Турист Владимир Шефер (Shefer)
Владимир Шефер
был 16 сентября 2019 9:31

Енисейск — Россия Август 2015

Как написать о городе, который и к сердцу не прижмешь и к черту не пошлешь?

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Туристов здесь бывает мало, но после поездки они делятся на два противоположных лагеря: горячих поклонников и защитников, и тех, кто уверен, что ездить сюда незачем.

А между тем, отец городов сибирских, Енисейск основанный в далеком 1619 году, на девять лет старше Красноярска.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Много лет оставаясь столицей Восточной Сибири, он пережил взлеты и падения, страшные пожары и сильные наводнения. С момента своего создания город очень динамично развивался. Основание казаками острога имело огромное значение для этого края. Продвижение казаков по Енисею через Маковский волок способствовало подчинению енисейских районов Московскому государству. Этот путь с Оби через реку Кеть к Енисею, был задолго до появления казаков известен местным жителям.

Сами основатели города пришли этим путем. Маковский волок долгое время служил основным путем сообщения Восточной Сибири с Тобольском и Москвой. По нему везли сюда товары, по нему проходили отряды казаков на восток. Отсюда же в центр страны вывозили пушнину. Скоро в здешних краях нашли соль и слюду, которая в те времена была незаменима, а железо здесь добывалось и до прихода казаков.

Постепенно город превращался в промышленный город, город — о котором ходили легенды. В 19 веке Енисейск- самый крупный город губернии, входил в десятку лучших уездных городов Российского государства.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Как и раньше, здесь царит атмосфера провинциального города 19 века. Здесь множество шедевров деревянного зодчества, удивляющих изяществом и мастерством.

Исторический центр города обозначен улицами Ленина, Кирова, Рабоче-крестьянской, Фефелова, Перенсона, Бограда. Это и дома известных золотопромышленников, и торговые палаты, и гимназии, и храмы, и народные читальни…

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Городок маленький, и если вы не историк, пожалуй вам вполне хватит дня на его осмотр.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Каменные и деревянные двухэтажные дома имеют неповторимый сибирский колорит: украшены традиционными наличниками в енисейском стиле или лепным орнаментом.

После строительства Транссибирского тракта город начал потихоньку умирать. Это как раз тот случай, когда не было бы счастья да несчастье помогло, историческая застройка середины и конца 19 века почти полностью сохранилась.

Енисейск относится к 118 городам -памятникам России, имеющим федеральное значение (как видите, подобных городов немного в нашей большой стране).

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

А в июне 2000 года центральная часть города, которая, по сути, является уникальной архитектурной летописью, была занесена в предварительный список Всемирного наследия Юнеско. Сейчас город на реставрации. Восстанавливают Богоявленский кафедральный собор, который до разрушения был одним из самых красивых храмов Сибири. Сравниться с ним могли лишь храмы Тобольска. А пока на него больно смотреть. http://www.enisey.tv/news/society/86236/.

Посреди городской улицы можно встретить корову, Азия! , а возле здания исторической аптеки, напротив Спасского монастыря, пасутся среди бурьяна козы, привязанные к остаткам красивой чугунной изгороди. Прохожих на улице немного и не у кого спросить, когда эту изгородь поставили. В историческом музее, созданном еще в 1883 году, с очень богатой коллекцией экспонатов, это тоже выяснить не удалось, он сейчас на ремонте.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Еще обидней смотреть на обветшавшие архитектурные памятники, в плачевном состоянии и балконы домов, внесенных в архитектурное наследие, грозящих с минуты на минуты упасть на голову прохожего.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Улица Ленина, я верю, что когда-то и до нее дойдут руки, это улица музей, где каждый второй дом охраняется государством. А тому, как народное добро берегут, мы стали живыми свидетелями. Подошли к дому, памятнику архитектуры, и увидели только обгоревший остов от старинного дома с уникальной кружевной резьбой. И надо бы сфотографировать хоть остатки, но рука не поднялась, не привык похороны… истории снимать.

Фритьоф Нансен, который был в городе в 1913 году с теплом отозвался о здешних людях -цитата. «Жители такого города, как Енисейск, — писал в своем дневнике норвежский ученый, — большей частью русские приезжие или переселенцы, или ссыльные, или потомки ссыльных, добровольно оставшихся в Сибири после отбытия наказания… Местное население хоть и является несколько смешанным, зато весьма даровитым. В том, что способности их не получили должного приложения для развития края, виноваты чисто внешние обстоятельства — то полуграмотное состояние, в которое еще погружена вся эта страна. Но настанет время, она проснется, проявятся скрытые силы, и мы услышим новое слово и от Сибири; у нее есть свое будущее…». Ссылка на оригинал

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

С тем, что увидел великий исследователь не поспоришь, но хорошо что его уже нет, иначе я бы не смог взглянуть ему в глаза. Жизнь потомков великой державы мало чем изменилась, все та же грязь на улицах, пьющие мужики и бедные женщины, пытающиеся свести концы с концами. Молодежь уезжает, нет работы, в городе нет ни одного более менее крупного предприятия: крошечная типография, хлебзавод и несколько «ООО».

Взгрустнулось? Давайте-ка лучше пройдем к действующему Спасскому монастырю, вон он на высоком пригорке издалека виден.

Строительство собора Преображения Господня началось в 1731 году и свою красоту он сохранил до сих пор.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Это одно из первых каменных сооружений Восточной Сибири, построенных в стиле уральского барокко или его ветви сибирского барокко. Исполненный в бело-голубой цветовой гамме, с золотыми куполами и многочисленными элементами декора, он великолепен.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Храм не перестраивался даже после пожара 1869 года и последний раз реставрировался в 1976–1978 годах.

Нам повезло. Совершенно случайно наше пребывание совпало с посещением монастыря владыкой и мы у него просили позволения подняться на колокольню, чтобы посмотреть на город сверху.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Звонарь, который провожал нас на колокольню, ворчал и бранился, что мы хотим использовать святое место для пустого времяпровождения. И он же настойчиво отправлял в Успенский храм, мол там специально есть смотровая площадка для подобных безбожников. Не будем обращать внимания на строгого звонаря, лучше взглянем на город свысока. В городе только несколько домов выше трех этажей.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Собор Успения пресвятой богородицы необыкновенно красив. Построен в 1747 году, а по документам церкви в 1774 году, в стиле сибирского барокко.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

В Успенском соборе нас приняли теплее, но сказали, что смотровой площадки здесь не было и нет, а без благославления отца Льва наверх подняться нельзя. Штурм колокольни удался только после третьей попытки.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

В городе недавно открылся отреставрированный Енисейский Иверский девичий монастырь- именно так звучало раньше его название. Первое упоминание о монастырской обители есть в летописи 1623 г. В 1758 году на территории монастыря открывается каменная Христорождественская церковь.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Есть в городе несколько музеев, созданных энтузиастами-подвижниками:

-знаменитый музей рубанка. Адрес: ул. Пионерская, д.5А;

— музей ковриков, прямо в квартире хозяйки- адрес ул. Горького, д.16, кв.6;

— фотоизба Петра Дроздова. Здесь есть кажется все: от старинных весов и кофемолки фирмы Пежо до коллекции книг начала 19 века и уникального фаянсового кувшина, подобных образцов в стране всего несколько штук. Адрес ул. Ленина, д.81.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Как не хороши енисейские храмы, но такой долгий путь мы преодолели прежде всего ради красот сибирской природы. В августе поутру нависают над рекой белые волшебные туманы.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

А вечером уходящее солнце заливает золотом округу на много километров.

В городе есть речной порт и пристань.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Без этого никак. Батюшка Енисей и накормит, и напоит, и работу даст. В Енисее водятся гигантские осетры и стерлядки, ленок, хариус, таймень, щука, тугун, налим, окунь, голец. Здесь нетрудно найти людей, которые отвезут вас на рыбалку.

Жили в городе мы в гостинице «Енисейская».

Гостиница очень симпатичная.

Покоряем Сибирь. Часть 5. Енисейск

Если вы посмотрите на фото, то в метре под балконом есть отметина. До этого места доходила вода в 1937 году. Не берусь точно сказать сколько отсюда метров до Енисея, но по ощущениям не меньше трехсот! Вот какова силушка у могучей реки.

Туристический сервис в городе не развит. Мало гостиниц, кафе, нет местных сувениров. Нас кормили в гостинице вкусными домашними обедами, а по вечерам мороженым и кофе. Но если вы найдете для ночлега другое место, поесть можно на автовокзале в кафе. В день отъезда мы перекусили там, вкусно и недорого. До города гораздо быстрее, чем на теплоходе, можно добраться на автобусе. Поездка займет восемь часов. Надеюсь, вы увидите преобразившийся город со счастливыми людьми.