Турист Наталья Шалаева (Natali77)
Наталья Шалаева — была 9 сентября 2021 17:34
Жизнь прекрасна, только нужно уметь это увидеть

Майкоп — Россия Ноябрь 2016

Не любить осень — преступление. Сидеть дома у телевизора в последние погожие и солнечные осенние дни — еще одно преступление.

И поэтому мы — небольшая команда альтруистов и романтиков, помешанных на красотах Кавказа и Кавказского заповедника, взяли рюкзаки и отправились в горы искать новое и неизвестное.

Погода была прекрасная: солнышко, тепло… Старожилы Майкопа подсказали нам, что в районе плато Лагонаки есть небольшая речушка, которая набирая силу, с шумом и грохотом падает в ущелье каскадом порогов и водопадов. И мы отправились в путь на ее поиски.

Идем туда, куда джигит овец не гонял....

Мы доехали почти до Лагонаки, припарковали машину на обочине и начали готовиться к длинному переходу. Это заняло не больше 10 минут, уж очень хотелось, как можно быстрее отправиться в путь.

Вошли на лесную дорогу, прокатанную джипами и внедорожниками. Под ногами шуршали опавшие листья, по сторонам лежали поваленные деревья, поросшие мхом. На каждом шагу встречались краснокнижные растения и растения эндемики, мхи и лианы.

И вот слева от нас змейком заструилась речка Чинара, которая прямо на глазах набирала силу и ширину. Ее исток мы нашли к счастью быстро.

Идем туда, куда джигит овец не гонял....

Хотелось останавливаться и фотографировать каждый кустик, каждое дерево. Но приходилось себя сдерживать, ведь в горах телефоны постоянно ищут сеть и разряжаются очень быстро. И хочется сразу извиниться, что фотографии, сопровождающие мой рассказ, не очень качественные. Пока приходится фотографировать на телефон за неимением профессионального фотоаппарата.

А вот мы уже и подошли к краю ущелья. На небольшой поляне, поросшей соснами, мы увидели памятник партизанам. В горах Кавказа во времена Великой Отечественной войны шли тяжелые кровопролитные бои, и частые обелиски постоянно напоминают об этом.

А теперь спуск вниз: на дно ущелье. Крутизна спуска примерно 70 -80 градусов. А может быть, мне так со страху показалось? Тем не менее, аккуратно, держась обеими руками за кем-то натянутый трос, спускаемся вниз.

Идем туда, куда джигит овец не гонял....

Дальше, уже узкая тропа, петляющая под скалами, привела нас к первому водопаду, который окрестили Чинарским по имени самой реки.

Около водопада сыро и холодно. Брызги воды микроскопической пылью разлетаются далеко от него. А в блюдце, в которое падает этот поток, торчит огромный камень. Ну как на него не залезть и не пофотографировать друг друга? Поэтому небольшая остановка, много фото на память и дальше в путь, сквозь камни поросшие мхом и буреломы. Речка теперь у нас с правой стороны.

Под скалами идти довольно страшновато, хотя они и не очень высокие: наверное, метров пятьдесят. Они местами нависают над головой, в которую лезут мысли об обвалах. Скалы переливаются всеми цветами радуги от потеков по ним воды, от наросших на них лишайников и пахнут цементом. Ну, по крайней мере, мы пришли к такому выводу.

Идем туда, куда джигит овец не гонял....

Дух захватывает от той красоты, которая открывается перед глазами. Мы постоянно останавливаемся и щелкаем фотоаппаратами на телефонах. Но, к сожалению, ни один даже самый крутой фотоаппарат не передаст этой красоты.

Мы уже все грязные как черти, потому что приходится моментами перелазить через поваленные стволы буков, цепляться за растущие деревца, но мы не думаем об этом и храбро лезем вперед.

Вау! Пороги! Для Западного Кавказа, где горы невысокие, это редкость. Да еще и такие ступенчатые. Останавливаемся около них, лезем в воду, чтобы сделать самые красивые фотографии. Оля снимает небольшое видео, чтобы запечатлеть красоту играющей воды и записать ее убаюкивающий шум….

Идем туда, куда джигит овец не гонял....

А мы снова идем вперед. Река то сужается, то расширяется, преодолевая на своем пути буреломы, обходя камни. И мы так же их обходим, перепрыгиваем печку по камням и бревнам.

А вот и конец пути: второй большой водопад Университетский или Школьный. Не знаю, правда ли это, но местные жители говорят, что назван он так потому, что нашли его студенты.

Понимаемся под самый козырек скалы — там сухо и устраиваем небольшой пикничок. Бутерброды, горячий чай и в обратный путь, ведь нужно успеть вернуться к машине до темноты.

И снова щелчки камер телефонов через каждые несколько шагов. Солнце теперь освещает все по-другому и снимки у нас получаются совсем новые…