Турист Оксана Иванова (Oksana_Bocharova)
Оксана Иванова
была 27 сентября 2021 19:40

Машику, Мадейра, Фуншал, Сантана, Рибейро Фрио — Португалия Январь 2017

Дальше были поездки по острову. Основным развлечением для туристов на Мадейре являются прогулки вдоль левад. Левады — это оросительные каналы, построенные еще в XVI веке для доставки воды с северной части острова в засушливую южную. Последние левады были созданы в 1970 г. Левада представляет собой канавку, забетонированную или вымощенную камнем, идущую по склону горы. Рядом обычно идет тропинка для пешеходов.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Левады и сейчас продолжают выполнять свою функцию, а также являются популярным объектом туризма — вдоль них проложены десятки пешеходных маршрутов. Общая протяженность левад на Мадейре оценивается примерно в 2150 км. Для прогулок доступны порядка 200 км. Маршруты имеют разные уровни сложности.

Поскольку левады, а с ними и туристические тропы, проложены практически по всему острову, гуляя вдоль них, можно насладиться шикарными видами окрестностей,

подняться на горы,

увидеть водопады.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Есть несколько основных точек, откуда начинаются маршруты. Мы поехали в Рибейро-Фрио, поселок, чье название означает «холодная река», и там действительно было очень холодно. Отсюда начинаются два пешеходных маршрута протяженностью 1.5 км и 11 км. У нас не было выбора, 11 км по горным тропам — это не для нас. Нам бы что попроще:)). Зато короткий маршрут вывел нас к смотровой площадке «Балконеш» («Балконы»).

Эта платформа сделана действительно как балкон, зависший в воздухе.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Сначала все было как в тумане — это мы попали в облако. (Надо сказать, находиться в облаке или выше его — это обычное явление для Мадейры. По дороге к поселку мы, например, видели, как облако вместе с козами «гуляло» по лесу.)

Когда облачность рассеялась, перед нами открылся потрясающий вид горных вершин и глубоких ущелий.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Путь вдоль левад был похож на прогулку по лесу, только с одной стороны всегда была скала с тянущейся вдоль нее левадой, а с другой стороны обрыв, поросший лесом. И лес этот был «Лауриссилва» — реликтовый лавровый лес, охраняемый ЮНЕСКО.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Одним из символов Мадейры, встречающимся на всех туристических товарах, являются небольшие яркоокрашенные домики треугольной формы с соломенными крышами, доходящими почти до земли, — пальейру.

В таких домах с XVI в. жили местные фермеры. Сейчас пальейру можно увидеть в городке Сантана, расположенном на северо-востоке острова. Добирались мы до него на рейсовом автобусе 1,5 часа. По факту оказалось, что эти домики — это новодел, который лет 30 назад придумал установить для заманивания туристов мер Сантаны. (Информация неточная, полученная от таких же туриков, как мы, праздно шляющихся по этому поселку в поисках чего-нибудь интересного. Те в свою очередь добыли ее от местных жителей.) Домиков таких 5 или 6, это киоски с сувенирами, и только один, стоящий на отдалении, был реконструкцией старинного жилища с мебелью и домашней утварью.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

(По-видимому, это хранительница дома. Она любезно разрешила нам себя сфотографировать.)

Больше мы не нашли, на что можно было там посмотреть, а до автобуса надо было скоротать три часа. Океан виднелся и манил, но добраться до него не представлялось возможным. Слишком он был далек, а, как нам объяснили, идти до него можно только ножками, никакой транспорт туда не ходит, даже такси. Оставалось бесцельно шататься и трапезничать. Что мы и делали.

Хаотично болтаясь по поселку, мы набрели на большущий вертеп, изображающий не только основной сюжет рождения Христа, но и воссоздающий картину всего города. Милая девушка, завидев нас, нажала на кнопочку и вдохнула жизнь в кукол, которые начали двигаться. Кто-то пилил дрова, кто-то стирал белье, кто-то качался на качелях, трудился в огороде и т. д., всего не перечислишь.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

А между двигающихся кукол расхаживал живой белый кот. Когда он подошел к нам, мы остолбенели. У него были разные глаза: один желтый, второй голубой.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Муж, страстный любитель всех без разбора кошек, впал в философское настроение и сделал вывод, что именно встреча с этим котом и была той целью, тем важным моментом, ради которого мы приехали в Сантану:))).

Для меня тоже был такой момент, но связан он был не с котом. В моем случае путь оказался значительно ценнее самой цели, поскольку дорога открыла нам такие необычайно красивые виды километровых пиков, скатывающихся к побережью, с раскиданными на их лапах домиками, что я, прижавшись к стеклу автобуса, пыталась рассмотреть эту грандиозную панораму и ощутить весь масштаб зрелища.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Потом была еще поездка на самую восточную точку Мадейры — мыс Сан-Лоренсу. Автобус привез нас на небольшую площадку. Дальше дороги не было. Была только пешеходная тропа.

Так получилось, что по самой тропе мы не пошли, но основательно облазили все в радиусе километра от площадки. Виды вокруг были какие-то инопланетные.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Абсолютно необитаемая и совершенно безжизненная, хотя и очень колоритная пустыня, сильно контрастирующая с остальной частью острова. Только скалы, камни и океан.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

На обратном пути мы высадились в городке Машику, имеющем один из немногих песчаных пляжей, и пошли купаться.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Ну тут я приврала, по факту мы рискнули только помочить ноги в воде, но некоторые особо крепкие, здоровые и смелые купались. Надо признать, что пляжный отдых на Мадейре весьма условный и вряд ли принесет удовольствие любителям комфортного купания. На большей части побережья почти отсутствует безопасный доступ к воде, конечно есть искусственные пляжи, но их не много. Есть просто спуски в воду по лестницам, прикрепленным к скалам, есть небольшие «лягушатники» — бассейны с ограждениями. В основном туристы плавают в бассейнах, которые имеются фактически при каждом отеле.

Возможно я незаслуженно обделила вниманием столицу Мадейры — Фуншал, хотя по его центральной набережной мы гуляли каждый день. На самом деле город нам очень понравился. Сейчас расскажу только об одной из любимых достопримечательностей туристов — фермерском рынке «Меркаду душ лаврадореш».

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

На первом этаже двухэтажного здания располагаются рыбные ряды, на втором цветы, овощи, фрукты и много другой вкуснотищи.

Мы зашли на рынок днем, когда уже вся основная торговля рыбой закончилась, и работники мыли прилавки водой из шлангов. Но мы не за рыбой и шли. Шли просто поглазеть на продукты дивные, заморские, доселе неведомые. И мы-таки их увидели! И даже с перебором))) Мой кругозор пылал от стыда, разглядывая неопознанные им всякие всячести. (Только совсем чуть-чуть не в тему, зато про меня:

Мой восторг от жизни обоснован,

Бог весьма украсил жизнь мою:

Я, по счастью, так необразован,

Что все время что-то узнаю. (И.Губерман)

Вначале нашего пути познания мы наткнулись на винный магазинчик (вот так оно обычно и бывает))), в котором на прилавке стояли такие восхитительные стаканчики из белого и черного шоколада, что я просто не могла пройти мимо! Милая, добрая, заботливая — и еще 100 самых душевных комплементов — продавщица предложила на выбор 4 ликера, которые всего за 1 евро можно тут же попробовать, выпив из такой вот вкусной рюмочки.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Супруг, знаток Португалии, сказал, что надо обязательно взять жинжу — вишневый ликер. Я не спорила (я вообще с мужем не спорю, лишь бы баловал))). Пить крепкий ликер из шоколадного стаканчика не так-то просто. Вспомнилась «Кровавая Мэри» — сок видишь, но пока всю водку не выпьешь, не доберешься. Вот и здесь так же. Не откусишь от рюмки, пока не опустошишь, иначе она сломается, и будешь ликер руками пить)). Так что сначала все выпил, потом уже закусил. При таком раскладе крепость тут же дала о себе знать))) Зато в каком приподнятом настроении я пошла гулять по рынку, ммммм….

Глаза разбегались от обилия ярких красок: манго, папайя, анона, авокадо, бананас, дыни и т. п. — от всего этого ароматного великолепия кружилась голова. Благо «сердобольные» юноши-продавцы не дали нам потеряться во всем этом изобилии и провели экскурсию по своим владениям. Они как жонглеры кружили вокруг нас с меняющимися в их руках фруктами, говорили названия, объясняли, что напоминает по вкусу, а главное, давали попробовать! Конечно мы их потом отблагодарили, приобретя пакет с заветными фруктами и с лихвой оправдав их гостеприимство, учитывая астрономические цены. На обратном пути я поняла, что мне срочно надо запить все испробованное)). В общем я опять не смогла пройти мимо шоколадных стаканчиков. В этот раз содержимым оного была мадера. Оба раза я выбирала черный шоколад. Белый остался неопробованным. Я клятвенно пообещала продавщице, которая по ходу уже была чуть ли не лучшей подругой)), что обязательно вернусь. Но не сложилось. Рынок прекрасный, но как же развращает наличие хорошего супермаркета под боком. Видимо, в другой раз!

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Дары с рынка сфотографировали уже в номере. А там так были увлечены дигустацией, что не до фотоаппрата было:))

А теперь ода о маракуйе. Она стала самым ярким моим фруктовым открытием! Вернее много ее разных видов. Не берусь утверждать, но, наверное, больше 10. Большие и маленькие, круглые и овальные, красные и желтые, бордовые и зеленые, с чем только ни скрещенные. Основное одно: начинка с зернышками, которая при разрезании фрукта сначала имеет относительно твердую консистенцию. Очень приблизительно напоминает мякоть дыни, только у дыни это не едят. Если размешать серединку ложечкой, то мякоть превращается в жидкость, которую и надо выпивать, но можно съесть и не размешивая. На вкус маракуйя совершенно разная. Самая вкусная та, что скрещена с дыней. Как я поняла и запомнила, есть еще банановая, ананасовая, цитрусовая, томатная (эта самая кислая) и еще множество других, которые я хоть и пробовала, но какой фрукт напоминает, не разгадала. Далеко не все виды понравились мне сразу, но день за днем, пробу за пробой я «подсаживалась» на нее все больше))). В отеле на завтраках обилие фруктов восхищало: папайя, манго, арбузы, дыни, ананасы, авокадо, несколько видов маракуйя, не говоря уже о привычных нам бананах, грушах, киви и т. п. В супермаркете тоже мимо фруктового отдела невозможно было пройти, не затарившись. Так что постепенно я покорилась и влюбилась в маракуйю окончательно, распробовав и оценив даже то, что сначала не понравилось. Теперь вот страдаю без нее!((

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

На фото на переднем плане две половинки — это она самая.

Я уже упоминала вначале о крошечных размерах Мадейры. До этого путешествия самым маленьким островом в моей жизни был греческий Родос. За примерно столько же дней мы исколесили его вдоль и поперек, и казалось, что знаем его, как свои пять пальцев, а в конце отпуска даже заскучали. Каково же было мое изумление, когда я узнала, что Родос чуть ли не в два раза больше Мадейры! Несмотря на свои размеры, португальский остров совсем не показался мне маленьким. Возможно это из-за того, что для перемещения по нему затрачивается много времени по извилистым, зигзагообразным дорогам. А возможно из-за сильной разницы в облике разных частей острова. В общем с уверенностью и грустью могу сказать, что 10 дней нам не хватило! Мы не все посмотрели, не всем насладились, не все испробовали. И если бы меня спросили, в какой из этих дней я бы хотела вернуться, чтобы пережить его заново, я бы ответила — в первый: в тот момент, когда мы с чемоданами и пакетами с зимней одеждой, снятой в аэропорту, в джемперках, что было непривычно после Питера, шли с автобусной остановки к отелю, наслаждаясь теплом (было градусов 20), вертя головы в разные стороны, удивляясь пальмам, солнцу, океану, и еще только предвкушая то интересное и неизведанное, что ждало нас впереди. Я бы хотела пережить заново все эти 10 дней.

Мадейра. Часть 3. Путешествуя по острову

Читая отзывы туристов, побывавших на Мадейре, заметила общую тенденцию. Люди, описывая свои ощущения, часто употребляют фразы «я оставил там свое сердце», «я влюбилась», «любимая Мадейра», «лучшее место на земле» и т. д. Думаю, это не случайно)) Обычно я не планирую возвращаться туда, где побывала, и не потому, что мне не понравилось (мне как правило всегда нравится если даже не все, то многое), а потому, что в мире еще так много мест, куда не ступала моя нога, и столько хочется еще успеть посмотреть. Но я буду очень рада, если я изменю своим принципам, и вернусь еще на Мадейру — остров вечного лета. Я бы хотела…