Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 13:11
Как интересно изучать собственное Отечество!

Таллин — Эстония Сентябрь 2016

О Таллине принято рассказывать в радужных тонах, как и следует рассказывать добрую сказку. Недавно я вернулась из этого удивительного города и поняла, что мой рассказ будет отличаться от общепринятой тональности. Может быть это даже интереснее, ведь славный исторический город, даже если снять розовые очки, все равно порадует многоцветьем.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

С чего все начиналось? С ночной посадки на фирменный автобус «Крузенштерн» в Кингисеппе… Или раньше, с той беготни по Питеру, когда я желала предварительно купить билеты в Таллин, но с отъездом не из Петербурга, а Кингисеппа — так мне было удобнее, да и путь короче более чем на 100 км!

Он-лайн это сделать не получилось, так как предлагался только единственный, неудобный ночной рейс, и я подумала, что через кассу в Петербурге сделать это будет все же возможно, ведь ныне из Питера идет множество автобусов в Таллин!

Однако, купить билет на выбранный автобус в удобное время, с посадкой в Кингисеппе, или хотя бы, в Ивангороде — на границе, оказалось невозможно. Оказалось, что автобусы останавливаются в Кингисеппе только по желанию водителя (!) А если у тебя заказана гостиница, как совместить обязательства по брони с такой непредсказуемостью! Я то предполагала, что сяду в 9 утра, можно сказать на границе с Эстонией, и, сэкономив чуть более двух часов, окажусь в своем отеле как раз к положенному времени заезда 14 часов — благо, подходящий рейс имеется. Наивные мечты!

Если ты стремишься в Таллин, то купить предварительный билет из Кингисеппа (с гарантией, что автобус остановится на автовокзале, а не пробежит мимо), можно только на то время, которое тебе предложат в кассе, или на сайте.

В кассе же мне, как и на сайте, предлагали только один ночной рейс, и я с огорчением согласилась. Ну не ехать же в Питер, чтобы там сесть на нужный автобус и вернувшись обратно на исходные позиции (удовольствие часов на шесть), отправиться уже прямой дорогой в Таллин, чтобы оказаться там, в нужное время. Да здравствует отечественная логистика!

Никогда не начинала свои рассказы со столь длинной и нудной преамбулы, но здесь это необходимо, дабы снискать жалость читателя, посочувствующего бы мне о неудобствах бессонной ночи, которая предстояла.

Ночью в автобусе я не спала и мечтала о том счастливом часе, когда прибуду в свой отель, и мне тут же выдадут ключ от номера (писала через booking — просила ранее заселение).

Я смотрела в широкое окно водителя, видела как дорога, с отличной отметкой и подсветкой сокращает расстояние до города моего сердца и думала о том, что неплохо бы эту дорогу заснять на видео — ведь я всегда делаю фильмы о путешествиях!

Вынув кинокамеру, я сняла дорогу, потом силуэты каких-то средневековых башен, что колоритно возвышались над графически очерченными равнинами и, сунув кинокамеру в сетку, на переднем сидении, в которую обычно кладут вещи необходимые туристу — журнал, пакет и прочее, решила немного вздремнуть. Однако кресла были очень неудобные. Они, конечно же, повторяли изгибы тела, но я так и не вычислила — человека-карлика, или человека-великана, так как на все мои изгибы они отвечали крутыми горбами. Извертевшись и измучившись, я все же дождалась утра и неунывающая вышла на платформу автовокзала, который ныне стал вполне цивильным — с залом ожидания, камерой хранения, туалетом.

Правда, туалетом воспользоваться не удалось. Самой мелкой денежкой у меня было 5 евро, а возможности начинались только с 1 евро, которое автомат мог поменять на центы (10+ 20 — цена услуги). Разменять 5 евро таким ранним утром, было негде — кафе начинало работать значительно позднее.

Решили с мужем не тратить время и поспешить в отель, с заманчивым названием «Economy Hotel». Когда-то именно это название согрело мое сердце при выборе места обитания.

В интернете, сведущими людьми, были даны хорошие и справедливые советы о том, как выбрать такси, чтобы было дешевле: стоило не брать дорогие такси у вокзала, а заказать по телефону (номера я усердно выписала). Но мне, тем ранним утром, почему-то никуда звонить не захотелось, тем более, что множество таксистов ждало на стоянке и я, посмотрев (как учили) на боковые стекла, где были указаны цены (цена посадки и стоимость километра), уже почти не глядя, выбрала машину, стоявшую в сторонке, тем более что по ценам была сориентирована.

— Это будет стоить 10 евро, — сказал русский водитель, когда мы уселись.

Снова усталость после бессонной ночи затуманила разум, и мы вновь безвольно согласились, дабы скорее добраться до постели, хотя я и знала, что самое дорогое такси могло бы стоить на этом маршруте не более 7 евро.

Когда таксист подвез нас не к отелю, а только к тому месту, откуда был виден отель и запросил уже не 10, а 11 евро, я запротестовала:

— Мы же договорились на 10!

— Ну, так получилось… «объяснил» водитель несколько уклончиво.

Я решила отплатить вознице «черной неблагодарностью» и не говорить ему «спасибо». С трудом, но я выдержала это испытание и вылезла из машины молча. Однако муж, расплатившись, сказал наглому «бомбиле» «до свидания», чем вызвал мое внутреннее неудовольствие.

— До свидения! Да никогда бы его больше и не встречать, и не видеть! Разве что у того позорного столба, что находится на Ратушной площади,- подумала я, вполне справедливо.

Как известно к этому столбу приковывали людей, совершивших в «Средневековые времена» подобные лукавые действия или похожие по своей неприглядности.

Сегодня железный ошейник по-прежнему висит, вмонтированный в древнюю стену Ратуши, а туристы, накладывают на себя эти оковы и радостно фотографируются и фотографируют друг друга — вот как эти китайские женщины (фото сделано позднее, в тот же день).

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Говорят, что раньше кандалы были лучше укомплектованы, висели тут, можно сказать, прямо с тех незапамятных времен, но однажды, кто-то из туристов, при фотографировании, возжелал такой «правды жизни», что чуть не придушился, так что заботливые эстонцы уменьшили количество оков, учитывая разную степень темпераментов фотографирующихся.

Мне было жаль впустую тратить время в Таллинне, поэтому заранее, еще до поездки, было продумано два варианта, согласованные с нашим гидом Дарьей, от которой я ждала экскурсию по Старому городу. Первый вариант: при раннем заселении, предполагался отдых, а уж в 13.30 начиналась бы экскурсия. Второй вариант: в случае отказа (отель ответил: раннее заселение — при наличии возможности), мы должны были бы встретиться с гидом уже в 8 часов (жаль терять время), и начать приятное путешествие по еще пустынным улицам, в чем несомненно — так мне казалось, была своя прелесть.

Я не испытывала радости от мысли, что после бессонной ночи буду гулять по булыжным мостовым в течение обещанных 3–4 часов, забираться, добираться и внимать, но, все же тайно надеялась, что ранней прогулки все же удастся избежать.

На ресепшен дежурил приятный молодой человек с красивым именем Лаури. Он долго всматривался в экран, вылавливая возможность нашего заселения, но вынужден был, с огорчением констатировать: извинитте! Номер освободится только в 14 часоф.

Было приятно, что Лаури старается говорить по-русски, и мы прониклись друг к другу взаимной симпатией.

Мы были посланцами Петербурга, а он, по его словам, любил этот город, был там этим летом: культуррная столица!

После недолгой приятной беседы, мы поставили вещи в небольшую комнатку, выполняющую функцию камеры хранения и я полезла в сумку, дабы достать телефон, чтобы позвонить Даше, но!

Вдруг, как гром с ясного неба, на меня свалилось новая неприятность — отсутствовала кинокамера! Припомнилось, как положила ее в сетку за передним креслом, и, видимо, забыла достать, хотя твердой уверенности не было.

Нужно было возвращаться на автовокзал.

Я понимала, что автобус вряд ли остался на площадке, что он, конечно же, куда-то уехал, дабы «подремать» перед следующим рейсом, но не сидеть же, сложа руки, распрощавшись с моей заслуженной камерой и еще не отснятым и не созданным фильмом!

Лаури вызвал дешевое такси, и водитель-эстонец быстро и комфортно довез нас обратно на автовокзал за 5 евро (!) По дороге мы разговаривали под легкий приятный эстонский джаз, что негромко звучал из динамика.

— Вот так не повезло, — закончила я свой рассказ о неудачах начинающегося дня.

— Это не потому. — Спокойно отвечал собеседник, подбирая правильные русские слова. — Я ничего плохого не говорю… Просто вы человек такой, который везде все забывает!

Поскольку наклонение было не сослагательным, я вынуждена была глубоко задуматься о своих несовершенствах, а подумав, все же мысленно не согласилась…

В ту поездку, я открыла для себя очень интересную и ранее мною не отмеченную черту эстонского характера — прямодушие — есть такое замечательное русское слово, но есть и такие люди, которые не стремятся изворачиваться, лукавить. Это было приятное открытие, затем подтвержденное не однажды.

— Вам нужно пойти на второй этаж, там Lux Express! — Дал очень хороший совет водитель на прощанье.

В офисе Lux Express дежурила красивая эстонская девочка с очень красивым именем Эстелла. Она тут же начала помогать нам. Куда-то звонила, диктовала питерский телефон «АТП (Петербургские Транспортные Линии)», которой и принадлежал доставивший нас автобус… Наивная! Она-то думала, что такие питерские номера по утрам отвечают! Наконец было принято решение дождаться 10 часов, когда водители нашего автобуса перед обратным рейсом на пять минут, но непременно, должны были зайти в офис к Эстелле — «это единственный раз, когда мы их видим»…

Позавтракав в уже открывшемся кафе на автовокзале за 10 евро (рисовая каша, яичница с беконом, два кофе), мы стали ждать. За соседним столиком сидели два местных жителя-работяги, обсуждающих перспективы жизни и зарплаты на таком громком, нецензурном «русском» языке, что мне не хотелось бы называть их соотечествнниками. Почему-то подумалось, что вакантное место у позорного столба на Ратушной площади мною уже забронировано для таксиста-бимбилы и это, конечно же, очень жаль… Я бы там организовала еще пару местечек.

Далее все получилось, как в сказке: пришел автобус, появился долгожданный водитель, была обретена пропажа: камера преспокойно лежала в автобусе, ожидая забывчивую от недосыпа хозяйку.

А телефон уже вибрировал — звонила Даша, спрашивая, где мы находимся, и я, отвечая по мобильнику, уже видела ее решительно входившую в двери автовокзала.

В 10 часов утра началась наша пешеходная экскурсия по городу.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

«Хотелось бы частичку любви и восхищения передать нашим гостям», — писала Дарья о своей любви к Таллинну, на своей страничке в Туристире, и это было правдой. Она не была «коренным жителем» столицы Эстонии, но приехав сюда, выучила язык, прониклась культурой другого народа, и теперь работала гидом не по возникшей необходимости, а с удовольствием и с радостью.

Я нисколько не пожалела о заказанной экскурсии, так как без нее, или даже в другой интерпретации, впечатление не было бы таким полным.

Я сама отказалась от поездки в центр на транспорте, и мы пошли пешком, разговаривая, фотографируя, слушая, задавая вопросы, и кроме того, делая важные приобретения: покупка Tallinn Card на 24 часа, а главное билеты на два концерта фестиваля Арво Пярта (без гида я бы это сделала, потратив больше и времени, и усилий).

День был солнечный, отличный.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Мы кружили по извилистым улочкам Старого города, «ныряли» в уютные дворы и выплывали уже на другой улице, где у какого-либо средневекового строения, звонили у запертой двери и оказывались там, где нас, по договоренности с Дашей, уже ждали, к определенному времени.

Вот это вытяжка — так отапливали этот дом в стародавние времена.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

А это лестница наверх и камням этим сколько же лет-то будет!

Вот сундук не столь древний, но уж точно из века прошлого-позапрошлого, а на велосипедах просто кто-то из служащих на работу приехал. Все рядом — сошлись времена!

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Вот здесь бы и начать рассказ о Таллине, а я уже столько написала, что пора заканчивать, поэтому не буду предлагать вам четырехчасовую и очень интересную экскурсию.

Туристов на улицах становилось все больше.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Где-то, кто-то хором что-то скандировал — очень музыкально. Подойдя поближе, увидела группу людей под украинскими флагами, которые под присмотром двух эстонских полицейских достаточно слаженно выражали протест — не поняла только, на каком языке.

Могу заметить, что по городу чаще всего приходилось ходить с высоко задранной головой и не только из-за «пронзительности» готики.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Видите крюки? По ним вверх поднимали товар, ведь город-то был торговый!

И в этом доме то же приспособление! Надо же!

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

А здесь необходимо, наоборот, посмотреть под ноги! Ведь мы идем по плитам, на которых отмечены важные вехи в истории Эстонии!

Вот, например, в 1632 году был основан знаменитый Тартусский Университет…

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Ну, разве без гида я бы решилась открыть ящики в знаменитой старинной аптеке!

Оказывается можно! И я изучаю сборы трав, которые хранятся здесь в полной доступности.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Даже заход в туалет был необычным.

Зашли всей компанией, чтобы разглядеть средневековый колодец, из которого брали воду — сохранился же!

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Доминиканский монастырь — это сегодня целый комплекс.

Входим со стороны церкви Святой Екатерины с надписью «Kloostri Ait» — это знаменитый ресторан, и попадаем в «Theatrum», — частный театр Лембита Петерсона, что сегодня занимает помещение бывшего хлебного амбара монастыря.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Все как-то уживается на улице Вене 14.

Кстати! Есть сайт, где можно набрать адрес в Таллинне и узнать всю историю данного дома, строения… На сайт еще не заходила, не уверена, что есть русская версия — проверю, но сама идея, мне думается, великолепна!

Где-то около двух часов по полудню я взмолилась — Даша! Отпусти!!!

Посмеялись. Обычно гиды проводят типовую экскурсию часа полтора-два, и спешат распрощаться, а тут все наоборот, и расставаться, честно скажу — мне не хотелось.

После экскурсии зашли в ресторан и «перекусили» обедом дороговатым и не впечатляющим.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Стейком из лосося в наших балтийских краях никого не удивить, но зачем при этом предлагать в качестве гарнира чечевицу, которая больше смахивала на гороховую кашу, возможно я была неправа и слишком привередлива… А возможно еще помнила замечательное блюдо из чечевицы, что нам предложили в Париже — там это было просто восхитительно!

Как бы то ни было, я уже начала трапезничать, да вспомнила про Туристер! Достала фотоаппарат и честно сфотографировала еду, с уже откушенным краешком, после чего продолжила процесс.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

К слову сказать, обслуживали хорошо: как положено, спрашивали о впечатлениях от съеденного и даже предупредительно (видимо, учитывая возраст), без моей заявки, но по наитию, изменили музыкальный фон, заменив рэп, на лирическую инструментальную музыку.

Добравшись до гостиницы и оценив номер, который нам предложили, на 4+, мы решили отдохнуть, но впечатлений было так много, что сон не получился.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Да, впрочем, вскоре уже следовало озаботиться подготовкой к вечернему концерту.

Концерт проходил в церкви Святого Духа с названием «Palgest palgesse» — «Лицом к лицу» и в нем исполнялись произведения известного эстонского композитора Арво Пярта, написанные в разное время — от 80-х до настоящего времени.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Исполнители — инструменталисты, вокалисты, органистка были молоды, но их профессиональный уровень был самого высокого класса.

Однако большое впечатление на меня произвела не только музыка любимого мною композитора, не только великолепное исполнение, но и публика. Давно мне не приходилось присутствовать на концерте, где слушатели так глубоко, действительно, «затаив дыхание» внимали бы каждому нюансу, каждой интонации, каждому изгибу музыкальной мысли совсем непростых для понимания, произведений современного композитора авангардиста. Поверьте! Быть в таком сообществе, пусть на короткое время совместного погружения в музыкальное эфирное пространство — счастье!

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Это был действительно праздник, было духовное соработничество и, наверное, не случайно, что это все происходило в таком удивительном храме, освященном во имя Святого Духа!

После концерта мы еще раз заглянули уже на вечернюю Ратушную площадь — она была совсем рядом. Трапеза при свечах, что горели на столиках, расставленных на всем обнимающем площадь пространстве, создавали впечатление романтичное и мирное.

Этот безумный, безумный день… (Первый день в Таллине)

Но длинный-длинный день, полный незабываемых, очень разных впечатлений, первый день пребывания в Таллине уже завершился, и хотелось отдохнуть.

Засыпая в гостинице, я с радостью подумала, что завтра будет новый день, и новые встречи, и еще много-много интересного, ведь все только начиналось!