Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Ваттенс — Австрия Март 2017

«Любители ли вы бриллианты так, как люблю их я,» — перефразируя господина Белинского, хочется спросить милых дам. Психологи говорят, что бриллианты носят те, кто высоко себя ценит и обладает рациональным мышлением. Я люблю на бриллианты смотреть. Не обязательно на свои. Чужие и пока ничьи мне тоже нравятся.

А что у вас ассоциируется со словом «хрусталь»? У меня — детство. Моя мама лет 40 назад из своей первой поездки в Европу привезла богемский хрустальный штоф, бокалы и вазу для цветов. Это было очень круто. Чешский фетиш до сих пор красуется у меня в «горке», но он там достаточно одинок, поскольку никогда не была я озадачена накопительством хрустальных изделий.

А к чему этот весь сыр — бор? Сегодня мне хочется рассказать, как можно изменить свое многолетнее устоявшееся мнение, от весьма скептического на совсем противоположное. Для этого нужно всего лишь окунуться в «ХРУСТАЛЬНЫе МИРЫ СВАРОВСКИ». Так называется замечательная «подземная сказка», созданная из миллионов живых кристаллов, расположенная в крошечном тирольскои городке Ваттенсе.

Вообще-то Сваровски родился в горах Богемии в 1862 году, там, где работать со стеклом в каждой семье было делом обязательным, как у нас в Иваново постельные комплекты шить к примеру. И Даниель, так звали будущего Мастера, стал заложником этой стеклодувной системы. Но парень оказался творческой личностью, играл на скрипке, сочинял какую-то музыку, попевал песенки, и стало ему скучно смотреть на своего отца, продающего стеклянные заколки для волос и всякую бытовую фигню. О чем, как вы думаете, мечтали в то время все творческие люди? Конечно, о Париже! И Сваровски поехал! Он стал изучать физику, химию, электротехнику, механику, а своим кумиром почитал великого мошенника и фэйкера, одинокого авантюриста 18 века Жоржа Страсса, прославившегося подделкой драгоценных камней и давшего рождение слову «стразы».

Именно Сваровски пришла в голову идея приспособить электрический ток для шлифовки стекла и после долгих раздумий он — таки смастерил первый в мире шлифовальный станок. А это значило, что теперь он может обрабатывать стекло и хрусталь в большом количестве и высоком качестве! Золушка потихоньку становилась принцессой!

Хрустальная Вселенная Сваровски

Но: дабы не разозлить богемских земляков своим успехом, Сваровски для запуска массового производства перебрался в крошечный тирольский городок с населением 800 человек — Ваттенс. Давайте и мы туда прокатимся.

Первый автобус — шаттл от железнодорожного вокзала Инсбрука отправляется в 8 — 50. По городу он делает несколько остановок, в том числе у музея — магазина Сваровски в Старом городе. Вот расписание шаттла:

Хрустальная Вселенная Сваровски

Погода рыдала проливным слезами, пять туристов в автобусе уныло смотрели в окно и тихо радовались, что едут в хрустальную сказку, расположенную под землей, в тепле и сухости. Поездка занимает 20 — 25 минут, стоимость экскурсии — 19 евро за билет в музей и 9. 5 евро за шаттл в оба конца. По туристической карте INNSBRUCK CARD — даром. Аттракцион (правильное название Swarovski Kristallwelten) начинает работать с 9.00 до 19.30 (летом до 22.00).

И еще одна практическая подсказка: неорганизованному безухеру можно подключиться к бесплатной точке WLAN «сrystalworlds», где доступна любая экспозиция музея по адресу: www.kristallwelten.comvisit.

Хрустальный мир расположен в прекрасном саду!

Хрустальная Вселенная Сваровски

Понимаю, что данная фотография ни разу не возбуждает желания прогуляться, но поверьте, даже в такую мерзопакостную погоду — воздух там упоительный!

В центре парка — облака из кристаллов, я с трудом рассмотрела хрустальные камушки в утренней мгле, хотя живо представила, как красиво они смотрятся при ярком солнечном свете! Говорят, на хрустальное облако было потрачено более 600 тысяч кристаллов разных размеров!

Хрустальная Вселенная Сваровски

Здесь же рядом — Игровая Башня — самая высокая в мире игровая площадка в закрытом помещении.

Вообще, судя по написанному в буклете, на территории музея спокойно могли бы разместиться 10 футбольных полей, а в саду высажено 73 тысячи луковиц различных цветов.

Хрустальная Вселенная Сваровски

Абсолютно все 73 тысячи глухо сидели в недрах и ни единого цветика миру не являли.

Пока я предавалась размышлизму «по кой-хрен я езжу в Европу в марте? «, на пути неожиданно возникла скульптура нахально — сексуального козла.

Хрустальная Вселенная Сваровски

«Иди уж, матушка, внутрь, ничего тут интересного, кроме меня не высмотришь, а время потеряешь!, — доверительно проблеял сатир, — Зеленый Великан тебе в гиды». Я послушно поплелась взглянуть в хрустальные глаза этого Великана и удивилась их поразительно живому зеленому блеску, глаза реально следили за перемещением вокруг своей поросшей травой головы. Изо рта шумно изливалась кристально чистая вода, погружаясь в недра рукотворного озера, а люди на этом фоне казались мелкими букашками, заискивающе улыбающимися зеленому Троллю, охраняющему свои несметные богатства.

Давайте и мы пройдем в подземное царство Сваровски, которое было создано в честь 100 — летия создания фирмы в 1995 году. Родственники гения решили не поражать публику гулянкой, салютом и раздачей пряников, а вполне разумно постановили на семейном совете создать праздник австрийскому туристу, тем самым ежедневно воскрешая в человеческой памяти творческую жизнь и трудовые подвиги Сваровски.

Огромная подземная пещера таит в себе самый настоящий лабиринт из множества комнат, соединенных между собой лестницами и узкими проходами. Здесь нет окон. Здесь царствует свет хрусталя. Ты словно попадаешь абсолютно в другую реальность, я и «Твин Пикс» там вспомнила, и «Матрицу»… Все внимание сосредоточено на тонких вибрациях света и звука, ты погружаешься в атмосферу кристалла, и через какое-то время ощущаешь себя одной из его многочисленных граней, мелкой крошкой этой интерактивной хрустальной Вселенной.

Магия начинается с Синего зала, где собраны настоящие сокровища: самый большой и самый маленький из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта — 310 000 карат, 62 килограмма, диаметр 40 см, у него даже есть имя — Центенар. Сто граней отливают россыпью голубых огней, обещая рассказать какую-то тайну, а самый маленький кристалл — меньше одного миллиметра (0.8) — можно рассмотреть только под микроскопом.

Легко узнаваемые часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя:

Синие стены и красный потолок создают удивительно уютную пещерную атмосферу, где можно услышать цокот копыт и увидеть великолепно украшенного коня индийского магараджи, на самом деле сбруя любимого коня была из самых настоящих алмазов:

Хрустальная Вселенная Сваровски

Некоторые туристы надолго «зависают» у хрустальной стены высотой 11, а длиной аж 42 метра, на облицовку которой было потрачено 12 тонн кристаллов!

Эта стена укажет путь к другим тайнам мира чудес. Сразу за ней вы увидитн дверь, ведущую в Механический театр, созданный Джимом Вайтингом, незаурядным художником и режиссером, обреченным болезнью плохо двигаться. Я всегда знала, что здоровый и физически полноценный человек редко задумается о том, как совершает движение его рука или нога. Пока все шевелится, ему и в голову не придет задуматься о каких-то механизмах. Человек в коляске или корсете считает движение — главным смыслом и основным достижением человечества, поэтому нездоровый с рождения Джим создал этот театр Движения. Здесь царит хаос: самстоятельно раскладываются на «ходящие» части манекены, неистово танцуют половинки мужских тел, вихрем кружится обеденный стол с двумя геями, Господи, прости, под потолком летают рубашки… Кто-то сравнил Музей Сваровски с Музеем Дали, в этом зале, пожалуй, сходство их максимальное.

Хрустальная Вселенная Сваровски

После безумия Механического театра приятно оказаться в царстве света и зеркальных граней Кристального Собора. Вам хотелось каогда-либо оказаться внутри бриллианта, хоть и искусственного? Удивительное ощущение! Ведь вы можете одновременно посмотреться в 595 зеркал! А если они еще и меняют цвет? Бывших скрипачей не бывает! Сваровский требовал от камня, что бы он «звучал». Музыка хрустальной бездны! Отродясь такого не видела за все свои 20 лет и 30 зим.

Хрустальная Вселенная Сваровски

Далее мы погружаемся в зимнюю сказку Silent Light. Зима для Сваровски и его потомков — любимое время года. По всему миру фанаты и просто богатые люди имеют честь заказать Рождественскую елку от Сваровски.

Хрустальная Вселенная Сваровски

А безумные коллекционеры, которых насчитывается не менее 500 тысяч, «ломают ноги» в поисках новой хрустальной фигурки — новогоднего фетиша. Маркетологи Сваровски придали своему «зоопарку» статус «коллекционного», поэтому после выпуска очередной овцы или черепашки эскизы и все инструменты, использованные для производства фигурки, безжалостно уничтожаются. Цены на них у коллекционеров могут доходить до безумных нулей.

И это уже вековая традиция — на рождественские праздники выпускать новогоднюю коллекцию украшений с новогодней тематикой.

Хрустальная Вселенная Сваровски

Надо заметить, что коллекция началась с безобидной мышки, которую смастерили из ненужных подвесок для люстры, а вскоре эта мышка уже стала логотипом компании. Со временем мышь отправили на пенсию, а на ее место встал цветок эдельвейса, которого теперь уже сменил прекрасный ЛЕБЕДЬ, полюбившийся австрийцам больше всего. Видимо, великие произведения Вагнера не только в Баварии, но и в Австрии, оставили светлый след в сознании людей.

А дальше мы идем по мосту в каком-то идиллическом и одновременно утопическом ландшафте. Именно в этом зале Into Lattice Sun у меня начало сносить «крышу», видимо, мозг уже отказывался разграничивать фантазию и реальность, и я растворилась в зеркальном мире, перестав что-либо соображать и оценивать.

Хрустальная Вселенная Сваровски

В этой люстре — четверть миллионов кристаллов, а впрочем, какая разница… Это просто красиво…

Хрустальная Вселенная Сваровски

Свой бизнес Сваровски считал законным, и поэтому никогда не скрывал сам факт имитации. Он поставил на поток светский блеск и престиж, подарив возможность каждому человеку видеть и покупать эту красоту. Говорят, что настоящий природный бриллиант сам выбирает, на чьем пальце ему красоваться, стразы и хрустальные украшения от Сваровски дали право человеку, даже не богатому, украсить руку своей возлюбленной по желанию человека, а не алмаза.

На стенах музея можно почитать и хрустальные мысли великих людей. Дизайнер по стеклу Поль Сидо создал целую стеклянно — поэтическую библиотеку.

Здесь, например, строка из «Вина любви» Чарльза Бодлера

Очередной аттракцион в Музее Сваровски — Ледяной коридор. Идете вы себе красиво по лабиринту, расслабились, мечтать начали, наконец, о чем-нибудь бесшабашном, и вдруг — под ногами треск и грохот! Вау, смотришь вниз, а под тобой какие-то рисунки расползаются и звук такой, словно ты раздавил хрустального бегемота! Я шла одна, но представляю, если много людей по этой чудо — дорожке пойдет, составленной из 440 граней, и каждая из них выдаст звук-цвет-форму на каждый человечий шаг, что это будет за какофония!

Хрустальная Вселенная Сваровски

«Оставьте свой след» — так призывают туристов заглянуть в десятиметровый Ледяной коридор. Если что, вот эту груду какашек я после себя оставила… Надеюсь, кто-нибудь непременно сотрет.

А далее в нашем лабиринте чудес — созданная бельгийцами к 120 летию фирмы Сваровски Studio Job Wunderkammer.

Хрустальная Вселенная Сваровски

Отделка этого тематического парка — не только кристаллы, но и металл, дерево, позолота, ручная роспись. Получилось очень нарядно. Тысячи фрагментов нашей жизни, здесь есть, о чем подумать и на что посмотреть.

Собор Василия Блаженного и Статуя Свободы, Биг-Бен и Наполеон, замок Нойшванштайн и великолепный Давид, чего только нет в комнате чудес. Бельгийцы не могли оставить без внимания и своё чудо — железнодорожный вокзал в Антверпене. Здесь кипит жизнь, здесь все находится в движении.

Хрустальная Вселенная Сваровски

Следующий зал — это модерн. Помнится, не так давно, в альбоме о Зальцбурге я зарекалась это слово не упоминать и в такие места не заходить. Но: у меня есть «любимчик», он пока один в моем персональном рейтинге модерновых скульпторов и его имя — Арик Леви. Красивый и умный мужчина, король дизайна, как о нем пишут СМИ, израильтянин, творящий в Париже, победитель многих и многих мировых выставок, работающий для самых крутых заказчиков. Где-то когда-то мне на глаза попалось интервью с Леви, и он там так мудро говорил, что имя невольно осталось в памяти. И вот, здассьте! Transparent Opacity — Непрозрачная прозрачность, Сваровски заказали интерактивную композицию именно Леви, зная, что его любимая тема — «Растущие камни», ROCK GROWTH.

Хрустальная Вселенная Сваровски

— " Я израильтянин и с детства умею превращать трудности в удовольствия и разочарования — в развлечения. Есть разница — быть евреем или израильтянином: в последнем случае жизнь заставила тебя пройти армию и парочку войн. Чтобы выжить, учишься быть изобретательным и оптимистичным. «. А еще он говорит " Я думаю сердцем, а чувствую мозгом»… И еще: " Я работаю, как ученый, меня интересует ДНК вещи…" Круто, правда?

Еще два модерновых дизайнера Фредриксон и Сталлард создали для музея Сваровски Райский хрустальный лес — EDEN. Он расположен сразу за водопадом.

Хрустальная Вселенная Сваровски

В каждом дереве есть «сердце», которое поддерживает цветомузыкальную мозаику и создает ощущение нереальности происходящего. На верхушках деревьев — гигантсткие разноцветные хрустальные кроны. Хочется в этом лесу заблудиться, чесслово. Наверное, авторы думали о том, как прославить жизнь, как связать природу человека и природу, как таковую, как в созданном райском лесу сказать себе «стоп», ощутив момент истины, пытаясь ухватить ускользающую мысль о величии жизни. Вобщем, отличное место для медитации, не торопитесь уходить оттуда, правильная мысль обязательно вас отыщет.

Хрустальная Вселенная Сваровски

Ну, а дальше, как в настоящем лесу: чем дальше, тем страшнее, ой, интереснее.

Та-та-та-та!!! Русские идут! Да не просто русские, а сибиряки! Это — зал FAMOS. Самый скандально известный дуэт Мизин — Шабуров «Синие носы», возбудители спокойствия и «больная мозоль» нашего Министерства Культуры, создали прикольные видеосюжеты для хрустальных архитектурных шедевров мира. Их в лаборатории Сваровски создали четыре: Тадж — Махал, Эмпайр — Стейт- Билдинг, наш Мавзолей и Пирамиду Хеопса. Причем, создали талантливо и тонко, из огромного количества кристаллов. Пирамида Хеопса, например, весит 105 кило! А на американскую вышку потребовалось 386 кристаллов. Каждую деталь шлифовали 10 — 15 недель!!!

Хрустальная Вселенная Сваровски

Внутрь зданий вмонтировали экраны, на которых транслируются видеофильмы «Синих носов»: в Мавзолее лежит пьяный Ленин в окружении пустых бутылок, В Эмпайре чудит Кинг — Конг, в Тадж — Махале — восточные красавицы из «Тысячи и одной ночи» бьются в эротическом экстазе, а в пирамиде дурацкая мумия душит археолога. Вобщем, приходите — ухохочетесь…

А дальше — всех прошу на гипноз! Вы садитесь перед экраном, который называется «55 миллионов кристаллов», а там — просто какой-то сложный цветной символ их хрустальной матрицы, в который, чем больше всматриваешься, тем глубже погружаешься в водоворот окружающей все это необычной музыки. Что это за звуки, способные погрузить за 3 минуты в гипнотический сон, я тогда не знала. Уже позднее пришлось почитать о музыкальном гении Брайана Эно. Его сравнивают с кочаном капусты, под каждым листом которого новые горизонты и новая свежая хрустящая тайна. Адепт глэм — рока, продюсер многих и многих музыкантов, в том числе «Звуков Му», друг нашего БГ и «ихнего» Дэвида Боуи, находясь на больничной койке после ДТП придумал новую музыку — эмбиент. Забыла сказать, что он же — автор трехсекундного трека — к запуску Windows 95, причем, он написал 84 разных вариантов. Эмбиент, как говорит само название, ОБВОЛАКИВАЮЩИЙ. Именно! Вот в чем весь секрет, ты обволакиваешься каким-то неземными звуками, напоминающими и уличный шум, и пение птиц, и рев двигателей, и какую-то электронную тарабарщину, а потом, дрысь — а на экране — уже произошла трансформация символа во что-то другое. Не знаю. как облечь все это в слова, но послушать хоть раз стоит…

Расскажу теперь о моем любимом зале, не знаю как он называется, кажется, продолжением FAMOS, но это не важно. Вы заходите в о чередной лабиринт, который состоит из 48 конструкций из стекла и зеркал. Неправильная форма и преломляющиеся со всех сторон грани под психоделическую музыку транслируют вам… даже не знаю, как сказать, все знания и опыт, который накопило человечество.

Хрустальная Вселенная Сваровски

Их так много, и они так часто сменяют друг друга, что создается ощущение полнейшего хаоса. И в голове, и в мире, что, собственно, и происходит на самом деле. Я по роду деятельности немного знакома с хаосом, творящимся в украшенных Сваровски головках перименопраузальных дам (у менопаузальных как- то все более-менее становится логичным и стройным), да я сама в хаосе пребываю, поэтому так и полюбилась мне эта свалка «огрызков мыслей». Но как интересно! Посмотрите, сколько сюжетных зигзагов!

Ну и, наконец, еще один красивый зал, где на полу валяются медузы, принятые мной сначала за бюстгалтеры эквилибристок цирка, а на потолке лес настоящих деревьев, внутри которых размещеные всякие инсталляции.

Хрустальная Вселенная Сваровски

ВСЁ! Экскурсия окончена! Не знаю, как можно передать фотографиями метаморфозы цвета и света, необычную музыку, мерцание кристаллов, немыслимые превращения камней, но мне показалось, что даже те, кто не любит изделия от Сваровски, будут немало удивлены масштабом и яркостью этого проекта. В истории компании немало фактов, о которых я и не слышала. Оказывается от Сваровски есть микроскопы, бинокли, телескопы и куча всяких режущих инструментов. Сваровски занимается огранкой не только искусственных кристаллов, но и натуральных камней — топазов, сапфиров, рубинов, аметистов. Более 80% мирового рынка кристаллов — это от Сваровски (более 20 млрд кристаллов в год). И многое- многое другое.

Любая девочка любого возраста не откажется от украшения, если только она настоящая девочка.

Хрустальная Вселенная Сваровски

А у кого после посещения музея не возникнет мысли купить себе что-то на память? Добро пожаловать в самый большой в мире магазин Сваровски! Посмотрите на плакат слева: Гешенк должен хорошо блестеть!

Пока глаза привыкают к блеску и роскоши гешенков, можно посмотреть на те раритеты, которые были созданы для великих мира сего и выставлена нам на обозрение. Не секрет, что и Марлен Дитрих, и Майкл Джексон, и Шанель, и Тина Тернер, и Кристиан Диор, и Ив Сен Лоран, и многие-многие сегодняшние мировые звезды почтут за честь одеть на себя новую коллекционную вещь от Сваровски.

Что касается подарков, то непременно этот милый дракоша найдет себе хозяина, хоть и стоит он почти 18 тысяч евро. Здесь есть милейшие вещицы на любой вкус и кошелек.

Что касается похода в магазин, то, честно говоря, я бы многое хотела там купить, но только в подарок. А себе я выбрала на память полюбившегося Зеленого Великана, пусть он теперь почивает на ключах от моей квартиры и зорко бдит, охраняя мои несметные сокровища!