Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Оденсе — Дания Сентябрь 2016

Про город Оденсе я знала только то, что в нем родился самый знаменитый датчанин, король сказок, Ганс Христиан Андерсен. Как же можно было проехать мимо? Ну, правда, не совсем мимо, из Еллинга пришлось сделать небольшой крюк. Вертя головой направо и налево и удивляясь — то холмистости ландшафта, то густонаселенности Дании (населенные пункты сменяли один другой с молниеносной, практически, быстротой), я чуть не пропустила момент въезда на остров Фюн. Мост начался как-то неожиданно, зато ехали мы по нему долго.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Это уже потом я узнала, что протяженность моста, связывающего Ютландию и остров Фюн, семь километров. Построенный в 1997 году, это и сегодня второй в мире по длине подвесной мост. Он заменил паромное сообщение между островами Зеландия и Фюн. Здесь проходят и автомобильная магистраль и железная дорога, существенно сократившие время следования от Оденсе до Копенгагена.

Собственно, паромных переправ в Дании и сегодня достаточно, ведь страна на треть состоит из островов. Омываемый водами двух проливов — Большого Бельта и Малого Бельта, остров Фюн, с лёгкой руки Андерсена, называют «Садом Дании». На его территории сохранились целых сто двадцать четыре замка, а также живописные помещичьи усадьбы, все окруженные садами и парками.

Оденсе, главный город острова, встретил нас огромной стройкой. В поисках парковки мы выехали на площадь, сплошь перекопанную и перегороженную заградительными бордюрами. Наверное, прокладывают подземную парковку, решили мы, пристроив машину в маленьком освободившимся только что закутке.

И уже выйдя из автомобиля, мы заметили, что внизу идут раскопки.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе
Неожиданно. Хотя, немного осмотревшись, мы поняли, что удивляться-то раскопках не стоит, ведь оказались мы прямо перед церковью св. Албана. А это место, где в далеком одиннадцатом веке разворачивались драматические события, ставшие эпохальными для города.

Само название Оденсе говорит многое об исторических корнях датчан. Как известно, места здешние населяли викинги, великие и ужасные. В те времена своими набегами они не только наводили ужас на всю Европу, доходя до Парижа и Новгорода, их империя включала Англию, Нормандию, Норвегию и Швецию. И веровали они в своих богов, главным у которых был Один, бог войны и победы. Так вот, именно здесь, в Оденсе, располагалось святилище, посвященное Одину. Отсюда и название.

И хотя Харальд Синезубый крестил Данию в 965 году, новая религия приживалась трудно и долго. Церкви были построены, но прихожане не сильно усердствовали в их посещении и уж тем более в христианских традициях. Пришедший к власти в 1080 Кнуд IV решил ускорить процесс. Он издал закон о соблюдении христианских праздников и обрядов в быту, вторгнувшись в частную жизнь граждан. Будучи сам сыном Короля Свена и наложницы, Кнуд издаёт закон о том, что раб, будучи единожды освобожден, остаётся свободным человеком навсегда. Тем самым он лишил соплеменником выгодного бизнеса работорговли.

Параллельно он облагает население налогом на формирование флота для организации похода в Англию, но дело до конца не доводит, так как вынужден мчаться к южным границам, где угрожают войска немецкого императора.

И в довершении всего Кнуд вводит Десятину, то есть 10% имущества население должно отчислять церкви. Это стало последней каплей, вспыхивает народное восстание, король бежит и укрывается в Оденсе, в деревянной церкви св. Албана, чьи мощи он же церкви и пожертвовал. Но толпа не остановилась и Кнуд, и 17 его сторонников были убиты прямо в стенах церкви в 1086 году.

Прямо на месте этих кровавых событий мы и оказались. Теперешняя церковь св Албана была построена много позже, в 15 веке.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

А вскоре после описываемых событий на Данию приходит засуха, несколько лет подряд урожай погибает, начинается голод. Понятно, причиной тому — убиение короля. К тому же, на могиле начинают происходить чудеса. Словом, Кнуд был причислен к лику святых, так теперь его и называют, Кнуд Святой. Урожай сразу вернулся и король достиг, в общем-то своей цели, христианство укрепилось на датской земле. Паломники потянулись со всех сторон света к могиле Святого Кнуда, выросли монастыри и церкви, и Оденсе стал процветать.

Останки Святого Кнуда хранятся в кафедральном соборе, который он и начал строить. Для окончания строительства потребовалось более 200 лет.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Кафедральный собор, выполненный из красного кирпича, представляет собой один из великолепных образцов готики. В крипте, где покоятся мощи Святого Кнуда, погребены ещё два датских короля — Ханс и Кристиан II.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Рядом с властителями лежат их жёны. На алтаре храма располагается большой позолоченный триптих работы любекского мастера Клауса Берга, созданный в 1534 году по заказу королевы Кристины, супруги короля Ханса. Триптих изначально изготавливался для церкви францисканского монастыря, который примыкал раньше к собору, а впоследствии, во время реформации, был разрушен.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Слева и справа от алтаря расположены эпитафии знатных семейств, а в нижней его части изображены портреты членов королевской семьи.

На площади, рядом с Кафедральным собором, находится городская Ратуша, построенная в XIX веке. Фасад Ратуши, был повреждён во время Второй Мировой войны, и отреставрирован только в 1955 году. Здесь же расположен и памятник Святому Кнуду в виде лежащего исполина.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Вот в такой атмосфере культа Святого Кнуда родился в 1805 году и вырос Ганс Христиан Андерсен.

В пяти минутах ходьбы от Кафедрального собора и сегодня стоит маленький домик, где в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Мать работала прачкой, бабушка — сиделкой в больнице для душевнобольных. Дедушка мастерил мальчику игрушки из дерева — невиданных существ, отец любил петь песни и посещать представления приезжавшего на гастроли из Копенгагена театра, вместе с Гансом. Мальчик заболел театром. Вот где можно забыть безрадостную реальность и мечтать о новой жизни.

Позже семья переехала в другой домик, здесь сегодня его музей, где представлены личные вещи Андерсена, рукописи, письма, библиотека. К домику примыкает большое современное здание, в котором размещается основная экспозиция музея: картины, написанные по мотивам сказок Андерсена, его книги, переведённые на разные языки, и многое другое.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Отец мальчика умер, когда ему было 12. Ганс вынужден работать на суконной фабрике. Но не место лебедю на скотном дворе. Вскоре приехавшему театру потребовался статист на роль кучера, мальчика взяли и он уверовал, что театр — это его призвание. В 14, накопив немного денег и купив первые в своей жизни сапоги, Андерсен отправляется завоевывать столицу.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Но это уже другая история. Скажем только, что актёром он не стал не в последнюю очередь из-за своей внешности, долговязый, с вытянутыми чертами лица, не пользовался и успехом у женщин, был довольно угрюмо и чувствителен. Биографы сообщают даже, что у него никогда не было интимного контакта с женщиной. Сказки писались о себе и о мечтах. За этот выдуманный мир мы и любим самого знаменитого мечтателя.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Квартал вокруг музея полностью реконструирован в духе андерсеновского времени — восстановлена булыжная мостовая, отреставрированы маленькие фахверковые домики, часть которых, в их первозданном виде, доставлена сюда из других мест, установлены памятники сказочным героям.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Побродив по игрушечным улочкам Андерсовского квартала, мы нагуляли аппетит и зашли наугад в такой же нарядный фахверковый дом отобедать. «Den gamle Kro anno 1683».

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Ах, что за прелесть ждала нас внутри. Словно только-что сам Андерсен вышел отсюда. Может, немного подождать и он вернётся?)

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Полистав рассеянно меню, что-то ничего особого не обнаружили. И заказали Smørrebrød, бутерброд наверное, зато типично датская пища, как нам порекомендовать официант. Я взяла с рыбой, муж с мясом. И вот что нам принесли.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Такой вот датский бутерброд. Вкус — ум отъеш! В общем, удачно мы зашли, и Вам советуем) Цены DKK 150 — 250.

Ещё одна достопримечательность, привлекающая в Оденсе множество туристов — замок Эгесков, расположенный в тридцати километрах от города, в окрестностях Кверндрупа. Название замка переводится как «дубовый лес». Выстроен он в эпоху ренессанса, в 1554 году, прямо в центре озера. Фундаментом строению служат тысячи дубовых стволов, вбитых вертикально в дно этого озера. Злые языки говорили, что весь лес ушёл на строительство замка. Состоит замок из двух зданий, соединённых между собой толстой двойной стеной. Когда-то стена предназначалась для укрытия защитников замка, которые, в случае нападения на одну из башен, могли покинуть опасное место и сражаться с другой стороны. В интерьере старинная мебель, картины, всевозможные охотничьи трофеи. Озеро, на котором находится замок, окружено парком. В парке обустроен лабиринт из живого кустарника, насчитывающий свыше двухсот лет. На территории парка есть музей, в экспозицию которого входит около 300 экспонатов старинных автомобилей, мотоциклов и самолётов.

Маленькое путешествие в поисках счастья. Оденсе

Подъехав к замку, мы увидели множество автобусов, что пыл наш немного охладило. Не любители мы в толпах туристов гулять. А подойдя ко входу и вовсе успокоились. Судя по карте парка, сегодня это аттракцион развлечений для детей. Хорошо раскрученный объект, но 350 крон мы, честно говоря, пожалели. Так что обошлись видами снаружи.

А Оденсе понравился, с удовольствием вернулась бы ещё.))