Турист Алла Горбунова (alla_gorbunova)
Алла Горбунова — была вчера 20:38
Мы вернулись из (🚗) путешествия, пишу о нём

Тамбовская область — Россия Июнь 2015

Иногда вдруг хочется вернуться в места, где прошло твое детство, а именно — лучшие его дни — летние каникулы. И особенно теплые воспоминания — бабушка. Добрая и спокойная, пережившая годы войны с тремя малолетними детьми, младшей из которых в июне 41-го исполнилось 2 месяца, все, слава Богу, выжили, не знала о психоанализе и о том, что детей надо купать ежедневно, давала внукам возможность несколько летних недель вкусить запах воли и невероятной свободы! А оладушки, со свежевыкачанными медом и молоком? Впрочем, это я о своем детстве, но, думаю, очень похоже было и в детстве моего мужа — деревня, бабушка, пережившая войну с двумя дочерями-погодками. Молодой муж, которого она в 41-м проводила на войну, остался навеки в пепелище Великой Отечественной войны.

Давно хотелось глянуть на места этих детских воспоминаний, и, в июне 2015 года, мы решились на поездку в Староюрьевский район Тамбовской области, на родину родителей мужа. По пути следования нам подруга подсказала посетить довольно примечательное место:

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Пгт Мордово Мордовского района имеет довольно внушительный возраст (упоминания о поселении, потом ставшим волостным центром, впервые датированы 1744 годом), расположен на юго-западе Тамбовской области, на берегу реки Битюг.

Название поселка и района в целом не случайное, в древности эту территорию, славящуюся плодородными землями, населяли мещерские и мордовские племена. Заселение левого берега реки ускорилось к 19 веку, когда там была проложена железнодорожная ветка Грязи-Царицыно.

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Мордово населяли в большинстве своем служилые люди: стрельцы, казаки, пушкари и крестьяне-однодворцы. К началу 19 века севернее Мордово пролегала большая дорога из Воронежа в Тамбов, к югу от села проходила большая дорога Воронеж-Борисоглебск.

От многих наших райцентров Мордово отличается наличием уникального храма. Церковь Михаила Архангела имеет редкий для нашей страны, фарфоровый иконостас.

Фото из сети

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Строительство кирпичной церкви в селе Мордово началось во второй половине XIX века, поскольку прежняя церковь не вмещала всех прихожан (на то время в Мордове было 1200 дворов). Церковь завершена постройкой и освящена в 1909 году. Огромное здание храма вмещает до 5000 молящихся и является одним из крупнейших в Тамбовской области. Роспись стен в интерьере храма выполнить не удалось из-за начавшейся вскоре I мировой войны — средств на внутреннюю отделку не хватило.

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Украшением храма является керамический иконостас, доставленный в 1890 году из подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Во время Великой отечественной войны в храме размещался госпиталь. В гигиенических целях стены были побелены известью, при этом повреждены некоторые иконы. В 1945 году здание храма было возвращено верующим.

По одной версии, иконостас изготовлен по оригинальным эскизам на харьковском заводе Беренгейма (полы, во всяком случае, изготовлены на этой фабрике), по другой — на фарфоровой фабрике Кузнецова, ныне Дулевский фарфоровым заводом.

Плитка на входе

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Ииконостас, предназначенный для подмосковного Ново-Иерусалимского собора, мордовская община приобрела для своей сельской церкви.

Храм реставрировался к 1000-летию Крещения Руси. В настоящее время идет медленное, за нехваткой средств, восстановление здания. Так, в планах настоятеля о. Анатолия восстановить разноцветное остекление храмовых окон. В 1993 г. патриарх Московский и Всея Руси Алексий посетил Михаило-Архангельский храм и совершил в нем Божественную Литургию.

Покидаем Мордово и держим путь далее — в Староюрьевский район, в село Подгорное.

Немного информации из всезнающей сети.

История села Подгорное Староюрьевского района Тамбовской области.
В Центральном государственном архиве древних актов выявлены следующие сведения о селе Подгорное. Село Подгорное основано козловскими служилыми людьми на землях, полученных ими от правительства за службу в 1640 году. Первые упоминания о селе Подгорном встречаются в «Строельной книге Козловско уезда» 1642 года.

До начала второй половины XVII века на месте Тамбовской области были нераспаханные земли, в основном незасеянные. Периодически повторяющиеся набеги крымских и ногайских татар сдерживали заселение и сельскохозяйственное освоение всего Черноземного центра. В связи с набегами в XVII веке сооружается оборонительная черта «для бережения от воинских людей» с серией городов-крепостей, земляными валами и острогами. Возведение оборонительной черты резко ускорило заселение и освоение Тамбовского края пришлым населением. Одним из таких острожков был Козловский острог, из которого служилые люди получили земли от правительства в 1640 году, с тех дней ведет свой отсчет село Подгорное.

Июнь 2015 года у нас выдался теплым, с частыми и сильными ливнями, село встетило влажно-насыщенным воздухом и обильной, свежей зеленью. Несколько домов, один из которых и был домиком бабушки супруга, производили впечатление великой заброшенности, дороги почти не было, людей тоже.

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Деревянный домик, что удивительно, сохранился. Мы прошли по улице, сделали фотографии, после отправились на берег реки Лесной Воронеж, около которой и было основано Подгорное.

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Многие реки, к сожалению, объективно обмелели за последние лет 30, связано ли это с деятельностью человеки или нет, для меня не понятно, но жаль. Лесной Воронеж эта тенденция не миновала, река стала Уже.

Крутой берег речки встретил нас высокой травой, полевыми, скромной красоты, цветами и земляникой.

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Погрелись на солнышке, подышали свежим ароматным воздухом, собрали пучок чабреца к чаю.

Остался еще один пункт программы — дом родителей отца мужа.

Удивительно, как распоряжается судьба — когда-то многодетный дом полностью исчез, бесхозный после того, как все подросшие сыновья разъехались, а их родителей не стало, сгорел, не осталось ничего.

Однодневный тур по Тамбовской губернии

Погрустив, мы пошли к центру Подгорного. Людей здесь также практически не видно, но кое-какие преобразования имеются, построен Троицкий храм.

Однодневный тур по Тамбовской губернии

9 Мая 2001 года был открыт монумент воинам-подгоренцам, погибшим во время Отечественной войны.

В заключение, хочется пожелать нашим деревням и поселкам, благополучной, тихой и мирной жизни.

Пора было возвращаться домой, тем более, что начал собираться дождь. Он и пролился, когда уже мы подъезжали к Липецкой области, очень энергичным ливнем.