Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был 6 мая 6:33

По волнам моей памяти

Москва — Россия Июнь 2017
Район Аэропорт

Реновация… Реновация… Все уши прожужжали. «А вдруг, правда снесут?» — подумал я и решил спустя сорок лет съездить в свой старый двор, где провёл первые пятнадцать лет своей жизни…

И вот я на месте. Улица Константина Симонова дом 5 корпус 2.

Ранее улица располагалась на территории бывшего подмосковного села Всехсвятского. С конца XIX века носила имя Лазовский переулок по фамилии домовладельца. После того, как мы оттуда уехали, в 1985 году её переименовали в честь писателя Константина Симонова. Правда сам писатель жил в нескольких кварталах отсюда, в доме № 4 по улице Черняховского, в так называемом «писательском доме».

Мои родители вместе со своими родителями из барака на Войковской заселились тогда ещё в совершенно новую пятиэтажку в начале 1961 года. А в октябре родился я. К высоте им привыкать не пришлось, они снова получили квартиру на первом этаже. Три окна слева от подъезда — это наши. Под окнами небольшой садик. Моя бабушка с первых же дней проживания взяла ответственность за него на себя. Памятуя о своём деревенском прошлом, она тут же засадила его яблонями и кустами белой смородины. А урожаем угощала весь подъезд. А посередине сада была огромная клумба с цветами и бабушка каждое 1 сентября раздавала цветы всем первоклассникам нашего двора. Я собственноручно поливал сад из шланга прямо из окна кухни, не выходя на улицу… А в начале 70-х гг. пришла какая-то тётка из ЖЭКа с двумя рабочими и сказала, что через десять лет наступит коммунизм, а при коммунизме никаких заборов не будет. И без того хлипкий забор вокруг садика был демонтирован, а сам сад стал постепенно приходить в упадок. Сейчас от него не осталось и следа.

Мой детский сад. Я ходил в него только один день. После того как я целый день проорал там благим матом, воспитательницы взмолились, чтобы мои родители больше не приводили меня сюда. Молитвы были услышаны, и за моё воспитание взялась бабушка.

Детский сад.

Моя школа. Она находилась в соседнем доме. Когда то это было простое здание из серого кирпича. Сейчас она выглядит иначе.

Это Московский городской институт усовершенствования учителей. Тогда мне очень нравилось, что учителя тоже ходили учиться, им тоже надо было делать уроки, они тоже получали двойки, и, может быть, они тоже получали пистонов от своих родителей.

За зданием института находился склад. Мы, будучи младшеклассниками, лазили по его крыше и как-то разглядели в дырку, что в складе хранится огромное количество книг Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их друга (как я тогда думал) Владимира Ильича Ленина. Видимо полное собрание сочинений и не в одном экземпляре. Они были собраны в стопки и перевязаны верёвкой, как это делали когда хотели сдать книги в макулатуру. Мы об этом никому не говорили, это было нашей мальчишеской тайной.

Улица Константина Симонова. Она идёт от Красноармейской улицы до Ленинградского проспекта.

На этой улице стоит старинный особнячок — это вилла Оконешникова (1903 г.). Сейчас здесь салон связи. А в 60-е гг. была детская поликлиника.

На пересечении улицы Константина Симонова с проспектом стоит этот высокий кирпичный дом.

Возле этого дома постоянно стояла машина хоккеиста Валерия Харламова, серая «Волга» с номером 00–17. На заднем стекле был стикер или что-то типа этого со словами: «Эх, прокачу!» Та самая машина, на которой он погибнет в ДТП в 1981 году. Самого Валерия мы ни разу не видели, но были уверены, что именно в этом доме он живёт. Это и не удивительно, ведь через дорогу, на другой стороне Ленинградского проспекта, находится хоккейный стадион ЦСКА. Именно в этом клубе к Харламову пришла всенародная слава.

Ленинградский проспект когда-то имел по три полосы движения в каждом направлении. Сейчас я насчитал всего девятнадцать.

Ленинградский проспект. Жилой комплекс Помидор был построен в 2000 году на месте старого дома, в котором находилось культовое по тем временам место - стоячее кафе типа Пельменная.
Ленинградский проспект. Жилой комплекс "Помидор" был построен в 2000 году на месте старого дома, в котором находилось культовое по тем временам место - стоячее кафе типа "Пельменная".

Вдоль всего проспекта велосипеды напрокат.

Оба берега проспекта соединяют вот такие длиннющие пешеходные переходы.

Раньше проспект был очень зелёный. Деревья, как правило, тополя росли по обеим сторонам проспекта, а посередине его была аллея. Сейчас по обеим сторонам стоят многоэтажные монстры из стекла и бетона.

То, что пониже — это здание Горбачёв-фонда.

Здание гостиницы «Аэрополис». Но она ещё с тех времён, построена в 1963 году. Только называлась она тогда «Аэрофлот».

За гостиницей здание бывшего аэровокзала на Ходынском поле. Когда-то в аэровокзале можно было пройти регистрацию на рейс, сдать багаж, сесть в автобус и подъехать чуть ли не прямо к самолету, скажем, в Шереметьево. Именно в этом и был смысл — человек удобно приезжал на метро до аэровокзала, регистрировался, а дальше фактически он уже «летел». Сейчас в нём торговый центр «Авиасити».

За высоким красным кирпичным забором — одна из дач Лаврентия Берия. Есть такая версия. Я и тогда не знал что там, и сейчас толком не выяснил: нечто с видеокамерами по всему периметру, спутниковыми антеннами и охраной.

Кстати, это уже Петровский парк. Здесь находится знаменитый Петровский путевой дворец. Построен примерно в 1779 году для остановок перед въездом в город царствующих особ. В пору моего детства он принадлежал Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, находящейся по соседству, а в 1997 году он был передан в ведение мэрии города Москвы. Здесь Гагарин и многие космонавты получали дипломы как инженеры авиации. Здесь пережидал пожар Москвы Наполеон.

Путевой дворец.

Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.

-А. С. Пушкин «Евгений онегин»

С двух сторон от входа во дворец установлены бюсты К. Э. Циолковскому и Н. Е. Жуковскому.

За зданием дворца находятся знаменитые «семь дорог». Это кольцевая дорога вокруг площади космонавта Комарова и примыкающие к ней шесть аллей. Уж не знаю, про пути просветления или про этот перекрёсток пел Макаревич:

Перекресток семи дорог
Жизнь моя
Пусть загнал я судьбу свою

Но в каком бы не пел краю
Все мне кажется,

И вроде все как всегда
Вот только одна беда
Все мне кажется,
Я на нем свернул в никуда
Перекресток семи дорог…

Сфотографировать с земли его невозможно. Нашёл интересную фотографию в интернете, правда, зимнюю.

Фото Александра и Веры Джус.

Раньше на углу Красноармейской улицы и площади космонавта Комарова, там где сейчас построили церковные ворота, находилась знаменитая пивная, которую так и называли «Семь дорог». И я, грешный, будучи молодым и глупым, неоднократно посещал её.))

Пивная не сохранилась, зато как и сорок лет назад подземный общественный туалет продолжает стоять в том же месте.

Дорога к стадиону Динамо.
Дорога к стадиону "Динамо".

От пивной всего пятьсот метров до стадиона «Динамо» имени Льва Яшина. Такой вот джентльменский набор: пивная + подземный туалет + футбольный стадион. Я в детстве болел за «Динамо», оно же рядом.

Западная трибуна стадиона Динамо.
Западная трибуна стадиона "Динамо".

Рядом с исторической западной трибуной стадиона находится северный наземный вестибюль станции метро «Динамо». Построен в античном стиле, окаймлен колоннадой круглых коринфских колонн, что в отличие от оформления самой станции, никак не вяжется со спортом.

Северный вестибюль станции Динамо.
Северный вестибюль станции "Динамо".

Церковные ворота, построенные на месте бывшей пивнушки, принадлежат храму Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм построен в середине XIX века. В 30-е гг. был закрыт и превращён в склад той же Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Ныне храм отреставрирован и передан в собственность РПЦ.

Храм построен в 1844-1847 гг. архитектором Ф. Рихтером на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной, одной из первых домовладелец в Петровском парке.

На Красноармейской улице дом 1 находится бывший окружной Дом офицеров. Сюда я бегал по выходным в кино на утренние сеансы.

До революции здесь был ресторан «Эльдорадо». Здесь кутила купеческая Москва. Прежде здесь стояло небольшое деревянное здание, но хозяин заведения купец Илья Скалкин в 1909 году отстраивает новое здание по проекту Л. Н. Кекушева. Оно то и сохранилось до наших дней. В ресторане были удобные кабинеты, зимний сад с тропическими растениями и канарейками, и сцена, где выступал цыганский хор.

В ресторане случались не только музыкальные представления, но и драки и даже стрельба. Во время Первой мировой войны в части здания размещался госпиталь для раненых на полях сражений. С приходом большевиков ресторан был окончательно закрыт. В главном зале ресторана выступал В. И. Ленин с речью «Советская республика в опасности». Это событие помогло сохранить здание. В 1919 году здание занял «Красноармейский клуб имени Розы Люксембург», превратившийся затем в Дом офицеров.

Окна первого этажа дома широкие и имеют полукруглую форму, выходящий на Красноармейкую улицу.

Через дорогу от Дома офицеров находится Дом авиации и космонавтики. Работает как музей. В прошлом ресторан «Аполло».

По иронии судьбы историческое название этого ресторана оказалось связанным с космосом. Оно вызывает в памяти совместный американо-советский космический проект Союз-Аполлон. Американский космический корабль как раз и назывался Аполло.
По иронии судьбы историческое название этого ресторана оказалось связанным с космосом. Оно вызывает в памяти совместный американо-советский космический проект "Союз-Аполлон". Американский космический корабль как раз и назывался "Аполло".

Красноармейская улица. В те далёкие времена, когда я там жил, по этой улице вплоть до улицы Черняховского не было ни одного светофора. Сейчас они на каждом перекрёстке, машин стало очень много.

Эльдорадовский переулок. Его самое раннее название — улица Цыганский Уголок. Название связано с тем, что на ней жили цыгане, певшие в ресторане «Эльдорадо», о котором я уже рассказал.

По ресторану Эльдорадо улица в 1951 г. была переименована в 4-й Эльдорадовский пер. После исчезновения в 1968 г. трёх остальных номерных переулков в названии этого номер был устранён и он стал называться просто Эльдорадовский переулок.
По ресторану "Эльдорадо" улица в 1951 г. была переименована в 4-й Эльдорадовский пер. После исчезновения в 1968 г. трёх остальных номерных переулков в названии этого номер был устранён и он стал называться просто Эльдорадовский переулок.

Старый Зыковский проезд. Назван по деревне Зыково, вошедшей в черту Москвы в середине XIX в.

Ближайшая к моему бывшему дому станция метро называется «Аэропорт». Построена в 1938 году. Названа по бывшему московскому аэродрому на Ходынском поле. Это первая односводчатая станция московского метро. Любопытно, что была построена открытым способом, расположена под Ленинградским проспектом. А вестибюль находится под семиэтажном жилым домом, построенном в том же году.

Вход на станцию метро Аэропорт.
Вход на станцию метро "Аэропорт".

Дома с этой стороны Ленинградского проспекта все старые, довоенные. Вот этот жилой дом построен в 1934 году.

А это вентиляционный киоск Замоскворецкой линии. Как я любил зимой стоять возле него! От него исходило тепло и интригующе пахло подземной жизнью.

Рядом с метро «Аэропорт» на одноимённой площади стоит памятник Эрнсту Тельману, лидеру немецких коммунистов и политическому оппоненту Гитлера. Его поставили в 1986 году, когда я там уже не жил. Но я совершенно случайно оказался на его открытии. Там также (думаю не случайно) на открытие присутствовал последний генсек ГДР Эрих Хоннекер. До присоединения ГДР к ФРГ оставалось четыре года.

Перед открытием памятник, как водится, укрыли белым полотном, для того, чтобы в нужный момент его торжественно сдернуть. Но то ли в полотне была дырка, а может какой-нибудь шов разошёлся… кулак Тельмана вылез наружу. Так и стоял он, укрытый полотном, из-под которого торчал кулак, грозя проезжающим автомобилям.

Ну, а закончил я свою прогулку возле «писательских домов» на улице Черняховского.

Здесь жил писатель Константин Симонов, в честь которого назвали улицу, на которой я жил.

А также некоторые другие известные личности.

Я — аэропортовский. Мне было интересно посетить спустя сорок лет мою «малую родину»: не только мой старый уютный двор, но и места, мною «помеченные». Может быть и вам было любопытно. Всё изменилось. Стало лучше? Конечно же нет. Трава раньше была зеленее, деревья выше, люди лучше…Кстати, а когда это было?