Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Римини, Сан-Лео, Урбино + 1 город — Италия, Сан-Марино Ноябрь 2015

Италия - номер один в наших туристических предпочтениях — благословенная страна с прекрасным климатом, доброжелательными жителями и бережным отношением к истории. Нам нравятся скоростные поезда, повсеместный запах кофе, итальянская кухня, музеи и картинные галереи, старинная, но не старая архитектура. Действительно, как нашли высказывание в интернете: надо сначала посетить все города Европы, а потом Италию, т. к. после Италии не захочется никуда ездить.

В ноябре 2015 г. три дня провели в Римини. Когда в марте 2015 г. из Болоньи ездили в Парму вместе с гидом Константином Кузнецовым, Константин предложил нам приехать в Римини, в свой родной город. Думали недолго и в ноябре того же года собрались в Римини. В итоге, поездка в Римини оказалась одной из наших лучших поездок. Римини ассоциируется прежде всего с пляжным отдыхом, и мы не предполагали, что там может быть организована настолько интересная экскурсионная программа. Программу предложил Константин, он же ее и организовал. Посчитали, что наш опыт будет полезен любителям путешествий по Италии и поэтому решили написать этот рассказ. В рассказе постарались описать свои впечатления и дать практические советы самостоятельным путешественникам, не претендуя на всестороннее описание исторических мест и событий, впрочем, этого все равно невозможно сделать в рамках 3-х дневной поездки.

Летели регулярным утренним рейсом Аэрофлота в Болонью, вылет из Москвы в 9.10, в Болонье в 10.50. Из аэропорта Болоньи на железнодорожный вокзал ходит регулярный автобус BLQ BUS. Найти его достаточно просто. В интернете можно найти подробную инструкцию с фотографиями по пути следования к нужному автобусу. Выйдя из зала прилета, надо следовать до ближайшего выхода из здания аэропорта, можно ориентироваться на указатели «BLQ BUS». Как выйдете из здания аэропорта, надо повернуть направо и буквально в 10 метрах остановка BLQ BUS. Билет можно купить у водителя, его стоимость 6 евро. До ж/д вокзала автобус идет порядка 30 минут. В день нашего приезда желающих уехать было достаточно много, так что лучше не задерживаться в зале прилета. Впрочем, автобусы BLQ BUS ходят достаточно часто. Можно также уехать на такси, но поездка будет уже стоить порядка 100 евро. Как пояснил Константин, такси в Италии достаточно дорогие. За лицензию таксисты платят приличную сумму порядка 20–30 тыс. евро и соответственно потом стараются ее отбить. Для итальянцев проще купить автомобиль и ездить по своим делам на нем, что в конечном итоге дает значительную экономию по сравнению с использованием такси.

Три дня в Римини

Железные дороги Италии очень удобны для передвижения. Если Вы не спешите, можно купить более дешевый билет на поезд, похожий на нашу электричку. Но все-таки в Италии предпочитаем пользоваться скоростными поездами, они чуть дороже, но удобнее и быстрее. У железных дорог Италии есть очень удобный сайт www.trenitalia.com. На нем можно посмотреть актуальное расписание и стоимость проезда, для этого нужно внести станцию отправления и прибытия (удобнее в английской версии сайта), а также дату и предполагаемое время отъезда. Также на сайте можно купить билет. Естественно, перед поездкой изучили расписание поездов между Болоньей и Римини, но билеты не стали покупать, т. к. были связаны с прилетом самолета. От Болоньи до Римини добирались на ближайшем скоростном поезде Frecciabianca, базовый тариф 20 евро, поезд идет 1 час. Билеты на скоростной поезд продаются с указанием места и компостировать их не надо. Соответственно на обычный поезд билеты продаются без указания места и их надо прокомпостировать перед посадкой в специальном автомате, их на вокзале достаточно много. Билеты можно купить в обычных или автоматических кассах. Разобраться в навигации автомата по продаже билетов не составит большого труда, хотя надо некоторое время, чтобы понять логику его работы. Надо признаться, что вокзалы в Италии несколько отличаются от наших вокзалов. Когда Вы входите на вокзал в Италии, Вас, как правило, встречает запах кофе. До отхода нашего поезда успели выпить по чашке прекрасного капучино с воздушным круассаном. Через час были в Римини и от ж/д вокзала взяли такси, чтобы доехать до Гранд отеля Римини, где забронировали через booking.com номер на три ночи. Ехать до отеля минут 5–7, стоила эта поездка 10 евро.

Гранд отель Римини стоит того, чтобы описать его подробнее. Мы были в пятерках и в Венеции и Риме, но Гранд отель — это отдельная песня. Конечно в сезон стоимость его номеров соответствующая, но в межсезонье, когда большинство отелей в Римини закрываются, цены на номера значительно снижаются и становятся даже ниже стандартных итальянских четырех звезд. Но туристов в ноябре все равно мало и за время нашего проживания встретили в огромном отеле от силы до десятка постояльцев. Спускались к завтраку к самому началу, т. к. рано уезжали из отеля, и такое впечатление, что завтраки готовят всего на несколько человек, но качество и изобилие завтраков точно на пять звезд. Удивительное дело, но на входе нет никаких швейцаров, двери отеля все время открыты, никто ни разу не проверял нашу карточку гостя, такое впечатление, что дежурные на рецепции даже не провожали нас взглядом, а мы приходили часто и совсем поздно. Отнесли это на профессионализм обслуживающего персонала и небольшое количество постояльцев отеля.

Три дня в Римини

Гранд отелю более ста лет, он сам уже стал историческим наследием.

Три дня в Римини

Фишка отеля в том, что в номере 315 (мы жили в 308 номере) много раз проживал Федерико Феллини. Он родился в Римини в достаточно бедной семье, уехал из города рано, и когда стал знаменитым и приезжал в свой родной город, то всегда останавливался в Гранд отеле, в парк которого мальчишкой бегал смотреть на красивую жизнь. Номер 315 сдается туристам на общих основаниях, но естественно надо позаботиться о бронировании заранее. Желающих просто так пускают посмотреть на номер, но мы не смогли туда попасть, он был занят в наши дни. Не являемся поклонниками творчества Феллини и едва знакомы с его фильмами, но нам понравилось как отель обыграл его имя — есть какая-то аура и особая атмосфера этого отеля. В холле лежит книга снов Феллини, в которой он описывал свои сны, на стенах огромные старинные фотографии, связанные с жизнью Феллини, вокруг отеля прекрасный парк, названный именем Феллини.

Вся мебель в отеле антикварная, как будто из того старого времени, но тщательно отреставрированная и, надо признаться, весь интерьер выдержан в одном стиле и прекрасно смотрится. Перед поездкой в интернете находили мнения, что типа отель в настоящее время обветшал, но категорически не согласны, он даст фору многим более современным отелям.

Три дня в Римини

Непосредственно рядом с отелем по направлению к морю расположен парк, но его территория не принадлежит отелю, поэтому он всегда открыт для всех желающих его посетить. Парк представляет собой очень ухоженную территорию с красивой подсветкой, фонтанами, скульптурами, ажурными столиками и стульями, за которыми постояльцы отеля могут перекусить или выпить бокал вина. Правда, в ноябре за столиками никого не видели, хотя с погодой нам повезло.

Три дня в Римини

В день приезда у нас была запланирована обзорная экскурсия по Римини. В истории Италии Римини занимает значительное место. Римини был основан на перекрестке двух древнеримских дорог и исторический центр города связан с именем Юлия Цезаря, который произнес свою известную речь со знаменитой фразой «Жребий брошен» перед легионами после перехода реки Рубикон.

Три дня в Римини

На центральной площади Римини есть старинная каменная плита якобы из основания той самой «трибуны», с которой произнес свою пламенную речь великий Юлий Цезарь. На плите написано на латыни с сокращениями: «C • CAESAR DICT • RVBICONE SVPERATO CIVILI BEL • COMMILIT • SVOS HIC IN FORO AR • ADLOCVT». Если без сокращений, то фраза на латыни будет такой: «Gaius Caesar dictator, Rubicone superato, civili bello commilitones suos hic in foro Ariminensi adlocutus est.». Соответственно перевод на английский: «The dictator Gaius Caesar, having crossed the Rubicon, addressed his comrades-in arms in the civil war here in the forum of Rimini» и на русский: «Диктатор Гай Цезарь, перейдя Рубикон, обратился к своим товарищам по оружию в годы Гражданской войны здесь на форуме Римини».

Исторический центр Римини компактный, его весь можно пройти пешком за пару часов и нам такой вариант экскурсий нравится больше всего. И пару слов о мосте Тиберия. Когда еще в Парме договаривались о поездке в Римини и спросили, что есть знаменитого в Римини, то Константин сразу назвал мост Тиберия, которому уже более 2-х тысяч лет. Потом обсуждали между собой, что может в наше время остаться от каменного моста с таким возрастом, разве что груда знаменитых развалин. Но каково было наше удивление, когда увидели действующий мост, который за всю историю ни разу не был до конца разрушен. За 2-е тысячи лет сдвинулись горы и реки, бурная река, через которую был переброшен мост превратилась практически в пруд, а мост стоит и по нему проходили римские легионы и немецкие и американские танки во время второй мировой войны, а сейчас ездят современные автомобили и ходят толпы туристов. Мост Тиберия — как душа Римини, его картинка практически всегда присутствует, когда в интернете описывают историю Римини и сам город. Мы также многократно проходили по мосту, это было связано в том числе и с тем, что рекомендованные Константином ресторанчики расположены в районе Сан Жулиано, который расположен сразу после перехода моста Тиберия направо, если идти из центра Римини.

Три дня в Римини

Район Сан Жулиано — это исторический район Римини, там расположены совсем маленькие разноцветные дома с картинками на стенах на тему фильмов Феллини. Дело в том, что этот район был одним из любимых у Феллини, и он мечтал там пожить и даже купил дом.

Три дня в Римини

В настоящее время в этом районе всегда много туристов и здесь расположены с нашей точки зрения лучшие рестораны Римини. Первый день у нас завершился ужином в ресторане Nud e Crud, адрес Via Tiberio, 27/29. Этот ресторан знаменит тем, что здесь подают лучшее в Римини блюдо пьядина (piadina) — аутентичное традиционное блюдо кухни Эмилия-Романия. Это итальянская лепешка с различной начинкой по вкусу — с рукколой и сыром, с вяленой ветчиной (prosciutto crudo) и салатом или же вареной ветчиной (prosciutto cotto), помидорами и сыром. В ресторане есть русское меню со смешным переводом, например, таким: "Тартар говядины (сырое мясо из говыдины порезанное ножыком с добавкой яиц и соусом барбекю)". Ресторанчик принадлежит брату мэра и здесь можно встретить самого мэра Римини, который запросто приезжает сюда перекусить. Естественно брали пьядину, выбрали с начинкой курицей гриль, местную мясную тарелку, тартелини с сыром. Ужин показался нам необыкновенным, наверное, с учетом того, что в этот день встали в четыре утра, завтракали в самолете, выпили чашку кофе в Болонье, а ужинали после семи часов, когда открываются рестораны Италии в вечернее время. Стоимость ужина с бутылкой прекрасного итальянского вина приятно удивила, что-то порядка 50–60 евро.

Еще рекомендованные рестораны в этом же районе: мишленовский ресторанчик Osteria de Borg, Via Forzieri 12, рыбный ресторан Trattoria La Marianna, Via Tiberio, 19 и в историческом центре Римини для любителей морепродуктов ll Pescato del Canevone, via Luigi Tonini,34. В последнем ресторане столик лучше бронировать заранее. Еще интересное наблюдение. В районе Сан Жулиано расположено несколько, так сказать, забегаловок, в которых можно заказать бокал местного итальянского вина, а легкие закуски полагаются бесплатно — это, по словам Константина и ,как поняли потом сами, одно из любимых вечерних времяпровождений местных жителей. Когда вышли из ресторана и проходили мимо одной из таких точек в непосредственной близости от моста Тиберия, то увидели в 9 часов вечера просто толпу народа с бокалами вина, традиции общения, однако.

До Гранд отеля из исторического центра добирались пешком, это минут 20 средним шагом с переходом через подземный тоннель под железной дорогой. В ноябре вечером рано темнеет, улицы с наступлением темноты пустеют, народ в основном тусуется только в историческом центре города. Путь до отеля проходит мимо вокзала и эмигрантских кварталов, которые расположены в итальянских городах именно около вокзалов. Улицы хорошо освещены, люди встречались, но среди них были и многочисленные группы иммигрантов, громко разговаривающих и жестикулирующих. С другой стороны можно воспользоваться услугами такси, стоянок такси в центре достаточно много.

На следующее утро у нас была запланирована поездка по окрестным городам: Сан-Марино, Сан-Лео и Урбино. Добраться до них на общественном транспорте проблематично, поэтому эта поездка была на автомобиле Константина, помимо того, что он прекрасный гид, еще и хороший водитель. В этот день была прекрасная погода, светило солнце, что удивительно, ведь ноябрь — это сезон дождей для Римини. Понятно, что посещать крепости в горной местности в солнечную погоду значительно приятнее и нам в этом повезло. Поездка была на целый день, выехали от отеля в 8.00, вернулись туда же в районе 18.00–19.00.

Сан-Марино — обязательный пункт для посещения, когда Вы приезжаете в Римини. Сюда везут практически всех российских туристов, которые прилетают в аэропорт Римини, в том числе на пляжный отдых. Есть такое фирменное мероприятие для утренних российских туристов так сказать для разогрева — дегустация дешевых ликеров на основе искусственных добавок, ибо настоящее лимончелло не может стоить дешевле 2–3 кг лимонов, и лимончелло из натурального сырья готовят разве что на Сицилии, и до Сан-Марино оно вряд ли доберется, прежде всего, по причине стоимости. Также существует стойкое убеждение, что здесь дешевый шопинг, но на деле, наверное, не так, тем не менее, российских туристов здесь всегда ждут. До недавнего времени российские туристы по количеству посещений Римини и Сан-Марино были на первом месте по сравнению с туристами из других стран, но времена меняются, и сегодня доля туристов из России упала более чем в 2 раза, и это не предел. В настоящее время местные турфирмы сокращают русские отделы и увольняют русскоязычных сопровождающих. В Сан-Марино нам понравилось, ухоженный городок с прекрасными видами, сделали с десяток хороших фотографий, благо погода позволила это сделать. Туристов было совсем мало, как обычно в межсезонье.

Три дня в Римини

Запомнилось посещение муниципалитета, за 4-е евро туристов пускают в зал заседаний правительства Сан-Марино. В зале заседаний висит старинная картина, отражающая структуру управления государством Сан-Марино во главе с 2-мя капитанами регентами, и эта структура управления сохранилась до наших дней. Все-таки сохранение традиций в Италии вызывает уважение. Да и само независимое государство Сан-Марино — это скорее дань традициям и способ привлечения туристов, без Италии Сан-Марино вряд ли могло существовать.

Три дня в Римини

Следующим пунктом нашего путешествия было посещение средневекового города-крепости Сан-Лео. В этом районе местность довольно холмистая, как видно на фотографиях. Крепость Сан-Лео построили на одном из холмов в X веке по приказу местных правителей, графов да Монтефельтро. Она неплохо сохранилось, но ничто не вечно под луной. Несколько лет назад произошел обвал, и из 2-х входов в крепость остался один — пешеходный и чтобы попасть в крепость, надо подняться пешком на значительную высоту, но это стоит того, с территории крепости открываются потрясающие виды на окрестности. Крепость Сан-Лео знаменита тем, что в ней пять лет до конца своей жизни в заточении провел граф Калиостро. Константин рассказывал много интересного про Калиостро, в частности, что в августе сюда съезжаются члены масонской ложи свободных каменщиков, в деятельности которой Калиостро принимал активное участие, и у них здесь проходят собрания.

Три дня в Римини

Далее в нашей программе был обед в стиле агротуризма. Агротуризм — это отдельный вид сельскохозяйственного бизнеса в Италии. По пути в Урбино посетили хозяйство Agriturismo «IL GELSO», Via Calciurro, 45 — SASSOCORVARO (PU), тел. 393 4568089 — 329 1637523.

Три дня в Римини

Семейная пара содержит хозяйство и может принять до пятидесяти гостей за один вечер, также можно остаться пожить, предоставляется ночлег, и поработать, если есть желание. Итальянцы любят ездить большой семьей за город отмечать семейные праздники. Труд у хозяев, конечно, тяжелый, попробуйте приготовить полноценный ужин хотя бы на 20 человек из того, что Вы сами вырастили. При этом, то густо, то пусто с гостями. Мы в пятницу были единственные гости. Хозяева — пожилая семейная пара (на двоих, как они сказали, им 140 лет) сами без помощников ведут хозяйство: выращивают овощи, зелень, содержат птицу и кабанчиков, хозяин со специально обученной собакой ходит собирать трюфели, а с другой собакой на охоту за зайцами. Кстати, в ноябре в Эмилии-Романии сезон сбора белых трюфелей. В хозяйстве есть две очень симпатичные собачки, похожие на спаниелей — специально обученные охотники за трюфелями. На обед брали пасту, естественно с трюфелями и тазик салата из зелени. Все было очень вкусно. Ранее трюфели никогда не пробовали, их едят сырыми, мелко натертыми на пасту, но сказать, что были в полном восторге от трюфелей все-таки нельзя, привыкли грибы перед употреблением готовить, а так, конечно, паста с трюфелями имеет особенный вкус. Обед на троих с бутылкой местного вина обошелся нам в 80 евро. Пришли к выводу, что такой вид бизнеса как агротуризм, привлекательный для туристов, переживает в Италии не лучшие времена. Дети хозяев отказываются работать на земле, переехали в город, у них своя жизнь, хороших помощников не найдешь (временами им помогает украинка), да и платить зачастую не из чего. Хозяева в разговоре с Константином спрашивали, не хочет ли кто-нибудь из его знакомых купить их дело. Мы прошли по всему их хозяйству, посмотрели на кабанчиков, на собачек. В целом по площади хозяйство занимает достаточно большую территорию. Что удивило, так это полное отсутствие заборов, ну нет заборов как класс. Есть только огороженная территория для кабанчиков и вольер для собачек, а так можно везде свободно пройти.

Последним нашим мероприятием в этот день было посещение города Урбино. Урбино — достойный, хорошо сохранившийся средневековый город. Одно из главных сооружений — герцогский дворец, построенный в средние века, но с учетом необходимых инженерных коммуникаций, таких как водопровод, отопление и т. д.

Три дня в Римини

На следующий день у нас было запланировано посещение Равенны. Когда выбирали, какой город посетить в этот день, учли, что Равенна является самым посещаемым туристами городом в области Эмилия-Романия. До Равенны удобнее всего добираться на местном поезде, от Римини ехать менее часа. Равенна — это средневековый город мозаик, удивительных по красоте и цвету. Большинство мозаик было создано в 5–6 веках средневековыми мастерами-мозаичистами (не предполагали, что так правильно называются мастера, создающие мозаичные картины). Прекрасные мозаики Равенны притягивают множество туристов со всего мира. Экскурсия началась с Базилики Св. Аполинария Нуово (Basilica di S. Apollinare Nuova), она открывается для посещения с 10.00. В местном киоске можно купить общий билет для посещения всех основных достопримечательностей Равенны, стоит он порядка 10 евро, а также сувениры. Магнитики, тарелки на стену и календари с фрагментами мозаик Равенны по нашему общему мнению были признаны самыми красивыми из всех, которые когда-либо видели в Италии.

Три дня в Римини

Одни из лучших образцов мозаик Равенны хранит под своими сводами церковь Св. Виталия (Basilica di San Vitale), построенная в 6 веке. Необыкновенной красоты мозаики можно увидеть в расположенном рядом с церковью Св. Виталия мавзолее Галлы Плацидии (Mausoleo di Gallo Placidia), дочери императора Феодосия Великого — римской принцессы, как еще ее называют.

Три дня в Римини

Для создания мозаики древние мастера использовали смальту — сплав непрозрачного стекла с минеральными красками. Небольшие кубики смальты, из которых складывались мозаики, имеют неровную поверхность и могут в зависимости от направления падающего света передавать тончайшие оттенки цвета. Любимые цвета древних итальянских мозаичистов — густые и глубокие синий, зеленый и винно-красный цвета не потеряли красок до наших дней, и это удивительно. Традиции древних мозаичистов стараются поддерживать и современные мастера, в Равенне много мозаичных мастерских и можно купить магнитик или целую картину ручной работы с современной мозаикой.

В этот же день до захода солнца вернулись в Римини и успели прогуляться по знаменитым песчаным пляжам Римини и пирсу. Была суббота, и на берегу моря было многолюдно. Кто-то просто гулял, одна семья в полном составе бегала по мелководью, на пирсе было много рыбаков, а пожилые итальянцы на скамеечках обсуждали, как водится, Берлускони. Море в Римини мелкое и вода из-за песка мутноватая, так что такие пляжи на любителя.

Три дня в Римини

В последний день сразу после завтрака рассчитались с отелем и самостоятельно дошли до ж/д вокзала. Стояла хорошая погода и это была прощальная прогулка по Римини.

Три дня в Римини

Теперь мы были хорошо знакомы с городом, знали, что ж/д вокзал и отель соединяет прямая широкая улица и путь от отеля занял не более 15–20 минут. Далее в 8.00 скоростной поезд до Болоньи, автобус BLQ BUS и рейс Аэрофлота до Москвы в 11.55.