Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Пуно — Перу, Копакабана — Боливия Январь 2017

Пожалуй, почти каждый слышал это смешное название. Но, а тот, кто преуспел в географии, знает, что это самое высокогорное озеро. А всезнающая Википедия констатирует такой факт

«Исследование геологии Анд, фауны и химического состава озера и других водоемов показало, что около ста миллионов лет назад Титикака находилась на 3750 метров ниже, чем сейчас, и была морским заливом. До сих пор озеро населено преимущественно морскими рыбами и ракообразными; на склонах гор остались следы морского прибоя, а на берегах — окаменелые останки морских животных».

Представляете, что же должно было произойти на Земле, если часть океана поднялась на высоту более 3800 метров. Решено! Это озеро — «кусок моря в небесах» надо увидеть собственными глазами. Тем более, что для Инков это священное место.

Познакомиться с Титикакой можно, как со стороны Перу, так и со стороны Боливии. Исколесив Перу, мы решились еще на один авто марш-бросок в 400 км из Куско до Пуно. Добравшись до озера, мы остановились на ночлег, чтобы на следующее утро отправиться в Боливию.

Одно только огорчало, весь наш путь сопровождал дождь, а в некоторых местах даже завалило градом. Обидно, если и экскурсия по озеру пройдет в таком же сопровождении. «Утро вечера мудренее», — успокаивала я себя.

Но утро было серым, и дождь продолжался.

Граница между Перу и Боливией представляла из себя участок дороги, ограниченный с обеих сторон шлагбаумом. Проход границы очень прост. Предъявляешь паспорт и заполненную миграционную карту. Тебе ставят штамп на Перуанской стороне, меняешь деньги на боливиано (ВОВ), преодолеваешь «нейтральную территорию» — участок дороги метров 30–50, ставишь Боливийский штампик (Виза на 30 дней) и ты уже в Боливии. А вот платили мы за Визу и сколько, не помню — «вышибло» из головы. То ли утро было слишком раннее, то ли горная болезнь, так голову затуманила. Мистика. Местные, перуанцы и боливийцы по этому поводу не заморачиваются. Свободно курсируя без предъявления каких-либо документов то в одну, то в другую сторону в поисках более выгодных цен на продукты и необходимые товары.

И вот мы в Боливии, в Копакобане. Не путать с названием известного пляжа в Бразилии. Копакабана — это индейское божество плодородия, которое объединяло в себе мужское и женское начало. А в Рио-де-Жанейро это слово попало благодаря бразильскому рыбаку, которому удалось чудом спастись от шторма на озере Титикака.

Всего несколько десятков метров, у стран общая древняя история, но небольшие отличия все-таки замечаются и прежде всего в женской одежде. Яркий полосатый плед, который используется, как рюкзак для продуктов, как переноска для малышей, как теплый палантин, в холодную погоду, словом, предмет, который выполняет еще массу полезных функций остается, а вот цвет юбок у боливиек становится ярче, а шляпки уменьшаются и приобретают форму перевернутой вазы, горшка или кувшина для молока. И порой они настолько малы, что непонятно, как эти шляпки удерживаются на голове.

Какая такая Титикака

Въезжаем в центр города. Площадь украшает большой белый храм. Его белый цвет и огромные размеры придают ему величественный вид. Но больше он популярен у местных жителей и туристов из-за чудотворной статуи Богородицы, выполненной из ствола особого кактуса. В соборе идет служба. 11 часов утра, четверг, а народу столько, что «яблоку негде упасть». А народ все прибывает, идут семьями.

Какая такая Титикака

Четверг или воскресенье — чему удивляться, большая часть беднейшей страны Латинской Америки не имеет работы. Но на посещение храма всегда найдется несколько боливиано, чтобы купить букетик гладиолусов или маленький сувенир — миниатюру. Есть поверие, что если ты приобретешь предмет-миниатюру того, о чем мечтаешь, то молитва святой Марте, исполняющей желания будет более очевидна. Вот и растет на торговых прилавках гора домиков, машинок, кошельков с деньгами и золотом и много других маленьких игрушек — копий того, о чем мечтают боливийцы. Что больше всего удивляет (в связи с утверждением о бедности), так это большое количество настоящих автомобилей, украшенных цветами, ленточками. И это вовсе не свадебные эскорты. Это очередь из автомобилей — покупок боливийцев, которые по традиции должны непременно осветить приобретенную машину. Вот и ждут счастливые обладатели «железных коней», когда после службы выйдет местный священник и окропит их обновку. Хотя и этому есть объяснение: продают все, что можно продать и покупают автомобиль, который будет востребован в туристическом бизнесе, а это относительно стабильный доход, который позволит прокормить семью.

Какая такая Титикака

Население Копакабаны около шести тысяч человек. Но ежедневно количество людей увеличивается многократно за счет туристов. Поэтому в городе очень много туристических и транспортных компаний, которые предлагают маршрут на остров Солнца на озере Титикака, ради которого в город приезжают желающие посмотреть место возникновения цивилизации. По крайней мере, так гласит каждая легенда в Андах, что озеро Титикака — место первоначального творения. Именно на острове Солнца появился создатель всего — Виракоча — Солнце в облике человека и прародитель первого инка Манко-Капак и его жены Мама-Оккло, которые посланы даровать людям цивилизацию.

До острова Солнца можно добраться за 50–60 минут на катере или комфортабельном катамаране. На острове есть остатки дворцов, садов, храмов, лабиринтов и подземных ходов инков. Остров насчитывает более 80 археологических руин и современный музей, расказывающий о быте и традициях боливийцев сегодня. Поднимаясь вверх по крутым ступенькам, среди туристов на разных языках можно было услышать: «Как на Мачу Пикчу». Подниматься действительно трудно, но это стоит того, с высоты открываются восхитительные виды озера. Хмурое утро и моросящий дождь вряд ли позволил полюбоваться этими красотами.

Какая такая Титикака

Но словно, оправдывая свое название, как только мы причалили к острову, дождь прекратился и появилось солнце. Титикака заблистала бирюзово-голубыми красками, навстречу выплывали старинные лодки из тростника, управляемые индейцами — аборигенами острова, а на горизонте плыли пушистые облака, будто горы белой шерсти альпаки. И совершенно было не важно, что это всего реконструкция, что через пару часов индейцы снимут свои пончо и займутся повседневными заботами января 2017 года. И только старый шаман, проводивший для нас церемонию матушке Земле, остается верен традициям и верованиям своих предков.