Турист Елена Э (lady_travel)
Елена Э
была 8 апреля 14:22

Зарайск — Россия Февраль 2017

Зарайск живет себе размеренно и покойно километрах в 160 на юго-восток от столицы, на берегах реки Осетр и ее притоков Монастырка и Осётрик уже почти девять веков.

Именовался в летописных источниках по-разному. Возможно, даже является своеобразным рекордсменом по вариантам названия одного и того же поселения: Осётр, Красный, Новгородок-на-Осётре, Зараевск, Никола-на-Осётре и т. д.…

Интересна версия гида (вряд ли каноническая), что название рыбы осётр произошло от имени местной речки, изгибающейся под острыми углами на многочисленных поворотах.

Неблагозвучное для современного человека слово «зараза», послужившее основой современного названия, могло первоначально обозначать и обрыв реки, и болото, и непроходимый лес.

Существует даже — на мой субъективный взгляд неправдоподобная — версия, связанная с легендой о Евпраксии, жене князя Федора Юрьевича бросившейся с крепостной стены, дабы избежать татарского плена и, таким образом, с разу, за раз убившейся.

Февраль не лучший месяц для путешествий по российской провинции, но так уж сложилось. Пару дней окончания масленой недели провели в Зарайске.

Выбор гостиниц не богат, остановились в называемой на букинге «Гостевой дом на Красногвардейской, 46». Хорошо, что городок невелик и адрес однозначен. Заведение на самом деле называется Постоялый двор

Зарайск. Февральская масленица

и не имеет в принципе номеров люкс, хотя мы такой и забронировали

По существу претензий к отелю нет, все чисто, уютно, тепло, оборудование работает. Вид из окна на центр города радует только тем, что лужи — начало весны

В номере большая кровать, два окна, крошечный холодильник, большой телевизор, картины на стенах, стол, кресло, зеркало. Розетки — только для светильников, зарядка гаджетов осуществлялась ночью.

На первом этаже в постоянно доступе микроволновка, посуда (можно брать в номер), чай, кофе.

Завтраки неинтересные — из полуфабрикатов. Ничего горячего не предложили, хотя на дворе масленица, и блины были бы весьма уместны.

В коридорах на стенах старинные фотографии, дающие о городе представление даже более обширное, чем в действительности.

Зарайск. Февральская масленица

Заказали обзорную экскурсию по городу. Забрали гида из экскурсионного бюро Зарайского Кремля и под дождем покатили по улочкам, поднимая невеселые каскады грязевых брызг…

Как будто бы в городе проживает тысяч 25 населения, по личным впечатлениям — даже меньше. Улочки пустынны.

Работают, из существующих в городе, предприятия выборочно, далеко не все — пошива обуви, авторемонтные, хлебопекарные, металлургические. Население ездит на работу в Рязань и Коломну, естественно, в Москву, но это уже не каждый день… Постоянно проживают в основном пенсионеры и маленькие дети. Грустно…

Главная достопримечательность, конечно же, Кремль, о нем — ниже.

Зарайск. Февральская масленица

В городе обязательно посетить Белый колодец — заповедное местечко, связанное с явлением чудотворной иконы Николы Зарайского. По преданию в момент, когда князь Федор Юрьевич взял в руки икону — забил источник. По существу — родник, где берут чистую воду и вспоминают предков.

Летом поживописнее будет, зимой же вид на Кремль:

Зарайск. Февральская масленица

Следующим пунктом приложения нашего туристического интереса стал Благовещенский храм.

Его история связана со Смутным временем. Первоначально деревянный храм построен еще в 1614 году рядом с курганом над захоронением 300 воинов,

Зарайск. Февральская масленица

павших при защите Зарайска от войск ЛжеДмитрия. Современный каменный собор стиля барокко уже 18 столетия. Часть иконостаса создана палехскими живописцами. Знаменита церковь тем, что и в советское время здесь велись службы.

Музей Анны Семеновны Голубкиной — местной уроженки, известного скульптора конца 19 -начала 20 столетия.

Мне показалось, что и музей, и сама истории жизни этого человека — воплощении нелегкой, немного грустной истории провинциального Зарайска. Семейство занималось огородничеством. В источниках не указывается — что выращивали, что зная географическую близость Луховиц:) , думаю, огурчики фигурировали… Если серьезно, наверно, это было совсем не просто — девушка «из простых», не имея никакого систематического образования, прониклась высокими матерями, закончила Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Продолжила обучение в Петербурге и Париже. Всю жизнь прожила скромно, если не сказать — бедно. Став известной, зарабатывая приличные деньги, помогала неимущим и многочисленным родственникам. Не имела собственной семьи, отличалась своенравным характером. Ее скульптурными портретами восхищался Серов… Я же будучи абсолютным профаном в искусстве объемных форм, знаю только ее незаконченную работу — Березка. Музей камерный, малолюдный, для нас персонально зажигался свет в скромных смежных комнатках с предметами быта той эпохи и выставкой скульптурных работ автора.

Еще в городе есть башня со смотровой площадкой на крыше — но это не под февральским дождем

Зарайск. Февральская масленица

Многие исторические дома требуют ремонта, на это средств как всегда не хватает.

Специалитетов местных не обнаружено, если только хлеб:) Купили очень вкусный настоящий круглый из смеси разных сортов муки. Еще пирог с творогом — просто шедевр. Закрывая тему покупок: на ярмарке у стен Кремля приобрела замечательный кипрейный мед с кочевой пасеки. Еще можно поинтересоваться деревянными поделками из ароматного можжевельника.

Дабы подняться на крепостные стены нужно также приобрести экскурсию, двери на лестницы под замком. Проводятся групповые дважды в день, индивидуальные стоимостью полторы тысячи — в любое время.

Зарайск. Февральская масленица

Осмотрев музейную экспозицию — от неолита до модерновых жуткого вида сервизов, зашли в центральный собор Кремля Иоанно-Предтеченский.

История его любопытна: первый деревянный храм сооружен в 13 веке на могиле зарайского князя Федора, его супруги Евпраксии (мужественное самопожертвование которой возможно дало название городу) и сына их Ивана. В 16 веке чуть поодаль с тем же названием построен уже каменный, разобранный из-за ветхого состояния в 18 веке. Нынешний, построенный в стиле классицизма, несколько выделяется из общего ансамбля древнего кремля, что не умаляет его красоты и значения.

Никольский собор весь в лесах, реставрируется. Венчающие его три креста, сохранились с 17 века.

Зарайск. Февральская масленица

Зарайский кремль построен в 1531. Архитектурные решения особенны: прямоугольные в плане, крепостные стены имеют семь башен, некоторые вынесены за пределы стен, что было нововведением в средние века и позволяло обороняться эффективнее. Гид упомянул о сходстве с итальянским прообразом. Единственный Кремль в Подмосковье, сохранившийся в первозданном виде.

Зарайск. Февральская масленица

Отсюда Дмитрий Пожарский — зарайский воевода, собирал ополченцев для освобождения русских земель.

Отдав дань памяти великих предков, окончательно промокнув и замерзнув, собрались перекусить. С этим проблема. Рекомендованная инетом «Зарайская Изба» сменила владельцев и не была рекомендована администратором нашей гостиницы. Едальня под названием «Любава» прямо напротив входа Кремль потчует проезжающих автобусных туристов, ассортимента нет (все съели), персонал безразличный, обстановка хуже столовской. Зашли в супермаркет (в центре их два: в торговых рядах и Ашан прямо за нашей гостиницей). Воспользовались гостиничной посудой и микроволновкой, перекусили в номере, согрелись, обсудили увиденные достопримечательности, воспользовались всемирной сетью и нашли таки ресторан в Зарайске, куда и отправились вечером ужинать

«Японофф» Ленинская улица, 31. Пешком от центра минут 10 по безлюдным ночным улицам. Лицо ночного города:

Зарайск. Февральская масленица

Людей не встретили, единственный абориген:

Зато мимо по ухабам и лужам промчалась спортивная ауди с громыхающей внутри музыкой. Решили, что мираж.

А вот в ресторане людей было под завязку, столик стоит бронировать, если вы компанией. Два же местечка нашлось. Кухня сработал на отлично: окунь по-императорски — пальчики оближешь

Зарайск. Февральская масленица

утка под брусничным соусом — также; горячие сырные палочки и жульен в валоване — замечательно:) Чревоугодие удалось на славу.

Утром следующего дня зашли на ярмарку

и отправились домой, завернув по дороге в Коломну, которая порадавала несколькими часами тепла и солнца.

В Зарайск стоит съездить летом или осенью, думаю, удовольствие от красот природы нивелирует некоторую неустроенность провинциального быта. В любом случае — история нашей страны неисчерпаема и дорога не была напрасна.