Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 23:09
На Кипре

Эль-Калафате — Аргентина Январь 2016

Начало здесь.

Ледник Перито-Морено уже давно стоял в моём туристическом виш-листе, терпеливо ожидая своего часа, и вот, наконец, свершилось, его час пробил. И раз уж я до него добралась, то познакомиться с ним мне хотелось по полной программе. Поскольку Эль-Калафате считается главной базой для знакомства с этим грандиозным творением природы, нет ничего удивительного, что поездка на ледник является самой популярной экскурсией оттуда. Вариантов таких экскурсий несколько — можно взять традиционный тур с прогулкой по мостикам и дорожкам вокруг ледника, Perito-Moreno Tradicional, а можно отправиться в комбинированную поездку, Mini-trekking Perito-Moreno, совмещающую мини трек по леднику, навигацию по притокам озера Архентина и прогулку по мостикам и смотровым площадкам. Есть ещё тур под названием Big Ice, включающий в себя 4-ёх часовой трек по леднику, но это думаю, для особо выносливых.

Соблазнившись комбинированным мини трекингом я не прогадала. Такой тур даёт возможность увидеть вблизи все детали ледника, что сделать с земли невозможно, совершить небольшую навигацию по озеру, а под конец традиционно прогуляться по мостикам и полюбоваться панорамными видами ледника. Три в одном, одним словом. Такие туры продаются в любом турагенства Эль-Калафате при средней стоимости 1650 аргентинских песо плюс 260 песо придётся заплатить за вход в парк Лос Гласиарес, на территории которого и расположен знаменитый ледник. Получается недёшево, где-то порядка 130 долларов на человека, но поскольку по-другому никак по леднику не походить, то деваться некуда. В высокий сезон (декабрь—февраль) все советуют бронировать такие туры заранее, велика вероятность, что мест на нужную дату может и не быть. Традиционный же тур стоит порядка 900 песо, но гораздо быстрее, удобнее и дешевле поехать туда самостоятельно на рейсовом автобусе, которые отходят несколько раз в день с центрального автобусного терминала. Стоимость билета в два конца = 450 песо плюс всё те же 260 песо за вход в парк. Кстати, туры с мини-треком продают далеко не каждому, а исключительно лицам от 10 до 65 лет. Поэтому в тот день мы с Марио разделились, он самостоятельно поехал на смотровые площадки ледника, а я отправилась в комби тур с мини треком.

Хотя ледник расположен всего в 78 км. от городка дорога к нему показалась мне долгой, что однако же с лихвой компенсировалось увиденным по пути. Сначала полтора часа на автобусе, потом 20 минутная навигация по озеру Рико, затем пешком по мостикам через лес к подножию ледника, где нам провели инструктаж,

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

разбили на группы по 20 человек и облачили в железные «кошки».

С погодой в тот день мне явно не повезло. Небо хмурилось, почти плакало, и лишь изредка раскрывалось, дразня проглядывающими сквозь тучи кусочками синевы.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Пасмурно, мрачновато, но хорошо хоть дождя нет. Удивительно, но ледник на фоне этой серости всё равно светился изнутри, радуя глаз пронзительными голубыми оттенками.

А уж если проглядывало солнышко, то, из тёмных трещин сразу же вырывался насыщенный синий цвет.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Вот здесь в какой-то миг пробилось немного солнечных лучей сквозь туман и облака, и сразу всё заиграло вокруг.

Большой плюс этой экскурсии ещё и в том, что с этой стороны ледник выглядит намного чище,

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

чем со стороны мостиков, где он местами откровенно серый. Да ещё и навиагция по озеру отткровенно радует,

во время которой можно увидеть небольшие айсберги.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Подплывая к стене ледника все поразились его насыщенному голубому цвету и необычным фантазийным формациям. Чем ближе, тем лучше просматривались все его кристаллы, зубцы и ледяные фигуры.

С одной стороны стояли в ряд гигантские иглы,

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

с другой как-будто шагали круглые человечки.

И главное, всё светится изнутри, такой мощный внутренний свет идёт от ледника, что мозг попросту зависает. Нереальные, фантастические формации и краски!

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Оставив почти все вещи в избушках на берегу (что очень хорошо продумано, ходить с полным рюкзаком было бы весьма затруднительно) мы все дружно облачились в кошки и отправились покорять Перито-Морено под руководством двух инструкторов с ледорубами. Уже в самом начале пути несколько женщин решительно повернули назад, ходить по леднику занятие не из лёгких, поверхность его неровная, хотя и твёрдая. Ноги поначалу разъезжаются в разные стороны, надо сгибать их в коленях и с силой втыкать в лёд, а вверх взбираться вразвалочку, имитирую пингвиний шаг.

Теперь я специалист по ледяному треку, могу проводить консультации. Весь трек занял где-то полтора часа, в общем, нагрузка средняя, ничего сверхсложного я не заметила, хотя вечером конечно ноги болели. И ещё с собой обязательно нужно взять перчатки, лучше кожаные. Не потому что холодно, а потому что там запросто можно упасть и рассечь руки острым-преострым льдом. Перчатки, солнечные очки, шапка и крем от солнца нужны для трека обязательно. На леднике конечно прохладнее, чем на земле, но особой разницы температур я не почувствовала, хотя может это из-за физической нагрузки.

В самом начале трека я даже расстроилась, ледник у берега был покрыт землёй и выглядел откровенно серым, каким-то даже грязным. Это сильный патагонский ветер пригнал землю с ближней морены, вот он и запылился.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Но чем дальше мы поднимались на ледяную стену, тем чище и светлее он становился. Уф, от сердца отлегло, не хотелось бы разочаровываться.

Добравшись до самого верха ледяного плато и отдышавшись мной овладел восторг пополам с гордостью. Вау, я сделала это, взобралась на Перито-Морено, отметилась на нём в нашей туристеровской майке и смогла вдоволь налюбоваться его прелестями.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Здесь то я поняла, почему аргентинцы нескромно называют этот ледник восьмым чудом света. За необыкновенную зрелищность и масштабность, не иначе.

Ни на секунду не пожалела, что отправилась в трек по леднику, ведь находясь на нём можно получить полное представление о его структуре и консистенции,

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

рассмотреть все его трещинки, складочки, расщелинки,

лагуны с синей-пресиней водой,

забраться в голубую пещеру,

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

полюбоваться дыркой в ледяной стене,

послушать журчание ледниковых ручейков,

а в завершении трека выпить виски со льдом, ну или просто удовольствоваться водой с кусочками льда Перито-Морено.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Туристы из Бразилии отрывались в ледяных декорациях по полной.

Визжали как дети, карабкались на ледяные горки, прыгали как сумасшедшие, валялись по ледяному покрову. Их заразительный восторг вызывал еще больший восторг у всех остальных, восхищение шло по нарастающей.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Это и понятно, снег и лёд для бразильцев в диковинку, для них это самая экзотика и эксклюзив.

Столько необычных картинок увидели мы за эти полтора часа, даже не верится.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Говорят, что во время большого трека Биг Айс народ вообще визжит от восторга, когда их заводят далеко-далеко в девственные дебри ледника. Можно только представлять себе, какую первозданную красоту там можно увидеть.

Сойдя на берег

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

и с облегчением скинув надоевшие кошки мы прогулялись по Магелланову лесу. Самые типичные деревья этой зоны имеют такие названия, что еле выговоришь — койгуэ, ленга, нирре.

Много и засохших деревьев, как по мне, так порой они даже фантазийнее смотрятся, чем их зелёные собратья.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Что-то есть в этой сухости и ощеренности, как-будто сказочные существа собрались на полянке.

Рассматривать ледник сквозь деревья, получая каждый раз новые ракурсы тоже большое удовольствие, скажу я Вам.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Повсюду в лесу растут ягоды калафате.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Такие ягоды можно встретить только в Патагонии, если помните город Эль-Калафате получил своё название по имени этой ягоды. Поэтому ягода калафате и Патагония давно уже считаются практически синонимами. По преданию — если вы съели ягоды, то обязательно вернетесь в эти места. Я их уже пробовала когда-то в свои прошлые приезды в Патагонию, и вот снова вернулась. Значит, не врёт легенда, проверено на себе. Пробую их на вкус, но как-то не очень. Ягоды немного терпкие, с легкой горчинкой. Мда, варенье из них значительно вкуснее.

А вот и низкие, скромные патагонские цветочки.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Очень необычно смотрятся, как -будто стелятся по земле.

Берег в этой части озера на редкость живописный, врезающийся каменистыми языками вглубь воды.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Ледник на их фоне смотрится совершенно обворожительно, да ещё и снующие туда-сюда кораблики его оживляют, позволяя создать впечатление о его масштабах.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

А потом у нас был пикник с видом на ледник. Питание в этом туре не предусмотрено, всё надо брать с собой, по-походному. Но к скромной трапезе прилагались такие обалденные виды ледниковой стены, что закачаешься!

Такой пикник уж точно не забудется!

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

И завершала нашу программу прогулка по мостикам и дорожкам вокруг Перито-Морено уже с другой его стороны. Да, отсюда он смотрится намного объёмнее, масштабнее, но и цвет его здесь оставляет желать лучшего.

Охватить ледник целиком взглядом и камерой никак не получается,

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

глаз выхватывает лишь отдельные фрагменты.

Вот с воздуха говорят, язык ледника смотрится очень панорамно и объёмно.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Приведу здесь немного общеизвестных фактов, для полноты картины. Своё название Перито-Морено ледник получил в честь аргентинского учёного, исследователя и политика Франсиско Морено. Слово «перито» в переводе с испанского означает эксперт, исследователь, то есть дословный перевод — ледник Эксперта Морено. Персонаж этот прославился в конце 19 века своей деятельностью по защите территориальных интересов Аргентины в спорах о границах с Чили. Биография этого человека полна приключений и экстрима, во время второй экспедиции по Патагонии аборигены взяли его в плен и приговорили к смерти, но ему удалось бежать. В провинции Санта-Крус есть ещё город Перито-Морено, названный также в его честь. Вот такое достойное имя носит этот ледник.

Теперь немного цифр. Перито-Морено имеет площадь 250 км² и является одним из многочисленных ледников, получающих питание от южной части Патагонского ледникового поля, расположенного в Андах практически на границе Аргентины и Чили. Его ледовое плато является третьим по величине запасом пресной воды в мире.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Впечатляющие цифры, не правда ли? Ещё немного цифр. Средняя высота ледяного языка Перито-Морено над водой — 60 метров, общая глубина стены — 170 метров, ширина языка — 3–5 километров. Ледник всё время движется со скоростью около 2 метров в сутки. То есть, получается, что каждый день откуда-то прибывает два метра свежего льда. Но, видимо по закону равноденствия в природе, каждый день от края ледника откалываются в среднем те же два метра льда. Таким образом, ледник как бы стоит на месте, хотя и пребывает в постоянном движении и имеет статус неотступающего. Чудеса, да и только!

Когда попадаешь на смотровые площадки, то в первую очередь глаз выхватывает сами конструкции мостиков и дорожек, так называемые pasarelas. Мощный комплекс, несомненный шедевр инженерной мысли.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Более 500 метров разноуровневых деревянных конструкций опоясывают ледник по краю полуострова. Разные уровни, разные маршруты, обозначенные на карте разными цветами, несколько смотровых площадок и даже стеклянный лифт

— всё это к услугам туристов. Очень удобная туристическая инфраструктура, спасибо за это надо сказать компании Hielo & Aventura, создавшей этот шедевр. Главное занятие всех туристов собравшихся на смотровых площадках — ожидание.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Все прислушиваются к голосу ледника и ждут момент его обрушения, карауля его с камерами наготове. Нам явно повезло, мы смогли увидеть, как одна довольно крупная секция ледника откололась от массива и поползла вниз,

с грохотом обрушившись в воду, где уже плавали другие ледяные фрагменты.

Неземная земная Патагония — Перито-Морено

Потрясный зрелищный спектакль, когда все вокруг кричат и аплодируют, феерические ощущения. Эмоции в такие минуты просто зашкаливают.

Вот, в общем, и всё, так закончился мой день на Перито-Морено, в одном из самых красивых мест на Земле, одарив меня, наверное, одним из самых ярких впечатлений за всю мою жизнь. Ведь такие сильные эмоциональные моменты случаются в жизни крайне редко и уж точно никогда не забудутся. И теперь я точно знаю — Перито-Морено это одно из немногих мест на Земле, где невозможно мыслить рационально, где по-настоящему испытываешь преклонение перед величием Природы. Уникальное место, которое запомнится на всю жизнь! В общем, теперь будет что вспомнить в старости, о чём рассказывать внукам.