Турист Елена Э (lady_travel)
Елена Э
была 8 апреля 14:22

Лида, Гродно — Беларусь Январь 2017

Следующий день на повестке город Лида — незначительный по размеру и очень значительный по концентрации исторических событий и памятников.

Название, конечно же, не связано с современным женским именем. Возможно, имеет балтийские корни слов «земля, освобожденная от леса» (понятно что леса в раннем средневековье здесь было немало) или «спокойная вода» (местность болотистая, с мелкими речушками — Лидея и Каменка).

Дата основания точно ранее 1323 года, когда строился знаменитый Лидский замок, т. е. середина или конец 13 века. На протяжении веков в городе возводились множество церквей католических и православных, домов бога якорной национальности — синагог; те, что уцелели, поддерживаются в достойном виде и радуют глаз.

Черная Русь - новогодний взгляд

Самая главная значительная историческая достопримечательность — Лидский замок, построенный князем Великого княжества Литовского Гедимином. Краснокирпичный замок возводился на насыпном песчаном холме, окруженном болотистыми берегами рек и рвом. Фортификационные особенности делали крепость неприступной, что определило ее особенную значимость, выдержавшей многочисленны осады и набеги. К сожалению, в 17 веке стратегическое значение было утрачено, замок — сильно поврежден и даже горел.

На протяжении нескольких десятилетий 20 века существовал в законсервированном виде, реставрация растянулась на десятилетия и продолжается и поныне. Учитывая скромные средства, выделяемые на реставрацию, уровня обновления Мирского замка Лидский достигнет не скоро…

Черная Русь - новогодний взгляд

Обойдя по периметру, выслушав гида, зашли внутрь крепости, где быстро и незаметно попали в плен к доброжелательно бряцающим оружием стражам, обратившимся к непрошенным гостям с вопросом, а что собственно нужно вам здесь в столь значительный день свадьбы нашего господаря? Понимая примерно ¾ произносимого, догадались, что началось, собственно, представление. Поразвлекав туристов прибаутками, собрав с нас символическую плату за вход (в мешочек можно было бросить что угодно — мелочь, конфетыJ), препроводили по узкой винтовой лестнице наверх в темную залу, где накрыт свадебный стол и установлены амфитеатром скамьи для гостей-зрителей. Первым делом предложили самогону с черным хлебом, салом и соленым огурцом. Выдохнув, отведали угощение и уселись лицезреть действие. Свет выключили вообще — фотографии ни одной не получилось четкой, к сожалению. Вниманию нашему была представлена реконструкция свадьбы князя Ягайло с диалогами, танцами и поединками на саблях. Впечатлило.

На самом деле в результате свадьбы 70-летнего короля Ягайло и 17-летней Софьи Голшанской, кровь гедеминовичей проникла чуть ли не во все современные королевские дома Европы. Династия оставила значительный след в истории Чехии, Венгрии, Болгарии

Во дворе замка есть небольшой участок средневековых развлечений: можно побывать внутри клети в человеческой рост, испытав ощущения отбывающего наказание преступника; походить на ходулях (которые придуманы не для гимнастических упражнений вовсе, а для того, чтобы обувь не пачкать на мостовых городов, коммунальные службы которых работали хуже, чем в современной России);

пострелять из лука; посидеть на троне и примерять золотую корону.

Еще внутри замка ряды самодельных сувениров (грубоватых, но забавных), напротив входа в крепость — сувенирный магазинчик, где качество магнитиков, кружек и тарелок получше.

Поездили по городу — уютному, небольшому, гордо хранящему в памяти свою минувшую пассионарность, живущему в покойной тишине настоящего.

Сейчас в городе 100 тысяч жителей почти 50! национальностей. Когда-то местечко было заселено преимущественно богоизбранной нацией, но после последней мировой войны это уже не так. Из десятков тысяч тогда уцелели единицы.

Промышленность в городе развита: более 30 предприятий машиностроения, химии, пищевых производств.

Пивоварня, построенная местным жителем Носелем Заликовичем Пупко, существует в Лиде 150 лет. Работала даже в годы войны. Сейчас практически принадлежит финской компании, что благоприятно, думается мне, сказывается на качестве всех двадцати сортов производимого напитка, занимающего четверть пивного рынка Беларуси…

А мы едем в Гродно по ремонтируемой и потому долгой дороге. Такой казалось бы близкий, прошу прощения — местечковый и провинциальный «наш» — для рожденных в СССР город, ан нет… От Гродно до Польши 15 километров, до Литвы — 30, до Минска — 280, до Москвы — тысяча

Один из самых старых городом Беларуси, предполагаемая дата основания 1005, официальная — 1127 (со слов гида упоминаемый 1128 год — глобальная техническая ошибка). Название происходит, возможно, от славянского корня «городить, ограждать» ибо первоначальное поселение-крепость стояла на перепутье торговых путей. Есть также вариант — от имени реки Городня, либо от старого названия Немана — Кронон.

Историческими событиями богат как никто. Был даже столицей Городенского княжества в 12–14 веках.

Позже стал форпостом Великого княжества Литовского в разборках с могучим Тевтонским орденом.

Одним из первых на территории современной Беларуси владел магдебургским правом.

Был в центре событий Северной войны. Здесь состоялся последний сейм Речи Посполитой.

Остались замечательные памятника архитектуры.

Черная Русь - новогодний взгляд

Особое место занимает Коложская церковь — святых Бориса и Глеба — стоящая на высоком берегу Немана с 12 века. Не только возраст, но и архитектура ее уникальная — аналогичных строений не сохранилось. Мы долго бродили вокруг, вглядываясь в следы времени

И любуясь окрестностями

Зашли внутрь действующего храма

Планируется построить неподалеку церковь для местных прихожан, а к этому памятнику относиться по возможности бережнее: сложное геологическое положения уже приводило на протяжении веков к обрушениям, трещинам в стенах и оползням

Вообще по количеству и разнообразию монастырей, храмов и костелов

Черная Русь - новогодний взгляд

Гродно уникален: здесь есть лютеренская кирха

Православный храм рождества Богородицы

Кафедральный католический костел Святого Франциска

Большая хоральная синагога, пережившая разрушение и новое рождение

А также старый

И новый королевский замок, где расположен интересный музей

Черная Русь - новогодний взгляд

с изящными предметами быта, а также солидной

коллекцией иной, в том числе старообрядческих

Здесь же памятник

Черная Русь - новогодний взгляд

Обилие сведений и зрительных впечатлений от города просто зашкаливает. Для меня — неожиданно. Было жаль уезжать, хотелось остаться на подольше.

Кстати, гостиница Семашко.

Оценка 5+ за уют, чистоту, наличие бани и ледяного бассейна (час бесплатно для гостей), прекрасные завтраки, хороший ресторан. Минусы — объективные, не для нас — нет лифта, до исторического центра идти минут 15

Из забавных туристических аттракционов в Гродно есть изображение все знакомого женского лица на фасаде пожарной части

Черная Русь - новогодний взгляд

Самый старый деревянный дом в Гродно, 17 кажется века. Сфотогрофировать было сложно: через забор и под отчаянный лай собаки-охранника

Еще памятник былому — такими деревянно-каменными домиками был застроен Гродно когда-то

Черная Русь - новогодний взгляд

Особый разговор о национальном составе населения Черной Руси. Указом Екатерины Второй евреям разрешалось жить в определенных местах — так называемая черта оседлости, которая на территории, отошедших к России после раздела Польши, и находилась. Вообще-то в этих местах (грубо говоря — территориях, тяготеющих к Речи Посполитой) в 17–18 веках жило больше евреев, чем во всем мире. В 19 веке бОльшая половина населения Гродно исповедовала иудаизм, затем по численному составу шли поляки (католики), чуть меньше православных, затем — протестантов и даже незначительное количество масульман. Страшная война много изменило. Из сотен тысяч евреев уцелело несколько десятков человек…

Едем в Коробчицы. Полное имя Агротуристический комплекс Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы».

16 гектаров стилизованной под старинную усадьбу территорий с живописными домами, вольерами с животными, заповедником, конюшней и кафе.

Черная Русь - новогодний взгляд

Гид первым делом отвела нас в конюшню, где поведала о создании и обычаях всего туристического комплекса, существующего, кстати говоря, благодаря Гродненскому мясокомбинату, качество продукции которого мы успели в скором времени оценить по достоинству в местном кафе (даже домой привезли копченого мяса — незапомнившегося белорусского названия, но по вкусу похожего на бастурму)

Витраж с изображением славянской богини охоты Зеваны — местной хозяйки

Черная Русь - новогодний взгляд

Вырезанная из дуба, в который по легенде или взаправду, ударила молния, — фигура Святобора

Внутри нее надо пролезть и загадать желание

По территории можно проехать на тарантасе, запряженном лошадкой

Посмотреть вольеры

Попытаться поймать в объектив снующих всюду очаровательных рыжих кроликов

Черная Русь - новогодний взгляд

Кроме того, в Коробциах — официально — производят самогон, без дегустации которого не обходится ни одно туристическое мероприятие.

Ведомые запахом/ открыли одну из дверей, зашли внутрь спросить, а не здесь ли самогоночку продают? Было желание купить для подарка. Здесь с нами произошел удивительный случай.

Попали мы, оказывается, на производства искомого горячительного напитка, где были встречены приятного вида дамой, которая не только не погнала нас метлой с запретной для посторонних визитеров территории, а вполне дружелюбно рассказала и показала подведомственное хозяйство, но и — о чудо! ДАЛА НАМ ПОПРОБОВАТЬ СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО вишневую настойку, нечто крепкое похожее на абсент и простой сермяжный — вонючий — уж просите — самогон. После длительной прогулки по свежему воздуху и на голодный желудок эффект получился скоропостижный. Откланявшись, бросились в кафе — закусывать… Надеюсь, я не подставила своей откровенностью щедрого сотрудника

Вернувшись в Минск, мы еще успели погулять по городу во все более похожих на зимние природных условиях, еще раз полюбоваться новостройками и памятниками старины чистого и ухоженного года, отужинать напоследок в кафе Грюнвальд, расположенном недалеко от вокзала. Чтобы попасть в него нужно пройти между домами, олицетворяющими ворота города, держась левее, чем парк со скульптурами (памятник погибшим на Немиге в давке спасавшимся от ливня горожанам)

Черная Русь - новогодний взгляд

по улице Кирова до дома 19. Заведение хорошо тем, что работает до 12 часов ночи. Интерьер мил, но не слишком удобен для гостей. Кухня — не плоха, пиво белорусское — зачет

Вернувшись в Москву в момент обрушения на нее 26 градусных морозов, вспомнили Беларусь добрым словом и пообещали вернуться туда уже в другой сезон — летом или осенью и добраться уже до Беловежской пущи…