Турист Елена Шацкова (Vantala)
Елена Шацкова — была 27 сентября 2023 7:28
Zindagi na milegi dobara)))

Махараштра — Индия Ноябрь 2015

В Гоа, как в бывшей португальской колонии, довольно много старых фортов. Та же Чапора, или Агуада, или Корджум. Какие-то из них реконструированы, какие-то заброшены. Но почему-то для меня они все оказались слишком обыденными. Да, можно залезть наверх и любоваться сансетом со стен, но и только.

Но если поехать в соседний штат Махараштра (около 15 км. от Арамболя на север), то можно увидеть всем фортам форт.

Реди форт и Парадайз Бич

Территория большая, зелено, а главное, никого. И стены причудливо и художественно оплетены толстыми корнями деревьев. Как нежно любимый мной Ангкор, только без людей. Да еще и вид со стены на сливающуюся реку с морем. И пляжи рядом: речной — совсем пустынный, морской (Парадайз Бич) — бывший пустынный, ныне довольно популярный у местных и немногочисленных белых туристов.

Мы ездили туда четыре раза, с 2013 года, с тех пор, как, наконец, был построен мост через Тераколь. Кто не водит скутер, может доехать на такси или тук-туке до моста; у его подножия всегда стоят тукеры «с той стороны», готовые отвезти путешественника куда угодно. Цен, правда, не знаю, поскольку мы всегда были со своим транспортом. Проезжать шлагбаум с границей штатов на противоположной стороне моста всегда немного стремновато (в будочке — полиция), но полицейский всегда или дремлет в домике (снаружи его не видать) или сидит возле шлагбаума в тени на пластиковом стульчике. Конечно, по логике вещей, он должен когда-то кого-то останавливать, тем более, с желтыми гоанскими номерами: выполнение плана никто не отменял, а пересекать границы штата на арендованном транспорте запрещено, хозяева скутеров всегда об этом предупреждают, но на нашей памяти мы видели только одну-единственную остановленную машину с местными парнями и махараштрийскими номерами. И еще — мы всегда возвращались обратно до того момента, как начнет темнеть, поэтому — когда шлагбаум закрывается и закрывается ли он на ночь вообще, мы не знаем.

На север по трассе от поворота на Арамболь дорога одна, так что заблудиться нереально. Даже на подъездах к мосту уже открываются прекрасные виды.

Реди форт и Парадайз Бич

Внизу стоят вот такие корабли (я не знаю, как они называются, всегда хотелось сказать про них — сухогрузы; наверное, мне просто слово нравится).

А за мостом — мало того, что уже другой штат, так даже и все остальное другое. Бесконечные поля (в том числе рисовые), искусственные водоемы для добычи соли, ни единой мусоринки и почти ни единого человека. Хорошо, что сейчас хотя бы поставили указатели на английском, потому что 3 года назад не было даже и этого и, если бы не наши знакомые, показывавшие нам дорогу, мы бы попросту заблудились. После моста, проехав немного прямо, как раз и упираешься в такой указатель, где белым по коричневому написано, что до Shiroda Beach (который в народе и называют Парадайз Бич) — 10 км. и стрелочка налево.

Навстречу — только редкие машины, да два года назад вырубили часть леса вдоль трассы и строят на проплешине заправку. Ярких разукрашенных грузовиков совсем нет, зато периодически попадаются мощные красные Таты, тянущие щебенку или еще что потяжелее. Разъезжаться с ними страшновато, дороги узкие. И лежачие бросаются под колеса внезапно, поскольку, кроме ржавых дорожных знаков, уже давно скрытых зеленью, их ничто больше не обозначает (имею ввиду белую краску).

Через 5 км. есть один хитрый и резкий поворот налево — пока не поставили указатель (Redi Beach — 4 км.), мы все время его проскакивали. Он ведет через деревню, обычную такую индийскую деревню, с курами, собаками, коровами, тетушками, торгующими маленькими рыбешками из плетеных корзин, заборчиками из пальмовых листьев и очень плохой дорогой. И то, сейчас она стала явно лучше и шире, в наш первый приезд сюда мы были вынуждены чуть ли не во двор к кому-то заехать, чтобы пропустить очередную нагруженную сверх меры Тату. Почти в конце деревни нужно повернуть направо, а потом еще немного вдоль полей и вот он, Реди Форт. Он полностью скрыт в зарослях и с дороги не виден, но у нас есть ориентир — огромный, прямо-таки мексиканский кактус в начале тропинки))

На самом деле никакой он не Реди. Это деревня так называется. Настоящее его название — Яшвантгад и построили его не португальцы, а очень даже местные, маратхи (народность, живущая в Махараштре) аж в тыщща шестьсот затертом году для борьбы с Делийским султанатом. Есть сведения, что на протекающей внизу реке в то время был порт — хотя поверить в это трудно, глядя на узенькую и извилистую Тироду. Впоследствии фортом владели и португальцы, и англичане.

Реди форт и Парадайз Бич

Тропинка к форту узкая и утопает в зелени, но даже здесь предприимчивая местная семья натянула тент и разделила обязанности: жена торгует холодной водой и колой из небольшой сумки-холодильника, а муж навязывает всем приезжающим свои услуги гида — показать, где красивее всего корень свисает со стены. Но, если приехать рано, часов в 9 утра, то их еще не будет и можно спокойно пройти по тропинке.

Очень скоро начинаются огромные стены с бойницами. Разросшиеся кусты и деревья почти закрывают солнце и поэтому все видится в таком приглушенном зеленоватом свете.

Кроме обезьяны в один из приездов, ни насекомых, ни змей мы там не видели. Зато как-то увязались с нами двое собак — мы их немедленно окрестили «Собачий Сын» и «Собачья Дочь»: везде ходили с нами, ждали, пока мы налюбуемся на очередные коренья, а Собачья Дочь даже привела нас к камню, на котором сиротливо лежали кем-то забытые солнечные очки — довольно дорогие и классные. Мы их, конечно же, присвоили))

Внутри стен можно бродить долго — корни в разных местах висят по-разному, причем, чем дальше от входа, тем красивее и причудливее.

Реди форт и Парадайз Бич

Из разных «залов» ведут разные входы-выходы, бродишь, как в лабиринте. Можно присесть на камушек и наслаждаться спокойствием и шелестом листьев.

А потом надо подняться наверх, на стену, и обойти ее почти кругом. Пропасть под ней нехилая, заглядывать страшно. Но зато — какие виды…

И растут бананчики))

Реди форт и Парадайз Бич

Если не сидеть и не медитировать, то вполне достаточно часов двух на осмотр. После, выйдя с территории и миновав кактус, по тропинке можно спуститься к реке. В марте она разливается, почти не оставляя берега, а в ноябре вполне можно прогуляться вдоль, собирая ракушки и рассматривая прихотливо заросшие валуны и немногочисленные местные лодочки.

Реди форт и Парадайз Бич

Сейчас возле спуска к реке построили небольшой шек (прибрежная кафешка), из которого ненавязчиво зазывают отведать еды и питья. А в 2013 году был только мужичок, торговавший кокосами. Мы, расположившиеся на белом песке, заняли его место в тени под пальмой, что он нам и высказал. Впрочем, после продажи нам пары кокосов, он нас простил и молча убрел куда-то по берегу, искать другую тень, по всей видимости.

Вода в реке слабосоленая, зато течение весьма ощутимое, хотя шириной она (когда не разливается) — около 15 метров.

Реди форт и Парадайз Бич

Я, пока другие валялись на песке, переплыла на ту сторону и пошла уже по морскому берегу, по прибою. Шла до тех пор, пока не увидела, как орел выхватил прямо из границы воды и песка толстую и длинную водяную змею. После чего я с невиданным ускорением двинулась в обратную сторону))

Долго на речном пляже все равно полежать не получится — песчаные блохи не дадут вам этого сделать. Вот же невидимые и кусачие твари! Хотя — это было в наш первый приезд, после этого мы на этом песке не лежали, так что на знаю, может, их уже всех повытравили. Если просто ходить по песку, никто пятки не ест и не докучает))

Чуть дальше по речному берегу, в тени деревьев, построили какой-то отель. Ну, не отель в обычном понимании этого слова, просто видны какие-то бунгало, крыши и стеклянные стены за листьями. Но народу, как ни странно, почти никого. Некоторые бродят по воде, аки посуху)) На самом деле, конечно, там просто песчаная коса.

Лёлик! Лёлииик!

Реди форт и Парадайз Бич

Если бы речка не была глубокой, то можно было бы, подняв пожитки над головой, перейти на ту сторону и достичь Парадайз Бич, но — нет, нужно плыть. А как, плывя, уберечь камеру или, к примеру, бумажник? Местные могут перевести на лодке, подплывали к нам с таким предложением, цену не помню уже, но что-то не очень вменяемое. Можно еще, конечно, положить все шмотье в непромокаемый мешок, скутеры оставить возле форта и поплыть. Но — это уж как кому нравится. Мы предпочитали объезжать вокруг, хотя это около 9 км.; снова через деревню и на трассе прямо (то есть, если не заезжать в форт, а сразу ехать на пляж, на том хитром повороте надо повернуть направо, а не налево).

Уже на подъездах к пляжу начинается лес. С виду он хвойный, но на деле — нет, это у деревьев листочки такие.

Реди форт и Парадайз Бич

Хотя дышится там очень и очень, как будто действительно в соснах. И срубает спать сразу почему-то. Там, где заканчивается асфальт, на небольшом пятачке стоят тележки с едой и водой. Можно разжиться и омлетиком с помидорами, и горячими булочками, и самосами — все вкусно, совсем недорого (омлетик с булками — 40 рупий, самосы — по 10), но самая вкусная там вещь — это кукуруза. Я не фанат кукурузы вообще, но ездить куда зря, на Широду Бич, я способна только ради нее. При тебе початок обдирают и кладут на маленькую тарелочку, полную углей. 3 минуты — и готово божественное лакомство. По вашему желанию ее обмажут солью, лаймом и маслом. Ммм, текут слюни…

Подкрепились, и можно купаться. На берегу — ни шеков, ни лежаков, никакой цивилизации. Песок усеян упавшими веточками и шишками. А уж море! Море здесь я называю «бесплатный антицеллюлитный массаж», потому что, откатываясь назад со страшной силой, волны промассируют вам все, что можно.

Реди форт и Парадайз Бич

Последнее время местные прилюбили приезжать сюда целыми семействами, на машинах и даже на автобусах. Стелят какую-нибудь попонку, на нее выставляют питье и яства и — любуются морем. Если и заходят в воду, то только ноги помочить. Ну, это, впрочем, как везде. А еще на автобусах привозят школьников. И вот они двумя стайками — девочки с девочками, мальчики с мальчиками — начинают неистово носиться по песку, брызгаться водой и исподтишка фотографировать немногочисленных белых туристов. Периодически водят заморенного верблюда, предлагая с ним (и на нем) сделать памятные фото. Пользуются этим в основном местные.

Лес весь состоит из таких вот деревьев — перекрученных, корявых. Красивых!

Реди форт и Парадайз Бич

Детишки бегают среди пней, парочки чинно сидят, держась за руки, дедушки выгуливают внуков (правнуков?). Белые люди, если не спят под деревьями (я говорила, что в этом месте всегда просто срубает поспать?), то пытаются как-то перетащить свои пожитки подальше от шумных местных компаний, в уединение. А местные, как специально (да, мне кажется, специально и есть) стараются расположиться к белым как можно ближе и поглядывают на них исподтишка: как они едят, пьют ли пиво, а уж купальники женские рассматривать, то все, это целое шоу. Но — повторюсь — все это ненавязчиво. До периодически встречающихся личностей на гоанских пляжах им очень далеко.

Реди форт и Парадайз Бич

Вобщем, за 3 года наших поездок сюда это место стало популярным и рекомендовать его, как тихое, спокойное и пустынное я уже не могу. Форт — да, он так же тих и заброшен, а вот с пляжем совсем другая история. Естественно, до самых популярных пляжей Гоа (Калангут, Кандолим, Бага) этому месту еще очень и очень далеко. И слава Богу! Кто ищет уединения, тот может просто пройти по пляжу налево к месту слияния моря с рекой — народу там не будет никого, но и тенька почти совсем не будет.

По возвращении в Гоа из этих мест я всегда испытываю чувство удовлетворения и приятной усталости. Для меня это как маленькое приключение — заброшенный форт, почти тихий пляж со скрипящим песком, хвойный лес, шишки под ногами, вкуснейшая кукуруза, да еще и залихватское пересечение границы штатов под носом у полиции)) А уж про виды и говорить нечего.