Турист Владимир Шефер (Shefer)
Владимир Шефер
был 16 сентября 2019 9:31

Румыния Май 2015

Часто ли вам друзья-путешественники, случается, обниматься и целоваться с хозяином отеля? Нет, я не о том, о чем сейчас подумало большинство из вас. А о том чувстве раскованности, и благодушия, которое испытывают все гости, посещающие в Марамуреш. Когда мы покидали Бырсану, то расставались с хозяйкой дома как с лучшим другом.

Марамуреш — удивительный край. Не зря говорят, что туристы приезжающие сюда, совершают путешествие в прошлое. После путешествия на поезде по карпатскому лесу мы поехали в маленькую церковь, стоящую на другой стороне ущелья, по которой ехал ретро-поезд. Попутно получили жесткий массаж всех частей тела и поиграли в карпатскую рулетку, оставим или нет колесо в глубокой яме на дороге. Система ремонта дорог отлажена и проста до гениальности — туда, где редко бывают туристы, Евросоюз не торопится давать денег. Из-за тряски даже хотели вернуться назад, но жена была непреклонна.

Тем удивительнее было увидеть это «неземное сокровище». Коротышка церковь, бледная и скромная, снаружи была похожа на бесприданницу, если сравнивать ее с подружками, которых мы видели раньше. Даже ворота при входе, почти не украшены традиционной резьбой.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Но когда входишь внутрь, попадаешь в пространство, наполненное ярчайшими флюидами, льющимися со стен и потолка. Это все равно, что на Чукотке войти с улицы в чум, где организована выставка диковинных орхидей. Как бы не называли этот стиль искусствоведы — марамурешский, поп-арт- от соприкосновения с ним ты получаешь мощнейший заряд энергии и позитива.

Как большинство здешних церквей, она расписана местными мастерами. которые вложили в эти бесхитростные фрески свое представление о боге и вечном, не отягащаясь церковными канонами и отступив от общепринятых правил. Совсем не удивительно, что именно в Марамуреше в небольшой деревянной церкви в Иеуде была найдена самая старая книга страны, написанная в 14 веке на румынском языке.

Убаюкивает все: от полов выстланных домоткаными половиками до ковриков, вытканных местными мастерицами, которыми обвешаны стены. Здесь нет ничего давящего, официального. Оклады икон в обрамлении светлых рушников, вышитых золотым крестиком. Стены и потолок, на которых не осталось ни одного не расписанного яркими красками кусочка. В этом мире, наполненном необъятной любовью к всевышнему, поражает икона богоматери, которую кто-то в порыве ярости колол острым предметом. Это в каком же разладе с собой и окружающими людьми, должен быть человек, чтобы в стране, с сильнейшими православными традициями, совершить такое святотатство? Что послужило толчком к такой агрессии и какова судьба этого безумца, мы так и не узнали. Потому что, за те полчаса, что мы провели там, проверить, что мы здесь делаем, никто так и не заглянул.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Готов спорить с кем угодно, здешние церкви уникальны. От них не устаешь и хотя они очень похожи внешне, никогда не знаешь, каким сюрпризом удивит тебя следующая. Здесь, в тесных залах, пахнущих деревом и домом, вы непременно найдете для себя что-то щемяще- трогательное, как эта великолепная деревянная люстра под низким потолком, выпиленная неизвестным мастером.

Нам пора уезжать из Марамуреша, настало время подводить итоги. За три дня мы успели побывать в удивительной деревне Бырсана, сходить в ее чудный монастырь, который уже известен во всем мире. Прогуляться по раздольным лугам, восхититься карпатским лесом, но на этом очарование Марамуреша не заканчивается. Я хочу познакомить вас с очередной драгоценностью этих мест- горной красавицей Боршей (Borşa).

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Борша -небольшой город в Восточных Карпатах, в котором постоянно живут меньше 30000 жителей, устроилась на высоте 850 м.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Здесь, не так давно, создан национальный природо — охраняемый парк Гор Родны, который Юнеско взяло под свою охрану. Значит, будут живы разлапистые вековые ели с длиннющими ветками.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

И уже с ранней весны можно будет собирать грибы под ними, как это делала моя жена.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

И те, кому повезет заехать сюда, будут дышать кристально чистым воздухом,

любоваться альпийскими лужайками

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

и наслаждаться видами снежных вершин.

Здесь отличные горные склоны высотой 1200–1500 метров, с трассами любой сложности. Общая длина трасс вместе с равнинными достигает 12 км.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Дискотеки, пабы, бары, нас давно не интересуют, но все эти непременные дополнения курортной жизни, здесь есть.

Добираться сюда из России не совсем удобно. Курорт расположен на расстоянии 100 км от города Бистрица и 180 км от города Байя Маре, автобусы ходят редко.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Есть канатная дорога, 1900 метров, связывающая туристический комплекс Борша с вершиной Рунк Стиол (1611 метров).

Как жаль, что мы заехали сюда, только чтобы переночевать.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Вообще лейтмотивом нашей поездки по стране стало слово жалко. Трансильвания, Валахия, Марамуреш — в каждом из этих мест хотелось оставаться, как можно дольше. Обиднее всего было уезжать из Синаи и Борши.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

В поездках по Европе главное, чтобы хватило на все финансов. Нам показалось, Борша не очень дорогое место.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Совсем экономные туристы смогут покупать еду в местном супермаркете — цены не выше московских. Искать его долго не придется, к вечеру, он самвас найдет (стоит на трассе). Там мы купили бутылку румынского каберне примерно за 5 евро, хотелось, наконец, попробовать местное заводское вино. От вина -не в восторге, и не то, чтобы да, и не то, чтобы нет. Надо было не жаться. В ресторане без претензий, отдали за суп и салат из овощей 12 евро на двоих.

С отелями тоже нет проблем, но лучше всего остановиться в частном пансионе.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

В пансионе «Эллади» нас встретили как близких людей.

Вкусный ужин, дополненный домашними разносолами, после прогулки в горы, еще больше поднял настроение. Также как и беседа с двумя хозяйками, мужчины в очередной раз отсутствовали. Жаль только, что обе не говорили по-английски, но вскоре моя жена и мама хозяйки пансиона Элоны перешли на французский, в молодости обе работали учительницами.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Сколько было взаимной радости, когда дамы узнали, что мы из России. Оказывается, их дедушка и отец родом из Донецка и они считают Россию своей второй родиной. Хозяйка рассказала, что когда в 1945 году сюда пришли русские солдаты, вся их семья радовалась, хотя остальные жители деревни были недовольны.

Бутылка, купленного «Каберне» , осталась почти нетронутой. Вишневая наливка с травами, которой от души потчевали хозяйки, была намного вкусней. Сладко-тягучая, она мне понравилась в разы больше деревенской палинки.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

А какими вкусностями нас угостили утром! Именно угостили, а не накормили. Несколько видов домашних копченостей, вкуснейшая ливерная колбаса и домашний сыр. Галя искренне хвалила черничный джем, который подали к чаю. И добилась таки своего.

На прощанье, старая хозяйка подарила ей баночку варенья. Стоит ли добавлять, что расставались две учительницы в крайнем волнении. Здесь, в Марамуреше, мы очень пожалели, что не захватили из дома сувениров на подарки.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Дальше наш путь лежал в Буковину. Из Борши через горы есть короткая разбитая дорога в те края. Видно ближняя дорога совсем плохая, если наш водитель поехал через Насауд и Быстрицу, сделав крюк в 100 км.

Насауд маленький старинный город, который был раньше пограничным постом Габсбургов, и где, от былого имперского могущества, мало что сохранилось.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Только несколько старых зданий в центре, напоминают о богатом прошлом.

Интересна старинная ратуша.

О Насауде можно было бы не рассказывать в виду его малой значимости, но это будет несправедливым по отношению к его жителям. На главной площади есть небольшая ортодоксальная церковь Святого Николая.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Пропустить ее мы не могли. И снова сюжет повторился от начала до конца в мелочах. Внутри небольшой церкви, не было ни души.

Нежные фрески были свежи и трогательны и мы долго простояли, задрав головы, наслаждаясь переходом цветов.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Расслабиться полностью, мешала маленькая помеха. Не давал покоя вопрос, почему церковь, не в деревне, в городе, с дорогими подсвечниками, старинными иконами, серебряным самоваром, никто не охранял? Сразу вспомнили о российских бомжах, румынских цыганах, неужели здесь некому воровать?

Минут через двадцать все-таки пришел священник, не строгий и напыщенный поп, которого в наших церквях днем с огнем надо искать, чтобы получить благословение на фото, а приятный улыбчивый дядечка со смешинкой в глазах. Священник не понимал ни по-русски ни по-английски, но разве это может смутить мою жену? Она стала говорить ему на чистом русском, о единстве наших церквей и о том, что несмотря на проблемы, возникшие у России с Украиной (на дворе весна 2015) православные румыны и русские должны поддерживать друг друга в вере.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Я не вмешивался. Иногда надо дать женщине выговориться, особенно если ее тирада направлена не на тебя. Священник слушал ее внимательно, улыбаясь, и под конец, я бы сильно удивился, если бы было иначе, они начали обниматься.

Потом священник вышел ненадолго и вернулся с иконой богоматери, которой благословил нас в дорогу.

Марамуреш. Край душевных людей и горных вершин

Жена призналась позже, что готова была в тот момент заплакать. Вы все еще не хотите провести в Румынии свой отпуск?