Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 15:17

Галопом по Европам

+ 1 город — Россия, Брест — Беларусь, + 1 город — Польша, + 2 города — Германия, Париж + 3 города — Франция, Монако, + 4 города — Италия Сентябрь 2004
2 8

Мое путешествие началось 12 сентября 2004 года. Загранпаспорт был получен еще год назад. Этот тур выбрала, потому что очень хотелось побывать и в Париже, и в Венеции. Я отдавала себе отчет, что дорога будет не слишком легкой, но зато я укладывалась в те денежные средства, которыми располагала. За путевку я заплатила 18 тыс. руб, заказав ее за месяц до начала тура, сначала купила билеты на самолет, но «задергалась» по причине то плохой погоды, то тер.актов с двумя самолетами. Если бы мой самолет задержался на пару часов из Новосибирска, то я бы могла не успеть в путешествие; да и обратно мне пришлось бы буквально бежать по Москве, чтобы успеть на свой рейс. Поэтому я купила билеты до Москвы туда и обратно на скорые фирменные поезда (3 тыс. руб), которые меня устраивали по времени, сдала билеты на самолет и перестала нервничать. Купила в дорогу кое-какие новые вещи, набрала продуктов быстрого приготовления. В последнюю неделю перед отпуском меня бувально разрывали на работе, я даже с туром плохо ознакомилась, хотела немного прочитать о тех местах, где буду, да и английский язык хотела повторить — не успела. Итак, 12 сентября в 10 утра «Сибиряк» помчал меня в Москву. Дорогой читала книги да смотрела в окно на начинающуюся золотую осень.

В Москву поезд прибыл по расписанию в 6.30 утра на Ярославский вокзал (метро Комсомольская площадь). Я решила сначала поехать на Белорусский вокзал, откуда должен начаться тур, сдать там вещи в камеру хранения, разведать где и что, а потом погулять по центру Москвы, т. к. до поезда у меня было несколько часов свободного времени. Так я и сделала. Естественно, я поехала на Красную площадь. Было тихо и безлюдно, и уже появилось ощущение и предвкушение отдыха и новизны. Потом я пошла в Александровский парк, со слезами постояла у Вечного огня. К сожалению, в Кремль не попала, т. к. в четверг там санитарный день. Расспросив дорогу, пошла к храму Христа Спасителя, он совсем недалеко от Кремля. Послушала службу в Вознесенском соборе перед главным храмом, поставила свечи. Поразила икона Николая Чудотворца, выполненная мозаикой, в основном, из голубого камня (лазурита?) и икона Божьей Матери не в золотом окладе, а в розовых и белых каменьях. В 10 утра открылся основной храм, я прошла туда, конечно — простор и великолепие, но службы там не было. Выйдя из храма, пошла вдоль Москвы-реки, чтобы рассмотреть памятник Петру I работы Церетели, но перейти на другую сторону не смогла, оценила грандиозность скульптуры и пошла обратно. Было тепло и солнечно. Побродила по сувенирным ларькам, пообедала в Мак-Дональдс (кстати, не понравилось) и отправилась на Белорусский вокзал.

Поезд уже стоял, подождала у 5 вагона, согласно предписанию. Вскоре подошла гид Шарафутдинова Ольга Константиновна, приятная спокойная женщина, раздала загранпаспорта с Шенгенскими визами и билеты на поезд № 27 «Москва — Брест». Поезд отправился в 15.15. На месте уже познакомилась с попутчицами. Они уже успели побывать кто в Египте, кто во Франции. В Брест прибыли рано утром и бегом к автобусам, чтобы поскорее добраться до границы. У меня было место во 2 ряду слева у окна. А вот на белорусской границе нас ждал кошмар, там мы промаялись больше 5 часов (с 5 до 10.20 утра). Впереди стояло 4 автобуса, пограничники и таможенники возились с ними, потом у них началась пересменка. Один из автобусов был из Казахстана с немцами, выезжающими на постоянное место жительства в Германию. Их проверяли долго и обстоятельно. Потом таможенники соизволили обратить внимание на нас, заставив взять все вещи и пройти в таможню. Там мы заполнили таможенные декларации, указав количество денег и перечислив золотые украшения и потом показав все это таможеннику. Прошли через магнит, потом фэйс-контроль, сдали паспорта. Все наши данные были занесены в компьютер (группа 45 человек, плюс гид, плюс два водителя). И на это ушло более 5 часов, наконец, мы тронулись, но проехали совсем чуть-чуть — пришла очередь польской границы. В автобус зашел поляк, собрал у всех паспорта, поглядев на каждого (мне пришлось взлохматить волосы, чтобы стать похожей на свою фотографию, на что пограничник воскликнул: «О женщины, что вы делаете со своими головами!»). Собрав паспорта, он сверил их с записями в книге, поставил печати и пожелал доброго пути. Естественно, отъехав от границы, мы дружно закричали «Ура!» — мы были уже в Польше.

И сразу начался другой мир, сразу почувствовалась ухоженность. Опрятные двухэтажные домики с балкончиками, на решетках которых висели горшки с круглыми шапками ярких цветов (герань, пятуньи), яблоневые сады с невысокими и нераскидистыми яблонями с висящими желтыми и красными яблоками, виноградники, капустные и картофельные поля. Но все это небольшое, аккуратное и чередующееся. Дома — обычные, не дворцы, нет высоких заборов, перед домом лужайка и цветы. (Квартплата за квартиру 70 кв.м составляет примерно $200 в месяц. Врачи, учителя получают около $300, детские сады бесплатные, только питание). Вскоре мы остановились пообедать. Наш гид коротко охарактеризовала польскую кухню и сказала, что нравится лично ей. Я взяла супчик жюр и на второе — скобова. Супы представляют собой густой бульон, нарезанных овощей там нет, возможно, они сильно переварены и перетерты. В моем супе имелся еще кусок колбасы, типа наших сырых колбасок, и немного яйца. Но было вкусно. А второе представляло собой огромную отбивную, гарнир заказывается отдельно. Полностью второе я съесть не смогла, и остаток был очень кстати в дальнейшем. Такой обед обошелся в 4.5 евро (160 руб), что сопоставимо с нашими ценами. А еще продаются соки с мякотью в бутылочках, очень вкусные.

Проехав 190 км, мы попали в Варшаву. Обычная Варшава мало чем отличается от наших городов: и дома такие же, и общественный транспорт схожий. День (17 сентября 2004 г.) был теплый и солнечный. Автобус привез нас в исторический центр — Старо Място (Старый Город). Мощеные улицы и площадь, цветы в горшках на тротуарах и на столбах, тепло. Сама площадь с какими-то «детскими» домами, фонтанчик, играет шарманка — удивительно. Все это было восстановлено после войны и теперь находится под охраной Юнеско.

Варшава
Варшава

Посмотрели на Королевский замок и колонну Сигизмунда II. Заглянули в Собор святого Яна, там шла служба. Соборы католиков отличаются от наших церквей: вместо икон — фигуры святых, скамейки для молящихся, свечи в маленьких рюмочках, колонны и своды.

Со старой площади прошли к Барбакану, это мощное защитное сооружение из кирпича, очень широкое. Теперь там играют музыканты, сидят художники.

Варшава, Барбакан
Варшава, Барбакан

Обойдя Барбакан, вернулись к автобусу, т. е. в Варшаве мы были совсем немного с 14 до 16 часов из-за долгого стояния на границе, а могли и вообще не заехать, если бы простояли дольше. После Варшавы поехали по направлению к Германии, это уж точно: «галопом по Европам». Опять аккуратные поселки или хутора с цветами на балкончиках, яблоневые сады, красивые газоны. Очень много скульптур Девы Марии или крестов; у подножия — или цветы, или горящие лампады. Кстати, когда уже стемнело, на одном кладбище на могилах тоже светились лампады, причем много. (Кто их зажигает?). Очень много костелов. Гаишники в Польше похожи на наших: также стоят в засаде с радаром — школа-то одна:-). Но они пошли еще дальше: кое-где стоят фанерные изображения полицейских машин. Издалека не отличить — действует. Наконец, проехав еще почти 500 км, остановились в польском отеле Holiday в городке Слюпицы, испытав огромную радость от горячей воды. Номер чистенький, с двумя кроватями, телевизором, санузлом. Помылись, попили чаю и спать — на большее нас не хватило. Утром — ранний подъем, континентальный (т. е. не шведский) завтрак в этом же отеле и опять в дорогу, чуть больше 100 км до Берлина. Еще раз нас быстренько проверили на границе (фэйс-контроль), поставив штампы в загранпаспорте, а дальше границ уже не было.

Сельская Германия уже отличается от Польши: дома построже, нет круглых горшков с цветами, нет распятий и фигур Мадонны, но также чисто и прекрасные дороги. Если населенный пункт подходит близко к дороге, то стоят противошумовые заборы, метра 4 высотой, иногда пластиковые, иногда щитовые. Автобаны имеют по три полосы в обоих направлениях, разделены широким газоном. Хорошая разметка и отсутствие рекламы вдоль дорог. Берлин (18 сентября) нас встретил хорошей погодой. Мы въехали в город с восточной стороны и сразу поехали в Трептов парк, где стоит фигура Советского солдата со спасенной им девочкой на руках.

Берлин, в Трептов-парке
Берлин, в Трептов-парке

Далее была обзорная автобусная экскурсия по городу, увидели остатки Берлинской стены, возведенной в 1961 и разрушенной в 1989 году. Ее высота 4 метра и вся она разрисована. Интересно было увидеть телевышку, знакомую по телепередачам. По тогдашним канонам она не должна была быть выше Останкинской. Заехали на Музейный остров, пофотографировались на фоне дворцов и музеев, проехали по улице Унтер ден Линден, которая была проложена как дорога в летний королевский дом. Полюбовались на Брандербургские ворота (типа Триумфальной арки). Их отреставрировали в 2000 году. Перед открытием они были накрыты чехлом, смельчак на воздушном шаре раскрыл молнию на чехле, и ворота появились перед ожидающей публикой. Доехали до площади Большая Звезда с Колонной и золотой скульптурой Победы (женщина с крыльями; немцы называют ее Золотая Эльза по имени жены скульптора, который ее изваял). Так как нас ожидал ночной переезд, автобус должен был выстаиваться 9 часов (где-то это все фиксируется), поэтому нам было предоставлено свободное время. Автобус высадил нас около зоопарка. Для начала гид отвела нас в кафе. Очень трудно было выбрать, не зная, что берешь, а особенно, сколько это будет стоить. Правда, порции были огромные, и можно было взять с собой, так что остатки перекочевали в выданные лоточки и сумочки. Здесь я не удержалась и взяла еще и пирог. Он представлял собой бисквит, на котором было много фруктов: бананы, киви, сливы, залитых желе. Здесь уже обед без первого блюда обошелся в 12 евро (400 руб). Потом мы осмотрели площадь с полуразрушенной в годы 2-й мировой войны церковью памяти кайзера Вильгельма и рядом стоящими новыми в современном стиле церквями (одна высокая, вторая квадратная низкая, немцы называют их Помада и Пудренница. Вечером они подсвечиваются одна синим, другая розовым — поразительно красиво). Рядом с этими церквями находится большой и дорогой магазин Европа-центр. Мы ходили туда посмотреть часы. Они представляют собой прозрачные трубы с желтой жидкостью, все это переливается — занимательно. Потом мы сели на 145 автобус и с гидом поехали в Шарлоттенбургский замок. Ехать было недалеко, ехали на втором этаже двухэтажного автобуса. Система оплаты такая: входишь в переднюю дверь и у водителя покупаешь билет за 2 евро, который действителен в течение 2-х часов, на нем отбивается время покупки. Если у тебя проездной или еще действующий билет — входишь в среднюю дверь (доверяют:-)).
Замок был построен королем для своей возлюбленной Шарлотты, в него мы не ходили, а просто побродили по парку. В парке извилистые дорожки (не для хождения), посыпанные красноватыми и белыми камешками, окруженные травой — какой-то орнамент, в конце — пруд с утками и лебедями. Побродив около часа по парку, мы решили вернуться в центр, пока еще действовали билеты. Тут вышла какая-то неувязка: то ли мы купили билеты только на один раз или только в одну сторону, но т. к. средняя дверь у автобуса не была открыта, мы пошли в переднюю, показав билеты водителю, он к чему-то придрался, и нам пришлось выйти. Мы дождались следующего автобуса № 100, который идет через весь город, и вошли, не показывая наши билеты, и спокойно доехали до Александрплатц. Остановок здесь не объявляют: впереди вверху — табло с названием остановки, к которой подъезжаешь. Мы захотели побродить по городу до времени посещения Рейхстага. Решили дойти до площади Звезды, шли, смотрели на здания, потом шли мимо парка, люди там спокойно сидят на траве, что-то готовят (шашлык или барбекю), дети бегают с мячом, тут и негры, и арабы. На тротуаре другим цветом выделена полоса для велосипедистов, их очень много, и молодых и пожилых. Дойдя до площади, мы повернули обратно, пошли по другой стороне, вышли к Мемориалу советским воинам (никаких следов от актов вандализма не видели), потом пошли к Рейхстагу, где уже собиралась наша группа. Сказали, что нам повезло, т. к. он был открыт для посещений, а ведь это действующее здание нижней палаты парламента.

Берлин, у Рейхстага
Берлин, у Рейхстага

Надписей наших воинов, оставленных в мае 1945 года, мы не нашли, лишь на одной гладкой белой стене внутри воспроизведены какие-то фразы, т. е. здание полностью перестроено после войны. Вверх на купол поднимались по спиральной дорожке с прозрачными стенками, было даже как-то не по себе. От вершины купола вниз уходит какая-то стеклянная пирамида, видимо, для дополнительного освещения. Выйдя наверх на обзорную площадку, полюбовались вечерним Берлином, набрали сувениров. Дальше нужно было добираться до зоопарка, где нас ждал наш автобус. Немного «ограбили» немцев, не заплатив за билеты в их автобусе. Еще днем я обратила внимание, что на улицах довольно много инвалидов в колясках. И вот на одной остановке старенькая бабулька с коляской с еще более стареньким дедулькой помахала ручкой, водитель автобуса (где мы ехали зайцами:-)) в белой рубашке вышел с каким-то крюком, подошел к средней двери и этим крюком выдвинул металлический трап на тротуар, завез дедульку в автобус, убрал трап, и мы поехали дальше (ступенек в автобусе нет и тротуар почти вровень с полом автобуса). Мы вышли раньше, но видимо, дальше процедура повторилась и это, наверное, в порядке вещей. Приехали рановато, походили по площади, еще раз посмотрели на подсвеченные Помаду и Пудренницу, фонтан Глобус, зашли в булочную. Ассортимент большой: и батоны (около 1.5 евро), и булочки, и пирожные. Потом приехал автобус и в 21.30 мы отправились во Францию (более 1000 км). Это был первый ночной переезд, конечно, спать было неудобно, часто просыпалась, смотрела в окно. Очень приятно было ехать по Бельгии: пустая трасса, и светят какие-то особые желтые фонари и по середине дороги, и по бокам.

В каком-то месте нас обогнал поезд, первый вагон обтекаемой формы — это скоростные поезда, 270 км/час. Вдоль дороги очень часто стоят телефоны для подачи сигнала SOS, похожие на аистов, поднявших клюв, видимо, антенна.

Итак — Париж (19—20 сентября). Это город, в который влюбляешься сразу, видимо, и у городов бывает аура. Конечно, мы видели «королевский» Париж, может, современные застройки такие же, как и везде. Первое упоминание о Париже — 53 год до н. э. Здесь жило кельтское племя паризев. Облик Парижа закладывался при Наполеоне 3. Дома с типовым фасадом 5-ти этажные, из белого известняка. Дополнительный цвет — это серый цвет парижских крыш из сланца. Единственное украшение — вдоль каждого этажа черная чугунная решетка, на каждом доме со своим орнаментом. Они придают ажурный вид. Кое-где на балкончиках яркие цветы. Улицы прокладывались с севера на юг, может, отсюда поговорка, что все дороги ведут в Рим.

Сначала мы поехали в Версаль — летнюю резиденцию французских королей (12.5 евро). Это шедевр французского искусства 17 века. Бывший охотничий павильон Людовика 13 был преобразован и расширен его сыном Людовиком 14, который превратил его в королевскую резиденцию, а Версальский парк считается одним из лучших в мире. Мы ходили во дворце: анфилада комнат с большими картинами, старинной мебелью, из окон — вид на очень ухоженный красивый парк. Очень понравился зеркальный зал с огромными люстрами.

Версаль
Версаль

Очень странно, но цветы в парке такие же, как у нас: пятуньи, шафраны, герани; красиво подстриженные кустарники, аккуратные дорожки. А ведь здесь ходили великие короли и королевы! Выйдя из дворца на площадь к автобусам, мы были окружены абсолютно черными неграми, которые предлагали сувениры: сумочки, платки, часы, безделушки. С ними обязательно надо было торговаться, и они могли снизить цену в два раза, причем говорили по-русски. Поразило обилие легковых машин (все Рено да Пежо:-)).

После Версаля мы поехали Париж. Ехали вдоль Сены и увидели Статую Свободы — оригинал, увеличенную копию которой народ Франции подарил американскому народу. И вот Эйфелева башня. Какая она красивая, легкая и ажурная! Она была построена к промышленной выставке 1899 года, высота 300 м плюс антенна 20 м. 15 тысяч металлических деталей, 7 млн клепок, строилась 2г 2 мес 5 дн. Три уровня: 57 м (4 евро), 115 м (7.3 евро), 276 м (10.4 евро), три лифта по 40 чел. Реставрируется раз в семь лет. Освещение сделали к 2000 году, в начале каждого темного часа она мигает-переливается как бриллианты по 10 минут — это просто сказка. Ее посещают 5–6 млн человек в год.

Париж! На Эйфелевой башне
Париж! На Эйфелевой башне

И это чудо хотели снести после окончания выставки, как бесполезное сооружение, портящее вид города. А сейчас — это символ Парижа. Мы на лифте поднялись на 2 уровень и долго любовались городом и ажурностью самой башни. Вниз спускались по лестнице до 1-го уровня, а потом на лифте. Внутри — сувенирные магазинчики и кафешки. Спустившись, походили по Марсову полю, здесь все сидят на траве.

Потом поехали в отель Compani, их много в разных местах. Наш был расположен где- то на окраине, где на улицах было слишком много негров. Нас попросили не гулять, хотя было еще не поздно. Но зато вымывшись, посидели, поделились впечатлениями, посмотрели телевизор и рано уснули.

Проснувшись (20сентября), пошли завтракать. Нас ждал шведский стол. 45 оголодавших русских, которым все надо попробовать и хорошо бы взять что-либо про запас:-). Служители не успевали наполнять подносы, мы ели, как будто это была наша последняя еда. Очень понравились круассаны. На столе стояли 3 сосуда с мюсли, кувшины горячего и холодного молока, на тарелках колбаса (невкусная) и сыр, йогурты (несладкие, как наша густая простокваша), фрукты сладкие и простые, чай, кофе, джемы в маленьких упаковках, апельсины и агрегат для получения сока — так бы и сидели здесь:-). Наш гид потом рассказала, что другой группе на следующий день был уже предложен континентальный завтрак, нам же повезло и на следующее утро, позавтракали тоже прекрасно.

После завтрака нас ждал не менее насыщенный день: до 12 часов обзорная экскурсия по городу, Нотр Дам, с 12 до 14 часов — Монмартр, с 14 до 16 часов — катание на кораблике по Сене, с 16 до 18 часов — Лувр, Елисейские Поля, аквапарк (я не ходила) и Мулен Руж с 23 до 1 часа. Сначала подъехали к Гранд-Опера — оперному театру. Проект предложил к тому времени неизвестный архитектор Гарнье. Когда Наполеон 3 спросил его о стиле будущего здания, он ответил, что это будет здание в стиле Наполеона 3-го. Ответ, естественно, понравился и оперный театр был построен. В 19 веке там гастролировали русские, и парижане не хотели их слушать. Тогда в театр были в качестве зрительниц приглашены русские красавицы, и на спектаклях был полный аншлаг.

По улице Мира (проложена при Наполеоне Бонапарте) поехали к Вандомской площади. Таких королевских площадей 5, это как огромные залы под открытым небом. Далее вдоль Сены поехали к Собору Парижской Богоматери (Notre Dame — Наша Дама). Он находится на восточном окончании остова Сите, где и возник Париж. Светлое, легкое ажурное великолепие снаружи. Полумрак, высокие своды, цветные витражи, пламя свечей, благоговение перед вечностью — внутри. Обходим Собор вокруг; со стороны Сены небольшой парк; держась за веревочку, идут за воспитателем разноцветные малыши.

Париж, у Нотр-Дам
Париж, у Нотр-Дам

Далее Пантеон, первым здесь похоронен Марат. Далее — Сорбонна, бульвар Сен-Жермен, Дворец Инвалидов, построенный при Людовике 14, который долго правил, много строил и любил, чтобы им восхищались. И вот был построен Дом Инвалидов для солдат, возвращающихся с войн. Это целый городок, где и сейчас есть госпиталь. В других помещениях — военная школа, музей оружия. В соборе Святого Людовика похоронен Наполеон Бонапарт. Едем по авеню Клебер и в перспективе видим Триумфальную арку, сооруженную в 1836 году. Она обнесена сотней столбов с цепями, на столько дней Наполеон возвращался перед ссылкой. Триумфальная арка расположена на площади Звезды (пл. Де Голля). Она выполнена красной звездой на синей и на белой звезде. От нее как лучи отходят 12 проспектов, самый красивый — Елисейские Поля (место, где отдыхают души и античные герои), длиной 2 км. Посередине проспекта — маленькая площадь, где меняют цветы к каждому сезону.

Далее площадь Согласия (Конкорд) в честь Людовика 15, снова Гранд-Опера и мы едем на Монмартр (5 евро). В переводе — это холм мучеников, где казнили христиан. Вершина холма увенчана белой базиликой Священного Сердца Христова — Сакре-Кёр (1874—1914 гг.). Главный купол — Христа, высотой 70 метров, и 4 купола пониже — евангелисты. На колокольне — колокол с трещиной — глухой колокол. Его привезли и перед установкой решили опробовать, но он упал и треснул, тем не менее два раза в год на Рождество и на Пасху в него звонят. Подъем по длинной лестнице и входим внутрь. Все выложено мозаикой. На одной из икон-картин над алтарем изображены вместе с христианами и язычники, и палачи — символ того, что все равны перед Богом. (Первым Папой Римским был апостол Петр. Его тоже распяли, но вниз головой).

1
Париж, Монмартр, базилика Священного Сердца Христова Сакре-Кёр
Париж, Монмартр, базилика Священного Сердца Христова Сакре-Кёр


После посещения базилики гуляем по Монмартру почти бегом за гидом. Проходим рыночек с выставленными картинами и сувенирами. Справа — первое Бистро. Во времена сухого закона сюда ворвались казаки с шашками наголо и потребовали выпивки — быстро! Дома здесь очень дорогие; здесь жили Сальвадор Дали, другие знаменитости. Есть даже крошечная площадь Далиды, египетской певицы и красавицы, потрогали за грудь ее скульптуру, чтобы повезло в любви:-). Тут же недалеко находится и стена любви, где на всех языках земного шара написано «Я тебя люблю».

Париж, Монмартр
Париж, Монмартр

Спустившись с Монмартра, садимся в автобус, ведь нам предстоит еще прогулка по Сене на речном трамвайчике (7 евро). Доезжаем опять до Эйфелевой башни, рядом пристань и стоянка автобуса. Кораблик довольно широкий с открытой верхней палубой. Около ручек сидений находятся трубки типа телефонных, в которых говорится по-русски о местах, мимо которых мы проплываем. Играет музыка, звучат песни в исполнении французских певцов, и кругом — Париж! А кораблик проплывает мимо уже знакомых мест, огибаем Нотр-Дам и плывем обратно. Пожалуй, самым нарядным и богатым из 22 мостов через Сену является мост в честь нашего царя Александра III.

После кораблика — посещение Лувра (8.5 евро). Конечно же, сразу решили найти и посмотреть Джоконду, хотя картин великое множество и хотелось хоть на секунду задержаться и рассмотреть каждую. И вот Она. Картина небольшая, висит одна на стене за пуленепробиваемым стеклом. Кругом туристы, вспышки камер, и Она, с полуулыбкой глядящая на нас из глубины веков. В Лувре есть еще 3 или 4 картины Леонардо, и одна как-то очень близка по исполнению Моне Лизе. А вот Венеру Милосскую удалось посмотреть лишь издали: ничего не объясняя, служащие всех посетителей просто вытеснили из Лувра (возможно, именно в этот вечер оттуда были похищены драгоценные камни).

Париж, у Лувра
Париж, у Лувра
1
Париж, на площади Согласия
Париж, на площади Согласия
1
Париж, у Триумфальной арки
Париж, у Триумфальной арки

Время — начало седьмого вечера, в Мулен Руж нам к 23 часам, и мы решили погулять: пройти по Елисейским Полям до Триумфальной арки, оттуда по бульвару Осман до Гранд-Опера и к Мулен Руж. Елисейские Поля — проспект очень широкий, вдоль пешеходной дорожки растут каштаны. Тут же негры их жарят, но мы не пробовали. До Триумфальной арки мы дошли, потом долго искали бульвар Осман, нашли и его, но французские улицы имеют свойство менять название на своем протяжении. Кроме того, мы привыкли к перпендикулярным перекресткам, а там улицы отходят чуть ли не от каждого дома, и начало темнеть. Короче, пришлось останавливать прохожих, говоря им: «Сильвупле, Мулен Руж!». Наконец наша просьба увенчалась успехом: немолодой мужчина в спецовке проводил нас почти до самого места. Если честно, одни бы мы не нашли, но могли доехать на метро, названия остановок знали. Он плохо разговаривал по-английски, мы, наверное, еще хуже, но тем не менее, даже как-то общались. Потом он обратил наше внимание, что на автобусных остановках висят карты, и можно было сориентироваться по ним. Короче, пришли мы рановато, и долго гуляли по близлежащим улицам.

В Мулен Руж нас проводили за столики, по 6 человек; на столах было по 3 бутылки шампанского в ведерке со льдом и небольшая лампа с красным абажуром. У меня была шоколадка, так что не захмелели. Шампанское не очень понравилось: кисловатое на мой вкус и газюлек мало. Несмотря на потрясающее шоу, некоторые наши туристы немного поспали, расслабившись после аквапарка. Шоу длилось два часа без перерывов, вот только фотографировать было нельзя. Мужчины и женщины исполняли акробатические номера, потом танцевали. Одежда изумительно яркая, иногда неоновая подсветка. Женщины высокие с небольшой грудью, одетые в стринги, бусы и перья. Особенно поразил номер, где выдвинулся большой аквариум, и женщина плавала там с питонами. Два часа пролетели незаметно. Зрелище не только прекрасное, но и очень дорогое: 95 евро с дорогой обратно в отель.

из журнала Мулен Руж
из журнала Мулен Руж
из журнала Мулен Руж
из журнала Мулен Руж

Наутро — обильный шведский завтрак и погрузка в автобус для поездки в Диснейленд. Там автобус должен отстояться перед ночным переездом, и в 9 часов вечера — отъезд с площади Согласия на юг Франции на Лазурный берег.

Диснейленд находится недалеко от Парижа. Было много противников его строительства: как же! подражание американцам! Но тем не менее, 12 лет назад Диснейленд был построен, и теперь вся Европа ездит сюда. Имеется большая площадка для трейлеров, и семьи могут здесь жить несколько дней, так как например мы за один день все аттракционы посетить не успели. Билет стоит 40 евро на день, и можно кататься где и сколько угодно: больше билетов уже покупать не нужно. День выдался прохладный, но дождя не было. От стоянки автобуса мы минут 10 ехали по движущейся дорожке (как эскалатор), и наконец приехали в сказку! Тут мне стало просто не по себе из-за того, что я здесь, а мои дети этого не видят. Это как бы огромный кукольный город, просто очередное чудо света! Яркие замки, множество разнообразных аттракционов. Нам опять же повезло, что мы попали сюда осенью, поэтому было сравнительно немноголюдно, но тем не менее, в очередях стояли, хотя здесь есть система тиккеров: стоят автоматы, и если очередь большая, засовываешь билетик в тиккер, и он помечает время, когда тебе нужно придти, и тогда входишь уже без очереди через другой вход.

Итак, входим и сразу попадаем в сказку. Играет американская музыка в стиле кантри, кругом большие игрушечные домики, в них сувенирные магазинчики и кафе. Карусели, которые помнятся с детства — с лошадками, и новые — с летающими слонами. И настоящая лошадь с вагончиком, который едет по рельсам. Много зеленых насаждений, подстриженных в виде фигурок. Лабиринт с плюющимися фонтанами. Струйка воды прерывается, летят отдельные мягкие струйки — очень интересно. А из лабиринта мы еле выбрались, ходили-ходили, он вроде бы и маленький, а выбирались долго и не попали в его центр, где стояла чудная разноцветная башенка.

Париж, Диснейлэнд
Париж, Диснейлэнд

Первым аттракционом был Питер Пэн, где мы (я ходила вдвоем с Таней из-под Челябинска) сели в круглое кресло и летели как бы над ночным Лондоном. Зрелище просто завораживающее: внизу — замки, люди, вокруг — звезды, облака. Мы, взрослые, были в восторге, а детям, наверное, еще интереснее. Потом мы пошли к красной горе. Прошли мимо корабля и скалы-черепа, зашли в пещеру, немного походили по ней. Было страшновато, а вдруг заблудимся. Пещера была неглубокая с множеством ответвлений, наверное, каждый из них вел наружу. Кое-где сверху сочилась или текла вода, было гулко и темно. Итак, мы шли к довольно высокой горе, естественно не зная, что там. Сели в вагонетку, я думала, что это будет что-то типа путешествия под землю к гномам, и тут вагонетка рухнула вниз, хорошо, что я удержала кинокамеру, оказывается, мы попали на американскую горку. Ну о-очень крутая горка была, мы летели и вниз в гору, и вылетали на поверхность, и ехали вокруг горы. Визгу было!… А адреналину!.. Когда кончилось наше путешествие внутри горы, мы, совершенно потрясенные, пошли просто спокойно походить, и еще долго слышали визги, доносившиеся с аттракциона. Но мы через это уже прошли и теперь довольно хихикали.

Подошли к большому кораблю, сели на него, и тихо поплыли по озеру вокруг злополучной горы. Звучала тихая музыка, вокруг довольные лица — хорошо! Проплыли мимо доисторического берега, где с шумом вырывался пар и валялись гигантские кости мамонтов или динозавров. Пока плыли, увидели паровозик с вагончиками, посмотрели по схеме, он должен был объехать по периметру всего Диснейленда. Решили прокатиться на нем, но на пути оказался какой-то старинный дом, зашли в него, не зная, что здесь. Когда собралось достаточно людей, нас провели в круглую комнату, где вверху висели картины. И вдруг картины начали понемногу вытягиваться, оказывается, это был лифт, который начал опускаться, и никто движения не почувствовал. Можно было подумать, что потолок скользит вверх. Аттракцион назывался Дом с привидениями. Поначалу было как-то даже жутковато, ведь не знаешь, что тебя ожидает, но потом забавно. Спустившись вниз, мы вышли и сели в круглые кресла, которые повезли нас по дому. Звучала страшная музыка, скалились черепа, мертвецы, кресла поворачивались к очередному страшному экспонату. Было и совсем темно, и полумрак, но прикосновений к нам не было, а то бы еще навизжались (кстати, в горе визжали с удовольствием и не стесняясь). Объехав Дом с привидениями (кстати, было много голографических изображений), прошли к паровозику, и проехали в другую страну (Диснейленд разбит на 4 страны), но что-то паровозик заупрямился, мы не стали ждать и пошли дальше.

Подошли к совершенно изумительным декорациям, аттракцион назывался маленькая страна, мы сели в какие-то лодки, и вода потихоньку понесла нас в очередную сказку. Этот аттракцион я постаралась заснять на камеру, т. к. было светло. Кругом были куклы, ярко и нарядно одетые, которые пели и танцевали. Это было настолько мило, что потом попозже мы снова вернулись сюда и еще раз проплыли. Решили перекусить, но в кафе было совсем не по карману, скушали по хот-догу, но и он стоил 4.80 евро (170 руб). Заходили в сувенирные магазины, смотрели. Потом встретили парня из нашей группы, который спросил, летали ли мы на Луну, посоветовал это сделать, потому что круче этого он еще не видел. Мы долго бродили вокруг здания с пушкой для полета на Луну, я все не решалась, а Таня одна не хотела. Пошли для начала на аттракцион Пираты Карибского моря. Тоже плыли внутри пещеры, здесь было пострашнее, чем в кукольной стране: и лодка то двигалась с резкими поворотами, то скользила вниз. А кругом были сцены из пиратской жизни с большими двигающимися куклами. После этого мы забрались по ступеням на высокое искусственное дерево, где была хижина Робинзона. Но Татьяна настаивала на Луне, опять пошли туда. Чтобы оттянуть время, спустились под воду и прошлись по подводной лодке капитана Немо, потом попали на музыкальное костюмированное представление Король-Лев.

И вот настал неотвратимый момент полета на Луну. Пока шли, встречали таблички с рекомендуемым ростом и весом, что сердце должно быть здоровым. Да, это было что-то. В целом, это американская горка, но перегрузки там капитальные! Я не знаю, с какой скоростью пушка нас выстреливала, на сколько метров мы проваливались вниз, самым тяжелым испытанием была мясорубка, когда мы летели, вращаясь по спирали, голова билась о подушки безопасности, я боялась, что вылетит и разобьется кинокамера, и в голове билась мысль, зачем я сюда пошла. Большей жути я испытывала. Вышли совершенно ошеломленные и обессиленные, и потом просто долго бродили, но теперь уже ничего не могло нас испугать. Рядом был стереокинотеатр, и мы посмотрели забавный фильм со стереоэффктами. Потом был еще аттракцион типа звездных войн. Мы сидели в зале, смотрели на экран, где неслись звезды и ракеты. Пол вибрировал, но не качался, не наклонялся, но было ощущение и перегрузок и невесомости. Так незаметно пролетел этот фантастический день, мы не успели даже посетить все аттракционы. А потом нас ждала одна неприятность: выйдя из Диснейленда, пошли немного не в ту сторону, надо было чуть правее, потом пришлось возвращаться, спрашивать, но к автобусу успели. Поехали снова в Париж за теми, кто в Диснейленд не поехал, они должны были нас ждать на площади Согласия. Приехали как раз в 9 вечера и уговорили водителей, чтобы нам разрешили полюбоваться на сверкающую Эйфелеву башню. 10 минут она сверкает, как бриллиант, а потом просто светится — великолепно. Так жаль было уезжать из Парижа, но впереди нас ждал Лазурный берег.

Ночной переезд (почти 1000 км), конечно, удовольствия не доставил, но зато из прохладного диснейлендовского дня мы попали в жару, переодевались прямо в автобусе. Первой нашей остановкой был городок Грасс — столица производства духов. Город окружен цветами, их собирают по 10 тонн в год. Мы посетили местную парфюмерную фабрику. Здесь создают и производят ароматы, а разливают и дают им названия уже в других местах. На фабрике около 40 запахов, для создания каждого запаха идет до 150 видов масел. 6 запахов из 10 — из масел Грасса. Для создания нового запаха нанимают нюхача и указывают ему, какой должен быть запах. Нюхачей всего около 100 в мире, из них 30 в Грассе. Например, из 600 кг лепестков жасмина можно получить 1 л масла. Масла получают или кипячением и возгонкой (лаванда), или лепестки (фиалка) укладывают на 24 часа на листы, покрытые смесью вазелина и глицерина. Туалетная вода сохраняет запах 2–3 часа, парфюм 5–6, духи (только на кожу, т. к. много масла) 10–12 часов. Хранить лучше в темном месте при постоянной температуре, тогда можно хранить 5–6 лет. К сожалению, ароматов, которые бы мне очень понравились, здесь не было, но духи, которые потом будут Hugo Boss, я купила (50 мл за 30 евро).

А далее был Лазурный берег, он расположен от Тулона до итальянской границы, примерно 300 км. Здесь бывает до 8 млн туристов в год, температура воды примерно 20 градусов. Горы — Альпы (альп — высокая гора). Мы приехали в Канны. Походили по красивой набережной Круазет, подошли к Дворцу кинофестивалей с его знаменитой красной лестницей. Но там проходили какие-то съемки, и сфотографироваться на ней нам не удалось. Полюбовались отелем Карлтон, где останавливаются кинознаменитости. А кругом было лазурное море, пальмы, солнце, прекрасные газоны. Мы пошли на пляж. Шли мимо прекрасных яхт, где все сверкает чистотой и богатством, как в кинофильмах. Берег песчаный, в песке много слюды и поэтому он весь сверкает, особенно на мелководье. Вода было теплой, прозрачной, плавали какие-то рыбешки, медуз или водорослей не было. А осознание того, что это Средиземное (!) море, переполняло душу восторгом.

Я даже, выйдя из воды, позвонила домой, чтобы поделиться своей радостью. Купались и загорали часа 3, некоторые умудрились обгореть. На пляже было несколько женщин, которые спокойно обходились без верхней части купальника, причем женщины-то были немолодые. Очень не хотелось покидать пляж, но нас звала дорога в Ниццу. Набрала на память немного песка, бросила монетки в море.

Что и говорить, ехать было приятно, глядя на пальмы и синее море. Приехав в Ниццу (столица Лазурного побережья), часть людей, включая меня, разместилась в отеле Бристоль, другие в отеле по соседству. Похоже, что вся Ницца состоит из небольших отелей, разнообразных кафе и магазинов. В отеле случился казус. Вместо ключей нам дали карточки, ладно, фильмы смотрим, воспользоваться ими сумели и в номер вошли, а вот свет включить не смогли. Пришлось идти к портье и на пальцах пополам с английским спрашивать, почему в номерах нет света (а может днем не бывает). Оказалось, что, войдя в номер, нужно карточку засунуть в специальный кармашек на стене, и тогда электричество станет доступным. А когда уходишь, вынимаешь карточку и обесточиваешь номер. Переодевшись, пошли на короткую экскурсию, а потом к морю. Здесь уже совершенно становится понятным, почему побережье называется Лазурным. Море действительно изумительного лазурного цвета со сменой оттенков от берега вдаль. Мы поднимались на холм, и чем выше поднимались, тем более прекрасный вид на море открывался. Это просто необыкновенно изумительное зрелище, больше такого цвета воды я нигде не видела.

Ницца
Ницца

А вот пляж здесь из гальки, и ходить по нему было тяжело. Кроме того, и волны здесь были сильные, так что купаться было проблематично: волна почти сбивала, а ногам было больно из-за камней, но все равно купались и радовались красоте и морю. Вечером пошли побродить по вечерней Ницце. Тепло, никаких комаров, люди сидят за столиками в кафе, играет негромкая музыка. Боже, как приятно!

Нам показали супермаркет, где мы могли купить продукты и вино. Здесь же продавали и готовые блюда на вес. В первый вечер я взяла рис с кусочками курицы, приготовленными по-разному. А во второй день — блюдо с морепродуктами: какая-то крупа, а в ней кусочки курицы, креветки и устрицы. Мне очень понравились эти моллюски, они были в раковинах, но в приготовленном виде занимали, наверное, только пятую часть раковины. В этом же магазине я купила и розовое вино для дома. Белые вина — от жары, красные — для наслаждения, розовые — для любви. Самое знаменитое блюдо с вином — винный петух: из дыни убирают косточки, кладут клубнику и заливают вином. Существует 4 качества вин: 1) низкое — столовые VTT — нет индивидуальности, разные сорта и виноградники, они стоят дешевле Колы (кстати, много виноградников растут вдоль автобанов); 2) местные VTP — строго определенная территория, 3–5 евро; 3) высшее — подлинные вина Controlle определенная территория, сорт, возраст лозы, 5–10 евро; 4) контролируемые — уникальные вина. Французские вина — терпкие. Во всех магазинах стоят на выходе магниты, а кассы размагничивают чек. Так что никаких камер хранения здесь нет. Когда я вошла в магазин с бананами, купленными на улице, мне пришлось объясняться с секьюрити, спрашивая, где мне оставить бананы, чтобы сделать покупки в магазине. Наверное, он удивился, но объяснил, что можно проходить, а потом уже на выходе поинтересовался, все ли нормально.

На второй день после пляжа мы поехали в Монако и Монте-Карло. Оба эти города принадлежат княжеству Монако. Ехали мы по горной дороге, по серпантину, вдоль моря, любуясь побережьем. Первой остановкой был город Монако. Мы пошли на экскурсию в княжеский дворец (6 евро), хотя мне больше хотелось попасть в океанографический музей Жак-Ив Кусто. Дворец не очень шикарный, здесь живет семья князя Монако Гримальди (династия правит уже 700 лет). Около дворца ходит страж в белой форме — красиво.

по дороге в Монако
по дороге в Монако
Монако, у дворца
Монако, у дворца

Так как места на побережье мало, а желающих здесь жить много, то у моря отвоевывается территория, и на ней возводятся дома. Очень много кораблей. После небольшой прогулки по городу мы поехали в Монте-Карло, в казино (10 евро). Нас предупредили, что мы должны быть прилично одеты. Город у моря, ухоженный и богатый. Как и везде, много кафе. Казино (построено в 1878 г. по проекту Гарнье, автора Гранд-Опера в Париже) поразило своим великолепием и размерами, пожалуй, было покруче княжеского дворца: мраморные колонны, высокие своды, просторные залы. Посетителей было немного, мы побродили по залам; кто умел, поиграл в рулетку, но минимальная ставка в 5 евро была дороговатой, поэтому мы больше глазели. Потом нашли зал с игровыми автоматами, выбрали автоматы по 50 евроцентов и немного поиграли. То везло на несколько монеток, то однорукий бандит проглатывал монетку без отдачи. Но в общем я выиграла 2 евро, была очень довольна, что не в проигрыше. Кто-то выиграл побольше, кто-то проиграл, но мы играли в Казино Монте-Карло! Когда вышли, был уже вечер, город сиял огнями, Казино выглядело просто потрясающе, светились корабли в гавани — настроение было радостное.

На ночь вернулись в Ниццу. Побродили по набережной, любуясь яркими огнями взлетающих и садящихся самолетов: взлетная полоса находится на берегу. Ночевали в отеле. Утром после шведского завтрака, но не такого обильного, как в Париже, мы погрузили вещи в автобус, но у нас было несколько часов свободного времени перед переездом в Италию. Я пошла искать фотоателье, чтобы переписать фотографии с цифрового фотоаппарата на диск. Нашла такое фотоателье, мне переписали, и я решила пройти по магазинчикам, чтобы купить подарки детям, т. к. Францию мы покидали, а нужно было привезти что-то именно из Франции. А так как это фотоателье находилось подальше от центра, то я и магазинчики нашла более дешевые. С удовольствием прошла по ним, купив девчонкам по летней кофточке, а когда примеряла Юлину, то получила особую благодарность от продавца-мужчины: видимо я в этой кофточке ему понравилась. Потом я прошлась вдоль уличного рынка, поразило обилие всевозможных морепродуктов, лежащих на прилавках на льду. Растаявший лед стекал не на асфальт, а в емкости. На другой стороне улицы был фруктовый рыночек, взяла домой две заморские фруктовины (довезла), цены на знакомые фрукты сравнимы с нашими. Полюбовалась на цветы в горшках, их было так много, такие яркие, красивые; некоторые я знала, некоторые нет. Еще раз прошлась по набережной, как не хотелось расставаться с этим морем!

Дорога в Италию показалась совершенно безупречной (её строили американцы). Множество (137) туннелей, мостов, ведь здесь Альпы. Высоко в горах — отдельные коттеджи, как до них добираются? Множество городков, в том числе совершенно невзрачный на вид Сан-Ремо на берегу, тепло и зелено. Остановились где-то на стоянке и посмотрели, как виртуозно мастер делает пиццу, купили по куску пиццы Маргарита, было поразительно вкусно. Первым городом, где мы остановились после трехсоткилометрового переезда, был город Милан (24.09.2004). Сначала мы пошли в замок Сфорцеско. Он был построен в 14 веке, так и выглядит — угрюмый, фундаментальный, некоторые стены, как плесенью, покрыты слоем плюща, огромный ров, круглые сторожевые башни на углах — настоящий средневековый замок-крепость.

Милан, замок Сфорцеско
Милан, замок Сфорцеско

Каково же потом было наше изумление, восхищение, восторг, когда на Соборной площади мы увидели собор Дуомо! Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому «вечная стройка» вошла у итальянцев в поговорку. Собор расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным. Это что-то совершенно невероятное, он затмевает все, что я видела до сих пор. Высокие шпили, кружево архитектуры, нужно просто встать на колени перед этим чудом зодчества. Мы долго ходили кругом, налюбоваться было просто невозможно. Кто и как спроектировал и построил это?! Мы были и внутри, шла служба, я поставила свечку Деве Марии. Над алтарем находится один из гвоздей, которым Иисус был прибит к кресту.

На весь мир Милан знаменит своим и оперным театром «Ла Скала», который построен в 1778 году и сыграл огромную роль в развитии итальянской музыки и культуры. Но его мы практически не увидели, т. к. закрыт, и в буквальном смысле, на ремонт. Напротив театра — памятник Леонардо да Винчи, множество скамеек и всюду итальянская речь. Милан считается законодателем моды (всегда думала, что Париж), и здесь есть крытая галерея Виктора Эммануила с богатыми и шикарными магазинами. Пол в галерее выложен плиткой, и в одном месте на изображении тельца надо было прокрутиться на пятке левой ноги, чтобы быть богатым. Мы все прокрутились, я даже еще и на обратном пути:-).

Ночь провели в отеле, а утром отправились дальше по Италии. Это был 10-ый день нашего путешествия 25.09.2004, у нас по плану было посещение Вероны и Венеции, а потом последний ночной переезд в Дрезден и как бы уже домой. В Вероне мы пришли на центральную площадь Пьяцца Бра через большой портал. В центре площади небольшой парк с памятником Виктору Эммануилу — королю-объединителю Италии. Чуть дальше огромный круглый амфитеатр Арена. Это веронский Колизей, ему больше 2000 лет. Когда-то здесь проходили бои гладиаторов. Видно, что он очень древний, время оставило свои отметины. Идем дальше по узким улочкам Вероны к домику Джульетты. Весь небольшой дворик заклеен записками, вероятно, любовными, их тут тысячи! Стена дома обтянута тканью (ремонт), виден лишь знаменитый небольшой балкон. А в глубине двора стоит желто-коричневая статуя Джульетты: ее непременно надо потрогать за правую грудь (она уже белая от прикосновений) и загадать желаниеJ. Ну, после этого идем к дому Ромео, он недалеко. Дом 14 века и там жила веронская семья.

А улицы просто пронизаны стариной, им несколько веков. На одной из площадей на перекладине между домами стоит статуя мужчины с круглым камнем в руке. По преданию, камень должен упасть на честного человека, но мужчина до сих пор с камнем:-). Посещаем собор святой Анастасии, тоже очень старинный. Внутри он нарядный, высокий, сводчатый. Подходим также и старинному Дуомскому собору, 12 век.

По дороге заглядываем в продуктовый магазинчик, чтобы купить домой итальянские спагетти (вообще, варить макаронные изделия нужно с добавлением оливкового масла. Дома сварила с добавлением подсолнечного — тоже вкусно) и вина. Итальянское вино по вкусу оказалось не столь терпким, как французское, и понравилось больше. Примерно в полдень уезжаем из Вероны, чтобы увидеть Венецию. Накануне там прошел сильный дождь, было наводнение, и наш гид была вынуждена позвонить, чтобы выяснить обстановку. Но к счастью, дождь прекратился, вода спала, и мы могли поехать. Венеция расположена на островах, соединенных мостиками. Дома построены на сваях из сибирской лиственницы. Город постепенно опускается в воду и к концу столетия может случиться непоправимое, поэтому сейчас строятся планы спасения этого уникального города, возникшего в 9 веке. Это город, где нет машин, люди ходят пешком или плывут на гондолах. Скорая помощь, полиция, такси — на катерах.

Мы оставляем автобус на берегу Адриатического моря, садимся на теплоход (10 евро) и минут 10–15 плывем по морю до Венеции. Очень красивые старинные здания и дворцы стоят на берегу. Собор Санта Мария дель Салюто был построен в 16 веке, чтобы избавить город от чумы. Дома разного цвета и стиля, в основном, трехэтажные. Но, по-видимому, на первых этажах уже никто не живет: во время наводнений вода должна их захлестывать. Мы приплыли к городу, на набережной было много точек с сувенирами, это знаменитые венецианские маски, ажурные зонтики, веера, футболки, статуэтки. Нас провели на небольшую фабрику по изготовлению стекла. На наших глазах стеклодув выдул несколько фигурок из стекла. Процесс должен занимать не более двух минут, иначе расплавленное стекло начнет твердеть. Мастер поднес бумажку к еще горячей фигурке, и бумажка моментально вспыхнула. Остывать стекло тоже должно в горячем месте, постепенно, на воздухе оно просто может взорваться. Потом зашли в магазин, для нас это скорее был музей, потому что все очень дорого, но о-очень красиво. Посуда разного цвета с сусальным золотом (не бьется), какие-то безделушки, разнообразные фигурки, бижутерия. Здесь же продавали и маски, самые разнообразные, маленькие и большие, с перьями и без, веселые и страшные, мужские и женские. Женская маска должна висеть напротив входной двери, оберегая жилище.

После фабрики мы пошли осматривать город. Вначале вышли на известную площадь Сан Марко с Собором Сан Марко и Дворцом Дожей. На первых этажах — магазины и рестораны, которые частично вынесены на площадь. Играют оркестры, много людей и голубей.

Венеция, Собор Сан Марко
Венеция, Собор Сан Марко
Венеция
Венеция

Улицы Венеции очень узкие, на некоторых можно разминуться со встречным человеком только боком. Наверное, дома одной стороной выходят на улочку, а с другой стороны — канал. Деревьев нет. Долго ходим по этим старым узким улочкам, переходя с мостика на мостик. По каналам плывут гондолы, это большие черные лодки. Гондольер, одетый в черные брюки и полосатый свитер, стоит сзади и гребет одним веслом. Когда нужно проплывать под мостиком, он наклоняется.

Один раз навстречу попалась гондола, в которой сидела парочка и пила вино, горели светильники, а гондольер им пел. Ну вот, я и побывала в этом чудном городе, прокатилась на гондолах (15 евро, примерно 45 минут), о чем раньше только мечтала! (Запаха не было, может, потому что вчера было наводнение после дождя, а может, следят за чистотой). Вечером мы снова вернулись на площадь Св. Марка, но в Соборе шла какая-то особая служба, и нас туда не пустили. Голуби куда-то улетели, и на площади начала появляться вода. Мы даже растерялись, но все вокруг вели себя как обычно: вечерний прилив. Так что мы благополучно добрались до теплохода, который доставил нас к автобусу. А нам предстоял последний ночной переезд с юга на север Европы в Дрезден, это почти 1000 км по Италии, Австрии, Германии. Уже и хотелось домой, потому что очень устали. И в то же время, не хотелось расставаться с этими прекрасными местами.

Дрезден (воскресенье 26 сентября) встретил нас не очень хорошей погодой, даже какое-то время слегка моросило. А вообще, с погодой нам повезло: дождей на нашем маршруте не было, мы даже смогли искупаться и позагорать. Нас привезли на старую площадь. Во время войны практически все было разрушено, затем восстановлено. Здания производили впечатления подкопченных, оказывается, они сделаны из саксонского песчаника, который со временем от соприкосновения с воздухом темнеет. Архитектура отличается от того, что мы видели во Франции или Италии. Более строго, ведь это Германия. Походив по Цвингеру (место между крепостными стенами) и по Брюльской террасе над Эльбой, мы пошли на экскурсию в Дрезденскую картинную галерею (6 евро). Наш гид очень интересно обо всем рассказывала, но диктофона у меня не было. Самое главное — я рассмотрела знаменитую Сикстинскую Мадонну Рафаэля (картина очень больших размеров) и убедилась, что пальцев у св. Сикста все-таки 5, а не 6, просто так согнутая ладонь нарисована. Очень большое впечатление произвел музей оружия, в основном, средневекового. Здесь имеются и различные шпаги, сабли, кинжалы, и ружья-пистолеты, и кольчуги-шлемы, но особенно впечатляют лошади в броне и рыцари в доспехах на них, да еще с красочными перьями на шлемах. Но фотографировать здесь, к сожалению, было нельзя. На прощанье на площади я выпила стакан пива со знаменитой немецкой сосиской. Было очень вкусно.

Дрезден
Дрезден

Но это был конечный пункт нашего путешествия, и дальше была дорога домой снова по Германии и Польше к польско-белорусской границе в Бресте. Ночь мы провели в польском отеле, хорошо поужинали в ресторанчике, потому что цены нас «приятно удивили». Я взяла борщ и отбивную из курицы. Борщ оказался не очень густым бульоном свекольного цвета и вкуса, ну, а отбивная просто великолепная. А назавтра 27 сентября мы целый день ехали по Польше. Гид купила нам вина, мы полдороги пели песни, были какие-то соревнования между половинами автобуса. А за окном опять мелькали так понравившиеся мне ухоженные дома с шапками цветов на балконах.

На границе мы опять простояли чуть больше 3 часов, боялись даже, что можем опоздать на поезд (должен отправляться в 3.50 ночи). Опять белорусские пограничники. На этот раз придрались уже конкретно к двоим из нашей группы: что-то не понравилось в документах. Если бы мы опоздали на поезд, то автобус бы вез нас дальше, пока бы мы этот поезд не догнали, но все обошлось. Привыкшие к заграничной чистоте и порядку, мы были буквально раздавлены состоянием поезда. И очень тоскливо было наблюдать наутро родной отвратительный пейзаж за окном холодного и грязного поезда. Вечером приехали в Москву и здесь расстались с группой. Народ был со всех концов страны. Кто-то оставался в Москве, кто-то ехал в аэропорт, кто-то на разные ж/д вокзалы. Втроем мы переехали с Белорусского на Ярославский, прождали поезда около 3 часов. Поезд был фирменный и сравнительно чистый. Опять двое суток в пути. До поездки я хотела остановиться на день в Омске, встретиться с друзьми. Они пришли к поезду, мы поболтали 15 минут, но меня уже буквально качало от долгой дороги и поэтому мне хотелось уже только домой.

Относительно питания. В автобусе имелся кипяток, чай в пакетиках, растворимый кофе и сахар. Водители, конечно, ворчали, но кипятили и кипятили воду. А растворимые супы и каши быстрого приготовления хорошо выручали, хотя надоели ужасно. Я также брала с собой сырокопченую колбасу, печенье, шоколад, засахаренные фрукты. В принципе, автобус останавливался через каждые 3–4 часа, чтобы мы могли сходить в туалет и перекусить в магазинчике на стоянке. Туалеты — платные: 30–50 евроцентов (10–18 руб), поэтому приходилось хитрить в тех местах, где никто не следил. В автобусе имелся биотуалет на крайний случай, и им практически не пользовались. После ночных переездов утром останавливались где-то на стоянке и гурьбой шли умываться, чистить зубы, переодеваться, чем обескураживали местных автомобилистов. Но в туалетах был везде порядок, туалетная бумага, горячая и холодная вода, сушилки для рук, жидкое мыло. Причем вода бежала из крана, если поднесешь руки.

Автобус тоже был хороший, как бы полутораэтажный: мы сидели вверху, а под нами было отделение для сумок и маленькая каморка для отдыха одного из водителей. Надо отдать должное водителям: они прекрасно знали дорогу, прекрасно вели автобус. Да, аварию мы видели только один раз, уже на обратном пути в Польше, а так, при наличии огромного количества машин, аварий не было, в пробки мы тоже не попадали. Ехали по прекрасным дорогам, кое-где в определенных местах водители платили деньги, которые им давала гид, за проезд по дороге.

наша группа
наша группа

Кресло в автобусе откидывалось, но немного, на спинке каждого имелся столик. Я брала с собой надувную подушечку для сна, но спать во время ночных переездов все равно было плохо: сидя — непривычно и затекали ноги, поэтому людям с больными ногами приходилось очень тяжело, если днем экскурсии, а ночью — переезд. Ночами мы не мерзли, а днем могли включать кондиционер. Зато с каким наслаждением мы добирались до гостиниц. Номера были двухместные, чистые, постели менялись ежедневно, в ванных была куча махровых полотенец, ежедневно появлялись небольшие кусочки мыла и одноразовые упаковки шампуня, которые, естественно, забирались на сувениры. Фены были не везде. С собой был кипятильник, им тоже пользовались для приготовления вечернего чая. Только в Париже в отеле был небольшой электрочайник, и к нему по утрам — пакетики чая, кофе, сливки и печенье. Может, нужно было с собой иметь небольшой утюг, или хотя бы знать, как слово утюг звучит на разных языках:-).

И вот я дома. Смотрю фотографии и фильм об этом путешествии и завидую сама себе:-).

Теги: Отзывы об отелях, Автобусные туры

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии