Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Лонгйир — Норвегия Июнь 2015
Арктика, опасная и манящая.

К этому путешествию мы начали готовиться более чем за полгода до назначенного срока, и тем не менее, большого выбора кают уже не было, осталось только две. Одна из которых и стала нашим «домом» на десять дней арктической экспедиции на теплоходе «Си Спирит». На «Си Спирит» размещаются всего 114 пассажиров, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому пассажиру и отличный сервис. Путешественники чувствуют себя сплоченной группой единомышленников с главной целью – максимально полно исследовать фантастический мир Арктики. Из 114 пассажиров только 12 человек были русскоговорящими, а из 72 членов команды только 4. Два в научной группе, один из них американец - бывший наш соотечественник и, конечно, капитан и его помощник. Говорят, что нет лучших знатоков северного морского дела, чем "морские волки", получившие образование в российских морских школах. И мы в этом убедились. Отличная команда!

До поездки мы должны были заполнить анкету, в которой кроме стандартных вопросов необходимо было сообщить почти всю информацию из своей медицинской карточки. Хотя, это не удивительно, в морских круизах этот перечень вопросов встречается. Мы также указывали наши пищевые предпочтения и размеры одежды и обуви. Забегая вперед скажу, что корабельный шеф-повар мог спокойно работать в ресторане, отмеченном несколькими мишленовскими звездами.

Недолгий перелет Москва — Осло и мы вновь проходим паспортный и таможенный контроль перед посадкой до Шпицбергена, норвежцы же называют эти острова Свальбард. Острова — особая зона и граница между Шпицбергеном и остальной Норвегией считается границей Шенгенской зоны. За иллюминатором постепенно уменьшалось количество снежных сопок и раскрывался летний западный Шпицберген. Хотя Лонгйир — главный административный центр островов является самым северным городом на планете, но погода здесь мягче, благодаря теплому течению и большинство территории освобождается от снега на короткие летние месяцы.

Мое арктическое лето

Лонгйир — небольшой поселок, который, впрочем, имеет все самое необходимое для комфортной жизни: и спортивный комплекс, и школу, и даже университет, и торговый центр, и рестораны, и несколько отелей. Бронированием надо заниматься заранее, отелей немного, а Шпицберген уже давно стал местом притяжения туристов со всего мира. У нас на знакомство с Лонгрйир были сутки. И мы отправились в самостоятельную экскурсию. За пределы поселка выходить опасно, и если вы решились по какой-нибудь надобности, то необходимо взять на прокат ружье. Общественного транспорта нет, за исключением автобуса-шатла, который курсирует из отелей вдоль города и до аэропорта, можно также воспользоваться прокатным велосипедом. На первый взгляд, небольшие расстояния, оказались на поверку более значительными с подъемами и спусками, да с пронизывающим холодным ветром, так что велосипед был бы весьма кстати.

Серый фон (или белый- зимой) расцвечивают дома, раскрашенные разными красками
Главная улица города
Постояльцы отеля оставляют свою обувь у входа - такова традиция.
Мое арктическое лето
У основного транспорта недолгая передышка на лето
У основного транспорта недолгая ""передышка" на лето
В поселке можно запросто встретить песцов.
типичный вид у входа в жилье.
Кабриолет а Арктике!!! Круто!

Отогревались мы в местной галерее, с живописными картинами и с лучшими пейзажными фотографиями Томаса Видерберга — «Северное сияние над Свальбардом. По пути наткнулись на Музей Шпицбергена, где представлены экспозиции, посвященные флоре и фауне архипелага, истории охоты и угледобычи. Заглянули в самую северную католическую церквушку и прикупили сувениров в торговом центре, где в основном преобладают магазины спортивного инвентаря и теплой одежды. Нам оставалось «померзнуть» до следующего дня. На теплоходе нас ожидали арктические куртки, сшитые специально по нашим размерам и теплые непромокаемые сапоги.

Начиналось мое необычное арктическое лето 2015 года. Я поменяла тогдашние +30 в Екатеринбурге на экспедицию за полярный круг. Мое арктическое лето это десять дней без сотовой связи, интернета и восторженные эмоции. Я не стояла на точке 90 градусов, но по диаметру «крышечки» мира побродила. Оставалось только 8 градусов, а дальше только Северный Полюс. Увидела всю Арктику в миниатюре. Моржи, голубые киты, северные олени, многоголосные колонии арктических птиц на отвесных утесах, фантастические ледники и айсберги, следы исторических экспедиций на Северный полюс. И встреча с белым медведем!

Самой большой неприятностью в путешествии была поломка моей техники, совсем «погас» ноутбук и в какой-то момент «с ума сошел» фотоаппарат. Не поддавались настройкам экспозиционные параметры. «Крыша съехала совсем» у камеры, и все-таки я решила продолжить снимать, как есть, и более того, проиллюстрирую рассказ и этими фотографиями. Извините за качество некоторых снимков.

День первый: Знакомимся с экипажем, получаем резиновые сапоги и экспедиционную куртку. Проходим обязательный инструктаж по безопасности на море и проводим учебную шлюпочную тревогу. Впереди 10 дней к Северу вокруг Шпицбергена. Наши последующие дни были расписаны по часам. Два, три раза в день мы высаживались в лодки и осматривали окрестности, вечером кроме отдыха в музыкальном салоне, у нас были лекции членов команды — ученых в разных областях, преподавателей университетов из разных стран. В команде были и представители Российской науки.

Мое арктическое лето

День второй: Мы делаем первые высадки на берег.

НЬЮ ОЛЕСУНН получил свое название в честь норвежского города Олесунн, где располагалось правление компании, эксплуатировавшей местные угольные копи. Поселок обязан своим возникновением добыче угля. В историю он вошел, как база покорителей Северного полюса — об этом напоминает причальная мачта, от которой стартовал в 1926 г. дирижабль «Норвегия», впервые пролетевший над полюсом и достигший Аляски.

Сейчас в Нью Олесунне действует несколько научных станций, принадлежащих разным странам. Во время прогулки мы посещаем старое почтовое отделение, гостевой центр, музей и несколько магазинов, предлагающих сувениры и книги. Здесь еще есть связь, хоть и очень неустойчивая и принимаются банковские карты.

КРОССФЬОРД славится своими пейзажами. Фьорд имеет около 30 км в длину и 5 км в ширину. Он был обследован и положен на карту экспедицией Альберта, князя Монако, в 1906—1907 гг. Ему же принадлежит честь присвоения многих местных названий, таких как гора Гримальди, бухта 14 июля и бухта Тинайре.

ЛЕДНИК 14 ИЮЛЯ или Фьортенде Джулибрин, обрывается в море колоссальной отвесной стеной, имеющей около 3 км в длину.

Мое арктическое лето

День третий. Наши вылазки на лодках «Зодиак» составляют от 30 минут до часа.

Виргохамна (гавань «Вирго») на острове Данскойя когда-то была важным центром китобойного промысла, о чем напоминают остатки печей для вытопки китового жира на пляже. В конце 19 в. отсюда стартовали первые экспедиции, пытавшиеся достичь Северного полюса по воздуху.

Смеренбург («Город китового жира») считался крупнейшей китобойной станцией Шпицбергена в первой половине 17 в. Здесь, на о. Амстердам, обосновались голландские охотники за китами. Их постройки со временем разрушались или разбирались для других нужд. Сейчас о прошлом напоминают основания гигантских печей, построенных из смеси песка, гальки и сала и кладбища из останков этих морских животных.

Мое арктическое лето

День четвертый. Теплоход входит в залив Вудфьорд.

Льефдефьорден, или «Залив любви», славится изумительными пейзажами на всем своем 30-километровом протяжении.
Йотункьелден, или «Источники Йотунов» (великаны скандинавской мифологии) — это два геотермальных источника, известные мощными отложениями карбонатных гидритов на окружающих камнях. Вода источников поднимается из подземных горизонтов подогретой и никогда не бывает холоднее 20°C

Ледник Монако (или Монакобрин по-норвежски) находится в конце залива Льефдефьорден и соединяется с ледником Селегербрин. Общая протяженность ледников составляет 5 км. Ледник Монако назван экспедицией Альберта I, князя Монако, в честь подвластной ему «карликовой» страны

Мое арктическое лето

День пятый. Экспедиционная команда приглашает всех на открытые палубы. Теплоход «Си Спирит» курсирует вдоль кромки паковых льдов в поисках встречи с животными Арктики.

День шестой. теплоход подходит к природному заповеднику

Мерчисонфьорд имеет протяженность 15 км и полностью входит в состав природного заповедника «Северо-Восточный Шпицберген».

Киннвика (название дано по бухте Кинневикен на озере Венерн в Швеции) — крупная научная станция, построенная на северном берегу фьорда для проведения полярных исследований в ходе Международного геофизического года 1957—1958 гг. Здесь сохранились несколько построек, которые не подлежат охране в соответствии с действующим законодательством Шпицбергена о защите культурных реликвий — таковыми являются только те артефакты, которые попали на острова до 1945 г. Тем не менее, существуют планы придания станции охранного статуса и ее реставрации.

Алкефьеллет, или Гора Кайр, называют гряду утесов высотой более 100 м, образовавшуюся в результате интрузии базальтов в толщу осадочных пород 150–100 млн.лет назад. Здесь расположен крупный птичий базар, в котором насчитывается около 60 тыс. пар кайр. Здесь всегда шумно, оживленно и можно часто встретить песцов.

Мое арктическое лето
Кайра - еще ее называют северным летающим пингвином.
Мое арктическое лето

День седьмой — девятый. В связи с активным перемещением кромки паковых льдов в южной части пролива Хинлопен, мы изменили наши планы и посетитли заливы Валенбергфьорд и Паландербукта.

Вооружились биноклями и присоединились к членам экспедиционной команды на открытых палубах для наблюдениями за арктическими животными.

Магдаленфьорд — один из красивейших заливов Шпицбергена длиной 10 и шириной около 2 км, доступный круглый год.
Гравнесодден или Гравнесет («полуостров Могильный») — одно из крупнейших и старейших кладбищ архипелага. Около 130 захоронений китобоев разбросано на вершине песчаного холма в окружении фантастического пейзажа. Кладбищу ок.200 лет, старейшие могилы датированы 17 веком, более поздние — концом 18го. На берегу также можно увидеть остатки печей для перетопки китового жира.

Сигнехамна. Бухта названа в честь Сигне Амалии Исаксен, жены норвежского полярного исследователи Гуннара Исаксена, возглавлявшего экспедицию по изучению Шпицбергена, проводившуюся в 1906—1907 гг. на средства Альберта I Монакского. Во время Второй Мировой войны в бухте действовала немецкая военная метеостанция, снабжавшая сводками погоды германские воздушные и морские силы, оккупировавшие Норвегию. В 1943 г. норвежские военные сожгли станцию.

С виду неповоротливый морж может оказаться очень опасным. Он может посоперничать и с белым медведем.
Мое арктическое лето

Погода в Арктике меняется каждую минуту. Появившееся солнце расцвечивает картинку в необыкновенные цвета. Но стоит ему скрыться за тучами, кажется, что снимаешь черно-белое фото. И так все 24 часа полярного дня.

Мое арктическое лето

За время нашего путешествия я четыре раза (полноценно, не считая очень отдаленных особей)) наблюдала белого медведя. Конец июня это время, когда мать-медведица выводит малышей из берлоги. Она очень осторожна и не подпускает к себе «незнакомцев»

На 2000 человек, проживающих на островах Шпицбергена приходится 3000 белых медведей.

На островах можно встретить не только тюленей, нерп и моржей, но и следы человека. И не только следы исторических экспедиций, но и мусор, который выбрасывает море. По этикеткам и другим опознавательным знакам можно было определить с каких морей прибыло «послание» Члены экспедиции (по желанию) выполняли еще очень важную миссию. Покидая остров, мы увозили с собой мешок собранного мусора.

Всего-то десять дней в морском путешествии и всего две недели в Арктике, а впечатлений столько, что невозможно уложить их в формат рассказа. Такой суровый и прекрасный Север. Такая опасная и манящая Арктика. Открываю шкаф, где висит экспедиционная куртка и воспоминания возвращают в мое арктическое лето. И хочется еще туда вернуться.