Турист Евгений (Ojancano)
Евгений — был 18 февраля 2021 9:17
Поездка по Мавритании вылилась в книгу-путеводитель "Мавританские дневники"

Бургасская область — Болгария Октябрь 2016

Этот край (Бургас — Солнечный берег) обычно воспринимается как место, где не самые богатые иностранцы греют попы на незлом черноморском солнце, и наслаждаются не самыми изысканными, но все же курортными радостями. Приехав в сентябре, я еще застал излет этого сезона

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

но рассказать хочу не о нем. В общем, приморские города Болгарии построены по сходному принципу — обязательно есть Приморска градина (Морской сад), с местом для прогулок, причем он остается таким и после того, как в море больше не залезешь. Такой есь в Бургасе, и такой есть в Варне и, думаю, не только

Хотя есть городской транспорт, местные жители однозначно предпочитают велосипеды. Этот способ передвижения там доступен буквально каждому, причем владеть собственным «колесом» для этого не надо (по-болгарски «велосипед» будет «колело», то есть «колесо») — есть станции проката. Для тго, чтобы воспользоваться ей, нужно всего лишь купить особую карту, провести ей по считывающему устройству — и «колело» ваше. Для велосипедистов есть куча специально размеченных дорожек — что радует — знаешь, куда ехать, а если там будет пешеход, то он не станет ругаться, понимая что это он не на своей территории.

Но, там где есть море, но остается главной точкой притяжения даже после закрытия плавочно-пляжного сезона. На пустых пляжах люди прогуливаются сами, выгуливают собак (кстати, убирая за ними) фотографируются и флиртуют

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

Как часто бывает в приморских городах, есть мол/волнорез/причал, превратившийся в место для прогулок и рыбной ловли

Осенью там гулять хорошо, но в первый день зимы впечатления совсем иные

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

Холодное, очень холодное море, температура в районе нуля — но яркое солнце и следы тех, кто оценил это же место до меня

Здесь хорошо пить утреннюю чашечку кофе, жаль на пляже его зимой не делают. Кстати о кофе — еще в мой первый приезд в Болгарию, почти 15 лет назад, я обратил внимание, насколько важную роль в жизни болгар играет этот напиток — явно османское наследие, речь идет не о стандартизированном Старбаксе. Помню, как в Горной Оряховице такие конкретные брутальные мужики сидели за столиками возле домов с крошечными кофейными чашечками — как у нас с пивом.

Впрочем, мусульманское влияние там вообще ощутимо, в тех краях рядом с болгарами по прежнему живут турки, и мечети — не дань толерантности и уважению к мигрантам, а естественная часть городского ландшафта на протяжении поколений

(мечеть в Айтосе)

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

Жаль, не сфотографировал кафе-сладкарница (то есть кафе-кондитерская) возле моего дома- там можно было выпить крепкий черный кофе под чудесную теплую выпечку.

Продолжаем двигаться дальше. Еще один атрибут болгарских городов — пешеходный бульвар в центре, по возможности вымощенный плиточкой

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

Причем не обязательно это должен быть крупный город — ну, по меркам Болгарии крупный — вот, к примеру, центр крошечного Айтоса. Простенько, но принцип тот же — корсо или бульвар для прогулок, рядом можно выпить неизбежную чашечку кофе

Хотя, конечно, степень людности бульвара может сильно варьироваться- в курортных городах в разгар сезона там яблоку негде упасть, в зимнее время — или в малых городках — можно гулять в уединении

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

повседневная жизнь болгар проходит в домах нескольких типов. В центре много зданий, чем то напоминающих мне наше Причерноморье, что в общем, предсказуемо

более живописные чем удобные для жилья, они составляют старый центр, немалый в том же Бургасе или Варне, но крайне тонкий в маленьких городках

а, отойдя от центральных маршрутов, можно видеть болгарскую глубинку, как она есть

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

это здесь я пытался подняться на обрамляющие Айтос невысокие скалы — не вышло, все было плотно залеплено домами и домиками, из-за заборов надрывались собаки

впрочем, жилые районы Бургаса имели гораздо более привычный вид

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

глобализация делает свое — в таких блочный кварталах чисто местная специфика скрадывается, иногда до такой степени, что я психологически прекращал воспринимать себя за рубежом и даже удивлялся, когда вдруг слышал от встречного человека болгарскую речь — требовалась какая-то секунда, чтобы понять, что я таки не дома

впрочем, думать что ты оказался в каком-нибудь Бангладеш нет никаких причин — внутри эти домики могут быть обустроены вполне хорошо, с 4G интернетом (я таким пользовался) и спутниковым телевидением

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

пусть рекламка рядом не смущает — на болгарском побережье живет множество выходцев из бывшего СССР, и рынок чутко отреагировал на эту потребность

О погоде — теплое Причерноморье — а значит, теплое как для Причерноморья. Конечно, не средняя полоса, но снег там видят не только по телевизору — зимой погода иногда опускается ниже нуля, а по морю плавают льдины. Весной бывают паводки, для борьбы с ними строят вот такие вот сооружения.

Выглядит смешно, однако при таянии снегов и в период весенних дождей конструкция более чем разумная

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

Осенне-зимняя жизнь в Юго-Восточной Болгарии размеренна и спокойна, но это не значит, что совсем лишена очарования (ну, только если не застрять там на долгое время)

можно повспоминать наше общее социалистическое прошлое

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

познакомиться с болгарками по переписке в чате романтического радио

чтобы выслушать от них «из этой страны надо валить».

В болгарской глубинке тоже есть жизнь

Что ж, человек всегда ищет где лучше. Может потому, депопуляция Болгарии, как и вообще восточноевропейских стран, происходит медленно, но верно.