Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был вчера 18:35

Пистоя — Италия Октябрь 2013

В Пистойю я не только не собирался, но даже и не знал о существовании такого города. Я спокойно проводил время в деловой поездке в тосканском городке Монтекатини — любимом термальном курорте многих знаменитостей, от Джузеппе Верди до Бенито Муссолини.

Времени я там провел достаточно, вот и фото с термального курорта можно посмотреть, и руководитель нашей отважной и развесёлой группы, живущей одним днём и одним вином, предложил навестить Пистойю. Это, говорит, очень старый и очень интересный тосканский город. Человек этот был в Италии к тому моменту 139 раз (это не образно, это реальная цифра, зачем считает — я так и не понял, я бы после 50 перестал), и такому человеку волей-неволей начинаешь верить во всех вопросах, связанных с Италией. Итак, что есть Пистойя?

Пистойя: мрачное средневековье

А Пистойя есть небольшой городок (население — менее ста тысяч душ) в Тоскане, однако весьма почтенный в плане возраста. (Хотя я не припомню в Италии новых городов.) Типичный итальянский средневековый городок в 30 километрах от Флоренции, летом наводнен туристами, которые кроме Пизы и Флоренции хотят посмотреть в Тоскане что-то ещё.

Есть мнение, что это самый мрачный из тосканских городов, судите сами. Одна из версий происхождения названия — от итальянского слова «чума» (peste). Фридрих Энгельс считал, что именно здесь был изобретен пистолет. Другие считают, что слово «пистоль» использовалось здесь до появления огнестрельного оружия и применялось для обозначения небольших кинжалов, которые в городе либо изготовляли, либо пускали в ход, либо и то и другое. Однако курок был изобретён именно тут. Данте считал, что Пистойя — идеальное место для героя «Божественной Комедии» Ванни Фуччи, убийцы и грабителя церквей. А Макиавелли писал, что все уроженцы Пистойи были выращены для кровопролития и войн.

Пистойя: мрачное средневековье

Однако на дворе уже не мрачное средневековье, а светлое будущее. Сегодня Пистойя — мирный город, занимающийся садоводством и известный своим цветочным рынком. А также продуктовым рынком, который разворачивается на одной из площадей, и где санкционная российская душа может просто остаться на ПМЖ. Этот рынок разворачивается на Пьяцца делла Зала и загораживает лавками красивый старинный колодец.

Пистойя: мрачное средневековье
На piazza della Sala разворачивается классный продуктовый рынок.
Пистойя: мрачное средневековье

Город, как уже говорилось, в возрасте. Здесь были ещё этрусские и гальские поселения, колонизированные римлянами в IV веке до нашей эры. А именно как город Пистойя образовалась на месте разбитого правительственными войсками лагеря заговорщика Луция Каталины. На месте его убийства сегодня стоит Башня Каталины — единственное из уцелевших фортификационных строений VII века, вот она, рядом с дводцом правительства, отлично отреставрирована:

Дворец правительства.

Но и в средние века было не всегда печально и мрачно. В VI–VII веках наблюдался расцвет города, у него были привилегии, развивалась торговля и даже была налажена чеканка золотых монет. А в XII веке бурно развивалось искусство, Пистойя была самым крупным художественным центром на территории всей Тосканы, стала свободным городом, были построены новые городские стены, которые охватывали более значительную площадь чем те, что были возведены 500 лет назад.

Пистойя: мрачное средневековье
Остатки старых городских фортификационных сооружений.
Пистойя: мрачное средневековье

Интересные места, разумеется, сосредоточены в центре старого города. Рядом с уже упоминавшейся Башней Каталины находится главная площадь — Пьяцца дель Дуомо, то есть Соборная. Причём площадь старше города — раньше именно на этом месте была площадь этрусского поселения, тут археологами были найдены саркофаги и прочие атрибуты этой культуры. Полностью оправдывая название, на площади стоит местный Дуомо — Кафедральный собор Сан Дзено, или святого Зенона Веронского, его начали строить ещё в Х веке. Рядом — как будто отдельно стоящая 67-метровая кампанила, то есть колокольня, пристроенная в XII веке на месте стоявшей тут ранее ломбардской башни.

Пистойя: мрачное средневековье
Площадь Дуомо и сам собор с колокольней.
Пистойя: мрачное средневековье
Внутри этого собора Сан Дзено.
Статуя Святого Иоанна Крестителя, выполнена мастером Андреа Вакка из каррарского мрамора в 1724 г.

Также на площадь выходят Ратуша, Городской музей, Преторианский дворец, дворец Вескови (XI век!) и потрясающий восьмиугольный баптистерий Сан Джованни бело-зелёного мрамора, XIV века постройки.

Баптистерий.
Внутри купель, была изготовлена в 1226 г. Ланфранко да Комо.
Пистойя: мрачное средневековье
Золоченый деревянный алтарь XVI века, был перенесен сюда из церкви Madonna dell’Umilta.
Палаццо Вескови.
Городской музей.

Чуть подальше от Пьяцца дель Дуомо можно зайти в церковь Сан Джовани За Городом, так она дословно переводится. Хотя от площади находится всего в нескольких кварталах! Что интересно, и у этой церкви, и на главной площади, в первой половине дня был развёрнут рынок всякого ширпотреба, было просто не протолкнуться. И буквально через пару часов после полудня всё было убрано и эти места прямо таки опустели.

До:

Пистойя: мрачное средневековье
А на piazza del Duomo - рынок со товарами народного потребления.

После:

Пистойя: мрачное средневековье
Церковь San Giovanni Fuorcivitas.
Но во второй половине дня всё пустеет.
Пистойя: мрачное средневековье

К сожалению, я только потом узнал, что в городе есть ещё масса всего интересного. Поездка была спонтанной, чего уж там, поэтому ничего почитать я не удосужился. Но вы не повторяйте мою ошибку, а погуляйте по городу подольше. Тогда сможете увидеть площадь Гарибальди (куда же без неё в итальянском городе), крепость Санта Барбара с парком, средневековый госпиталь (хотя до него, как и до Гарибальди, я дошёл, и там теперь музей средневековой медицины, они с Великим Объединителем на фото ниже), а также старинные церкви: Сан Франческо, Сан Андреа, Сан Игнасио, Сан Бартоломео, Сан Пьер Маджоре, Сан Паоло, Сан Доменико и базилику Мадонны Смирение. Ну и не забудьте прогуляться вдоль древних стен.

Средневековый госпиталь, ныне соответствующий музей.
Церковь св. Андрея.
Ораторий San Desiderio.
Пистойя: мрачное средневековье
Дворик рядом с Santuario Basilica della Madonna dell'Umiltà.
Церковь св. Франческо.
Без памятника Гарибальди - никуда!

Ну и напоследок — немного жителей и гостей Пистойи.

И напоследок - gente, то есть люди, населяющие Пистойю и приезжающие в гости.