Турист Анастасия (sheftali)
была 17 апреля 22:26

Симферополь, Алушта, Ялта, Бахчисарай, Крым — Россия Январь 2017
Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Есть что-то странное в посещении летних курортов зимой. Но вот что я заметила за собой: приеду в такое место в разгар сезона — и мне там ничего не нравится. А вот в середине осени или даже зимой я открываю всё возможное очарование места. Именно так получилось и с Крымом, где прошли все мои новогодние каникулы.

О дорогах

Попасть туда можно двумя способами — самолетом и на автомобиле/автобусе через Керченскую паромную переправу. С ней связаны некоторые сложности. Во-первых, это непредсказуемые погодные условия. Керченский пролив хоть и неширокий (всего 15 минут ходу), но очень капризный. Он открыт всем ветрам и здесь часто бывает сильный шторм, и тогда переправа закрыта. Надо сказать, что навигация налажена отлично, и при малейшей возможности движение возобновляется. Однако периодически случаются ситуации, когда улучшения погоды приходится ждать очень долго. Вот здесь в онлайн-режиме можно отслеживать погоду на переправе и вообще все новости. Во-вторых, иногда бывает столько желающих попасть на полуостров, что образуются огромные очереди. Замечу, что организация переправы выглядит очень разумно и чётко. Много времени стараются не отнимать, есть и комфортные зоны ожидания, и туалеты, и много мест для стоянки авто. Погрузка транспорта на паром осуществляется в следующем порядке: прежде всего пассажирские автобусы, они всегда проезжают без очереди, затем легковые авто, и после них — грузовые машины. Наблюдать за погрузкой — особое развлечение. Не покидает чувство изумления от быстроты и виртуозности процесса. Буквально за 30 минут две палубы большого парома заполняются под завязку. Со стороны это выглядит как складывание гигантского конструктора «Лего». Для пассажиров на пароме предусмотрены теплые и удобные кают-компании с буфетом и туалетом. Разгрузка происходит еще быстрее — минут за 20. Так что паромная переправа уж точно не то препятствие, которое может помешать попасть в Крым.

О крымских дорогах я слышала много недовольных отзывов и готовилась к повторению самаркандского дорожного опыта. На деле везде, где я побывала в Крыму, дороги нормальные или близкие к таковым.

Что касается работы общественного транспорта на полуострове, то тут она организована на «отлично». Транспорта много, ходит он очень часто, маршруты удобные и разнообразные. Отдельный приятный бонус — ОЧЕНЬ низкая стоимость. Сами посудите: проезд на маршрутке/автобусе по Симферополю, Бахчисараю, Ялте — 12 рублей, проезд на маршрутке/троллейбусе между Симферополем и Алуштой — 70 рублей, между Алуштой и Ялтой — 50 рублей. Просто коммунизм какой-то! Что касается такси, то тут не повезло. Мобильные приложения поиска машин практически не работают. По телефону вызывали такси несколько раз, но они так медленно ехали, что так и не доехали.

О проживании

Обычно в своих отзывах я не касаюсь мест проживания, ведь у всех очень разные вкусы, возможности и требования к жилью. Но тут сделаю исключение. И не с целью рекомендации, а с целью предостережения. Одним из мест дислокации был санаторий «Славутич», расположенный в Алуште. С ноября месяца интернет-ресурсах он зазывал доверчивых граждан на новогодние СПА-каникулы с полным пансионом и прочими прелестями курортной жизни. На деле это оказался тур в хамские стандарты обслуживания и отвратительный уровень сервиса. О «прелестях» отдыха в этой богадельне (других слов я не нашла) можно написать целый рассказ. Я остановлюсь на коротком описании сухих фактов. Заказанный номер люкс оказался каморкой в пять квадратов с ламповым телевизором, неудобной кроватью, старыми постельными принадлежностями. За пять дней номер ни разу не убрали, о смене полотенец я вообще умолчу. Персонал не то чтобы откровенно хамит — он достаточно добродушный, но вообще производит впечатление отсутствия заинтересованности в гостях. Из СПА-процедур была предложена какая-то «соляная комната» в 7 часов утра. На мое желание записаться к косметологу за отдельную плату мне строго выдали: «на каникулах косметолог не работает!» Действительно, что за блажь! Массажист, кстати, тоже не работал. Но это всё мелочи. Весь ужас заключался в кормёжке. Честное слово, ассортимент и качество еды в социальных столовых в разы лучше. Но даже скудного рациона хватало не на всех. Мясное (тефтели и обжаренный суповой набор) разбирали моментально. И остальные отдыхающие, не успевшие прийти к открытию столовой, были вынуждены толпиться у большого лотка с кислой капустой. Волей не волей вспоминалась сценка сиротами из «12 стульев». На все возмущения отдыхающих персонал прикидывался шлангом. Половина заявленного и оплаченного новогоднего банкетного меню просто отсутствовала. Из забавного: по всей территории этого заведения навешано-натыкано огромное количество запретительных табличек с угрозами наказаний.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

В общем, тур в «Славутич» можно подарить заклятым врагам. Также это отличный вариант для иностранных туристов, любящих трэш — «Путешествие в худший дом отдых в СССР». Санаторий позиционирует себя как место лечения заболеваний ЖКТ. Судить об их медблоке я не берусь. Но, по-видимому, лечение заключается в голодании. Человек с тонкой душевной организацией здесь запросто может заработать заболевание — и придется искать новый санаторий. Остальные отели, где довелось останавливаться, нареканий не вызвали.

Если же вычеркнуть из списка впечатлений столкновение с «очевидным-невероятным», то Крым оставил у меня самые благоприятные воспоминания.

Итак, что же делать зимой на летнем курорте, чтобы потом не было мучительно жаль потраченного времени и денег и хотелось повторить?

1.Посетить Бахчисарай.

Это название и знаменитого дворца, и города, где этот самый дворец и расположен. Конечно, зимой здесь не благоухают цветущие розовые сады и не журчат фонтаны. Но зато нет и толп туристов, а суровое холодное небо и срывающийся снег вкупе с не менее суровыми окрестными горами только подчеркивают своеобразие дворцового комплекса и жилых домов. Мне постоянно казалось, что время здесь остановилось еще в 19-м веке. И окрестные коты ошалело пялились на мою камеру. Местные жители готовят отменные чебуреки и варят самый вкусный в Крыму кофе.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

От дворца можно на такси или на маршрутке добрать до входа в Свято-Успенский пещерный монастырь, основанный, на минуточку, еще в 8-м веке. Кроме прекрасных видов, целебного источника и грамотно вписанной в ландшафт архитектуры монастырь славится чудесно обретенной иконой Богородицы. Прикоснуться к ней приезжает много паломников. И как поведала местная служительница, икона обладает лечебной силой и помогает избавиться от одержимости. Якобы одержимый не сможет войти в помещение с иконой, но если он будет молиться на образ иконы хотя бы издалека, то сможет освободить свою душу от терзаний. Возможно не зря в советское время здесь разместили больницу для душевно больных людей. Хотя красота природы сама по себе сильнейший лекарь душ человеческих.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Как добраться: от автовокзала Симферополя маршруткой до автовокзала Бахчисарая. Время в пути — 30 минут. Стоимость на январь 2017 года — 30 рублей в один конец.

С автовокзала Бахчисарая маршруткой № 2 по направлению в Старый город. Время в пути — 10 минут. Стоимость — 12 рублей.

Кстати, сам Симферополь мне тоже очень понравился. Совершенно не понимаю, за что его многие ругают. Да, он застыл в 90-х годах прошлого столетия. Да, он очень обшарпанный и местами очень грязный. Но мне он показался каким-то веселым и динамичным. И в нем очень красивые парки. Да, еще впечатлили увиденные вузы. Обязательно туда вернусь на более длительную экскурсию.

2.Прокатиться на троллейбусе по маршруту «Симферополь — Ялта».

Когда-то я увидела рассказ о такой поездке у Сергея Васильца, и идея повторить прочно засела в моем сознании. И при любом упоминании Крыма образ крымского троллейбуса выскакивал из закоулков памяти как черт из табакерки. Надо сказать, это оказалось лучшим аттракционом. Мало того, что факт наличия троллейбусного маршрута между городами сам по себе удивляет невероятно, так еще и виды, открывающиеся во время пути, не менее прекрасны. Стоимость такой экскурсии просто копеечная — чуть больше 100 рублей.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

3.Прогуляться по дворцам и паркам без толп туристов и удушающей жары.

Но учтите, что не все экспозиции могут быть доступны. Так, например, я не увидела скульптур Южных террас Воронцовского дворца из-за их зимней консервации. А в садах и парках вы скорее всего не увидите цветущих клумб.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Кстати, правительство Крыма активно анонсирует введение очень интересного продукта — «Карты гостя Крыма». Стоимость ее предполагается в размере около 2000 рублей и включает в себя посещение абсолютно всех музеев и парков Крыма в течение недели, а также множество скидок в различных заведениях. Предполагается, что купить ее можно будет в аэропорту или на переправе. Экономия с картой будет существенной, так как, к примеру, единый билет на посещение только Воронцовского дворца стоит 650 рублей.

4.Оценить гармонию Никитского ботанического сада в гордом одиночестве.

Конечно, очередной фестиваль цветов пройдет мимо вас. Но зато вы сможете предаваться философским размышлениям и тискать местных котов без внешних помех.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

И уж раз вас занесло в этот район, то непростительным грехом будет пройти мимо мыса Мартьян. Это одно из самых красивых мест, которые я видела. Изумительные пейзажи заповедника и волшебный реликтовый лес, через который проложена туристическая тропа, стоит того, чтобы потратить даже весь день.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Мыс Мартьян — это крохотный заповедник площадью всего 240 гектаров. Из них половина приходится на акваторию. Кроме шикарных пейзажей на его территории можно увидеть древние развалины крепости, но в Крыму этим никого не удивишь. Главное здесь — лес, который состоит сплошь из эндемиков: 500-600-летнего можжевельника и «голенького» земляничника. Прогулочная тропа составляет всего 6 км с минимальным набором высоты. Поэтому ее можно смело рекомендовать абсолютно всем любителям природы.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Как добраться: в кассе Никитского сада можно заказать экскурсию (300 р с человека). Но первого января кассир посмотрел на нас ошарашенными глазами и порекомендовал сделать это самостоятельно или прийти летом. Лично я так долго ждать не могла и последовала первому совету. Фото мыса звали меня как волшебная дудочка Нильса звала крыс. Добраться туда проще простого. От Никитского парка развлечений (не путать с Ботаническим садом) туда ведет прямая дорога.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Минут 15 хода и вы оказываетесь на смотровой площадке с хорошим обзором. Тут же находится и крепко-накрепко заваренная калитка. Забор, в котором она заварена, через 20 метров заканчивается, и дальше граница заповедника проходить только по карте. Тропа для трека очень широкая и не заметить ее невозможно. Никаких лесников по дороге не повстречалось. Видели только гуляющих местных жителей.

5.Пройтись оздоровительными тропами.

Подобных маршрутов здесь множество. Один из самых доступных и видовых — это «Боткинская тропа».

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Проложена она была еще в 1901 году. Я слышала мнение, что ее строил сам доктор Боткин. Но это, увы, не так. Боткин оценил полезность местных хвойных лесов и местного климата для здоровья. Великий врач неоднократно подчеркивал, что крымская природа лечит не только тело, но и душу. Вот в честь врачевателя и назвали эту тропу, которая большей частью проходит через хвойный лес.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

По пути попадаются ручьи, водопады и смотровые площадки. Заканчивается она на скале Ставри-Кая. Общая протяженность — около 5 км. Первая часть тропы очень легкая, вторая посложнее и потребует некоторых усилий. Но ничего сверхъестественного. Оздоравливаться здесь можно круглый год. Тропа прекрасно оборудована и размечена. «Боткинская тропа» пересекается с несколькими другими тропами, что отмечено на схемах маршрутов, которые периодически встречаются на пути.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Как добраться: проще всего добраться до начала тропы от парка «Долина сказок», куда из Ялты ходит прямая маршрутка № 24. От ялтинского автовокзала туда же идут автобусы 115 и 102.

6.Прогуляться по старинным купеческим усадьбам и писательским дачам в Алуште.

И хоть большая часть из них закрыта на реставрацию, атмосферность места от этого не уменьшается.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

7.Насладиться плодами трудов крымских виноделов.

Вот у ценителей этого напитка есть где развернуться душе. Виноделие в Крыму насчитывает уже не одну тысячу лет. И меня очень удивило отсутствие серьезно развитого винного туризма. Так, только дорогущие дегустации для всех мимо проходящих. Радует, что в этом направлении начали делать первые шаги. И можно надеяться на создание отечественной винной дороги.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Из моих практических наблюдений. Самые низкие цены на популярные вина всех крымских винзаводов в магазинах «ПУД». Самые высокие — в фирменных магазинах при тех же самых винзаводах. Очевидно, рассчитаны на щедрость пьяненьких после дегустации туристов.

P. S. Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью.

8.И конечно, невозможно не коснуться темы крымских котов. Такого количества пушистиков на квадратный метр я не видела нигде. Более того, складывается впечатление, что половина котеек сбежала с выставки — насколько они хороши! К моей великой радости я так и не увидела ни одного больного или несчастного животного. Видно, что местные жители их любят, холят и лелеют. И живется кошачьим здесь просто распрекрасно.

Зимний Крым: троллейбусы, тропы и коты

Первые два дня я не знала, в какую сторону мне бежать, какого котэ мне тискать. Потом подуспокоилась. Пожалуй, это мое самое доброе воспоминание о полуострове. Полуострове котов, куда хочется вернуться за закатами, морским воздухом и ласковым мурчанием.