Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 15:46

Моунъюа — Мьянма Ноябрь 2016

Начало рассказа здесь

ДЕНЬ 3, ДУМАЛИ — РАССЛАБЛЕННЫЙ. САГАЙН и небоскреб МОНЬЮА

Утро в Мандалае выдалось сырым и хмурым, вновь полил дождь, а нас повезли на шелковую фабрику — даже в рекламных турах не обойтись без принудительного шопинга.

По Бирме босиком. Приказано выжить

А следующая точка — холм Сагайн, а окрестностях Мандалая, он недалеко от Амарапуры и напротив Авы, на холме расположены сотни пагод, ступ и мест медитации. Путь туда лежит через длинный мост над рекой Иравади. На ее берегах тоже храмы и монастыри — один другого краше, только успевай фотиком щелкать. Когда заехали на холм, наконец, выглянуло солнце, а воздух наполнился множеством стрекоз. У входа в Изумрудную Пагоду Сун У Пон Ния Шин (Soon Oo Pon Nya Shin Pagoda), как обычно, сидят торговки, чем торгуют, нам не понять. Всюду бродят собаки — дохлые до невозможности, практически скелеты, обтянутые кожей, но, судя по отвисшим соскам, рожают регулярно. На морду они ужасные, возможно добрые внутри. Между собаками опасливо снуют котяры, столь же дохлые, как и собаки, в отличие от наших кошек они жрут все. На моих глазах котяра с жадностью подбирала зерна вареной кукурузы с асфальта. Очень жаль, что не попали в Пещерный храм У Мин Тронзе (U Min Tronze), там красиво.

По Бирме босиком. Приказано выжить
Маленькие точки на небе - это не брак и не птички, это стрекозы!
Храмовй комплекс, вид сверху

Теперь впереди лишь дорога (по крайней мере, нам так кажется). Ехать по бирманским трассам интересно — за окном мелькают то джунгли, то бедные деревеньки, то золоченые или беленые ступы. А порой раздается дикий рев музыки. Народ беден, но совершенно не жалеет денег на поддержание действующих храмов, монастырей и строительство новых. Регулярно проводятся сборы пожертвований, для этого на обочине дороги устанавливают огромные колонки и на дикую громкость включают песнопения. Рядом стоят мальчишки и девчонки, а также их родители, на бедность монастырю, подать вы не хотите ли? Они трясут мисками для пожертвований и ждут подаяний. Дороги в стране неважные, но, несмотря на это, подозрительные личности бомжеватой наружности, постоянно взимают плату за проезд.

Через пару-тройку часов заметили небольшую статую стоящего Будды. Эка невидаль, мы такое уже видали, только эта статуя совершенно особенная, она самая высокая в мире. Чем ближе, тем больше она вырастает в размерах и тем выше надо задирать голову. Вдали от городов в сельской местности Кхатакан-Таунг, недалеко от города Моуньюа устроен гигантский религиозный комплекс Maha Bodhi Ta Htaung. В него входит большой золоченый храм, огромный лежащий Будда и гигантский стоящий Будда Лечжун сасачжа (Laykyun Setkyar). Причем, стоящий Будда — это не просто статуя, а единственный в Бирме гигантский 27 этажный небоскреб высотой 116 м.

По Бирме босиком. Приказано выжить
Гигантский Будда, огромная ступа, вход в галерею и драконы у входа - классический бирманский набор Это Комплекс Bodhi Tataung
По Бирме босиком. Приказано выжить
На вид небольшие статуи, в реальности высота стоящего Будды - 116м!
Каждый солдат мечтает стать генералом, А каждый монах мечтает стать Буддой

Внутрь может зайти каждый, но, лишь самые стойкие могут дойти по верхнего этажа. Понятное дело, что я побежал первым. На каждом этаже статуи Будды и картины на стенах. На нижних этажах устрашающие видения ада, как их представляют буддисты. А чем выше, тем ближе к раю, и картины приобретают все более райский вид. А вот идти вверх все сложнее: жара и духота выжимают пот, как в бане, к середине пути майку можно выжимать. Нумерации этажей нет, а сил все меньше, лестницы кажутся бесконечными, поэтому решил — еще пару этажей и хватит. На рубежном этаже уже собрался идти вниз, но поговорил с молодым монахом, он вселил в меня силы. Как удачно я его встретил, ведь оставалось всего три этажа! Жаль, что наверху нет смотровой, а лишь алтарь, я сфотался с монахами и вприпрыжку помчался вниз. Когда добежал по бесконечным лестницам до низа, пот лил ручьями, а ноги подгибались от усталости. Однако, восторг от содеянного был велик, эйфория наступила безмерная. Из всей группы только моя жена с двумя женщинами решились повторить мой забег. Разумный человек сразу на счет лифта подумает, так он есть, но не работает. А что делать: в нашу эпоху бардака и разрушения под названием Калиюга, все хотят, как лучше, а получается, как всегда. И куда только Будда смотрит?

По Бирме босиком. Приказано выжить
Самый верхний - 27 этаж Будды: футболка мокрая, хоть выжимай, но я дошел!

А потом мы спустились с холма и вошли в Сад десяти тысяч деревьев Бодхи к смотровой башне. Вокруг башни под сенью деревьев расположились четыре тысячи одинаковых статуй Будд, сидящих под зонтиками. Деревце Бодхи совсем непростое, именно под ним принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой, с тех пор это дерево является символом буддизма. Странное место, но для бирманцев вполне нормально — так они свою карму улучшают: заказал фигуру Будды, подписал имя жертвователя, поставил здесь, и получи 100 очков к карме, а заодно и отличный задел на будущую жизнь. Они же все верят в Колесо Сансары — сегодня ты бедняк, а если не грешить и ублажать Будду, в новой жизни переродишься в богача.

По Бирме босиком. Приказано выжить

Сели в автобус, и тут Александр (мощный мужчина зрелого возраста, очень похожий на нового президента США) торжественно объявил: в Америке Трамп победил! Давно мы так не радовались чужим победам! (как же теперь понимаем, очень зря радовались…) По программе надо было ехать в отель, но наша добрая Сандар, видя неуемное желание группы увидеть как можно больше, завернула в еще один фантастически красивый храм Thanboddhay Paya неподалеку от г. Моньюа. За предыдущие дни мы видели многое и были уверены, что удивить нас уже невозможно, но… этот храм просто потряс своей необычайно ажурной и сложной архитектурой. Сотни остроконечных башенок венчают крышу огромной постройки, создавая неповторимый архитектурный узор. Вибас шикарно выразился: пламенеющая готика буддизма! Рассмотреть его лучше всего с соседней башни Thanboddhay paya Tower Monywa. Забравшись наверх, я в очередной раз порадовался, что рожден мужчиной, ибо женщинам на башню низ-зя! Как жаль, что попали мы к храму вечером, и не смогли войти внутрь, а только снаружи любовались его неземной красотой. Гаснущий день позволил увидеть чудо рук человеческих, возведенное по воле и на деньги всего одного мецената. Но недостаток света не дал сделать качественные фото переливов розовых оттенков на стенах и башнях циклопической постройки.

По Бирме босиком. Приказано выжить

А, уж какая интересная жизнь кипит под стенами храма: торгуют всякой всячиной, народ тусуется, дети бегают, музыка играет. Больше всего едальных прилавков — очаги горят, сковороды и мангалы шкворчат, ароматы манят не только голодных, но и сытых, правда, антисанитария жуткая. Модное местное блюдо — оладьи из мелкой рыбехи в кляре, так мужик черпает эту смесь из кастрюли прямо рукой, и кидает на сковородку. Кстати, Моньюа переводится, как «деревня-блины», в давние времена она славилась именно этим угощением.

ДЕНЬ 4 ПОЧТИ СПОКОЙНЫЙ. ПАКОККУ-БАГАН

Всего одну ночь мы провели в приятном бунгало отеля Win Unity Resort Hotel. У его входа кто-то оставил американский джип, я с удовольствием посидел за рулем, жаль поездить не получилось)))) И снова в путь, в сторону городка Пакокку, где запланировано посещение рынка. А потом трансфер в Баган — два часа на открытой лодке плыть, а погодка не самая лучшая, дождь может влить в любую минуту. Ввиду того, что многие решения группа принимала голосованием, мы совершили кардинальную ошибку — отказались от лодки, выбрав автобус, а погода взяла и наладилась!(((

По Бирме босиком. Приказано выжить

Еще в первые дни тура, мы с огорчением обнаружили колоссальный просчет организаторов. Для нас создали великолепную, насыщенную и напряженную программу, но не предусмотрели в ней времени на обед. В итоге, первый раз мы ели ранним утром, а второй и последний — поздним вечером. Купить в магазине что-то калорийное невозможно. Супермаркеты с привычной европейской едой обнаружили только в Янгоне. В остальных городах лишь местные магазинчики с ограниченным выбором (колбас и выбора сыров там нет!) Молочка тоже очень убогая — бирманцы не любят молоко.

Кстати, Бирманская еда совершенно не восхищает своей изысканностью. Местные едят рис и тушеные овощи, мясо — по праздникам, для них оно слишком дорого. Иностранцам дают на ужин всего понемногу: салатик, чипсы, говядину, свинину, курицу, иногда рыбу, много риса и чуть-чуть фруктов. Все приготовлено очень просто и без изысков. Кулинарного экстаза в центральной части страны не испытать. Туристы говорят, что на побережье в районе Нгапали много дешевого сифуда, мы туда не доехали и проверить не могли.

В принципе, еды в стране полно на каждом шагу: на всех улицах можно увидеть импровизированные мини-столовки с местными деликатесами — шашлычки неизвестного происхождения, свиные уши, супы, иногда рыба на гриле и рис. Большая часть еды выглядит пугающе, однако, на улице едят все 52 миллиона бирманцев, и хоть бы что. Но гид категорически не советовала питаться там европейцам — желудок может не выдержать. Отравления в стране вполне возможны, причем даже не поймешь, от чего. Набор лекарств с собой обязателен: активированный уголь, фестал, левомецитин.

По Бирме босиком. Приказано выжить

Заехали на рынок, как и во всей ЮВА — дичь-дичью: грязь, скученность, антисанитария, убогие и нищие. Продают все и вся: корзины бетеля, фрукты, овощи, много свежей рыбы и мяса. Немного брезгливо, но нас этим не удивить, продавщицы же отгоняют мух от мяса и рыбы, значит все ок. Щеки большинства бирманок вымазаны странной кремовой пастой, но не стоит думать, что у всех женщин здесь кожные заболевания. Это всего лишь местный обычай мазаться кашицей из дерева танака, бирманки уверены, что паста хорошо питает кожу лица и предохраняет ее от солнца и загара. Загар в Бирме — это дурной тон и признак бедности. Почти все мужики жуют бетель — зеленые листья с легким наркотическим эффектом. Внутрь листа заворачивают известь, после его разжевывания мужики слегка балдеют, и постоянно плюются кроваво-красной слюной. Кстати, вывозить наркоту из страны нельзя.

По Бирме босиком. Приказано выжить

Чтобы усугубить впечатление, завезли в глухую деревню Ма У, А Лей: дикое место, хижины в густых зарослях, горбатые коровы зебу, флегматично лежащие на земле и жующие бесконечную жвачку, грязные свиньи в жидкой грязи — типичный набор деревенской экзотики. Поражают жители, особенно дети: они искренне радуются своей жизни, не боятся приезжих, и не заморачиваются на мелочи, типа бедности и грязи. Жена только поманила девочку для фото, а за нее уцепились сразу несколько деток, дала им конфеты, а они не понимают, что это такое.

По Бирме босиком. Приказано выжить

В отличие от города, местная детвора еще не привыкла клянчить доллар у интуристов, и это очень приятно. На стадионе ребятки гоняют в футбол, среди них множество маленьких мальчиков-монашков. Монахов в стране множество, их очень уважают, монашество — почетная миссия. Абсолютно каждый мальчик обязательно должен провести в монастыре определенное время. Девочки идут в монастырь по желанию. Потом, практически все они возвращается в обычную жизнь. Кстати, женщины не должны прикасаться к монахам. Доходит до курьезов: если в автобусе едет монах, женщине нельзя ехать на крыше, ибо недопустимо ей находиться выше монаха!

Но не любоваться детьми и аборигенами нас привезли сюда. Необъяснимо, но в этой деревне находится множество старинных ступ. Они в ужасном состоянии, большая часть полуразрушена, многие заросли травой и зеленью, зато, можно увидеть их внутренности — все ступы сложены из кирпича. Больше всего занимает вопрос: кто и зачем? Бедная и дикая деревня, а в давние времена кто-то здесь тратил колоссальные деньги и силы на возведение десятков больших построек. Не понять нам этих людей.

По Бирме босиком. Приказано выжить

В Баган приехали засветло и успели посмотреть очередную ступу Lawka Nanda Pagoda, стоящую на высоком берегу Иравади — высокий золотой конус замечательно смотрелся на фоне синего неба и желтой реки, а потом еще и в храм заглянули. Центр города очень невелик и напоминает гибрид деревни и поселка, а вокруг на огромной территории понастроено огромное множество кирпичных храмов, ступ и ступочек. Причем, большинство из них — это частные строения, принадлежащие конкретной семье. По словам гида, раньше рядом стоял хижины жителей, но когда весь Баган перевели в ранг исторического памятника, всех жителей заставили переехать в центр города. Однако, до сих пор аборигены приезжают молиться именно в свои семейные храмы.

По Бирме босиком. Приказано выжить

По традиции направились провожать солнце в живописное место у пагоды Dhamma ya zika pagoda. Жаль, что золотой купол был в лесах, в лучах солнца он бы сиял необыкновенно. Быстро обежали пагоду вокруг и в густеющих сумерках помчались к небольшой ступе поодаль, чтобы в плотной толпе народа в очередной раз насладиться зрелищем заходящего солнца. Однако, сансет не порадовал, солнце без эффектов скрылось за облаками. Зато, на закатной стороне неба большое облако так осветилось солнцем, что казалось золотым. А еще на строительных лесах зажглась подсветка — очень симпатично получилось.

ПОЛЕЗНОСТИ

1. Фотографировать людей можно, бирманцы почти всегда охотно позируют. Часто просят сфотаться вместе с ними, причем даже монахи.

Нельзя фотать военных и их объекты, полицейских тоже не стоит.

1. Вода так важна в этих краях, что существует ежедневный ритуал обливания водой особо почитаемых статуй Будд — божество никогда не должно испытывать жажды. По вечерам почти во всех храмах можно увидеть это действо.
  1. В стране реально существует патриархат: к некоторым, особо почитаемым святыням (золотая скала в Голден Рок, некоторые Будды) женщин категорически не допускают. А мужчинам — сколько угодно!
  2. В любом туристическом месте к интуристу подскакивают торговцы всякой ерундой. Цены заряжают в 4–6 раз, торговаться обязательно. Лучшие результаты достигаются, если при торговле хитро, но дружелюбно улыбаться продавцу.
  3. Если в Янгоне центральные улицы напоминают наши города, то в других местах вечером освещения почти нет, по дорогам шастают байкеры, тротуары есть не везде. Гулять вечером в таких условиях не самое приятное удовольствие.
  4. Уступать дорогу пешеходу здесь не принято, переходи на свой страх и риск, уворачиваясь от машин и байков.
  5. На улицах всех городов и деревень, в тенечке под деревьями можно заметить множество сосудов с крышками. В них добровольцы постоянно запасают воду для всех желающих. Я бы пить эту воду побоялся, но местные пьют без всякой опаски. Эта вода для паломников, она совершенно бесплатна.
  6. Набор лекарств от отравлений брать с собой обязательно!