Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была 24 апреля 7:13
Европа!!!

Виньялес — Куба Март 2017

В Виньялес я отправилась сразу на следующий день после прилёта в Гавану. Такой расклад показался мне самым логичным и удобным, чтобы разбить следующий большой переезд в Тринидад. Таким образом, я разделила его на две части, Виньялес — Гавана и Гавана — Тринидад. Путь на автобусе Виасуль из Гаваны в Виньялес занимает чуть меньше четырёх часов и стоит 12 долларов.

Уже по дороге начинаешь проникаться пасторальным духом аграрной Кубы.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

На остановках мы имели удовольствие лицезреть запряжённых в повозки волов, коров-себу, забавные пузатые пальмы (palmas barrigonas) и первые табачные плантации.

Сельские пейзажи настраивали на умиротворённый лад, заставляя предвкушать, что же нас ждёт в самом Виньялесе.

Ещё пару лет назад я где-то увидела фотографии долины Виньялес и сразу же загорелась там побывать. Её уникальные плоские холмы на фоне красной распаханной земли так и стояли перед глазами. Ну вот, а теперь и в моей персональной коллекции имеется такая же фотография.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Чтобы было понятно, о чём идёт речь маленький ликбез. Долина Виньялес расположена на самом западе Кубы в провинции Пинар-дель-Рио и славится в первую очередь своим табачными плантациями.

По сути это карстовая низменность в окружении гор Сьерра-де-лос-Органос, вся буквально утыканная отвесными холмами с плоскими верхушками. Холмы эти, которые называются моготес, невысокие, до 400 метров, но страшно древние, их возраст около 160 миллионов лет! А посреди холмов повсюду колосятся зелёные табачные поля. Плоские известняковые холмы, табачные плантации и красная распаханная земля — вот в этом и заключается суть долины Виньялес.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Этот потрясающий ландшафт с полным правом включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В общем, понятно, что такое природное место пропустить я никак не могла.

Но всё это будет впереди, а пока на остановке автобуса Виасуль в Виньялесе меня радостно встречает хозяин моей касы по имени Макейра и везёт на велосипеде к себе домой.

Путешествовала я налегке, с одним рюкзачком, предусмотрительно оставив свой чемодан в Гаване. Мой домик Casa Olga Lidia y Maqueira оказался чуть на отшибе Виньялеса в районе Ботанического сада. Но что такое на отшибе по меркам Виньялеса — всего 7 минут пешком до центра! Зато тишь да гладь, божья благодать, в отличие от шумного центра!

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Вообще надо сказать в Виньялесе найти комнату на проблема, повсюду вывески с характерными глазками, такое впечатление, что повсеместно все жители посёлка сдают в аренду туристам свою недвижимость. Домики все уютные, выкрашенные в яркие тона, обязательно с нижней и верхней террасой.

Верхние террасы на Кубе повсеместно, это отдельное удовольствие посидеть там на закате солнца, любуясь меняющимися оттенками неба.

Виньялес относительно молодой посёлок, выросший на волне развития туризма в долине, поэтому здесь не найти старых обветшалых домов. В этом плане он выгодно отличается от других кубинских городов. Всё чистенькое, новенькое, аккуратное, любо-дорого посмотреть. Весь городок состоит из ярких одноэтажных домиков с колоннами и террасами. И сам по себе Виньялес совершенно непритязательно очаровательный, так его ещё очень здорово украшают всякие сельские сценки. То повозки, запряжённые лошадками и волами едут себе преспокойненько посреди центральной улицы, то трактор тарахтит, то коровы разгуливают, а то прямо с грузовика лихо разгружают капусту.

Сам городок крошечный (хотя он больше похож на деревню), по сути это одна центральная улица Сальвадор Сиснерос, где сосредоточены рестораны, бары, магазины.

Здесь же Кафедральная площадь, напротив офис Виасуль, чуть подальше обменник Cadeca. Всё рядом, всё удобно.

На каждом шагу террасы ресторанчиков, поесть-перекусить в Виньялесе проблем нет, на каждом шагу обязательно какое-нибудь заведение.

Если пройти по центральной улице в самый её конец, то цены будут постепенно сокращаться. Так, в конце этой улицы стоимость обеда падает с 6–8 до 4–5 куков. А совсем на окраине стадион, где местные играют в бейсбол, тоже интересно поглазеть, понаблюдать за ними.

Но это всё вторично, всё самое интересное в Виньялесе находится за его пределами. Стоит отойти чуть в сторону, как оказываешься посреди самых настоящих сельских пасторалей. И вот же они моготес, повсюду разбросаны плотным кольцом вокруг посёлка!

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Забегая вперёд скажу, что самые эффектные виды на долину и моготес открываются со смотровых площадок двух дальних загородных отелей, куда нужно ехать на машине. Такой тур с заездом в отели, на смотровые площадки и в парочку пещер я взяла на следующий день. А в самый первый мой день в Виньялесе просто гуляла в своё удовольствие по окрестностям и надо сказать получила от этих прогулок не меньшее удовольствие, чем от самого тура.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Ну, в самом деле, прямо в двух шагах от центра посёлка уже повсюду из земли вырастают холмы-моготес, радуя глаз своими изогнутыми широкими спинами и причудливыми формами!

Повсюду вовсю колосятся табачные поля, сквозь которые тут и там проглядывают табачные хижины (casas de tabaco), где сушится табак.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Городскому жителю всё в новинку, всё интересно. Раньше я и понятия не имела, как растёт табак, как его обрабатывают. А тут, пожалуйста, заходи в любой домик, крестьяне-фермеры с удовольствием всё расскажут-покажут. Табак и сигары, пожалуй, самая известная фишка Кубы.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

На острове существует несколько зон выращивания табака, но общепризнанно, что самый лучший табак выращивают именно в провинции Пинар-дель-Рио, к которой и относится Виньялес. А всё потому, что почва здесь на редкость богата железом. Теперь понятно, почему земля здесь такая красная, что кроссовки, ступившие на неё, навсегда теряют свой изначальный цвет.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Проверено на себе. Возделывание табака на Кубе, наверное, можно сравнить с винной культурой в Чили — это предмет гордости и немалая статья дохода страны.

Старый фермер с мозолистыми руками и скорбным взглядом подробно рассказывает мне про табак.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Обычно это семейный бизнес, в котором участвуют все члены семьи, от мала до велика. В год они собирают один урожай, ухаживая за табачными кустами как за младенцем. Процесс этот трудоёмкий и очень длительный, с октября по май. Сначала листья подсушивают на воздухе, а уже затем переносят в сушильню. Хижины, устланные пальмовыми листьями, стоят в долине повсюду, прямо посреди табачных плантаций.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

В этих хижинах и происходят все самые важные процессы усушки и ферментации. От потолка до пола рядами свешиваются тугие связки табачных листьев, которые сушатся здесь целых три месяца, постепенно превращаясь из нежно-зелёных в рыжие. Фермеры сдают государству 90 процентов продукции, оставляя себе лишь 10 процентов.

Табачные пейзажи настолько меня очаровали, что я то и дело заходила на какую-нибудь ферму, расспрашивая крестьян об этом трудоёмком процессе.

Они с удовольствием показывают туристам свои хозяйства, знают, что потом мы их обязательно отблагодарим, хотя сами ничего не просят, с достоинством люди.

Побывала я и в государственном кооперативе.

Здесь тоже всё подробно рассказывают-показывают да еще и сигарами бесплатно угощают. В жизни я не курю, наверное, поэтому и вкус сигары мне не понравился, хоть я и усердно обмакивала её в мёд, но устроить фотосессию с сигарой святое дело на Кубе. Не могла отказать себе в таком удовольствии!

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Ну и сам процесс скручивания сигары из листьев тоже интересно было посмотреть.

Говорят, специалисты скручивают одну сигару за три минуты. В общем, по части табака и сигар просветилась там по полной программе.

Ещё в Виньялесе очень популярны поездки на лошадях по разным маршрутам долины.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

В моём доме жила пара датчан, так они с лошадей не слезали, объехали, наверное, всю долину верхом. Мне же больше понравилось просто бесцельно бродить по ближним окрестностям, наслаждаться тишиной и безлюдностью, быть в контакте с природой и никуда не спешить.

Ну, а на второй день я уже взяла тур по долине на такси, чтобы посмотреть отдалённые её участки. Тут уж каждый выбирает под себя, на свой индивидуальный вкус.

Просто удивительно, в самом посёлке так много туристов, а в долине они все как-то рассредотачиваются что-ли, людей и не видно особо. Этот момент очень понравился в Виньялесе. Ну что за прелесть эта долина, чего там только не увидишь!

И птицы наподобие грифов летают совсем близко, и коровки повсюду пасутся, и курицы с цыплятами бродят под ногами, и наездники на лошадях скачут, и манго созревают!

Повсюду яркие цветы, буйная растительность, неведомые мохнатые деревья!

Прямо какой-то сельский рай, не иначе!

Вдруг по дороге домой увидела жуткую картину, как мужики свежевали поросёнка. Зрелище не для слабонервных, никогда такого не видела!

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Я боялась, что в долине будет очень жарко, а на самом деле всё оказалось с точностью наоборот. Из всех мест, посещённых мной на Кубе как ни странно в Виньялесе было прохладнее всего. Солнечно и ветрено, градуса 22, не больше. Поэтому флиссовая курточка очень мне там пригодилась. В принципе, такая погода вполне комфортная и как нельзя лучше подходит для прогулок и активного туризма.

На второй день мой хозяин Макейра сосватал мне своего племянника, который и катал меня на своём стареньком Москвиче часа четыре по разным дальним местам долины, куда без машины не доберешься.

Всё удовольствие обошлось мне в 25 кук. Да уж, давненько я на таких авто не ездила, наверное со времён своего детства! Первым делом мы поехали в Пещеру Индейца (La Cueva del Indio), сюда надо приезжать прямо к открытию, потому что позже привозят группы и школьников и есть опасность долго простоять в очереди. В этой пещере есть подземная река, по которой туристов катают на лодке.

Билет стоит 5 кук, но смотреть там по большому счёту особо нечего. Сталактиты-сталагмиты довольно скромные. Пещера индейца меня совершенно не впечатлила.

Вторая пещера Palenque de los Cimarrones больше с историческим уклоном. Это место, где когда-то скрывались беглые рабы.

Но тоже ничего особенного, или это я просто пещеры не люблю. Всё мне хотелось поскорее выбраться из них на свет божий.

Вот там гораздо приятнее. Такие красивые пейзажи всюду.

Аграрные пасторали в виде банановых зарослей, цветочных кустов, всякой-разной живности и пернатых!

Причём, что приятно, красиво всюду, куда ни глянь.

И везде торчат эти удивительные плоские холмы-моготес на фоне сочной зелени и красной распаханной земли!

Вдоволь налюбовавшись пасторалями долины едем дальше.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Наша цель — Доисторическая Фреска (Mural Prehistorico), которая на самом деле никакая не историческая, а вполне себе современная.

Художник изобразил на отвесной скале яркие сценки с изображением древних людей и животных. Правда, местные утверждают, что эта фреска существовала там с доисторических времён, а художник лишь её подправил, но правда это или нет, кто знает. Мне она показалась вырванной из контекста долины, совершенно не к месту там.

Утверждаю со всей ответственностью — самые красивые, эффектные и выразительные виды долины Виньялес открываются со смотровой площадки отеля Los Jasmines, который находится довольно далеко от городка. Вот там действительно понимаешь, за что и почему ландшафты долины включили в список объектов ЮНЕСКО.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Пейзажи, от которых по-настоящему захватывает дух, квинтэссенция красоты в чистом виде, способная впечатлить даже такого избалованного природными красотами человека как я.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Процесс любования ландшафтами долины может там затянуться не на десять минут. Во всяком случае мне было непросто оторвать себя оттуда.

Отель Лос Хасминес чувствуется дорогой и пафосный, с большим бассейном, роскошным лобби. Не мой вариант, в общем, но поплавать в бассейне, любуясь такими видами я бы не отказалась.

Ради таких видов стоило сюда приехать, это точно.

Есть в окрестностях Виньялеса и второй приличный отель со смотровой площадкой. Это отель La Ermita.

Здесь очень красивая территория, а с террасы отеля открываются чудесные виды на сам посёлок Виньялес.

Тоже красиво, но из Los Jasmines виды намного круче.

Даю наводку для особо экономных туристов: можно познакомиться с долиной Виньялес и с помощью туристического автобуса всего за 5 кук. Купить такой билет можно в офисе Transtur, который расположен на главной улице Виньялеса Сальвадор Сиснерос, напротив Кафедрального собора. Но здесь есть маленькое «Но». Автобусы ходят с интервалом в полтора часа, а осмотр того или иного места по маршруту не занимает больше 15–20 минут. Получается неудобно и утомительно, слишком много времени съедает ожидание автобуса. Поэтому от этого варианта я отказалась в пользу индивидуального тура.

Ну вот, пожалуй, и всё про Виньялес. Почти два дня провела я в этом маленьком и очень милом посёлке, и уезжать мне оттуда, честно говоря, совсем не хотелось.

Куба сельская. Пасторали Виньялеса

Ведь в этом местечке получаешь отличную комбинацию красивейших природных пейзажей и атмосферы патриархальной сельской Кубы, а это дорогого стоит.