Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 19:28

Ахтала — Армения Март 2017

Почему-то все рассказы о Кавказе у меня выходят очень сумбурные. Я уже поведала вам о Хор Вирап и первых христианах. Потом вспомнила, что в Армении есть артефакты и постарше — если я хочу описывать историю страны сначала. Можно продолжить рассказ на том месте, где я остановилась… Или рассказать о храме, который мне понравилось больше всего! А еще можно рассказать по порядку, как мы с Арменией знакомились — тогда у повествования будет логика! Но где я — и где логика повествования, у меня же сплошные эмоции!)

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Немного подумав, я решила все-таки рассказывать по хронологии событий — не потому, что так будет правильнее, не подумайте — просто мне фотографии эти очень нравятся! Женская логика — страшная вещь! Ладно, по порядку. Задолго до поездки, до покупки билетов, и даже до первой шальной мысли «а не махнуть ли нам»… я встретила на просторах ФБ специалиста по экскурсиям в Армении. Тогда я его просто добавила в друзья, сохранила прайс и распорядок поездок, и благополучно об этом забыла. Тем более, о чем шла речь там, я не особо понимала — это сейчас без заминки отличу Иджеван от Цахкадзора, тогда эти названия были покрыты туманом…

Зато когда у меня на руках оказались билетики в Грузию, и я раздумывала, с чем бы нам ее совместить поинтереснее, вспомнила… И вы знаете, это был настоящий перст Судьбы! Я сейчас нисколько не преувеличиваю, честно, наш выбор гида-водителя-ангела-хранителя оказался на 1000% удачным! Дело в том, что я очень не люблю «организованные экскурсии» — последняя, и по времени события, и скорее всего в жизни, со мной случилась в солнечной Абхазии. И сейчас все, кто ездил на экскурсии в Абхазии, меня поймут и согласно закивают головой! Если вы хотите потратить деньги, время, нервы, и при этом ничегошеньки не увидеть — поезжайте. Если вы очень классно отдыхаете, и вам хочется уже хоть какого-то экстрима — поезжайте! Программу, кстати, можете не читать, всё равно ее соблюдать никто не собирается. Даже наоборот — лучше не читайте, а то подумаете еще, что это правда, расстроитесь потом. Как я!

Но это я отвлеклась, я же вам про нашего водителя рассказывала! Зовут его Гор, всем кому нужно дам его контакты, в комплекте с моими горячими рекомендациями. Еще на процессе планирования путешествия я продумала все интересующие меня красивости, Гор их грамотно распределил по дням и озвучил более чем гуманные цены. Скажу, забегая вперед, даже сравнивая позже с ценами на групповые автобусные туры, мы поняли, что выиграли. При том, что в комфортном «Мерседесе» мы ехали вчетвером — водитель, я, Настя и коньяк, презент нам от гида, чтоб кофе пить было веселее!)

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Так как времени на Армению получалось катастрофически мало — 4 дня, мы решили поступить так. Водитель забирает нас из отеля в Тбилиси рано утром, мы едем весь день по Армении, с остановками в красивых местах, то есть получается полноценная дополнительная экскурсия — вместо поездки на маршрутке или ночного поезда Тбилиси-Ереван… Это в идеале, на деле вышло чуть иначе! «Ранний утренний выезд» (как говорит Виктор Башкир, «выехали рано утром — часов в 11…„))), слегка сдвинулся, и около 10 утра мы с воплями, суматошными сборами и поцелуями покинули, наконец, нашу гостеприимнейшую гостиницу и выехали из Тбилиси. К слову сказать, в тбилисском отеле мы оставили часть вещей, чтоб забрать их на обратном пути, перед самолетом — да, мы легких путей в путешествиях не ищем!

Ладно, едем! Если честно, дорога из Тбилиси до государственной границы Грузии совершенно ничем не примечательна. Степь да спеть кругом, по весне еще лысо и невзрачно, встречаются только заправки, придорожные кафе и пара маленьких городков разной степени ухоженности-запущенности… Ни разу Настя не попросила фото-стоп, просто нечего было фотографировать, но! На горизонте, в волшебной дымке, то заснеженные, то скалистые, то зеленые, замелькали горы…

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Вот она, наша первая Армения… Только мы проехали границу, и пейзаж сменился как по волшебству! Мы с Настей охали, ахали, прилипали к окну и очень часто останавливали машину — а как мимо такого проехать?!

Вообще, как я заметила, север Армении пользуется меньшей популярностью у путешественников, чем тот же юг, горнолыжка, окрестности Еревана и места рядом с озером Севан. И совершенно напрасно! Туристов тут почти нет, тишь да благодать, так что если вы хотите посмотреть волшебные храмы (а в Армении они все такие) в атмосфере полного умиротворения, вам — сюда.

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Позже я узнала, что эта дорога, мимо заброшенного индустриального Алаверди, древнейших монастырей Санаин и Ахпат — самого новенького армянского приобретения в списке ЮНЕСКО…

Невероятных горных ущелий.

Заснеженных шапок гор.

И тут же — целых рощ мимозы вдоль дороги!

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Мимо Дилижана и чудесного красного храма Гошаванк.

Вот таких бархатно-зеленых склонов…

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

И каких-то невиданной синевы озер!

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Древних, средневековых крепостей, что помнят арабов и турок…

Так вот, эта дорога считается одной из красивейших на Кавказе — прямо армянская Швейцария… Нам очень повезло, мы сделали по дороге на Ереван приличный крюк, увидели север Армении с его такой особенной природой и атмосферой — это я прочувствовала в дни последующие. И за это отдельная сердечная благодарность нашему гиду, разработка маршрута Тбилиси-Ереван — полностью его заслуга! И сейчас, попутешествовав по Кавказу на поездах, автобусах и маршрутках, очень вам рекомендую — сделайте выбор в пользу личного авто с водителем! Если разделить на компанию — по цене выйдет одинаково, или даже дешевле, а увидите не в пример больше.

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

И это я не говорю об удовольствии от поездки!

А первая наша достопримечательность в Армении — монастырь-крепость Ахтала. В 10 веке цитадель уже существовала и даже описывалась в летописях!

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Вообще, в 10 веке лорийская область Армении была отдельным государством — Ташир-Дзорагетское царство, и крепость Ахтала, а по-армянски правильнее говорить Пгндзаанк (ну как, повторите?!) была одним из его центров. Монастырь со стороны больше похож на неприступную крепость, и охранять было что! Это регион издавна славился серебряными и медными рудниками, и крепость использовалась для обороны и контроля над богатым приисками.

А под крепостью — глубокое ущелье! Помните, я уже восхищалась необыкновенной красотой мест, где древние армяне строили свои храмы? Так вот, ущелье Дебед — один из примеров, природная достопримечательность Армении, славится шикарными видами, древними артефактами и даже объектами ЮНЕСКО!

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

«Я на родину шёл, и в тенистой теснине,

Где с гортанным журчаньем распелся Дебед

И течёт, от начала времён и поныне,

Где Ахпат-Санаины с обрывистых скал

Молча молятся, руки воздев к небосводу,

Там, застигнутый мраком, приют я сыскал»

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

То, что это именно крепость, подтверждают стены, кстати, весьма солидные! Сохранились древние ворота и башня над ними…

Остатки средневековых храмов и жилых помещений крепости.

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Главный храм крепости Ахтала — храм Пресвятой Богородицы, был построен в 1188 году принцессой Мариам, и об этом событии нам повествует один из древних хачкаров.

Кстати, расскажу вам о хачкарах. Армению называют иногда страной камней — туф, базальт, травертин, недостатка в них нет. Но есть в Армении совершенно особенные, волшебные камни — хачкары!

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Это чудесные каменные кружевные стелы, древнеармянские святыни с художественным, необыкновенно красивым изображением креста. Хачкар по-армянски — «крест-камень», и искусство его создания уходит своими корнями глубоко в древность. Первые деревянные кресты вырезали уже в 4 веке, после принятия страной христианства, а каменные шедевры — начиная с 8-го. Это целое тысячелетие армянской культуры и истории!

Между прочим, аналога хачкарам нет ни у одного из народов мира, это настоящий духовный символ Армении. Традиция их изготовления настолько уникальна, что в 2010 году искусство создания хачкаров, с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в список ЮНЕСКО, в категории «Нематериального культурного наследия человечества». И самые красивые хачкары я увидела опять же на севере страны — в монастыре Ахпат…

И в Гошаванке.

Снаружи здание церкви строгое и простое.

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Зато внутри — просто праздник красок!

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Это единственный храм Армении, в котором каким-то чудом сохранились очень красивые, яркие, многоцветные фрески, представьте, 13-го века!

Армения. Дорогами Легенд. Ущелье Дебед и крепость Ахтала

Но не одними сакральными святынями известна эта область Армении. Именно тут, рядом с древними стенами, проходит каждую осень настоящий праздник Вкуса — фестиваль шашлыка! Шашлык, а по-армянски хоровац, готовят тут в нескольких десятках павильонов — можно только представить, какой аромат плывет над округой… Рестораны, кафешки и повара-любители — все соревнуются за главный приз, в разных категориях и номинациях, а гостей развлекают музыканты и танцевальные коллективы. Наверное, это один из самых вкусных фестивалей на свете! Но мы решили не ждать будущей осени, и поехали дегустировать национальную гордость Армении уже сейчас!)

Приятного вам аппетита!

П. С. Что-то так в Армению захотелось…