Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была сегодня 14:11

Больцано — Италия Март 2017

В одном из рассказов о восхождении на семитысячник на мой комментарий о том, что 7 тысяч мне уже никогда не осилить, а вот на 2 тысячи я точно заберусь, автор посоветовал нанять грумма, который за плату дотащит и мой скарб, и меня самое. Не то чтобы в итальянских Альпах я не смогла бы найти желающего подвизаться на поприще поднятия меня в горы, но вопрос платы настораживал. Поэтому восхождение было решено произвести самостоятельно, тем более, что для этого самой ходить туда-сюда было нужно всего ничего: от гостиницы до фуникулера, от фуникулера до поездка, от поездка до автобуса, а от автобуса вновь до фуникулера и ву-а-ля!

Но обо всем по порядку.

На утро после моего прибытия в Больцано, как и обещал портье, ночной дождь свалил за горы и утро просияло невозможной синевой. Клочковатые, живописные облака спорили один перед другим в зазывности форм и необычности конфигурации, как бы приглашая поломать голову, чтобы их идентифицировать и классифицировать. Но облака — это же такая непостоянная вещь, меняющая форму и характер за считанные минуты, если не быстрее. Поэтому хоть я и выглянула на балкон в пижаме, чтобы удостовериться в правдивости портье, но задерживаться по причине температуры, не далеко ушедшей от нуля, для разглядывания облаков не стала.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

А стала я, наслышавшись о непостоянстве погоды в горах, быстренько собираться, завтракать и отправляться в поход. Гостиница моя, вот она красота ненаглядная,

при всем своем аскетизме, расположена была идеально. До железнодорожного вокзала, что зовется на итальянский манер «стационе централе» — 5 минут, а до фуникулера «Ренон», вообще, минуты полторы.

Фуникулер Ренон.
Фуникулер "Ренон".

Чем хорошо перемещение по региону Трентино-Альто-Адидже, так тем, что на него почти не надо тратить кровных денежков. Покупаете «Мультикард» (Он бывает на разное число дней. Я купила на 3 — 23 евро.) и вперед. Все виды транспорта: поезд — региональные электрички в границах региона, автобусы, фуникулеры (не все) — бесплатно. Только не забываем каждую поездку отмечать синем ящичке. Вы его легко найдете возле любой остановки любого транспорта. На обратной стороне отбивается время вашего проезда. Контролеры, особенно в поездах, ходят регулярно.

Свой «мультикард» я купила в здании фуникулера «Ренон» и сразу же запрыгнула в вагончик (время без четверти 9). Проплывают они один за одним. Естественно, я сначала прилипла к стеклу, очумев от видов, а потом стала метаться от окна к окну, чтобы всю эту красоту запечатлеть. Сидевшие со мной местные виду, что я вела себя несколько неадекватно, не подали. Видимо привыкли.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Кстати. Если вы, как и я, будете стоя фотографировать через стекло, не забывайте об осторожности. Когда гондола проходит возле опор, её ощутимо потряхивает. А между 1-й и 2-й опорами, то-ли тросы провисли, то-ли еще что, но она просто ухает в воздушную яму. Сидя-то ничего, а стоя… я на этой яме с трудом равновесие удержала.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Забыла сказать самое главное, куда я направилась. А направилась я к фуникулеру Пеммерн, который поднимает на высоту 2069 метров. И куда местное, да и не местное население ездит кататься на горных лыжах. А те кто на лыжах этих не катается, как я, тот ездит ходить пешком по сугробам. Всю логистику приведу ниже, чтобы от повествования не отвлекаться.

Итак, фуникулер поднял меня в деревушку — Сопробольцано. Прямо напротив выхода из фуникулера находится малюсенькая железнодорожная станция. От неё мне надо было доехать до еще одной деревушки: Коллальбо-Клобенштайн на двухвагонном составчике. Еще год-два назад по этой узкоколейке курсировали совершенно раритетные вагончики. Я их уже не застала. Мои были, конечно, не чудом современного вагоностороения, но и пыль веков не успела на них скопиться.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Итак я вышла из станции фуникулера и увидела… снег! Причем снег довольно глубокий. Сделав два шага, я подскользнулась на гладкой подошве замшевых сапог. Сделав еще два шага, я подскользнулась опять и почувствовала, что у меня начали замерзать пальцы ног.

Мозг мой и тело не видели снега ровно 23 с половиной лет. И я почему-то совершенно не ожидала первого марта в Италии увидеть такое его количество. У меня это просто вылетело из головы. Более того, отправляясь в горы практически зимой, я подсознательно понимала, что там будет снежно, но практически, как это может выглядеть, забыла напроч.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Здравый смысл мне подсказывал, что в такой обувке я не только долго не прохожу, но и точно где-нибудь свалюсь, что-то себе поломаю, отморожу и разобью. Поэтому понурив голову, отправилась вниз, выписав себе диагноз: «Слабоумным в горах делать нечего»! И еще один: «Наверное, ТАКИЕ горы просто не для тебя»!

«Не солоно хлебавши» пошла бродить по Больцано и что я вижу боковым правым зрением? Трекинговые ботиночки в витрине магазина «Wolfskin». Четверть часа на примерку. Ну не одну же пару покупать. Еще четверть часа до гостиницы. Ботинки на ноги, джинсы на попу, фотоаппарат на шею, сумку долой. Все рассовать по карманам. И уж теперь-то меня ничто не остановит. Ведь даже провидение на моей стороне.

Я иду в горы. Или еду? Да не суть важно. И никакие груммы мне не нужны. (А бесплатные советы, которых никто не просил, тем более.)

На часах 11. Опять до Сопробольцано на фуникулере. До поездка есть несколько минут. (Поездом эту конструкцию назвать, язык не поворачивается.) Пробежалась по Сопробольцано. Обнаружилась церковь. Новодел. Заходить не стала. Домики чудо. И не Италия совсем. Может Швейцария, Австрия, Германия. Но не Италия точно.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

От Сопробольцано до Коллальбо на поездке. От Коллальбо до Пеммерна на автобусе. Нет, не правильно я пишу. Вернее правильно, но…какая это была дорога.

Вагончики со скоростью трехколесного велосипеда проезжают малюсенькие станции, расположенные одна от другой в пределах видимости. Какие-то заимки. Запорошенные снегом лужайки. Поленицы дров.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Мама-дорогая. Глаза протереть. Рот закрыть. Не помогло. Картинка не исчезла. Она чуть-чуть видоизменяется, но её паточная сладость и невероятная прелесть остается. Лишь градус восхищения постепенно растет, растет и ты начинаешь про себя потихоньку повизгивать, стараясь удержаться от повизгивания в слух.

От последнего спасло то, что я прибыла в Коллальбо-Клобенштайн. Не далеко от этого поселка есть очень симпатичная достопримечательность — пирамиды. Но с утра у меня горы, а пирамиды были отложены на послеобеденное время. (Спасибо большое Жене Чех и Наташе Семчиной за подробные и очень интересные рассказы о Южном Тироле, которые первыми сподвигли меня на эту поездку.)

Может быть я бы и с утра отправилась смотреть на пирамидки, но пройдясь до автобусной остановки, откуда отправляется 166 автобус к Пеммерн, обнаружила его самого и то, что отправление было через несколько минут, в 12–08. Определенно — знак судьбы. Десять минут до фуникулера. 14 евро билет туда-сюда (в мобилкард этот фуникулер не входит), подъем в компании двух мамашек и двух их отпрысков, полностью обмундированных для горнолыжных забав, и вот я наверху.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

До обратного автобуса в 14–48 у меня два с половиной часа. Что делать?

Естественно, когда вылезла из яйца-кабинки, я присела от навалившейся красоты. Вот просто сами собой ноги немного в коленях согнулись. Я про себя сказала: и вах, и мама-дорогая, и ни фига-себе и еще что-то подобное. Но хватило этого минут на 10.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Потом я пофотографировала красоты.

Пофотографировала людей.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Зашла в тенек, чтобы сфотографировать сосульки на заборе. В тени руки замерзли за пару секунд и я быстренько оттуда сбежала.

А на солнце млели ни только люди, но и собаки. Кое-кто попивал пивко, кое-кто чаек и я уже подумала, а посижу тут пару часиков. Поем что-нибудь. Время и пролетит. Позагораю. Но зная себя, поняла, что пару часов на одном месте мне не высидеть. Вопрос: что делать?- встал с новой силой.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

И тут я вижу, что люди перемещаются не только на лыжах, но и пешим ходом.

Я сначала поопасалась, что упитанная тушка будет проваливаться в рыхлый снег. Но снег оказался хорошо укатанным и мой не полный центнер выдерживал легко, и что не маловажно, моя теперь любимая на «форева» обувь легко справляется с холодом и влагой.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

И я отправилась гулять «по долинам и по взгорьям». Дорожка споро бежала вниз. Мысль о том, что обратно придется идти в гору меня не посещала, так было хорошо. Так было обалденно!

Вдалеке виднелся еще один подъемник. Но там мне было делать абсолютно нечего.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Маршрут, по которому я шла, был круговым, как потом оказалось. Выходит он у этого забора.

Но я до конца не дошла совсем чуть-чуть и повернула обратно. (Не подумайте, что это единственный маршрут на Пеммерн. Есть и другие, и их много. Я вот зря карту не сфотографировала, что рядом с автобусной остановкой висела. Там были и летние тропы, и зимние.)

Поговорка «не догоню, так хоть согреюсь» очень хорошо работает в заснеженных, зимних горах. Я хоть и ни за кем не гналась, но температура все же была минусовая, а инфлюэнция еще докашливалась, поэтому погреть организм подъемом в горку по снегу, было очень кстати.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Было тихо-тихо. Сидеть на лавочке…

Одной на лавочке сидеть скучно. Вот втроем, думаю, гораздо веселее. Эх, эта магическая цифра «три» для русского человека! Хотя вряд ли они были русскими. В эту поездку русскую речь в Италии я ни разу не слышала!

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Так незаметно прошло больше 2-х часов. Я бы конечно, могла написать еще миллион восторженных слов, три миллиона эпитетов и все бы они были про это место, про эти горы и этот снег.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Но тут народ ругается, что некоторые не маршруты описывают, а «дурью маются», сотрясая воздух ахами-и-охами, поэтому про горы закончила. Поехала вниз.

Жрать, извиняюсь, захотелось кошмарно. И пить. Я бы может снежку пожевала, но кто ж знает, кто по нему топтался и это в лучшем случае. Поэтому в течении 15 минут, что остались до отправления автобуса, нужно было срочно найти какой-нибудь питательный батончик и воду в пластиковой таре.

Все образовалось лучшим образом. Буквально в 2-х шагах от подъемника есть ресторан (а рядом с кассами туалет). Мне там рассиживаться было некогда, но на то, что народ балдеет на сонышке под чашечку кофею, внимание обратила. А виды и впрямь заслуживают, чтобы «побалдеть».

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Но автобус ждать не будет. Я прихватила кусок пирога, бутылку минералки и отправилась в обратный путь. Если бы меня не ждали коллальбовские пирамидки, я бы ей богу, пошла пешком. Не знаю, сколько там километров, но автобус ехал минут 10 и не очень спешным «шагом». А красот кругом… День был теплый и снег, лежащий шапками на еловых лапах, с шумом съезжал с них и шлепался на землю.

И так, я опять в Коллальбо. К пирамидам от вокзала надо идти налево. Маршрут 24. И все время, а идти придется минут 40, как-бы придерживаться левой стороны. Вправо никуда не заруливать.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Чтобы узнать, правильно ли я иду, спросила дорогу у дедка, выходившего из цветочного магазина. Одетый в защитного цвета добротную куртку, в тирольской шляпе с пером, он напоминал «альпийского стрелка» на пенсии. Дорогу он мне указал, а потом жестом пригласил подвезти. Когда я уселась на заднее сидение, он сказал: «Битте», предлагая пристегнуться. После чего закрыл двери машины на замок.

— Блин, — сказала я сама себе, самой про себя,

— а если дедок не альпийский стрелок на пенсии, а маньяк, специализирующийся на наивных туристках. Завезет в горы и съест!

Не успела я произнести в уме эту фразу, как машинка остановилась. Защелки на дверях открылись и неизменным «Битте» дедок попросил меня выметаться из машинки. Приехали. Потом он мне еще пальчиком тыкнул в нужном направлении. И через пару минут ходу я эти пирамидки увидела.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Сказать, что организм захлебнулся от восторга при виде на них, не могу. Но образования занятные. Некоторые с головными уборами на тонких шеях.

А вот виды и красоты вокруг, в который раз за сегодня, выпотрошили мои эмоции под чистую. Зависаешь на этих пейзажах и теряешь ощущение времени напрочь.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Но пора в обратный путь. Когда шла туда, увидала атмосферный такой сарайчик. «Дай, — думаю, — зайду, посмотрю, что там». Забралась по деревянному настилу и в нос ударил теплый запах навоза. Не сильный, даже, наверное, приятный, что само-по-себе странно, особенно такому «носу», как мне. Вспомнилось, как бабушкина сестра доила корову в деревне. Там пахло именно так. Молоком и коровами. Но буренок в данном сарае не было, а запах стал надоедать и я, не задержавшись больше чем на 5 минут, пошла дальше.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Заглянула в церковь. Кроме меня туда зашел человек. То-ли это была женщина, то-ли это был мужчина. Ох уж этот унисекс и в одежде, и в поведении. Отсутствие половых признаков сбивает с толку.

После церкви, на противоположной стороне обнаружился променад. Чтобы опять не топать по асфальтовой дороге, пошла по нему. Первый день весны. Что-то робко зацветало.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Но больше было похоже на позднюю осень. Пахло прелыми листьями и грибами. За деревьями темнела вечерняя синева. День заканчивался.

«Я знаю город будет,

Я знаю саду цвесть,

Когда такие люди в стране Советской есть»!

В городке с двойным названием Коллальбо-Клобенштайн тоже есть люди. Они разных возрастов, их не много, но в раю ведь не должно быть перенаселено. А КК стал моим персональным раем на это год. (Хотя не исключаю, что количество раёв в течении года может и прибыть.) Я бы там осталась жить. Или хотя бы приезжала часто погостить, желательно к родне, чтобы за постой не платить. Шучу. Я бы и заплатила, и еще приплатила, так там легко дышится, и думаю, так же легко живется.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

С разбегу пробежала мимо вокзала. Стою головой кручу.

Проходившая мимо фрау лет под 80 посмотрела на меня. Спросила, что я ищу. Я ответила, что вокзал. Она за ручку подвела меня к нему. Пожелала хорошего вечера и посетовала, что до ближайшего поездка еще 20 минут. А вы думали, что рай — это только после смерти и то не для всех?

Двадцать минут я смотрела на чудо как аккуратные дома, на рельсы пробегающие под мостом, на котором я стояла. На мальчишку, который по этим рельсам куда-то пошел. Я бы тоже по ним пошла. Куда-нибудь пришла бы.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

В этот раз в вагоне со мной сидел синьор и две синьоры. Почему я поняла, что это не герр и две фрау, спросите? Так говорили они по-итальянски, что само по себе в этом регионе явление довольно редкое.

Конечно, на ваше «бон джорно» вам ответят тем же, но «грюс готт» слышится гораздо чаще. Названия поселков и городов звучат, как аристократические фамилии типа Бендер-Задунайский (имеется ввиду Коллальбо-Клобенштайн) не потому что это две части одного названия. А потому, что это два названия: итальянское и немецкое, одно места. А поскольку население преимущественно немецкогворящее, то советую, задавая вопрос по поводу того или иного населенного пункта, употреблять немецкую версию.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Опять дорога мимо заимок и полениц дров. Проезжая мимо Лихтенштейна, поездок затормозил и остановился. У корней дерева напротив пичуги затеяли какую-то свою возню. Сизый вечер. Начало подмораживать. Дымки над крышами. Топят печи теми поленьями, что лежат в поленицах.

Сказка. Не выезжала в прошлом году в Европу на Рождество. Вот поймала это ощущение в первый день весны.

Синьор первым вылез из вагона. Синьоры за ним. Руки он им не подал. Хм!.. Не могу себе представить, чтобы сопровождающий меня мужчина, не подал руки при выходе из транспорта.

Хотела опять пройтись по Сопробольцано, но с другой стороны. Но как-то уже устала. И есть хотелось. В общем, прошлась чуть-чуть и вниз, в Больцано.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

Там нашла симпатичный ресторан, «Аида» называется. Равиоли с рикотой и шпинатом, плавающие в пол-литра растопленного сливочного масла были дивно хороши. Вино «Lagrein» тоже. Вот одной пить и есть было немного грустно.

Купила в киоске, торгующим выпечкой, какую-то плюшку, чтобы чайком в гостинице побаловаться. Девчушка уже все булки сгребла в один большой короб. Мы с ней вместе порылись в нем, чтобы найти мне наиболее аппетитную. 8 вечера. Пора и на покой.

В ванной посмотрела на себя в зеркало. Мордуленция покраснела от дня проведенного на солнце. В Израиле при температуре градусов на 10 больше я так за день не загораю.

*Как добраться от Больцано до подъемника Пеммерн.

— Фуникулер Ренон вас поднимет в поселок Сопробольцано. Станция железной дороги находится напротив фуникулера.

— Поскольку Сопробольцано не конечная остановка, поезда идут в обоих направлениях. Поезд, направляющийся в Коллальбо-Клобенштайн, идет налево, если стоять к станции фуникулера лицом. Он проезжает через что-то типа ангара, в котором двери раздвигаются и пропускают поездок.

Расписание.

Горы Light. От Больцано до Пеммерн

— От Коллальбо до Пеммерн идет автобус номер 166. От вокзала надо пройти чуть направо, а потом вниз и чуть левее. Там увидите автобусную остановку. Идти 2 минуты.

Расписание.

Извиняюсь за качество.

От Больцано до Коллальбо можно доехать на 165 автобусе. Но идет он около часа, петляя по серпантину. Виды там, говорят, тоже весьма хороши. Расписание 165 и 166 автобусов состыкованы.