Турист Вячеслав Волков (Slava)
Вячеслав Волков — был 16 апреля 9:21
Fuck the Borders! Fuck the Visas! Fuck the Wars!

Гома — Республика Конго Июль 2016

— Ну какой же я идиот!!!

— Нахрена я сюда поперся?!!!

— Это когда-нибудь закончится?

— Грёбанная «экспедиция»!!!

— Да пошла в жопу эта гора!!!

— Каким местом ты, придурок, думал, когда соглашался подняться на этот грёбанный вулкан?!!!

Вот такой внутренний монолог крутился у меня в голове во второй половине дня 18 июля 2016 года…

Напрочь «забитые» ноги, ощущение такое, как будто ты на них несешь не свое тело, а груз раз в пять больше твоего собственного веса. Вобщем нихрена не муравей, который делает это с легкостью:-( Десять-пятнадцать шагов и минута-две отдыха…

Место действия — Демократическая Республика Конго. Провинция Северное Киву. Высота вулкана — 3470 метров над уровнем моря.

Фото с сайта votpusk.ru

В июле решил скататься по маршруту Уганда-Руанда-Бурунди. Пока прорабатывал маршрут знакомые мне посоветовали заехать на денек в Демократическую Республику Конго, чтобы осуществить подъем на вулкан Ньирагонго.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

В Конго, которое бывший Заир, до сих пор не очень спокойно — на рубеже XXI века там случилась большая война и не смотря на формальный мир там до сих пор по горам и джунглям шарятся разрозненные отряды всякого вооруженного отребья. И далеко не все провинции полностью подчиняются правительству в Киншасе.

Страна влачит жалкое существование. До последнего времени подъем на вулкан был закрыт, но сейчас это стало возможно сделать в составе организованных групп. Поэтому взвесив все за и против я решил на денек заехать все же в Конго и на этот самый Ньирагонго подняться.

Стоит сразу сказать, что я не большой поклонник гор. Хотя ни раз бывал в горных местностях, в Андах штурмовал перевалы и под 5000 метров, но все это было на машине. Поэтому никаких премудростей связанных с покорением гор я не знал и даже перед самой поездкой совсем немного прочитал рассказы тех, кто бывал там ранее.

Утром, 18 июля, я выехал из руандийского города Гисеньи и перешел границу в районе конголезского города Гомо. Мои угандийские знакомые помогли мне заранее оформить подъем на гору и получить разрешение конголезских властей на пересечение границы. На границе меня встретил водитель и довез до места, где начинается подъем на вулкан. Примерно в 10–00 наша группа собралась в полном составе — 16 человек, после чего мы стали ждать возвращения группы, которая поднялась на гору днем раньше и с минуты на минуту должна была спуститься в лагерь.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Чтобы не терять время даром, руководитель лагеря провел для нас брифинг на котором рассказал что нас ждет в ближайшие сутки и как надо себя вести в процессе восхождения и пребывания на горе. И несколько раз он повторил фразу, которую я потом очень часто вспоминал: «Запомните — это не прогулка, это экспедиция!»

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

В тот же момент я не придал этим словам какого то серьезного значения. Хотя оглядываясь по сторонам я обратил внимание на существенное отличие между мной и остальными участниками восхождения — если обувь у нас была примерно одинаковая, то вот никто из них не был, как я, одет в джинсы и футболку-поло… И тогда у меня стали закрадываться первые сомнения…

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Но отступать уже было поздно — в лагерь как раз зашла предыдущая группа. Все были веселы и в меру бодры.

Весь свой груз на гору можно нести самому, а можно взять для этих целей носильщика. Стоят его услуги 24 доллара и большинство участников нашей группы предпочли воспользоваться их услугами, оставив на себе только небольшие рюкзаки с водой, фототехникой и сухпайком.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

За пару дней до этого я познакомился на границе Уганды и Руанды с семейной парой из Голландии. Они немного облажались, когда брали в аренду машину и не получили у прокатной компании доверенность на пересечение границы, поэтому вынуждены были оставить машину на стоянке и пребывали в некоторой прострации от того, что не знали как им теперь добраться до Гесеньи, который расположен примерно в 100 километрах от границы. У меня же такой проблемы не было — все документы на машину у водителя были в порядке.

Я, конечно же, я предложил им присоединиться к нам, тем более, что в разговоре выяснилось, что они так же как и я на следующий день идут покорять Ньирагонго.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Вначале подъем проходит в приятной прохладе джунглей, по достаточно ровной поверхности. Чтобы было веселее коротать время я пристроился следом за моими голландскими знакомыми, которые шли в авангарде нашей группы. И шли они, надо признаться, достаточно лихо… Мне не составляло большого труда следовать в одном с ними ритме, когда мы шли по ровной поверхности, но я стал понемногу отставать от них, когда подъем стал становиться более крутым…

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Перед нашим расставанием, на следующий день, я спросил их:

— Рауль, где вы, черт возьми, взяли силы для такого быстрого подъема на гору, да еще и меньше всех запыхались?

— Слава, это было, конечно, не так легко для нас, как тебе показалось, но дело в том, что мы пять дней в неделю дома ходим в спортзал и очень любим давать себе подобные нагрузки!

«Возвращаюсь домой, сразу бросаю курить и начинаю ходить в спортзал» — вот такой зарок я дал себе после спуска с Ньирагонго. И до сих пор я этого плана для себя не отменил:-)

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Идти становилось все труднее и труднее. Перед подъемом я в большей степени переживал за «дыхалку», т. к. являюсь курильщиком со стажем. Но с этим как раз проблем особых не было. Курить не хотелось совсем и первую сигарету я выкурил уже на горе, в первом часу ночи, через 13 часов после того, как мы начали подъем.

А вот ноги мои все больше и больше стали превращаться в две бетонные сваи и когда мы преодолели высоту где то в 3000 метров реально каждый шаг стал даваться с большим трудом… С ОЧЕНЬ большим трудом! Футболка напрочь промокла от пота, а температура воздуха уже упала градусов до 12–15. Вот тут я впервые и понял, что одеваться надо было как-то по-другому, одежда должна выводить влагу, но не намокать. Джинсы так же хороши для прогулки по городу, но совершенно не подходят для покорения гор. Сейчас, совершенно обосновано, многие засмеются над таким моим открытием, но тут уж ничего не попишешь — дураки учатся на своих ошибках. Надо признаться, что мне это восхождение представлялось скорее некой увеселительной прогулкой с небольшими физическими нагрузками.

Между матерными словами у меня в голове периодически крутилась фраза сказанная на брифинге: «Запомните — это не прогулка, это экспедиция!«… Черт побери, как же это было верно сказано!

В этот же момент до меня дошли таки слова о том, что «…идите как идется. Какая скорость кажется вам комфортной, такой и придерживайтесь». И я перестал гнаться за моими голландскими знакомыми. Тем более, что большого смысла в этом не было — на долго меня все равно уже не хватало. Фотокамера к этому моменты уже была убрана в рюкзак, поэтому порадовать вас большим количеством фотографий нашего подъема я не могу.

Но как бы не было тяжко, отступать не в наших принципах и через шесть часов подъема, преодолев по пути восемь километров, мы таки взобрались на Ньирагонго.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Мое первое восхождение состоялось! НЬИРАГОНГО НАШ!!!

Сделав небольшое количество кадров кратера и сняв небольшое видео я забрался в спальный мешок и погрузился в крепчайший сон.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

В самой своей красе лавовое озеро, расположенное в кратере вулкана, предстает при ночном свете и я понадеялся сделать лучшие свои кадры при свете Луны.

Вот так выглядят домики в которых приходится ночевать. Здесь, кстати, очень хорошо виден какой уклон имеет земля у самого кратера. Так что последние несколько сотен метров, действительно, самые сложные в этом восхождении
Домики расположены метрах в десяти от края вулкана. Так что ночевать приходится в прямом смысле слова на краю кратера :-)
Каждый домик предназначен для двух человек. Из удобств только два матраса. Но больше и не надо :-)
Внизу расположен туалет, который лучше посещать в светлое время суток, т.к. ночью вдвойне неудобно как спускаться к нему, так и подниматься.
Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Проснувшись ровно в полночь я буквально заставил себя съесть одно яблоко и пару небольших пирожков. Весь подъем мне совершенно не хотелось есть, у меня в голове даже не укладывалось, как мои товарищи по восхождению умудряются во время остановок что-то еще есть. И это тоже, как я уже понимаю, была одна из ошибок, которые я допустил — перекусывать надо обязательно, т. к. с каждым шагом сил в организме точно не прибавляется.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

К моему огромному разочарованию, картинка лавового озера сильно отличалась от того, что я ожидал увидеть. Во-первых, на саму вершину горы и в кратер спустился плотный туман, а во-вторых, сам вулкан сильно дымил, но весь этот дым зачастую не выходил из кратера, а воздушными потоками над ним прибивался к земле. Крайне редко, сильные потоки ветра пробивались внутри кратера и хоть немного разносили дым над лавовым озером. И только тогда удавалось, хоть что-то сфотографировать. Но все равно озеро было в дыму, что не добавляло фотографиям четкости и резкости.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Просидев на кратере почти два часа я отправился спать в свой домик. Через четыре часа предстоял подъем, а в 7–00 мы должны были начать спуск с горы.

С утра все пошло по плану и в обозначенное время мы приступили к спуску.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

Этот процесс оказался, конечно, заметно легче восхождения. Но тут я открыл для себя один недостаток моей обуви, которую я до этого считал идеальной для подобного восхождения. Носок у нее был достаточно мягким, а при спуске нога очень часто проскальзывает, вследствие чего иногда я достаточно чувствительно ударялся пальцами ног об острые камни и застывшую лаву. В итоге небольшую травму правой ноги я все же получил. Но это мелочь. Спуск был сильно приятнее вчерашнего подъема и занял четыре часа, которые пролетели практически незаметно. К финишу я пришел четвертым:-)

Во время последней остановки перед финишем наш главный рейнджер поблагодарил всех за участие. Мы все друг другу похлопали, после чего он попросил нас, когда мы будем заходить в лагерь держаться веселее, всем своим видом излучая, что все что с нами случилось за последние сутки было просто восхитительно.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

А сделать это надо было для того, что бы группа которая ждет нашего возвращение чтобы начать восхождение не приуныла от нашего изнеможденного вида и не впала в уныние на самом старте. Тут нам и стало понятно почему спускавшиеся вчера ребята были так бодры и веселы:-)

Вот так прошло мое покорение вулкана Ньирагонго. Можно, конечно, было написать героический и веселый пост из которого следовало бы, что ваш покорный слуга сделал это в два счета, но это было бы не правдой. И мне совершенно не стыдно признать, что подготовился я к этому восхождению и производил его как полный профан! Так оно на самом деле и было — я был плохо подготовлен! Так что прошу желающих метнуть в меня камень со словами «Сам виноват! Головой думать надо было!» воздержаться от этого — я и сам все сейчас прекрасно знаю! :-)

Но теперь я очень рассчитываю на то, что люди, пишущие на Туристере и обладающие большим опытом покорения гор, подробно поделятся с нами своим опытом о том как надо готовиться к подобным походам, как надо одеваться, какое должно быть питание, как правильно выбирать темп подъема и еще многим-многим премудростям этого не легкого вида путешествий.

Вулкан Ньирагонго. Это не прогулка...

P. S. Сразу после спуска я написал в Фэйсбуке только одну фразу: «Never Again», имея ввиду то, что я больше никогда не пойду в горы. И вот сейчас, когда прошло три недели, я могу сказать, что, конечно, я еще пойду в горы! Учту все что со мной произошло на Ньирагонго и обязательно пойду!

ВЕДЬ НАМ НУЖЕН МИР, ЖЕЛАТЕЛЬНО ВЕСЬ! :-)