Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была вчера 21:44

Архыз — Россия Сентябрь 2016
Архыз.

Приезжая в Архыз туристы зачастую не пользуются услугами профессиональных экскурсоводов, предпочитая изучать местность самостоятельно. Так было и с нами. Езжай по дороге в свое удовольствие, останавливайся, фотографируй! Наслаждайся!

Еще по дороге на Архыз местность — пусть пока еще не горная, но порадовала нас воодушевляющим зрелищем. Не поверила я вначале своим глазам — засомневалась. Но там вдалеке, не что иное, а Эльбрус! Жемчужина Кавказа! Обычно его не видно из-за облаков, но в тот момент было ярко и солнечно и среди разбросанных по небу облаков четко выделялась его верхушка.

По дороге в Архыз

Пока ехали в поселок — устроили небольшой экскурсионный тур, отправившись на поиски современного объекта САО- специальной астрофизической обсерватории — это самый крупный центр наземных астрономических наблюдений в России. Находится она в горах между станицей Зеленчукской и поселком Архыз. По дороге нас сопровождала вереница великолепных осенних пейзажей — хоть картину маслом рисуй!

По дороге в Архыз

Название поселка Архыз по-корочаевски означает "след селевого потока","ырхы" — селевой поток, "ыз" — след. А значит Ырхы-ыз-вот как! Его крутые склоны идеально подходят для образования и схода лавин и селевых потоков. Это место часто страдало от подобных стихий. И вполне логично, что название места не случайно. Со временем, переходя из уст в уста название стерло одну букву и стало просто словом Ырхыз. А мы-русские чтобы легче произносить, нарекли его Архызом. Замысловатая история с названием получается.

Имеет право на существование и такая версия. После нашествия в эти края Тамерлана, населения почти не осталось здесь. Через какое-то время люди вернулись в Архыз, но почему-то долгое время не рождались мальчики. И каким это бедствием обернулось для народа? Нет мальчишек — значит нет надежды на будущих защитников и на продолжение рода. И когда они стали рождаться, то старейшины сказали: "Ахыры-ызландык", если короче — "Ахыры-ыз"-потомство. Версия весьма правдоподобна.

По дороге в Архыз

И наконец, для полной картины еще одна легенда-романтическая. Жила в тех местах девушка по имени Ай-Бетли (по-корочаевски значит луноликая). Легенда говорит, что девушка попала в плен во времена нашествия Тамерлана, а после стала его любимой женой. Здесь находятся могилы ее трех сыновей, трагически погибших в войнах. И сама Луноликая похоронена тоже здесь. А ее родина стала называться "Архыз"от словосочетания ариу-кыз (красавица — дева). Ну тут уж верить или не верить, дело каждого и каждый вправе выбрать легенду по вкусу.

По дороге в Архыз

Проезжаем в районе станицы Зеленчукская. Вот здесь-то и увидели мы вдалеке на горе огромное сооружение решив, что это и есть обсерватория — отправились туда. Как оказалось потом — это был огромная радиоастрономическая станция. На экскурсию туда пускают только по заказу через турфирмы. Но хотя бы подъехать и посмотреть можно. Это РТФ 32-радиотелескоп Российской Академии Наук. Внушительные размеры его очень впечатляют. К нашему счастью мы могли наблюдать, как он поворачивается.

Здесь есть небольшая смотровая площадка, с которой открывается такой вид.

По дороге в Архыз

И уже с этого места где-то вдалеке мы увидели едва различимый купол. Видимо там и находится обсерватория. Значит нам туда.

А пока проезжаем в районе реки Зеленчук. Природа — чудо! Не так уж много счастливых людей на Земле, которые смогли оценить по достоинству природу Архыза. Здесь мир кажется нереальным. Особенно, если вглядываться в синеву рек, окруженных горами. Здесь начинаешь ощущать, что время остановилось или его вообще нет. Горы всегда производят впечатление, особенно, если они на Кавказе. Здесь особое пространство чистоты и гармонии, здесь свой, особый мир. Река Зеленчук.

По дороге в Архыз

Умиляет речка. Течет почти вровень с берегами. Течет бурно, с перекатами. Я все удивлялась — как же она не выплескивается? Такое ощущение, как от стакана налитого до краев водой — еще хоть одна капля или неосторожное движение и она расплескается. А какая вода холодная — ух!

По преданию, родоначальником карачаевцев был Карча(его имя и является основой названия карачаевского народа). Жизнь в этих местах не сложилась по причине притеснений со стороны выходцев другого племени. Решил тогда Карча с соплеменниками оставить Архыз. По пути встречалось множество скалистых гор. На одной из дорог путники заметили большую змею, преграждавшую им путь. Голова ее лежала в реке, а туловище в долине. Было решено ее убить, но только в полдень, когда она будет спать на солнце. Так и сделали. Битва была долгой и страшной.

Именно эта легенда послужила для предположения: название реки Зеленчук могло произойти от названия той змеи -чудовища. Так как змея на местном наречии означает — «зилан», а Зиланчук значит змейка. Горные реки извилисты, вот вам и змейка-змея. Зеленчук со стороны и смотрится ползущей змейкой.

По дороге в Архыз

А мы, петляя по горному серпантину, продолжаем подниматься выше и выше в сторону обсерватории. Надо отдать должное дороге. Дорожное полотно просто идеально. Эта дорога длится 16 км и практически имеет пологий подъем. Объясняется это тем, что когда смонтировали обсерваторию, нужно было поднять к ней главное зеркало телескопа, который представляет из себя огромный стеклянный блин, диаметром 6 метров. Чтобы не повредить устройство грузовикам пришлось его очень медленно везти по дороге с маленьким уклоном. Очень кропотливая и осторожная работа, рисковать было нельзя — т.к зеркало изготавливалось целых3 года. Зато какая дорога получилась!

По дороге встречалось несколько карманов с небольшими смотровыми площадками. И останавливаются здесь абсолютно все туристы. Согласитесь — красота ведь какая! Да еще если погода благоволит!

По дороге в Архыз

А вот собственно и сама обсерватория. Это огромного размера полусфера (высотой 55 м), скрывает огромный оптический телескоп. В советские времена это был самый крупный и мощный телескоп в мире. Ни много, ни мало, вот так. Внутрь попасть не получилось, т.к было неприемное время. Но подняться и оказаться рядом с этим грандиозным сооружением думаю стоит.

Недалеко от самого телескопа расположены ремонтные конструкции и несколько телескопов поменьше.

По дороге в Архыз

Смотришь и диву даешься — как можно было установить такие масштабные сооружения вдали от промышленной цивилизации?

Вокруг обсерватории тоже смотровая площадка с восхитительной панорамой.

По дороге в Архыз

И это только на первый взгляд создается впечатление, что здесь солнечно и тепло. На самом деле втер просто с ног сдувал. А температура воздуха +5,+7)). Да и научная площадка-то находится на высоте 2100 м.

По дороге в Архыз

Здесь же недалеко стоит гостиница ученых. Тут невольно в голову пришла мысль — почему я не астроном? Вот так бы жить в тишине и гармонии, а по ночам наблюдать за звездами…

По дороге Архыза прогуляться было одно удовольствие. Здесь места атмосферные, пропитанные множеством легенд. Здесь тебе и свежий горный воздух и достопримечательности вокруг. «Дороги созданы для странствий» — туристская мудрость. Но любая, пусть даже самая интересная дорога конечно же выматывает, а потому было решено возвращаться в поселок Архыз-Романтик, где нас ждал теплый уютный номер в гостинице и вкусный ужин.