Турист Вячеслав Волков (Slava)
Вячеслав Волков — был 27 апреля 15:50
Fuck the Borders! Fuck the Visas! Fuck the Wars!
Победитель голосования
«Итоги 2017»
Признание
пользователей

Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Антарктида Март 2017
46 78

В первой части моего повествования мой преданный читатель уже имел возможность ознакомиться с рассказом о том, как я попал в Антарктиду и какова была моя мотивация. В этой части я расскажу о том куда я собственно попал и какие меня там ждали законы и порядки.

И начать, конечно же, стоит с судна. А судно само по себе очень примечательное – Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», флагман российского полярного флота.

6
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Построено оно было в 1987 году, этой осенью исполниться ровно тридцать лет, как «Академик Федоров» пошел в свою первую экспедицию в Антарктиду. Кому-то может показаться, что тридцать лет срок достаточно большой и судно морально и физически устарело. Но я поспешу их успокоить – да, конечно, «Академик Федоров» уже давно не «мальчик» и свой юношеский возраст он тоже уже пережил, но сейчас он представляет из себя вполне зрелого, взрослого мужика, который хоть на рожон и не лезет, но и способен на многое. Возможно, причиной этого является то, что построено судно было на финской верфи «Раума-Репола». Сей факт сам по себе достаточно примечательный – Советский Союз, обладавший мощнейшим научно-техническим потенциалом, имеющий огромные производственные мощности, счел нужным отдать заказ на постройку этого судна представителям «загнивающего Запада». Не плохо бы об этом помнить нынешним «импортозаместителям», жаждущим строить все самим – даже Советскому Союзу, в который вы так мечтаете нас вернуть, не удавалось этого, чего уж говорить про нынешний, прогнивший, режим.

Ну что-то меня куда-то не туда понесло :-) Вернемся к судну. И правильным будет упомянуть человека, в честь которого он был назван – Евгений Константинович Федоров – легендарный советский геофизик, Герой Советского Союза, Академик АН, один из четырех участников экспедиции «Северный полюс-1», в 1937-38 гг.

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Евгений Константинович (на фото второй справа), наряду с такими личностями как О.Ю. Шмидт, М.М. Сомов, А.Ф. Трешников, является одним из признанных корифеев советской полярной школы.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Я прибыл на судно 13 марта, вскоре после того как оно закончило первый этап экспедиции и вернулся в Кейптаун. Вот тут вы можете более подробно об этом почитать. На первое время меня разместили в каюте, расположенной на третьей палубной надстройке.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном
2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

В подобных каютах, обычно, располагаются руководители каких-либо подразделений Российской Антарктической Экспедиции, помощники капитана, ну и какие-нибудь особо уважаемые люди. «Простым смертным» туда вход заказан.

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Зато это позволило получше ознакомиться с бытовыми условиями тех, кто проживает в подобных каютах.

3
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

И практически сразу меня ждал приятный сюрприз в виде початой бутылки молдавского коньяка, которую кто-то из бывших жильцов оставил в отделении, предназначенном для хранения спасательного жилета.

5
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Первая мысль, которая пришла в голову: «Эти 100-150 грамм могут оказаться как нельзя кстати, во время реальной необходимости экстренно покинуть корабль – бахнул соточку и уже не так страшно» :-)

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Поскольку в экспедицию я отправился не затем, чтобы просиживать все время в каюте, а чтобы получше понять ее «изнанку», засиживаться в подобным «виповских» условиях, в мои планы не входило и вскоре с этой шикарной каютой я распрощался и перебрался на вторую палубу, туда, где располагается большинство участников экспедиции.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном
1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном
1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном
1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Здесь каюта была значительно скромнее по метражу и в принципе она предназначена для проживания четырех человек. Поскольку на этом этапе экспедиции судно было на половину пустое, жил я в этой каюте один.

Застелив постельное белье, я был несколько удивлен тому, что простыня, мягко говоря, оказалась несколько меньше матраса. И это оказалось не мое личное "везение" - у всех соседей простыни были точно такие же. Официальное объяснение сей несуразицы я получил несколько позже.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

К сожалению, иллюминатор в каюте был наглухо задраен. И то что это правильно стало понятно в первый же шестибальный шторм. Дело в том, что иллюминатор расположен буквально в паре метров от поверхности воды и если зазеваться и вовремя его не задраить вся каюта рискует быть заполнена водой.

Ну а мы пойдемте дальше изучать жизненно важные части судна.

4
Вот так на судне выглядит черный ящик. Расположен он на самой высокой палубе
Вот так на судне выглядит "черный ящик". Расположен он на самой высокой палубе
1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

На корабле действует достаточно эффективно работающая система опреснения воды. В коридоре расположен всегда горячий "титан" из которого можно брать воду для приготовления чая или кофе. Для работы канализации используется более «нежная» система.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Несколько раз за время экспедиции по громкой связи объявлялся временный запрет на пользование туалетами. Обычно это запрет действовал час-два. Но вот однажды, в первой части экспедиции, запрет действовал гораздо дольше и был объявлен по всему судну. После ликвидации поломки системы очистки выяснилось, что случилась она из-за того, что кто-то выкинул в унитаз…. футболку!!! Кто это и каким местом думал этот человек осталось загадкой.

А тем временем наступило 16 марта и в районе 23-00 мы отшвартовались от причальной стенки порта Кейптаун и двинулись на юг. Из акватории порта в открытое море нам помогал выходить местный лоцман, хотя, я уверен, что наш капитан не хуже с этим справился бы, т.к. уже не первый раз бывал тут.

Зато удалось понаблюдать как лихо лоцман спускается на свой катер по шторм-трапу. Причем оба судна в этот момент движутся.

За одно, кстати, можете подписаться на мой аккаунт в Инстаграмме :-) Я там @slavav

Отдельно нужно затронуть тему спорта. И стоит признать, что с этим делом на судне все обстоит не очень хорошо, если не сказать, что из рук вон плохо. Вот так выглядит спортзал. Теннисный стол, шведская стенка, турник. И всё!

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

А ведь с момента погрузки на судно и схода на берег вся команда, а также некоторые полярники и сезонные научные сотрудники проводят на судне по полугода. И если для команды это работа и им всегда есть чем заняться, то полярники подавляющую часть этого времени не заняты никакой работой. Во время разгрузки/погрузки на станциях еще есть какая-то физическая нагрузка (об этом позже), но все остальное время человек вынужден ее придумывать себе сам. В трюме еще имеется небольшая самодельная качалка, но совершенно не удобная. Почему не закупить 10-15 тренажеров для меня осталось загадкой. Не такие это сумасшедшие деньги.

Но, конечно, надо признать и тот факт, что причины, по которым человек не занимается спортом, всегда можно найти :-) как собственно и возможность им заняться. Поэтому те, кто действительно были озабоченны этим вопросом занимались очень простым делом – помногу ходили по палубе судна. А поскольку этих самых палуб на судне аж семь штук и по всему судну присутствует большое количество трапов между ними, дать себе приличную нагрузку не составляло большого труда. Про себя могу сказать, что я был из первой части – среди тех, кто не занимался спортом потому, что им не были созданы соответствующие условия :-) Результат – плюс три килограмма за полтора месяца… Хотя, возможно, это так же связано с тем, что за пару месяцев до экспедиции я бросил курить.

Давайте перейдем от грустной к более приятной, по крайней мере для меня, теме, а именно тому, как организовано на судне питание. Мест коллективного приему пищи на судне три – две отдельные столовые для команды и полярников и отдельное, небольшое, помещение, где принимают пищу капитан со своими помощниками, начальник экспедиции и прочие высокопоставленные лица, которые могут присутствовать на судне. Нас же, прежде всего, интересует столовая, где принимают пищу полярники и пассажиры типа меня.

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном
1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

За один присест в ней может разместиться что-то около ста человек. А тех кто к этой столовой «приписан» обычно больше, а иногда и раза в два больше. В этом случае вводится две смены и каждый приходит в столовую к своему времени. Кто за каким столом сидит с самого начала распределяет начальник экспедиции.

2
Мне выпал стол на четверых человек, прямо под иконой :-)
Мне выпал стол на четверых человек, прямо под иконой :-)
4
Рядом с иконой располагается картина, сделанная во время первого рейса «Академика Федорова» в Антарктиду, в 1987/88 годах.
Рядом с иконой располагается картина, сделанная во время первого рейса «Академика Федорова» в Антарктиду, в 1987/88 годах.

 

А кушали мы по расписанию, часто и помногу :-) Вот вам примеры меню на несколько недель.

1 из 2

Как видите, питание на судне четырехразовое. В 7-30 завтрак, в 11-30 обед, в 15-30 полдник и ужин в 19-30. Каждые четыре часа. Еды много, желающим получить добавку никогда отказа не было. Более того, если какие-нибудь котлеты, сосиски, жареное мясо и прочее оставалось после того, как все поели, то их оставляли на видном месте в столовой и желающий всегда имели возможность поесть между приемами пищи, ну или взять чего-нибудь на закуску :-)

1 из 10

Вот на этой серии фотографий вы можете посмотреть как нас на судне кормили. Нормальная столовская еда. И лучше коку не понижать качество готовки, т.к. толпа голодных мужиков быстро объяснит ему "как надо Родину любить" :-)

Ну и кстати о закуске :-) Как вы понимаете, корабль находится в открытом море. И находится там достаточно длительное время. Как вы уже поняли из написанного выше, голодать на судне не приходится, скорее даже наоборот – лучше научиться себя ограничивать. Но совсем ограничить себя в потреблении еды не получится, а русского человека совершенно нереально полностью ограничить в употреблении алкоголя :-) И эту тему стоит раскрыть отдельно.

Все обстоит достаточно просто, если вы сезонный работник – в самом продолжительном варианте вашей работы вы зайдете на судно в начале ноября, а сойдете в мае. Но большую часть времени вам предстоит провести или в океане, или у берегов Антарктиды. Поэтому, если вы привыкли вечерком смочить горло бургундским и закусить его фуагрой с пармезаном, побеспокоится об их наличие вам придется самому.

1
Старший помощник капитана проводит инструктаж по правилам поведения на судне, а так же по технике безопасности
Старший помощник капитана проводит инструктаж по правилам поведения на судне, а так же по технике безопасности

При погрузке на судно вы совершенно спокойно можете захватить с собой несколько коробочек алкоголя, никто вас за это не осудит и не будет этому препятствовать. Большинство бывалых полярников отдают предпочтение спирту – во-первых, он чище, во-вторых, занимает в два раза меньше места. Кроме того, во время экспедиции судно раза три-четыре будет заходить в различные порты для пополнения запасов топлива и провизии, и вы точно также можете воспользоваться этим случаем и пополнить свои запасы. Причем тут есть несколько вариантов. Самый простой, вы можете все купить в обычных магазинах. Но есть и другой, более выгодный и удобный вариант. За какое-то время до захода в новый порт, вы можете оставить у начальника экспедиции заявку на приобретение каких-либо продуктов. Это может быть не только алкоголь, а также, например, какая-нибудь еда или сигареты. Заказ всех участников экспедиции будет суммирован и передан судовому агенту – организации, которая отвечает за обслуживание судна в порту. И именно этот агент доставит вам весь заказ на борт судна. И проще, и дешевле, и удобнее.

Чуть сложнее с этим обстоит дело у полярников, которые остаются на год зимовать в Антарктиде. Они, любым из описанных выше способов, этот самый алкоголь, конечно, могут приобрести и тем самым сформировать свои запасы на год вперед. Но вы понимаете, что это будет очень большое количество горячительных напитков и присутствие их на расстоянии вытянутой руки может крайне печально отразиться на жизнедеятельности и работоспособности полярника. Пусть этот процесс на самотек значит для начальника станции гарантированно получить большое количество проблем в процессе зимовки. Так вот чтобы этого не допустить, весь купленный алкоголь на станции централизовано сдается на склад, доступ к которому есть только у начальника и его помощника. И в процессе зимовки начальник по просьбе полярника выдает ему его же алкоголь, соблюдая при этом принцип разумности.

Конечно, по прибытию на станцию ты можешь какое-то количество алкоголя спрятать, но на год тебе его точно не хватит. Есть умельцы, которые во время зимовки гонят самогон, поэтому сахар так же находится под особым контролем начальника станции :-) Хуже дела обстояли в 90-е годы прошлого века, когда и прежний контроль был несколько утрачен, и отбор был не таким жестким, как в советское время - народ пил на станциях всякую химию, в следствие чего много народу потравилось. Не редкими были и смертные случаи, чего ранее даже представить было невозможно.

Оставить свой заказ агенту я не успел, поэтому мне пришлось сформировать свой запас при помощи нескольких походов в магазин.

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном
4
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Сейчас могу со знанием дела сказать, что алкоголя надо было взять побольше :-)

На судне я находился в качестве «пассажира». В судовом «табеле о рангах» это самая вольготная категория. Команда на судне работает в соответствии с графиком, полярники привлекаются к работам по мере необходимости и начальник рейса имеет право привлечь к этим работам кого угодно. Пассажир же предоставлен сам себе и волен заниматься чем ему заблагорассудится, не нарушая судового распорядка и техники безопасности. С одной стороны, это, конечно, приятно, но меня не устраивало категорически, т.к. филонить, когда другие работают я не привык. Поэтому сходил к начальнику рейса и попросил привлекать меня ко всем работам, к которым привлекаются полярники. Начальник удивился, ответил согласием и первым делом вписал меня на дежурство на камбуз. Эта работа является обязательной для всех участников экспедиции. Причем такое же правило действует и на станциях.

Дежурство состояло из двух частей. Сначала, за день до дежурства, предстояло прийти на камбуз и почистить овощи из которых на следующий день будет готовиться еда.

6
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

В моем случае это было не малое количество картофеля, лука и вареной свеклы и еще кучи каких-то овощей. Делом это оказалось не столь тяжелым и часа за три мы со всем объёмом работы справились. Значительно упростило работу то, что картошку предварительно почистили в специальном аппарате – он снял с нее кожуру и нам осталось лишь удалить «глазки» и разрезать ее, чтобы убедиться, что она не гнилая внутри.

5
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

На следующий день пришлось переквалифицироваться в официанта-грузчика-уборщика.Что бы у окна раздачи пищи не скапливалось много народа и для демонстрации «высокой культуры обслуживания» все посетители столовой рассаживаются по своим местам.

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Кастрюли с супом мы предварительно расставили на каждый стол и его каждый сам себе наливает, а вторые блюдо как раз разносят дежурные, и они же убирают грязную посуду.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Так же в обязанности дежурного входит помывка полов, правда, почему-то только после завтрака, хотя логичнее предположить, что больше всего грязи в столовую приносится днем.

Ну и если уж зашла речь о быте, то нельзя не коснуться вопроса, связанного со всякими постирушками. Мало кому по силам набрать с собой чистой одежды на весь рейс, да и не везти же потом обратно груду грязного белья, скопившегося за полгода. В этом никакой необходимости.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

На палубе установлена стиральная машина, в которой вы всегда можете постирать все свое белье. Чуть хуже дело обстоит с его сушкой. Если белья скопилось много и одновременно постирало сразу несколько обитателей одной каюты, то его и физически особо негде вешать, да и климат в каюте, пока белье сохнет, будет не очень. Поэтому частенько белье вывешивается в коридоре. Нижнее белье, конечно, никто не развешивает, но рубашки, футболки и брюки практически всегда висят на поручнях.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Постельное белье на судне казенное и выдается централизовано. Правда, для меня осталось большой загадкой почему простыня на треть короче, чем должна быть… Меняется постельное белье раз в две недели. Ты должен сам его снять и отнести в прачечную.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Я задал прачке вопрос касательно размера простыни, на что получил ответ, что раньше они были нормальные, но от частой стирки сели. Этот ответ меня так же не устроил. Хотя, возможно, я просто не столь большой специалист в этом вопросе.

Связь с домом. Очень важный момент. В советское время было совсем сложно – если телеграммы отправлять можно было постоянно и в неограниченном количестве, то поговорить по телефону было и дорого, и возможностей для этого мало. Сейчас, конечно, значительно все проще. На корабле установлен спутниковый таксофон.

3
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Покупаешь у радистов за 10 долларов карту и можешь 10 минут поговорить с любой точкой мира.

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

А вот с интернетом совсем плохо – его нет. Точнее будет сказать, что в принципе он имеется, но, во-первых, очень медленный и ресурс его прям сов ем мизерный, т.к. предназначен он, прежде всего, для передачи служебной информации. Но, в качестве небольшого бонуса, существует возможность через радистов отправлять и получать электронные письма небольшого объема – полстраницы/страница.

Свободное время на судне надо как-то убивать. Невозможно все время спать и есть, сам корабль вы облазите достаточно быстро и морской пейзаж не всегда будет радовать чем-то интересным, чтение тоже приедается. К сожалению, в южном полушарии, а тем более над антарктическими широтами, очень мало наших спутников связи, поэтому практически нигде нет вещания наших телевизионных каналов и радиостанций.

Периодически радисты выкладывали вот такие распечатки с новостных лет, которые иногда имели возможность скачать из Интернета.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Но в целом, все время пребывания в океане ты прибываешь в информационном вакууме и что происходит в твоей родной стране, да и в мире в целом можешь узнать только во время звонков домой. Ну и не надо напоминать, что и эти рассказы будут скудны. Конечно, если в стране случится переворот, то это будет сообщено на судно в официальном порядке, но не столь грандиозные события останутся для вас неведомыми до момента прихода в первый порт.

Чтобы хоть как-то скрасить пребывание на судне, для моряков и полярников организован самый настоящий пиратский видеопрокат. Дома я давненько с подобным не сталкивался и поэтому был страшно поражен, когда увидел все стены в районе радиорубке завешенными списком фильмов, которые можно взять в прокат.

1
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

И надо признаться, что собранный каталог, включающий в себя под тысячу фильмов, очень разнообразен и что-то интересное для себя там найдет поклонник любых жанров.

2
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Помимо этого, в некоторых каютах установлены телевизоры и для них на судне организована внутренняя видеотрансляция. Постоянно в записи демонстрируются передач National Geographic и подобных ему каналов, а также юмористические передачи типа Comedy Club. Вечером же идут трансляции различных российских и иностранных фильмов, расписание этих трансляций каждый вечер объявляется по внутрисудовой громкой связи.

Стоит ли говорить, что подобное пиратство, в таких масштабах, да еще и такое открытое, мягко говоря, серьезно нарушает законодательство об авторском праве действующее во всех странах, куда заходит судно. И я очень не позавидую хозяевам судна, если про это когда-нибудь прознают иностранные правообладатели.

Как со связью и с развлечениями обстоит на станциях я напишу в другой части. Сейчас же давайте пройдем на корму и ознакомимся с нашей авиацией.

3
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Состояла наша «эскадрилья» из двух вертолетов КА-32. Зачем они нужны и как они используются будет рассказано в следующих частях. Здесь же добавлю только то, что вертолеты принадлежат компании Avialift, из Владивостока. Раньше авиация, используемая в Антарктиде, также принадлежала Институту Арктики и Антарктики, но сейчас, в рыночные времена, выгоднее отдавать эту работу на аутсорсинг. Всего у компании Avialift одиннадцать вертолетов и все Ка-32 и работают они по всему миру, начиная с Арктики и Антарктики и заканчивая горными районами Ирана, нефтяными месторождениями Индонезии и тушением лесных пожаров в Турции и Китае.

Ну а тем временем, пока я обживался, изучал судно и царящие на нем порядки в небе появились птицы, обитающие в полярных широтах, а вокруг судна все чаще стали попадаться айсберги.

17
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном
16
Мое второе путешествие в Антарктиду. Часть вторая. Знакомство с судном

Сердце забилось сильнее – Антарктида рядом!

Ну что ж, мой преданный читатель, из первой части моего повествования ты узнал о том куда и зачем я отправился, в этом рассказе я постарался подробнее рассказать о том как и на чем. Дальше нас ждет самое интересное – Антарктида.

 

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Антарктида: полезная информация
Комментарии