Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Мальта Январь 2014

Мальта, «мечта Завоевателя», как же давно это было, в прошлой жизни, — висела над моим компом картинка с глазастой лодкой! А кто бы мог подумать, что нечаянно-негаданно я окажусь в этой Земле завоевателей…

Мальта, мечта завоевателя

Конечно, скажете Вы, и будете правы, ничего случайного не происходит с нами. Но, видимо, я очень давно, и очень страстно пожелала, так давно, что и сама успела забыть. А может, мечта эта была настолько несбыточной, почти сказочной, что я и сама не особо в нее верила…

Словом, вот она — Мальта — у моих ног — точнее у шасси моего самолета,

Мальта, мечта завоевателя

я и правда приземляюсь на Мечту…

Мальта, расположенная в центре морских путей из Европы в Азию и Африку, издавна привлекала завоевателей. В VIII веке до нашей эры Мальту начинают колонизировать финикийцы и почти одновременно — греки. С IV века до н. э. по XIII век н. э. её попеременно захватывали карфагеняне, римляне, Византия, арабы, норманны, испанцы. Этого, может быть, недостаточно? Хорошо, я добавлю…

Мальта, мечта завоевателя

В 1530 году император Карл V предоставил Мальту духовно-рыцарскому ордену иоаннитов, получившему с тех пор название Мальтийского ордена. В 1798 году Мальту захватила французская армия под командованием Наполеона Бонапарта, направлявшаяся в Египет.

Мальта, мечта завоевателя

Наполеон упразднил власть ордена на острове. 5 сентября 1800 года англичане, в свою очередь, заняли столицу Мальты Валлетту своими войсками и подняли там британский флаг. В 1814 году Мальта отошла Великобритании.

Англичане превратили её в свою колонию и военно-морскую базу. В 1964 году Мальта получила независимость от Великобритании, а с 1974 года провозглашена республика, однако вплоть до 1979 года, когда на Мальте была ликвидирована последняя британская военно-морская база, главой государства по-прежнему считалась британская королева. Но и сегодня следы британского присутствия в больших количествах налицо — от красных телефонных будок до многочисленных фортов.

Мальта, мечта завоевателя

Мальтийцы не очень любят, когда их прошлое связывают только с пребыванием на острове рыцарcкого ордена. Ведь история Мальты начиналась несколько тысяч лет назад, храмы эпохи мегалита старше даже египетских пирамид. Попадая на Мальту, ты это, конечно, осознаешь, но не сразу. Просто требуется время, чтобы понять, что эти храмы и подземные города, эти каменные города римлян, эти крепости Мальтийского ордена — все это один остров — Мальта.

Мальта, мечта завоевателя

Первое, что я увидела после аэропота — это крепости Валпетты, столицы острова-государства, а затем ее улицы. Это был культурный шок, продолжаюшийся все время пребывания в Мечте.

Мальта, мечта завоевателя

Одно дело — смотреть кино или репортажи, и совсем другое — погружение в «киношную» жизнь, когда ты постепенно понимаешь, что это не кино, и не сон, и не сказка.

Мальта, мечта завоевателя

Это реальность. Реальность, в нереальных кулисах. Это живые люди, занятые своими делами, ходящие за покупками, живущие, в этих домах с нереально красивыми балкончиками, что ты считала за декорации, кушающие и, даже перед этим готовящие эти, экзотические для тебя блюда каждый день…

Мальта, мечта завоевателя

К этому добавим историю крушения корабля…не кого-нибудь, а Апостола Павла.

А собор Иоанна Крестителя, отца мальтийского ордена!

Мальта, мечта завоевателя
А дворец Великого Магистра!

А город — крепость финикийцев и затем римлян, Мдина — старинная столица острова-государства!

Мальта, мечта завоевателя

А рыбачьи деревни Марсашкала и Марсашлок!

Когда я впервые услышала эти названия, думала — никогда не смогу повторить (логопедическое упражнение для языка).

Мальта, мечта завоевателя

Мальтийский язык, смесь языков всех предыдущих завоевателей, достаточно своеобразен. Хорошо, еще есть английский, от последних завоевателей. Но коренные жители, как выяснилось, практически не разгоавривают на последнем. Попытка получить помощь в ориентации на местности провалилась.

Мальта, мечта завоевателя

Если ты заблудился, полагайся на свои географические таланты. И еще одно открытие ждало нас — на Мальте каждой городок и деревня имеет несколько названий. А если Вы в пути ориентируетесь на основании своей карты, будьте готовы к тому, что надписи на дорогах не соответствуют Вашему представлению. Ну это решаемо — ищите в Вашем путеводителе мелким шрифтом указанные запасные названия.

Мальта, мечта завоевателя

И последнее. мальтийское море — это нечто особенное! Все цвета радуги воды, удивительные разноцветные лодки с глазами, бесподобно вкусные моллюски и рыба!

Мальта, мечта завоевателя

Все это и еще многое — это Мальта! Мечта Завоевателя!