии 2

По GPS до Шимлы всего ничего, не такое видали. Только горный серпантин ремонтировался. Гид предложил откушать в неплохой кафешке — по местным меркам. По нашим — забегалковка с шустрым персоналом. И мы решились попробовать настоящую индийскую еду, до сих пор не понимаю — зачем? Через час организм спрашивал — за что? В животе что-то взрывалось и бурлило, пришлось терпеть до отеля. Второй раз я спокойно ел индийскую пищу в поезде. Нет, организм не адаптировался, просто крепкий виски отлично регулирует кислотно-щелочной баланс. В Азии я по утрам пью грамм 50 крепкого нектара не пьянки ради, а здоровья для. Удовольствия никакого, но организм со мной согласен — лекарства не всегда вкусные.

На самом въезде в Шимлу попали в пробку, полицейский женского пола дудела в свисток непрерывно — результата никакого. Ночные горы светились множеством огней, где же тихий курорт? Успокоил отель, где я спокойно курил на балконе, а в баре рядами красовались бутылки различной убойной силы. Отличный персонал. Мы привыкли к поборам в виде чаевых, здесь же портье с недоумением смотрел на протянутый доллар. Сомневаюсь, что немцы, французы и англичане дают деньги за уже оплаченную работу, а русским суждено быть добрыми лохами.
Утро было прекрасным. Горы на Альпы оказались не похожи, но зеленые с вкраплением курортных поселков. +25 после равнинных +45 казались раем небесным. Правда, первый километр прогулки оказался тяжелым, мы были на 2 тыс.м ближе к небу.

Галопом по Индии 2

Город построен англичанами как летняя столица британской Индии, модернизирован аборигенами до состояния средней поношенности.

Галопом по Индии 2

Но Европа видна в архитектуре, в магазинах с кондиционерами и ценниками — мы уже привыкли к лоточной торговле и произвольной стоимости услуг. Курение в центре города грозит штрафом в 200 рупий (200 рублей). По центральной улице сотнями маршировали полицейские — ожидался приезд премьер-министра. Некая партия смутьянов тоже ждала вождя и готовила флаги для бунтовского дела.

Галопом по Индии 2
Пытались рассказать, что мы родом из СССР и это наша символика. Никакой реакции — партия-то студенческая, откуда им знать преданья старины глубокой. Для осмотра селения хватит одного дня.

Гид привез нас во дворец английского губернатора — снаружи красивый, хотя такого добра мы уже много видели. Внутри пустовато, добро оккупантов давно растащили.

Галопом по Индии 2

Над Шимлой возвышается гора, с которой на город взирает бог Хануман, царь всех обезьян. Статуя громадная, храм весьма скромный.

Приматам здесь дана полная свобода для хулиганства, чем они и пользуются.

Галопом по Индии 2

Мужчина в машине опустил стекло, тут же мартышка сорвала с него очки и вернулась на ветку. Теперь придется покупать бананы и пытаться устроить обмен. На нашем балконе наклейка с предупреждением — закрывайте двери во избежании проникновения обезьян.

Галопом по Индии 2

Белых людей приматы опасаются, в генетической памяти отложился лязг затворов.
Черт нас дернул спуститься с Гималаев на поезде, маленькие вагончики которого стилизованы под английские. Обещали неимоверно красивые виды за окном, да и саму дорогу Юнеско оценила.

Галопом по Индии 2

Средние места достались двум приличным индийским парам и нам, багаж пришлось поставить в проходе. Остальное пространство забили дикие деревенские жители, которые орали всю дорогу, пытались перелезать через наши баулы, потом передавали через наши головы картонные тарелки с едой, она, разумеется, сыпалась. В Калке я ушел на дальний перрон, курил, общался с козьим стадом (чем-то им понравился) и скучал по пельменям, водке и балалайке.
Утром из окна в отеле Нью-Дели любовался современными шоссе, развязками и эстакадами для поездов. Стадо буйволов, которые гнал мальчишка по клумбам и газонам, меня не удивило — за десять дней привык.
Рядом с нашей гостиницей был храм Акшардам, который обычно выпадает из традиционной туристической программы — далеко добираться от исторического центра. Грандиозное и красивейшее сооружение. Построен на частные деньги, наши строятся за счет государства вне зависимости от желания налогоплательщиков. Открыт в 2005 году, нет патины времен и это замечательно — смотрится великолепно! Одно мне не понравилось — камеры запрещены. Издалека он впечатляет, но не так. Попросили штатного фотографа сделать его поближе.

Галопом по Индии 2

Красный Форт в Дели победнее аналогичного в Агре, можно было его и не посещать. Внутри печальная неухоженность. Видно, что деньги на его реставрацию в опытных скупердяйских руках.

Последним пунктом путешествия были остатки могучей крепости Туглакабад, видно, что на оборону древние индийцы средств не жалели.

Галопом по Индии 2

Рассказ я начал писать спустя месяц после возвращения, когда остыли эмоции, мог получиться и пасквиль. Трудности забылись, а в памяти осталось хорошее.
Не буду рекламировать наш маршрут — очень много переездов и перелетов, сейчас мы думаем, что это того стоило.
Неудобства с едой, курением и алкоголем — наши проблемы. Зачем индийскому турбизнесу заморачиваться под бледнолицых, если их в этих местах практически не бывает? Европейцы в Дели — обычное дело и сервис там соответственный.
Желателен русский гид, местные нас во многом не понимают — для них это обыденная жизнь. Попробуйте индусу объяснить, что от привычной ему пищи можно получить отравление. Или зачем табак поджигать, когда они его жуют.
Восхищает неприхотливость аборигенов, по сравнению с ними мы неженки.

Галопом по Индии 2

У большинства туристов к Индии снисходительное отношение, а зря. В стране промышленный бум, может получиться второй Китай. Импортозамещение давно не новость, практически всё своё кроме оружия. Пять лет назад видели мусорные завалы, теперь гораздо чище. Не лежат нищие на тротуарах, люди одеты гораздо лучше, очень много строится частных домов. И почему мы обращаем внимание на дикарей невоспитанных, когда немало приличных индийцев? На полуострове каждый штат непохож на другой, да и у нас также. Если иностранец посетит Москву, Кавказ и стойбище оленеводов на Севере, он увидит три разных мира.
А пока мы с женой изучаем карту Европы для следующего путешествия. Немного отдохнем от Азии, а потом туда все равно потянет со страшной силой!