Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 9:13

Астрахань — Россия Май 2015

Год назад состоялась эта поездка, и всё руки не доходили сделать фотоальбом. Занесло меня в Астрахань случайно, в мои планы он никогда не входил. В детстве, как и некоторые, путал Астрахань с Архангельском. А вспоминал про Астрахань, когда в Москве начинали продавать арбузы, или когда в игре «города» выпадала очередь назвать город на А.

Мой сын — фанат московского «Локомотива», и он предложил слетать в Астрахань на финал Кубка России, куда они вышли вместе с краснодарской «Кубанью». Авиакомпания «Победа» предложила очень дешёвые билеты — ну и как я мог от этого отказаться? Решение было принято: летим всей семьёй на четыре дня. Помимо Астрахани было желание добраться до озера Баскунчак, ну и посмотреть дельту Волги. Забегая вперёд, могу сказать, что Баскунчак увидеть не удалось, а Дельту видел только из иллюминатора самолёта. Дело в том, что я очень понадеялся на местные турфирмы, которые эти туры всегда предлагают. За неделю до нашей поездки были такие предложения, неделя после — тоже были, а вот именно в наш приезд все турфирмы не работали по причине того, что в школах — последний звонок, по этому поводу проводятся различные мероприятия, в город пришёл по местным меркам Большой Футбол и, вообще, «вы приехали не в то время».

Пришлось все четыре дня провести в Астрахани. Я не скажу, что за эти четыре дня я сошёл с ума. Все четыре дня, например, можно было бы с удовольствием провести в пивоварне «Академии Пива», что на Ленина 7, где варят пять сортов пива. Местное пиво + местная вобла = хорошие воспоминания на всю жизнь. По вечерам можно культурно отдохнуть: сходить в театр или филармонию. Днём в жару покататься на катамаране по реке Кутум. А ранним утром можно погулять по Белому Городу, вдыхая свежий запах цветущей акации. Ну и сам город представляет достаточный интерес, после изучения которого, можно с гордостью утверждать, что город взят.

Всем известно, что город Астрахань расположен в Прикаспийской низменности, в верхней части дельты Волги. Кругом степи, соляные озёра, выжженная солнцем земля. А сама Астрахань расположилась на очень небольших возвышенностях, которые издревле называют буграми. Народ на этих буграх и селился. В ходе заселения бугров сформировались так называемые слободы.

Мы эти четыре дня жили в так называемом Белом Городе на Кремлёвском бугре, в здании бывшего Персидского торгового подворья, которое было построено в XVIII веке.

Город на буграх

Это очень интересное здание само по себе: большой, замкнутый по периметру дом, который имеет свой двор-колодец (правда не такой «глубокий», как в Петербурге).

Город на буграх

Выйти в город можно через арку

или известный только местным жителям потайной коридорчик.

Город на буграх

Мне это дворик чем-то напомнил дворики Одессы, где весело и размеренно протекает жизнь, где все люди живут на виду друг друга. Все комнаты-квартиры расположены на двух-трёх этажах и выходят в общий коридор внутреннего двора.

Стены дома исписаны разными наставлениями и предоставляют право выбора.

Заселившись в одну из таких квартир под номером 20,

Город на буграх

мы сразу же познакомились с местной жительницей, соседкой Галиной Константиновной, которая давно уже на пенсии, кормит кошку жареной рыбой и ходит в одну из астраханских церквей петь в хоре.

Город на буграх

Она конечно же сразу про всех жителей дома всё рассказала: и про Райку из 24-ой квартиры и про Петровну из 28-ой («та ещё стерва»), провела инструктаж по обращению с газовой плитой и очень удивилась, что мы из Москвы сюда приехали и будем целых четыре дня жить в этом ужасном городе. где «экология отвратительная и пахнет газом». Сказала, что мы обязательно должны посетить Владимирский храм, что имя Владимир «очень сильное» и что «Владимиру Владимировичу в этом смысле ещё больше повезло», имея в виду явно не Маяковского. От неё мы узнали, что мы приехали отдыхать не совсем туда, куда надо. А надо было ехать в Минеральные Воды, все местные жители ездят отдыхать в Минводы. Наши доводы, что мы приехали посмотреть футбол, вообще не рассматривались. Действительно, ведь его можно и по телевизору посмотреть.

В первый вечер мы сходили в филармонию на концерт местночтимого баритона Альберта Жалилова.

Город на буграх

Сам он давно перебрался в столицы, но очень любит возвращаться на малую родину и выступать перед своими земляками. А его земляки как-то не очень активно ходят в филармонию — зал был практически пустой. А филармония Астрахани носит имя не безызвестной Марии Максаковой.

Следующий день был посвящён футболу. Уже с утра город стал заполняться болельщиками, которых было примерно поровну с одной и другой стороны. Болельщики команд-соперниц довольно дружественно относились друг к другу.

Город на буграх

Дурачились у памятника на набережной

и за два часа до начала матча стали стекаться к стадиону.

Город на буграх

А это наш московский десант — семья в полном сборе.

Среди болельщиков попадались довольно интересные «экземпляры»

Город на буграх

А за порядком следили казаки.

Город на буграх

Матч был достаточно напряжённым, болельщики яростно поддерживали своих.

Город на буграх

Москвичи проигрывали по ходу матча, но в конце успели сравнять счёт. А в дополнительное время, забив ещё два гола стали обладателями Кубка России.

Мы победили!

Город на буграх

Вечером третьего дня сходили на спектакль гастролирующего там питерского театра Ленсовета.

Вот тут был аншлаг, хотя спектакль «Ревизор» был так себе, изобиловал современными словечками и, если бы Гоголь его увидел, вряд ли пришёл бы в восторг.

Город на буграх

А в последний вечер развлекли себя местным драмтеатром, посмотрев постановку по Чехову.

Опять в пустом зале. Актёры старались как могли и, в общем-то, порадовали.

Город на буграх

Все четыре дня мы ходили в пивоварню «Академия Пива», которая нам очень приглянулась.

А мы приглянулись местным официантам, которые подарили нам карточку постоянного посетителя, которая даёт право на некоторую скидку, которой мы вряд ли когда воспользуемся.))

Город на буграх

Если Вы когда-нибудь прилетите в Астрахань. то непременно сходите на набережную Волги, посмотрите на красивое здание Дворца Бракосочетания, на даму с собачкой, на Петра I, на Владимирский храм, на театр оперы и балета и дом купца Тетюшинова. Потом вы сходите на Рыбный рынок в Селенских Исадах, купите две коробки вкуснейшей и практически бесплатной воблы и вернётесь на родину.

Это всё можно сделать за день. А когда у тебя их четыре — возможности расширяются невероятно. И я пошёл куда глаза глядят. И увидел другую Астрахань, не туристическую гладко причёсанную, а растрёпанную, медленно разрушающуюся от времени и бесхозяйственности и ещё бог весть отчего.

Я уже говорил, что в Астрахани в ходе заселения бугров сформировались так называемые слободы («свободные поселения»). На Киселёвом бугре, расположенном южнее канала Первого мая, находятся сразу несколько таких слобод: армянская, бухарская, персидская, агрыжанская и татарская. В давние времена они имели чёткие границы по улицам, а сейчас всё снивелировалось. Предлагаю пройтись по улицам этих слобод. Они со временем теряют свой исторический смысл, некоторые старые и аварийные дома сносятся, на их месте неторопливо строятся каменные или кирпичные. И по-прежнему этот район города многонационален и самобытен.

На Кремлёвском бугре расположился Белый город. Это центр современной Астрахани, туристическая зона, парки, конторы и офисы. Если групповых туристов отпускают на часок погулять, то именно здесь они и успевают это сделать.

Белый город опоясывает Земляной город (посад). Это жилая зона старой Астрахани со своими достопримечательностями.

В Астрахани так много рыбы, её разводят прямо в фонтанах.
Город на буграх

За рекой Кутум находится Солдатская слобода. Когда-то здесь размещались солдаты астраханского линейного батальона, поэтому слобода и стала называться Солдатскою. А астраханцы, по-моему, называют этот район просто — Закутумье. Если пройтись по улицам Куйбышева, Чехова и Московской, может сложиться впечатление, что вчера здесь была война и тогда название слободы приобретает вполне понятный смысл.

Мне кажется, что тех денег, что ушло на строительство помпезного театра оперы и балета хватило бы на реставрацию этих трёх улиц или на то, чтобы отстроить их заново.

Город на буграх

Ну и под конец самое интересное — Никольское Подворье. Оно находится между Белым городом и Волгой. Здесь практически полностью сохранилась старая застройка Астрахани. Основные улицы полностью отреставрированы и на них находятся банки, офисные центры и магазины. Но если от них уйти чуть в сторону, то тут же попадаешь в по-настоящему старую Астрахань, разрушающуюся во времени, но весьма колоритную.

Никольское Подворье, на мой взгляд, самое колоритное место в городе, где хочется зайти в каждую подворотню.

Многим фотографам не нравятся провода, попадающие в кадр. Но бывают такие, которые хочется и хочется снимать. Вот, например, такие.

Город на буграх

Только в Астрахани можно увидеть такие «спелые арбузы». На самом деле это детский резиновый мяч.

Немного погуляв ещё по улицам старой Астрахани я побрёл в сторону своего временного дома в Персидском Подворье. Незаметно опустилась ночь и мой дом в ней стал выглядеть как-то таинственно.

У моей соседки Галины Константиновны тихо работал телевизор, а из-за двери распространялся запах жареной рыбы.

Вряд ли я когда-либо ещё поеду в Астрахань, но город мне определённо понравился своей аурой, где царит упадок и романтика разрушений….

P. S. Да! Чуть не забыл, в Астрахани есть Кремль! Не забудьте его посетить.