Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Осташков — Россия Сентябрь 2015
Деревня у Селигера

В сентябре 2015 года выдалась замечательно солнечная и тёплая погодка и мы выбрались на несколько дней отдохнуть на озеро Селигер, чтобы ещё раз ощутить его энергетику и полюбоваться на красивые места окрестностей озера. Задерживаться на одном месте мы не собирались, так как были на колёсах, хотели увидеть побольше мест и красот.

Вот деревня Светлица с колокольней монастыря Нило-Столобенской пустыни на заднем плане.

Опять о Селигере

Сначала нашей целью было посетить место истока нашей великой реки Волга, ведь истоки эти находятся в бассейне озера Селигер, в деревне Волговерховье — вот такое знаковое название. Добираться туда довольно долго, да и дороги в тех местах далеки от идеала: там где есть асфальт, он напоминает стёганое одеяло, где заплата из асфальта на заплате и поэтому едешь, как по стиральной доске, во всяком случае скучно на этой дороге не будет точно.

Вот такие панорамы открываются на дороге вокруг Селигера.

Опять о Селигере

За каждым поворотом дороги открывались замечательные виды осенней природы Валдая.

Всё, что открывалось перед глазами, достойно было кисти художника!

Проехав вокруг озера, мы наконец попали в деревню Волговерховье. Нас встретил Спасо-Преображенский храм Ольгинского женского монастыря.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича у истока был основан мужской монастырь Спасо-Преображенская пустынь.

В начале 20 века по инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовную значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования началось строительство Спасо-Преображенского храма в селе Волговерховье. Сейчас, конечно, храм выглядит не так, как задумывали его строители. Внутри довольно пусто и сквозит запустение. Но внешний вид храма впечатляет.

Опять о Селигере Снимок из Интернета.

Опять о Селигере

Арка, предворяющая проход к истоку Волги.

В деревне находится также деревянная церковь Николая Чудотворца, рядом памятник святителю.

Опять о Селигере

В целом Волговерховье оставила впечатление какого-то нежилого места, т. к. из местных жителей мы не встретили никого.

На обратном пути, вблизи деревни Барутино, мы приятно провели время, отобедав в фермерском хозяйстве.

Опять о Селигере

Оригинальные окрестности фермы привлекали внимание также как предлагаемый вкусный обед. Пока мы ждали приготовления нашего заказа, с пользой дела мы осмотрели интересные фишки хозяйства: раритетную технику перед главным зданием, сказочный уголок с русалкой и учёным котом, маленький музей советской бытовой техники. Обедали мы в обществе очень общительных местных кошек, которые были бесплатным приложением к трапезе.

Опять о Селигере

В соседнем с обеденным залом располагался маленький музей советской бытовой техники, которую можно было подробно рассмотреть.

Опять о Селигере

А на территории находились ещё несколько любопытных объектов.

Опять о Селигере

В ходе наших поездок, в деревне Заречье обнаружили самостийный зоопарк, населяемый домашней живностью. Его организовали живущие здесь узбеки. Что называется и себе хорошо и окружающим приятно. Кроме того, что посетители, а в основном это маленькие ребятишки, могут посмотреть и пообщаться с братьями нашими меньшими, взрослые могли покататься на лошадях - кто умеет, самостоятельно, а кому трудно, с помощью инструктора. В общем, тся все потребности и интересы.

Следующим объектом нашего посещения был Ширков Погост с его уникальной деревянной церковью, которая является настоящей жемчужиной Валдая.

Знаменитая многоярусная деревянная церковь, построенная в 1694 году, говорят, на месте еще более древней, заложенной в честь победы Александра Невского над литовцами, одержанной здесь в 1245 году. Еще раньше здесь было языческое капище. Есть и другие версии, объясняющие, почему такой огромный и красивый храм был построен именно в Ширково. В любом случае, нынешняя конфигурация озер Стерж и Вселуг несколько другая: она образована подпором плотины волжского бейшлота. До этого в районе Ширкова Погоста озера соединяла лишь узкая протока Волги. Тогда здесь проходила дорога с востока на запад — из Новгорода на Тверь и Москву и с севера на юг — из Новгорода на Киев, а мосты у нас строить всегда умели, тем более, что леса для строительства здесь хватает.

В 1960 году церковь была обследована крупным ученым, исследователем и реставратором русского деревянного зодчества знаменитым Александром Викторовичем Ополовниковым — это он руководил реставрацией Кижей. Под его же руководством был разработан проект реставрации деревянного храма Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом Погосте, который не зря называют селигерскими Кижами. Сама реставрация была проведена в 1974–77 годах. В ходе реставрации конструкция храма была укреплена, была снесена колокольня более поздней постройки и восстановлено крыльцо с западной стороны храма, а железное покрытие главы заменено осиновым лемехом.

Опять о Селигере

Ну и, конечно, опять было посещение Нило-Столобенского монастыря с потрясающими видами на него с воды озера