Турист Анна Рудницкая (Markuza)
Анна Рудницкая
была 15 июня 2023 23:51

Прага — Чехия Декабрь 2016

В Прагу пришло одно из самых чудесных времён года — предрождественская пора! Снег в столице Чехии редкий гость даже на зимние праздники, вот и в этом году не смотря на особо холодное начало зимы, снежинки уже успели растаять. А когда светит солнышка, атмосфера скорей напоминает раннюю весну. Для прогулки по центру города мне удалось выбрать солнечный денёк. Сегодня моя цель — Рождественские рынки.

Мы начнём путь с улочек Малой стороны. От остановки трамвая Ujezd сразу сворачиваем в глубь застройки. Я обожаю Прагу за её разнообразие архитектурных стилей. Каждый дом здесь особенный, а элегантностью деталей нельзя не залюбоваться.

Рождественская прогулка по Праге
Красивые барочные фасады Малой стороны.

Знаменитые черепичный крыши и милые барочные фасады — уютная Малая сторона! Так как я гуляю в середины рабочего дня людей на улице не много. В выходные все рыночки будут переполнены, а уж про толпы в магазинах я и не говорю. Чехи любят не только дарить подарки на Рождество, но и сам процесс их выбора.

Пройдём теперь через двор Михнова дворца, чтобы попасть на остров Кампа. Род Михна пресёкся. Какое-то время дворец был на попечении государственной казны. В 1767 году в нём поместили военный арсенал. Здание, принадлежавшее военным, постепенно ветшало. В 1921 году его передали спортивному обществу Sokol.

Двор Михнова дворца.

При входе на Кампу нас встречает вот такой забавный знак. Он призывает вести себя осмотрительно)) Сам парк очень красив и уютен летом, зимой без листьев на деревьев он словно обнажён, потому съёмку парка отложим на более благоприятное время и поспешим к части острова, где разбит рождественский базарчик.

Парк на Кампе

Но по пути еще обязательно заглянем к реке. Наверное лучшие виды на Карлов мост не с самого моста, а с набережной. На той стороне уже начнётся Старый город Праги.

Полюбуемся Карловым мостом. Его пёстрая гладка — свидетельство недавней реконструкции, многие камни пришлось заменить, чтобы мост простоял еще не один век!

Карлов мост

По реке Влтава снуёт множество корабликов.

Река Влтава

На многих домах Малой стороны есть отметки об уровне воды во время разных пражских наводнений. Самое страшное наводнение случилось в августе 2002 года!

Отметки об уровне воды.

И вот наконец первый на сегодня Рождественский рынок. В первую очередь здесь можно вкусно поесть и выпить горячего вина. На каждом таком праздничном базаре обязательно жарятся на вертеле огромные куски мяса. На лотках можно найти праздничные сувениры и вкусности.

Рождественская прогулка по Праге
Жаренная свинина на вертеле.

Обязателен и рождественский вертеп или бетлем по-чешски, рассказывающий историю рождения Христа.

Вертеп на Кампе

И конечно ясли с животными! Ослики, овечки и козочки. Их можно кормить специально продающимся здесь же кормом. Гладить и фотографировать. Жаль, что все фотографии не получается поместить в рассказ — еще много животных и не только будет в альбоме!

Рождественские ясли с животными

Если чуть-чуть отойти от рыночка в сторону Мальтийского Квартала можно придти на мостик влюблённых.

Вот так мостик влюблённых выглядит сейчас.

Прямо рядом с ним очень красиво украшенное к празднику кафе — ресторан. Здесь прямо при входе продают горячий шоколад и горячее вино. Вообще не смотря на солнечный день на улице холодно и горячие напитки действительно спасают. Всё дело в том, что воздух в Праге очень влажен, и даже смешные 0 — минус два градуса, кажутся суровым морозом. Планируете посетить Чехию — одевайтесь теплее!

Рождественская прогулка по Праге
Один из самых красивых ресторанов Кампы

Вот и сам канал Чертовка. Слева сидит знаменитый пражский водяной Кабурек. У чешских водяных странная репутация: они имеют пристрастие к алкоголю и красивым девушкам. А Кабурек предпочитает пиво в бутылках. А ещё он очень недоволен, что решётку моста влюблённые бесцеремонно увешали замками: через них не видно ни мост, ни самого водяного.

Пражский водяной Кабурек

Но вернемся на Карлов мост, нам нужно идти самое сердце средневековой Праги.

Рождественская прогулка по Праге
Карлов мост с видом на Малую сторону

Всем известно, что Карлов мост украшают множество статуй? А вот одна из них стоит не на самом мосту, а на одной из опор. Её очень легко пропустить. Это рыцарь Брунсвик — легендарный герой и покровитель Праги. Однажды он спас жизнь Царю Зверей Льву, дравшемуся с драконом. С тех пор лев стал преданным другом Брунсвика. Он везде следовал за ним и помог добыть волшебный меч.

Рыцарь Брунсвик

А вот сам Карлов мост рассмотреть с него сложно — слишком много людей, в любое время суток и в любое время года) Охранная башня моста смотрится очень величественно. Сейчас сверху находится обзорная площадка.

Охранная башня моста

На мосту играют музыканты, торгуют лавочники и рисуют художники.

Один из музыкантов

Рядом с мостом статуя чешского короля Карла IV, мост построили по его приказу. Карл вообще очень много подарков сделал своей столице — приказал заложить первый в Чехии университет, основал Новый город Пражский, привёз из Бургундии виноградную лозу и приказал высадить множество виноградников.

Король Чехии Карл IV

В Старом городе нас встречает Клементинум — бывавшая коллегия иезуитов и нынешняя национальная библиотека Чехии. В комплексе несколько храмов, прямо перед нами церковь Святого Сальватора.

Клементинум

До центра Старого города нас доведёт Карловая улочка. По её сторонам сувенирные лавочки и рестораны — всё чтобы порадовать гостей Праги. В зимнее время года уличные кафе утепляются и обогреваются.

Кафе на площади у Златого Хада

Улочки Старого города очень живописны. Вот например Лиловая улица, известная благодаря приведению безголового рыцаря тамплиера, одного из персонажа пражских легенд.

Лиловая улица

Домики Старого города. Некоторые фасады совсем узенькие.

Домики Старого города

В витринах множество сладостей, глаз радует, но вот съесть такое яблочке в твёрдой карамели может быть очень проблематично)

Сладости

Над домами возвышается Костёл Св. Ильи построенный еще в 14 веке. В 1625 г. костёл был подарен ордену доминиканцев, который вместе с соседним костёлом принадлежит ордену и по сей день.

Костёл Св. Ильи

До 17 века в Праге не было нумерации домов (зато теперь на каждом доме целых два номера!), чтобы как-то ориентироваться в городе использовались домовые знаки, дающие домам названия. Вот, например, дом у Карпа. Карп, кстати, рождественское национальное блюда в Чехии. Его запекают в духовке и подают с картофельным салатом, очень похожим на наше оливье.

Дом у Карпа

Ещё один рождественский рынок, теперь уже на Малой площади. В воздухе витает аромат жареных каштанов.

Рынок на Малой площади

И снова я не могу равнодушно пройти мимо барашков и козочек. Какие же они всё-таки милые! Одна порция корма для них стоит 20 крон. Погладить всех можно бесплатно)

Ах эти глазки!

И вот мы наконец-то достигли староместской площади. Ратуша и храм Девы Марии пред Тыном давно стали визитной карточкой Праги.

Староместская площадь

Часы снимать не будут, вы их точно видели! Лучше полюбуется на детали архитектуры, гербы и витую ковку оконной решётки.

Староместская ратуша

Но все увлечённо смотрят конечно же на часы. Аншлаг — время ровно 14.00!

Рождественская прогулка по Праге
Все смотрят на пражский орлой

И наконец главный рождественский базар Чехии! Чего тут только нет! Пряники…

Староместская площадь

Приторно сладкая медовина. Не могла пройти мимо, уж больно хорошо смотрятся тёплые медовые бутылочки на фоне зеленых веточек.

Рождественская прогулка по Праге

Сладкие пончики — новинка 2016 года! Раньше таких на рынках не было.

Староместская площадь

Здесь даже не смотря на будний день очень многолюдно. А в выходной приходится протискиваться с трудом. Пришлось специально забраться повыше, чтобы поймать в камеру как можно больше праздничного движения.

Я снимаю с традиционной горки, прокатиться на ней нельзя — с двух сторон лестницы, так что наверное правильной было бы назвать её обзорной площадкой Рождества. За торговыми рядами начало Парижской улицы и Храм св. Николая в Старом городе.

Рождественская прогулка по Праге
Храм св. Николая в Старом городе.

За праздничной суетой следит серьезный Ян Гус — основоположник чешского протестантизма.

Ян Гус - основоположник чешского протестантизма.

А вот и главная Пражская ёлка. Конечно красивей всего она смотрится вечером, переливаясь множеством огней, но и сейчас есть чем залюбоваться. На вершине Вифлеемская звезда — символ рождения Христа. Украшена ёлка игрушками в виде рождественских пряников. Очень аппетитно!

Староместская площадь

Ещё одно новшество Рождества 2016 года — под ёлочкой работает карикатурист.

Староместская площадь

На Староместской площади есть и сцена, где вечером выступают музыкальные, танцевальные и театральные коллективы.

А это план ярмарки, чтобы было легко ориентироваться.

Староместская площадь

И куда же в Праге без трдельника. Трдельник или трдло — традиционное чешское лакомство из дрожжевого теста, обернутого вокруг деревянного или металлического цилиндра и обжаренного над открытым огнём.

Трдельник

А вот это горка, с которой все фотографируются на фоне елочки. Отличные получаются фотографии!

Староместская площадь

Напоследок еще раз полюбуемся готикой Староместской ратуше и потихоньку будем двигаться уже в сторону Нового места.

Староместская площадь

Пройдёмся по Железной улице, получившей своё название благодаря располагавшимся тут в средневековье лучшим кузнечным мастерским. С правой стороны возвышается костёл Святого Гавла. Основанный Вацлавом I в. 1232 г., был в своё время одним из четырёх главных пражских костёлов. Нынешний свой облик и убранство в стиле барокко храм получил в 18 веке.

Костёл Святого Гавла

Здесь же рядом — Сословный театр. Больше всего он знаменит как место, где состоялись премьеры опер Моцарта «Дон Жуан» (1787) и «Милосердие Тита» (1791). Постановками дирижировал лично автор, это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, где выступал Моцарт.

Сословный театр

А напротив театра старейшее здание Карлового Университета. Университет был основан Карлом IV в. 14 веке. Тогда здесь преподавали всего 4 науки: философию, теологию, право и медицина. Сейчас же выбор специальностей огромен. И кстати образование в Чехии бесплатное, в том числе для иностранцев.

Старейшее здание Карлового Университета

И вот уже Вацлавская площадь. Здесь всё намного скромнее Старомака (как чехи кратко называют Староместскую площадь). А собранная из веток, ёлочка больше похожа на пирамиду.

Вацлавская площадь

На верху площади здание Национального музей — всё еще в лесах, ведётся реконструкция. Мы же повернём направо на пересечении с трамвайными путями, чтобы зайти в один из самых известных пражских пассажей.

Пассаж Светозор был построен в 1916 году. Его главная достопримечательность витраж с лого фирмы «Тесла». Над кривой осциллографа видим первоначальную шестиконечную звезду, при социализме ее заменили на красную пятиконечную. «Тесла» означает «ТЕхника СЛАботочная», а продукция этой фирмы в большинстве своем отправлялась в страны социализма. Сегодня компания принадлежит ирландцам, у фирменной звездочки снова шесть лучей.

Пассаж Светозор

Через пассаж попадаем на перекресток: налево примечательные металлические ворота в чудный Францисканский скверик, налево — очередной пассаж, выходящий на Вацлавскую площадь. Францисканский сад очень легко и вовсе не заметить, так как он по всему периметру окружён застройкой. Над ним возвышается церковь Девы Марии Снежной, до которой тоже часто туристы не доходят, хотя она всего в двух минутах от Вацлавской площади. Храм был заложен в 1347 году. Предполагалось, что это будет самый большой по размерам храм Праги, но из-за гуситских войн план остался неосуществленным. Так, двор перед храмом должен был стать величественным трехнефным пространством. Но и построенная в итоге церковь с высотой сводов, равной почти 32 метрам, является самой высокой церковной постройкой Праги.

Церковь Девы Марии Снежной

Выйти из сада можно на площадь Юнгмана. Здесь установлен памятник Йозефу Юнгману, великому чешскому филологу, ученому и литератору.

На площади находится дворец Адриа. Великолепное здание в стиле рондокубизма. Этот стиль является изобретением чешских архитекторов, он строится на объединении эстетики французского кубизма и любви местных зодчих к сглаживанию угловых конструкций.

Дворец Адриа

А вот это уже совсем не туристический рынок за фасадом торгового центра Quadrio (метро Národní třída). Хотя тут тоже есть совсем новая достопримечательность Праги — вращающаяся по частям голова Франца Кафки. Автор скандальный и знаменитый скульптор Давид Черный. В Праге большое количество его провокационных и озорных работ, впору посвящать им отдельную прогулку.

Голова Франца Кафки

Оригинальной идеей этого рождественского рынка стала вот такая фотозона. На углах установлены ящики куда можно просунуть голову (одну или две если вы пара) и вдохнуть аромат цветущих цветов, или поцеловаться под веточкой омелы.

Фотозона

До рождества осталось уже совсем не много времени, а потом Новый год и Рождество православное. Хочется всех поздравить с наступающими праздниками и пожелать, как говорят чехи, Veselé Vánoce a šťastný nový rok — Весёлого Рождества и Счастливого Нового года!