Турист Виталий Третьяков (zavych)
Виталий Третьяков
был 26 июня 2023 18:09

Нурата — Узбекистан Август 2016

Поездка в пустыню Кызылкум и к озеру Айдаркуль была одной из самых ожидаемых в этом путешествии. Наверное, благодаря некоторой необычности прежде всего. Об озере Айдаркуль до поездки я не знал вообще ничего, но случайно наткнувшись на него, просматривая сайты турагенств, твердо решил, нужно ехать.

Заказ поездки у турфирмы, конечно, стал огромной ошибкой. Хотя ничего плохого об организации тура или отношении сказать не могу. Турфирма была выбрана местная и просто написав им на мэйл, я начал рассказывать чего бы мне хотелось. Представитель действительно крупной туристической компании по Средней Азии за смешные для них деньги несколько дней возилась со мной, составляя под меня индивидуальный тур, отвечая на бесчисленные вопросы… И все это без гарантии, что я в итоге куплю этот самый тур. Это называется хорошим отношением к клиентам. Для сравнения, недавно в Минске я написал в турфирму с просьбой прикинуть 2-недельный минимальный тур в Черногорию, чтобы сравнить с расходами при самостоятельной поездке. А в ответ получил письмо что я трачу время квалифицированного специалиста, что у меня странная жизненная позиция пытаться получить все бесплатно и т. д. и т. п.… Даже не нашелся что ответить)

В экскурсионную программу был включен трансфер из Самарканда (на действительно хорошей машине с приятным водителем), по дороге осмотр священных источников в Нурате, осмотр петроглифов в Сармышском ущелье (Единственный откровенный косяк турфирмы. Сармышское ущелье закрыто летом по причине нахождения там детского лагеря. Наверняка зная об этом, нас предупредить не удосужились, хотя в качестве замены отвезли посмотреть петроглифы в другом месте), 2 ночи в юртовом лагере и трансфер в Бухару. За все это было заплачено 320 $. Очень и очень много. Уже находяться в Узбекистане и увидев цены на переезды мы это поняли. Но отказываться было уже как-то неудобно, люди отнеслись очень внимательно. Но я всем советую делать все на месте. Выйдет по крайней мере в 2 раза дешевле без потери качества, это точно!

Итак, первой остановкой стал город Нурата, известный своими источниками. Кстати ударение в названии города на последний слог — Нуратá. Исторический центр города очень маленький и находится вокруг источника Чашма (родник с таджикского). Основными достопримечательностями кроме источника являются мечеть Джума и мечеть Намозгох.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Очень симпатичным местом также является мавзолей пророка Нур-аты (нур — «луч света», ата — «отец»).

Ну и конечно сам источник, представляющий собой тоненькую речку с несколькими запрудами и красивой изумрудной водой. По легенде много тысяч лет назад здесь упал метеорит, который выбил кратер, из которого начал течь родник. Вода в источнике в любое время года составляет 19.5 градусов и насыщена кучей микроэлементов, что делает ее суперцелебной.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Дядька на мосту всем желающим дает попробовать священной воды. Вход в комплекс бесплатный для всех, никаких касс или билетеров, но как только ты решил попробовать святой водицы — плати, брат. Тут же подбегает какой-то мужичок с квиточками и продает их за 5тыс. сум на человека (1 $). Ох уж эти узбеки…Кстати вода на вкус нормальная, правда явно холоднее заявленных 19.5 градусов.

Еще одним интересным местом Нураты являются руины крепости. Причем крепости, построенной во времена завоевательных походов самого Александра Македонского! Конечно время ее не пощадило и во многом она выглядит как обычное нагромождение камней, но полазить интересно, тем более что сверху открывается панорамный вид на город.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

На осмотр Нураты нам вполне хватило 2 часов, делать тут больше откровенно нечего. Ну, а далее дорога повела нас к пустыне. И если в начале еще попадались хлопковые поля, которые уже сверкали белым золотом Узбекистана, то вскоре местность стала крайне унылой.

Только возле Нураты наш водитель сообщил нам что вообще-то Сармышское ущелье закрыто. Но если мы хотим, он может завести нас в другое место с петроглифами. Их там поменьше, но тоже есть… Ну что ж, вези.

Место оказалось крутым! Вот не знаю, выдерживает ли сравнение с ущельем. Думаю, что по качеству петроглифов однозначно нет. Но в остальном здорово. Нагромождение выветренных скал, а вокруг… Наверное это можно назвать предпустыней.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Ближайшие люди находятся, наверное, на расстоянии десятков километров. И полазить одним и поискать следы творчества древних людей. Здорово!

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

А еще ветер. Такого ветра, наверное, не ощущал нигде. Реально сдувал с ног и приходилось очень аккуратно передвигаться, чтобы не навернуться на этих скалах. Высушивает губы и глаза моментально. По-моему если повесить сюда рыбку, через час можно снимать уже полностью провяленную.

Ну, а завершением этого насыщенного дня стал юртовый лагерь на озере Айдаркуль. Точнее юртовый лагерь находится посреди пустыни Кызылкум на расстоянии 5 км от берега озера, т. е. пешком идти такое себе удовольствие. Это сделано чтобы на протяжении сезона не убегать от постоянно увеличивающегося озера. Вообще Айдаркуль является уникальным местом — бессточное озеро прямо посреди пустыни. Узбеки надеются что вскоре оно заменит умирающее Аральское море. И это возможно, на данный момент площадь озера составляет 3000 квадратных километров и во многих местах противоположного берега уже не видно. До озера от лагеря по первому требованию тебя на старом грохочущем Уазе доставляют местные ребятишки. Чем мы и воспользовались после отличного полдника, состоящего из свежевыловленных жареных судаков. В лагере кроме нас находилась всего одна пара туристов, которых мы и встретили на берегу. Оказалось что это семейная пара из Испании. Мужичку больше 70 лет и они без турфирм путешествуют по Средней Азии не понимая ни слова своего гида и водителя, казаха по национальности) Это, конечно, сильно!

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Наверное ребята также удивились встретить посреди пустыни в Узбекистане испаноговорящих беларусов) Поэтому вечером был накрыт интернациональный стол, испанцы достали привезенный хамон (они реально везли с собой хамон), мы достали пару бутылочек местного вина, и вместе с местными казахами провели потрясающий вечер. Качество фото ужасное, но оно, к сожалению, единственное.

Интересно что вечером приехал целый автобус туристов. Из Палестины. Испанцы тут же стали рассказывать как они любят и поддерживают палестинцев в их борьбе и т. д. Но буквально через час они уже говорили, что давайте-ка лучше посидим отдельно) Эти арабы вели себя просто ужасно! Наглые, непрятные и некультурные люди. Естественно я не обобщаю, но именно эта партия туристов была ужасна. Вечером в юртовом лагере было запланировано выступление местного акына (кстати в регионе исторически очень много казахов). Очень романтично под яркими-яркими звездами, посреди пустыни, ночью у костра послушать древние баллады. Так нет блин, эти ребята трындели во весь голос, играли в телефон, ржали. Акын после второй песни встал и ушел.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Слава Богу, утром вся эта шобла загрузилась в свой автобус и свалила. Оставив нас наслаждаться тюленьим отдыхом.

Вообще юртовый лагерь представляет собой где-то 12 юрт, нормальный душ, туалет и в общем-то все удобства.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Внутреннее убранство юрт предельно аскетичное. Хотя, что главное, днем внутри не было жарко, а ночью не было холодно.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Половину следующего дня мы провели на озере. После стольких дней в пыльных городах Узбекистана окунуться в прохладную воду — просто мечта. Приятный песочек, классные виды, солнце. Чем не курорт.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Но лежать на пляже надоедает быстро. А ведь осталась практически неосмотренной пустыня. А как лучше всего осматривать пустыню? Правильно, на корабле.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Катание на верблюдах входит в стоимость тура и представляет собой 10-минутный кружок вокруг лагере. Нам же хотелось большего. Хотелось почувствовать себя торговцев, пересекающим пустыню, ощутить все тяготы пути. Для это мы сговорились с местным погонщиком проехаться до ближайшего кишлака, чтобы насладиться красотой Кызылкума. Дорога составила примерно 5–6 км в одну сторону. Времени мы потратили где-то около часа туда и еще час обратно. Ну и 10 $ погонщику за впечатления) И оно того стоит. Вообще, конечно, верблюд — очень удобное животно. Особенно по сравнению с лошадью. Едешь спокойно, не отбиваешь себе пятую точку, не трясешься, править можно и одной рукой, а второй щелкать виды вокруг. Вот так выглядит Кызылкум с борта корабля пустыни.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Кишлак оказался кучкой домов, окруженных пасущимися коровами, играющими детьми и бегающими полудикими курицами. Расстояние до ближайшего города — более 50 км. Как тут живут люди, причем круглый год, непонятно.

В сердце пустыни. Нурата, Айдаркуль

Отужинав местной рыбкой и проведя еще одну звездную ночь в юртах, мы отправились в Бухару, древний город искусств и ремесел.

Что можно сказать. Юртовый лагерь — очень интересное и необычное времяпровождение. Есть и свои минусы в виде откровенно слабого питания (вместо узбекских блюд подавали какую-то картошку с курицей) и небольшого количества людей (проводить вечера все-таки веселее в компании). Ну и 2 ночи, наверное, это слишком. Одна ночь и один день — оптимально чтобы почувствовать себя кочевником посреди пустыни. Приятных путешествий!