Турист xl105
xl105
был 29 февраля 9:48

Нови-Пазар — Сербия Сентябрь 2016

Нови Пазар, Сопочаны, Градац.

Основная цель — рынок в Нови Пазаре.

Вид на Нови Пазар от монастыря Джурджевы ступови.

Сербия! Сербия! Часть вторая. Нови Пазар, Сопочаны, Градац

Только и слышишь, лучшие вещи по лучшей цене на рынке в Нови Пазаре, лучшее мясо там же. Мне было все равно куда ехать, тем более любопытно было посмотреть мусульманский город и, хоть и проезжал через него не раз, но никогда там не останавливались. Была у меня мысль совместить Нови Пазар с монастырем Црна Река с мощами очень чтимого прп. Петра Коришского, чуть ли не единственным монастырем в Сербии который не был разрушен. Но… Поехали в Сопочаны и на обратном пути в монастырь Грачац. Выехали рано утром. Воскресенье, семь утра, есть охота, но все закрыто. В Матарушке Бане узрели открытое заведение. Посетители все сидели на улице, пили кафу и грелись на солнышке. Но стоило услышать русскую речь! Забавно было наблюдать, как сербы потихоньку стали перебазироваться под крышу на нас поглазеть. Один импозантный, пожилой господин, в бабочке, шляпе и с кофе читал газету. На первой полосе, Путин В.В. с заголовком «Путин за великую Сербию» И уж как ему хотелось обсудить с нами статью. Но не решался, только показывая большой палец восклицал «Путин, во!» Ладно приехали в Нови Пазар. Большая платная парковка прямо напротив рынка. Но, разметка там такова, что не нарушить ПДД невозможно. Хотя местные только этим и занимаются: две сплошных и тем более одна, препятствием не является. Но то местные, мне же пришлось искать разрыв в сплошной. Стоянка 50 динар час. И медленно, но неотвратимо, как солнце с неба вечером, спускалось на меня уныние. - Это попадос — думаю. — Интересно за сколько часов мы его обойдем — опять же мысленно говорю себе, но к слуху не допускаю, ибо чревато. И пошли мы. По причине рынка фотографий не очень много. С пакетами наперевес не поснимаешь. Как и во всяких слухах, что вот там то все есть и все дешево, истина где-то посередине. Конечно накупили всякого детского (много), на себя (поменьше) и на меня (ничего). А хотелось мне куртку кожаную, и было там их много, и по ценам смешным. 50–150 евро. Но не нашлось размера. Между прочим, купили мы женские мусульманские штаны с мотней, оказались очень удобные. Но как же на нас смотрела продавщица сербка.

Очень понравились мусульманские свадебные платья. Высокий шик.

Все когда-нибудь заканчивается и рынки тоже. Прогулялись мы и по городу. Центральная пешеходная улица 28 ноября.

Сербия! Сербия! Часть вторая. Нови Пазар, Сопочаны, Градац

На пешеходной улице целый ряд кафе. Так вот, увидеть там женщин практически невозможно. Так же никто не пьет спиртное: все сидят с маленькими чашечками кофе и долго-долго их пьют.

Но стоит только свернуть за угол.

И мечети, мечети.

Сербия! Сербия! Часть вторая. Нови Пазар, Сопочаны, Градац

Посетили мы две едальни и обе мусульманские. Кафе-кондитерская (около рынка) и этно ресторан «Газия» на площади Гази Иса-бег Исаковича. В кондитерской естественно подавали только восточные сладости: пахлава — нежнейшая и свежайшая и пирог «кох» еще более нежное и наивкуснейшее лакомство. В дальнейшем выяснилось, что кох это обще-сербский рецепт и его одинаково любят во всех частях Сербии. С пирогом связан один смешной случай. В конце уже отпуска стали мы расспрашивать знакомых на предмет рецепта. Делается элементарно, рецепт простой, но есть один ингредиент опознать который мы не смогли, только название «Grax» Что за «гракс» такой никто не ведал, но решили, что он должен продаваться повсеместно и надо бы упаковочку в Москву привезти и испечь шедевр. И мы таки, нашли это «Grax» и купили его, и привезли в Москву, и открыли коробку в Москве, и поняли что это обыкновенная манка. А то «Grax», «Grax».

Этно ресторан «Газия».

Никакой свинины и алкоголя. Все вкусно. И, уж извините за подробности, туалеты с устройствами для мусульманских омовений. На обратном пути из Сопочан попали в дикую пробку, все думали-гадали что же там случилось. А случилась похоронная процессия. Мусульманское кладбище расположено на довольно крутом холме, а значит самые престижные места для захоронений внизу. Кого хоронили не знаю, но потому сколько народа провожали в последний путь и могила вырыта в самом низу у входа, можно сделать вывод об влиятельном человеке в Нови Пазаре. Вообще вид впечатлил, в полной тишине сотни человек, уступами по всему кладбищу провожали усопшего в последний путь.

О Сопочанах много всего написано, по пути можно посетить развалины Старого Раса, первой столицы Сербии и частный, небольшой зоопарк, посидеть на берегу горной реки, короче соблазнов много, а времени мало. В продавнице я купил бутылку яблочной монастырской ракии и это была единственная купленная бутылка из того дикого количества ракии которую нам подарили.

Сербия! Сербия! Часть вторая. Нови Пазар, Сопочаны, Градац

И уже в конце дня был Градац, и опять было легкое нытье, а после был полный восторг. Но сначала, сразу после поворота с Ибарской дороги были фантастические, абсолютно красного цвета скалы. Некоторым даже показалось что скалы покрашены. Очень сильно извиняюсь и очень жалею, но фотографий нет. Дорога узкая, извилистая, машину приткнуть негде. Жалею очень. Воздух звенит от тишины. Покой на души буквально снисходит.

Внизу под монастырем еще одно красивейшее место — Градачка Баня. Стараниями меценатов местечко только недавно стали благоустраивать. Как я понял из текста на плакате вода помогает при глазных болезнях. Необыкновенно мягкая и вкусная вода.

Если хочется пожить вдали от цивилизации на мельнице есть нумера, можно заказать с полным пансионом. там же можно купить свежемолотую муку. В том числе муку из хельды (гречка). Да кашу гречневую в Сербии не едят, но для выпечки гречишную муку используют. Лучше всего к источникам спуститься от монастыря пешком по тропинке отца Иулиана.

Сербия! Сербия! Часть вторая. Нови Пазар, Сопочаны, Градац

Схиархимандрит Иулиан, сербский старец, старейшина и духовник в течение почти полувека малых и больших монастырей, студеницкий и градацкий настоятель, один из великих столпов мученической святосавской Церкви.