Турист Екатерина (kolekaterina)
Екатерина
была вчера 14:52

Пушкинские горы — Россия Июнь 2015

В Пушкинские горы я ездила когда-то давно с подружками, это путешествие еще тогда произвело неизгладимое впечатление. Долгое время картины удивительной природы этого заповедного края стояли у меня перед глазами.

Со времен той поездки прошло 10 лет… Совершенно случайно, бродя по просторам интернета, я наткнулась на потрясающие фотографии этих мест и сразу же мне захотелось оказаться там вновь.

Пушкинские горы

Поэтому, в одни из выходных июня, я и отправилась на встречу с прекрасным…

Если и есть место, где можно отдохнуть сердцем и душой, то это Пушкинские горы. Все здесь пропитано творчеством и любовью. Все знают, что Пушкинские горы и Пушкин неразрывно связаны, но далеко не всем известно, что жизнь и судьба еще одного человека тесно переплетена с этим местом.

Огромную роль в сохранении пушкинского наследия сыграл Семен Степанович Гейченко. Это поистине Великий человек. Именно он в послевоенные горы практически из пепелища и руин восстановил все, что мы сейчас можем наблюдать в Пушкинских горах.

Война оставила неизгладимый след для этих мест, были уничтожены все постройки, загублены деревья, заминирована могила поэта, разграблено имение. Работать приходилось в тяжелейших условиях. В эту местность отправлялись группы саперов, иногда прямо в процессе разминирования гибли люди.

Мало кто верил, что возможно вернуть утраченное. Но Семену Степановичу удалось невозможное, по крупицам собирал он все то, что когда-то было дорого взору поэта. Через два года после его приезда в эти места был воссоздан домик няни, а еще через два года открыли и сам дом поэта.

Поэтому, гуляя в этих местах я представляю себе этого человека, сумевшего через всю свою жизнь пронести любовь к Светилу Русской поэзии и, оставившему нам, потомкам, эти края практически в первозданном виде.

Пушкинские горы

Начнем мы нашу прогулку с посещения Усадьбы Петровское. Это родовое имение Ганнибалов. В 1918 г. усадьба была сожжена и мы сейчас можем наблюдать лишь ее восстановленный вариант. Вот перед нашим взором предстает дом Петра Абрамовича Ганнибала.

Справа от дома Петра Абрамовича находится дом Абрама Петровича

Пушкинские горы

Парк Петровское заминает площадь 9 гектаров.

От дома Петра Абрамовича по аллее можно выйти напрямую к озеру Кучане. На его берегу расположена беседка-грот

Пушкинские горы

Еще несколько кадров с прогулки по этим местам. Вот зеркальное отражение дома в озере

Цветы, пышно растущие в парке…

Пушкинские горы

Следующей точкой нашего маршрута будет Михайловское, имение матери Александра Сергеевича. Здесь Пушкин провел годы в ссылке, с августа 1824 по сентябрь 1826 г. Именно в это время появились на свет многие знаменитые произведения поэта. Вынужденное заточение тяготило Пушкина. Хотя позже, он сам признает, что эти годы были весьма плодотворными для его творчества.

Пройдемся с вами по усадебным дорожкам, наслаждаясь открывающимися видами.

Пушкинские горы

Еловая аллея посажена в 1780-х годах дедом А. С. Пушкина О. А. Ганнибалом.

А такая красота открывается за домом Пушкина

Пушкинские горы

Вот, что писал Гейченко о Пушкине и об этих местах: «Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Передо мной в Михайловском прошли многие тысячи людей разных возрастов, знаний и стремлений. И все они хотели увидеть то, что окружало поэта. И вот я говорю им: „У этого окна любил сидеть Пушкин“. Тут все они начинают смотреть на обыкновенное окошко и вдруг видят, что оно не обыкновенное, что никто из них такого окна раньше не видел, не видел около окна этого зеленого куста, что другого такого куста нет на всем свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отраженный стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он.»

Ну, а мы с вами двигаемся дальше, путь наш лежит к Савкиной горке. Это одно из самых живописнейших мест заповедника.

Пушкинские горы

Именно отсюда открывается чудесный вид на усадьбу поэта, реку Сороть и озеро Кучане. А. С. Пушкин хотел приобрести здесь землю, чтобы построить усадьбу. Вот, что он писал хозяйке Тригорского: «Я просил бы Вас, как добрую соседку и дорогого друга сообщить мне, не могу ли я приобрести Савкино, и на каких условиях. Я бы выстроил себе там хижину, поставил бы свои книги и проводил бы подле добрых старых друзей несколько месяцев в году… меня этот проект приводит в восхищение и я постоянно к нему возвращаюсь…»

Пушкинские горы

Вообще, Пушкинские горы отличаются тем, что ход времени, кажется, там замер. Чувствуешь непреодолимое желание остаться здесь, впитать красоты родного края…

Еще одна усадьба, о которой нельзя не упомянуть, это Тригорское, именно здесь жило семейство Осиповых-Вульф, с которыми Пушкин сблизился во время своей ссылки. Считается, что Тригорское и литературное семейство «Лариных» напрямую связаны.

Неслучайно, именно в парке усадьбы Тригорского, расположилась скамья Онегина

Пушкинские горы

А чуть дальше можно встретить «дуб уединенный»

а поле возле усадьбы облюбовали аисты…

Пушкинские горы

Вот такой вот он, Пушкинский мир. Место это на столько живописное, что очень сложно подобрать слова, чтобы выразить восторг от увиденного. Все здесь говорит своим языком и никакие слова и фотографии не заменят самостоятельного погружения в природу этих краев.

А какой здесь восход. Очень мне хотелось увидеть утренние Пушкиногорские туманы, для этого даже пришлось в три часа утра оказаться на Савкиной горке, но это определенно того стоило… делюсь с вами этой красотой

Пушкинские горы

Великолепные пейзажи с любой точки обзора

Пушкинские горы

Мягкой дымкой стелется туман над рекой…

Пушкинские горы

Ну и закончить свой рассказ мне бы хотелось опять строчками Гейченко:

«Природа Михайловского имеет своих стражей. О них Пушкин писал в стихотворении «Домовому». И самый верный страж этого места — вода. Каждый день деревья, кусты, луга и поляны Михайловского проявляют свой характер по-новому. Каждое утро хранитель этой великолепной галереи заменяет одну из старых картин какой-нибудь новой и как бы говорит нам: «Все это видел Пушкин. Посмотрите и вы cтанете лучше». Когда будете в Михайловском, обязательно пойдите как-нибудь вечером на околицу усадьбы, станьте лицом к маленькому озеру и крикните громко: «Александр Сергеевич!» Уверяю вас, он обязательно ответит: «А-у-у! Иду-у!«»