Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 23:09
На Кипре

Наута, Икитос — Перу Июнь 2015

Помните популярную песенку Сергея и Татьяны Никитиных?

«На далекой Амазонке
не бывал я никогда,
никогда туда не ходят
иностранные суда.
Только Дон и Магдалина
быстроходные суда,
только Дон и Магдалина
ходят по морю туда»

Ну и так далее. Должна признаться, что песенка эта давно не давала мне покоя, а мечта о далёкой Амазонке сидела занозой в моей голове практически с раннего детства. Три года назад мы с Марио хорошо поездили по Перу, побывав в Лиме, Куско, Арекипе, на Мачу-Пикчу и Титикаке. А вот до легендарной Амазонки в тот раз не добрались из-за отсутствия вакцинации от жёлтой лихорадки. Поэтому в свой последний приезд в Москву я заранее озаботилась этой прививкой и теперь пребывала в полной боевой готовности. На самом деле изначально я планировала поездку в бразильский Манаус, но кризис и рухнувший рубль безжалостно похоронили эти планы, ввиду небывалой дороговизны бразильской части Амазонии. И я совсем было уже оставила мысль добраться до недосягаемой Амазонки, как вдруг нежданно-негаданно авиакомпания ЛАН, которой я почти всегда летаю по Южной Америке, выбросила необыкновенно щедрое предложение, из Сантьяго в Икитос через Лиму и обратно всего за 280 долларов. Упустить такой шанс я просто не могла и тут же схватила эти билеты. Схватила и стала спокойно ждать своего часа. А вот желающих сопровождать меня в этом вояже не нашлось. Ни Марио, ни его родственники, ни люди из моего здешнего окружения отнюдь не разделяли моих восторгов по поводу столь экзотического направления. А некоторые так даже откровенно крутили пальцем у виска, не понимая, как можно хотеть попасть в эти дикие места с жутким климатом, потенциальном экстримом и обилием комаров. Странные люди!

Я же ликовала в душе, предвкушая свой перуанский вояж в одиночку и встречу с этой великой рекой, признанной одним из семи природных чудес света. И лишний раз убедилась, что всё, что ни делается, всё к лучшему. Как выяснилось перуанский Икитос намного экономичнее бразильского Манауса, поэтому бюджетным путешественникам лучше начинать знакомство с Амазонкой именно отсюда. На самом деле Амазонка протекает по территории целых девяти стран: Бразилии, Перу, Эквадора, Колумбии, Венесуэлы, Боливии, Гайаны, Суринама и даже Французской Гвианы. Но большая её часть принадлежит Бразилии и Перу, поэтому именно эти две страны и ассоциируются в первую очередь с этой рекой.

Красавицу Амазонку я увидела уже из окна иллюминатора, когда летела в Икитос из Лимы. На этом отрезке очень важно сесть обязательно у окна, потому что виды там такие головокружительные, что упускать их совсем не стоит. Сверху отлично просматривается могучая река, извивающаяся среди зеленого полотна тропической сельвы гигантской змеевидной лентой и её малюсенькие притоки-пружинки.

Незабываемо!

Надо сказать, что перед поездкой мною была проведена немалая подготовительная работа, в результате которой я выловила в дебрях интернета агента по имени Росендо, который и предложил мне трёхдневный тур по Амазонке за 150 долларов. Сомнения терзали мою душу все три месяца перед отлётом — а вдруг это мошенник, вдруг он заманит меня в джунгли и бросит там одну или в лучшем случае начнёт вымогать деньги, уж больно нереально низкой казалась мне эта цена. Страхов было много, но к счастью все они не оправдались. Всё оказалось гораздо проще, безопаснее и цивильнее, чем рисовало мне моё разгулявшееся воображение.

Был забронирован напрямую отель в Икитосе, где я провела первую и две последние ночи. Отель Terra Bella (www.terrabellaperu.com) 3 звезды со всеми отдельными удобствами, в двух шагах от центральной площади, с завтраком и трансфером из аэропорта обошелся мне в 25 долларов в сутки. И это еще считается достаточно дорого по меркам Икитоса, можно было бы найти и дешевле. Перуанец Росендо встретил меня прямо в гостинице и отвел в агентство Huacari Tours (www.myamazontours.com), где мне подробно рассказали про тур, за который я и правда заплатила всего 150 долларов. В эту стоимость входило трёхдневное проживание в отдельном лодже с удобствами, трёхразовое питание, трансферы и все экскурсии в сопровождении гида. Почти задаром! По правде говоря, за те же деньги можно было бы купить тур и на месте, без предварительного списывания с агентом, но мне так было спокойнее, и в любом случае я ничего не потеряла. Вот чего не следует ни в коем случае делать, так это бронировать такие туры заранее по интернету непосредственно на сайтах местных турагентств. Ведь там заявлены совсем другие цены, обычно в два раза выше реальных. А переплачивать нам совсем ни к чему.

В оставшееся время услужливый Росендо помог мне поменять доллары по хорошему курсу, а по окончании тура сопровождал меня по Икитосу и его окрестностям, что было очень удобно и сэкономило мне массу времени. Осталась им очень довольна. В общей сложности я провела в перуанской Амазонии 5 полных дней, распределив их следующим образом: два дня на Икитос и окрестности и 3 дня на Амазонку. О самом Икитосе и аттракциях вокруг него я расскажу отдельно. Сейчас же сосредоточусь непосредственно на экотуре по Амазонке.

Про трансфер

На следующий день рано утром меня забрали из гостиницы и вместе с разношерстной интернациональной компанией повезли на микроавтобусе в порт Наута, в 100 км. от Икитоса. Оттуда мы стартанули на большой моторной лодке в эколодж, куда добирались по реке еще часа два. Итого, в общей сложности трансфер занял пять часов, но вторая его часть по воде была очень живописной и совсем неутомительной. Оказавшись в порту Науты я внутренне содрогнулась — рынок и порт сосуществовали как одно целое, все что-то покупали, бегали по хлипким мосткам, гортанно кричали, загружая мешки и воду в лодки.

На далёкой Амазонке...

Понятно, что Наута это отправная точка для экотуров по Амазонке и её притокам, здесь народ затаривается и отправляется в лоджи на реке. Стоит эта самая Наута на реке Мараньон, которая дальше вниз по течению сливается с Амазонкой и Укайяли. Получается место слияния трёх рек, интересный природный феномен, который мне и удалось увидеть во всей красе.

Здесь-то и произошла моя первая настоящая встреча с Амазонкой, самой многоводной рекой в мире, причём у самых её истоков. Широкая, могучая река, от берега до берега десятки километров, а вот цвет имеет довольно неприглядный — бурый, кофейный, грязный.

На далёкой Амазонке...

Но это обманчивое впечатление, вода в Амазонке совсем не грязная, просто в ней много песка и земли. Свернув на Укайяли картинка радикально поменялась, мы оказались в окружении совсем иных ландшафтов — заросшие кувшинками заводи, травяные поля,

хлопковые деревья в красных бутонах,

взлетающие из травы цапли

и местные в каноэ.

На далёкой Амазонке...

И отражения, повсюду сказочные отражения роскошных перистых облаков. Перевёрнутые облака проплывали в воде, создавая необыкновенный эффект зазеркалья, когда небо и вода сливаются в одно целое так, что не отличить, где кончается реальная картинка, а где начинается отражение.

Где мираж, а где реальность понять непросто. Совершенно потрясающие впечатления, когда видишь впервые в жизни такой перевёрнутый мир. И облака всё время меняются, видоизменяя форму и очертания, превращаясь то в сказочных персонажей, то в замки Фаты Морганы.

На далёкой Амазонке...

Необыкновенные ощущения получаешь от самого процесса созерцания. Здесь я поняла, что всё будет хорошо, раз с самого начала пошли такие чудесные картинки и впечатления.

Про лодж и его обитателей

Через пару часов приплыли в наш Ренако Лодж.

На далёкой Амазонке...

По сути это комплекс деревянных домиков, крытых пальмовыми листьями. Стоят домики на воде и объединены между собой крытыми мостками. Есть общая терраса с гамаками, место сбора групп и общая столовая. Условия очень базовые, но есть всё, необходимое для жизни. Самое главное — кровать под накомарником, из мебели больше ничего нет.

На далёкой Амазонке...

Мне повезло, в моей избушке было целых три кровати, и у меня была привилегия вольготно раскидывать на них свои вещи. Во всех избушках имеется отдельный санузел, отделенный занавеской. Вода в душе только холодная, из реки, но в жару можно помыться и такой, во всяком случае, она не ледяная. Вместо стёкол в окнах сетка, всё хорошо продувается, от жары в домике не страдаешь. Свет дают от генератора по вечерам на два часа. За это время можно зарядить батарейки и помыться. После ужина свет вырубают. Всё очень продуманно, концепция близости к природе налицо. Ни интернета, ни телевизоров естественно нет и в помине, да и зачем они там, только бы отвлекали от контакта с природой. А какое там разноголосье звуков, особенно по утрам и вечерам! Хор лягушек, пернатых, цикад выводит такие рулады, что заслушаешься. В первую ночь я никак не могла заснуть от этого шума. Потом привыкла и уже не обращала внимания.

Трёхразовое питание тоже базовое, без изысков, но вполне пригодное для такого формата. Основу нашего рациона составляли естественно рис, жареные бананы, курица, рыба, яйца. Вода из кулера без ограничений. Жить можно, вне всяких сомнений.

В моей группе было три француза и один австралиец, в компании с которыми мне и предстояло провести эти три дня.

На далёкой Амазонке...

Ребята путешествовали по-крупному. Французы уже месяц колесили по Перу и собирались еще заглянуть в Боливию, а австралиец намеревался провести в Южной Америке несколько месяцев, а потом рвануть в Европу. Познакомилась еще с жутко самостоятельной девочкой Наоми из Голландии. Удивительно, 21 год всего девочке, а путешествует одна-одинёшенька по всей Южной Америке уже в течение трёх месяцев.

Всё-таки я не устаю удивляться смелости нынешнего молодого поколения, и особенно радует, что и у нас есть такие ребята, которые ничего не боятся и свободно передвигаются по всему миру. Но у них всё-таки таких больше, путешествия в формате рюкзачников очень развиты среди европейской молодёжи. У нас же это только начинает приживаться. Из Перу юная Наоми собиралась лететь дальше в Кито и на Галапагосы, про которые я всё ей и подсказала из своего опыта прошлогодней поездки. В общем, на фоне этой молодёжи я со своими шестью днями на Амазонке казалась странным недоразумением. К тому же я была самая взрослая среди всей этой разношерстной молодёжной компании, что, однако же, не мешало мне запросто общаться с ребятами. По вечерам мы обычно собирались на террасе, качались в гамаках, болтали за жизнь, делились впечатлениями от разных уголков мира. Нравится мне этот совершенно особый дух международного сообщества путешественников, обычно царящий в путешествиях такого рода. Уже испытала это в Боливии, а теперь еще и здесь, на Амазонке. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Распорядок жизни в лодже строится следующим образом. В восемь утра завтрак и сразу же после него отплытие на каноэ, три часа навигации по самым разным местам, возвращение, обед, отдых и в три часа снова в каноэ на встречу с природой. После ужина тоже иногда бывают ночные вылазки. Мы так плавали один раз в кромешной тьме в надежде увидеть кайманов, но так их и не увидели, зато вдоволь налюбовались светлячками и наслушались лягушачьего пения.

Про животных

Вообще, откровенно говоря, я надеялась увидеть на Амазонке намного больше живности. Мне казалось, что там все берега кишмя кишат разными обезьянами, пернатыми, а дельфины и кайманы выпрыгивают из воды и плывут вслед за лодкой. На самом же деле животные там конечно есть, но их приходится выискивать, подкарауливать. Изобилия нет и в помине.

На далёкой Амазонке...

За три дня, проведённых на Амазонке нам удалось увидеть несколько маленьких обезьянок на деревьях, пару висевших вниз головой ленивцев, много цапель, ястребов и маленьких птичек, несколько крупных игуан на деревьях, водяных змеек и издалека розовых дельфинов.

На далёкой Амазонке...

Дельфины стали самым большим для меня разочарованием. Речные дельфины оказывается очень пугливые, к лодке не приближаются, и из воды не выпрыгивают, в отличие от тихоокеанских. Поэтому мы видели только их плавники и часть туловища.

В прследний день в качестве компенсации пришлось досматривать их на животных фермах вокруг Икитоса.

Рыбалка тоже несколько разочаровала. Только один мальчик из нашей команды поймал пиранью, остальные, и я, в том числе ничего не выловили. Пиранья, конечно, это нечто.

На далёкой Амазонке...

Небольшая такая рыбка, на вид ничего особенного, но зубы острые, как бритва. Ими она с легкостью может перекусить человеческий палец.

Вообще местные говорят, чтобы увидеть в изобилии ягуаров, тапиров, обезьян, кайманов, анаконд и других типичных представителей амазонской фауны, нужно как минимум отправиться в джунгли на 5 дней, спать в гамаках, питаться, чем придется, в общем, испытать на своей шкуре настоящий экстрим. Я на такое уже не способна, поэтому ограничилась промежуточным поверхностным вариантом знакомства с этой частью мира.

Про речные пейзажи

Что произвело на меня самое-самое впечатление после сказочных отражений облаков в воде, это пейзажи затопленного леса. Вообще, притоки Амазонки это, на мой взгляд, самое интересное в плане местных ландшафтов и пейзажей. Плывешь себе по узкой реке, заросшей диковинными растениями,

На далёкой Амазонке...

заплываешь в травяные поля из речной капусты,

продираешься между ними, а потом подплываешь под заросший берег и оказываешься в дремучем затопленном лесу, где деревья как-будто вырастают из воды, где всё переплетено лианами, и повсюду слышны звуки лягушек, пение птичек и гомон обезьян.

На далёкой Амазонке...

И так приятно скользить на утлой лодчонке по этим заводям и водяным тропинкам, впитывая в себя необычные звуки и запахи! Совершенно сумасшедшие там ощущения, поверьте. Наш гид и проводник Рауль, ловко управляя лодкой,

На далёкой Амазонке...

заводил её в такой бурелом и дебри амазонского леса, что порой становилось не по себе. Выплывем ли мы отсюда или запутаемся в этих зарослях?

Волнительно, щекочет нервы. Очень экстремально и очень красиво.

На далёкой Амазонке...

Особая статья среди амазонских пейзажей — деревья и их отражения в водной глади. Тоже из разряда фантастики, эстетика в чистом виде.

Пару раз видели интересный эффект разноцветной воды с ярко выраженной разделительной полосой.

На далёкой Амазонке...

Вода двух притоков Амазонки имеет разный цвет, и состав их никогда не смешивается. Смотрится очень эффектно.

И знаменитые Амазонские закаты тоже были, нам довелось их увидеть во всей красе. Оранжевый круг солнца буквально сливался со своим отражением в зеркальной глади воды, создавая эффект миража.

На далёкой Амазонке...

В такие моменты снисходит ощущение абсолютного умиротворения. Закат на Амазонке — пожалуй, одно из самых ярких моих впечатлений на реке.

Ночная прогулка тоже подарила незабываемые эмоции. Мы лежали в лодке посреди большой реки, над нами звёздное небо, вокруг звенящая тишина и кромешная темень, и только иногда на берегу мелькали светлячки и квакали лягушки. Атмосфера мистики, без преувеличений.

На далёкой Амазонке...

И ещё конечно поля из гигантских кувшинок Виктория Регия произвели сильнейшие впечатления. Это ведь самые большие кувшинки в мире, способные выдерживать на себе вес до 50 кг. и главная визитная карточка флоры Амазонии.

На далёкой Амазонке...

Кувшинки, названные так в честь английской королевы Виктории выглядят необыкновенно грациозно, несмотря на свою силу и мощь. Процесс созерцания этих красавиц доставил мне немало удовольствия и эстетического наслаждения. Жаль только, что цветков их мы не увидели. Не так-то просто это сделать оказывается. Цветки у Виктории Регии появляются на поверхности воды раз в год во время цветения, и то всего на пару дней.

Про климат и сезоны

Я оказалась на Амазонке в переходный период, когда вода уже начинает спадать, но сухой сезон еще не начался. Плюс этого сезона — в красивых пейзажах затопленного леса, которые в сухой сезон не увидишь. Минус — меньше животных. В сухой сезон, говорят, их больше. Напуганная страшилками про высокую влажность могу объективно сказать, что влажность при жаре в 38 градусов переносится действительно тяжело. Только выйдешь на улицу, уже вся мокрая. Краситься и причёсываться по этой причине там нет никакой надобности. Но на реке, особенно когда плывешь в лодке влажность и жара совершенно не ощущаются. О них попросту забываешь и никакого дискомфорта не испытываешь. По-настоящему тяжело было только в джунглях, где вообще нет дуновения, стоячий воздух. Так что, не так страшен чёрт, как его малюют. Климатические условия на Амазонке тяжёлые, но вполне переносимые. Дожди, по-настоящему сильные, ливневые тоже шли, но всё больше ночью. Днём мы попали под дождь только один раз, во время рыбалки на пираней. Может по этой причине я так ничего и не поймала.

На далёкой Амазонке...

Чего я действительно боялась, так это комаров. Запаслась термоядерными репелентами с высоким содержанием DEET. В это трудно поверить, но комаров там практически не было, разве что по вечерам пролетит один-другой, куснёт слегка. Уж во всяком случае, по сравнению с нашими подмосковными кровопийцами амазонские комарики это сущий детский лепет. Репеленты не понадобились, привезла их обратно. Пользовалась им только во время похода по джунглям, опрыскав на всякий случай ими одежду. Хотя, наверное, это сильно зависит от сезона. Говорят, что в декабре—феврале комаров там реально много.

Как оказалось, самый высокий сезон на Амазонке это июль—август, несмотря на низкую воду. Это всё из-за европейцев, у которых в это время отпуска, и они приезжают сюда в большом количестве. Цены в это время естественно взлетают вверх.

Про трек в джунглях

Трёхчасовой трек по сельве также входил в нашу программу и признаюсь, стал для меня самым тяжким испытанием за все три дня экотура. Стартовали мы из одной деревни на реке. Выглядело это следующим образом — впереди шёл наш гид Рауль, срубая мачете ветки, чтобы расчистить нам дорогу, а замыкал шествие другой местный проводник.

На далёкой Амазонке...

Наверное, на всякий случай, чтобы никто не потерялся. В тропическом лесу очень жарко и влажно, а идти почти по колено в грязи занятие не из лёгких, ноги всё время вязнут, приходится их с силой выдирать из этой жижы.

Вымотались все ужасно, я — больше всех. Из приятных моментов — распитие сока лианы.

На далёкой Амазонке...

На редкость увлекательный процесс, когда ты пьешь освежающий сок прямо из ствола свежесрубленной лианы. За групповым распитием этого вкуснейшего напитка мы приятно провели целых полчаса, заодно и передохнули. Во время трека проводники показывали нам всякие диковинные растения и травы сельвы. Одни дезинфицируют и заживляют раны,

На далёкой Амазонке...

другими кроют крыши, так как они водонепроницаемые.

Интересно, в сельве всё идет в ход.

Поразили гигантские домики термитов на стволах деревьев,

На далёкой Амазонке...

утыканные колючками и шипами стволы каких-то неведомых деревьев и конечно же каучуковые деревья гевеи, из ствола которых идёт сок-смола.

Мало их совсем осталось в лесу, в 19 веке почти все их вырубили на волне каучукового бума. Одним словом, для меня этот поход был на уровне подвига, обратно еле добрела, уткнувшись проводнику в спину и под конец уже ничего не видя перед собой от застилавшего глаза пота. Вздохнула с облегчением, когда вернулись в деревню. Вся мокрая, грязная, ужас! Даже моя бедная камера от такой духоты и влажности взбунтовалась и запотела, к счастью, временно, потом пришла в себя. В деревне же мы получили компенсацию за свои страдания в лице очаровательного маленького ленивца. Местные поймали его в лесу и оставили у себя в качестве домашнего животного.

На далёкой Амазонке...

Ленивец прост в содержании, так как питается исключительно древесными листьями. Он очень медлительный и большую часть суток спит или висит вниз спиной. По словам хозяйки на редкость добрый и покладистый зверёк, а весит всего два кг., меньше кошки.

Живёт у них дома, дети с ним с удовольствием возятся и играют, ну и туристам заодно показывают за малую денюжку. Полчаса непосредственного контакта с этим милым, забавным зверьком оставили в душе полный восторг и умиление. Даже бородатый француз расчувствовался, когда трёхпалый ленивец стал играть с его бородой своими когтями.

На далёкой Амазонке...

Посмотрели мы и быт настоящей амазонской деревни, которая стоит на земле, но в период высокой воды всё здесь затопляется, поэтому дома строят на сваях, а крыши кроют водонепроницаемыми листьями пальмы, которые сначала высушивают, а потом плотно сплетают.

Дети ходят в школу, женщины заняты по хозяйству, а мужчины — рыбной ловлей и строительством домов.

Все при деле. Вопиющей бедности замечено не было, в домах есть свет, вода, телевидение, интернет, всё очень пристойно.

Про Айяуаску

Многие европейцы специально едут на Амазонку, чтобы пройти обряд очищения Айяуаска. На реке стоит немало специальных центров этой самой Айауаски, куда люди приезжают на несколько дней, а то и недель и под руководством местных шаманов проходят этот обряд.

Суть его в принятии отвара из лианы и разных медицинских растений и трав амазонской сельвы, вызывающий галлюциногенный эффект, рвоту и тем самым очищение и обновление организма. Считается, что это напиток силы, способствующий очищению и исцелению от многих болезней. Несмотря на всякие побочные эффекты желающих испробовать его на себе очень много, центры Айауаски никогда не пустуют, шаманы без работы не сидят. Говорят, что во время церемонии пациенты могут видеть будущее, предчувствовать какие-то события и даже пережить собственную смерть и возрождение. Не знаю, безусловно, это очень небычный и интересный опыт, но я как-то не горела особым желанием подвергаться такой экзекуции с рвотой и галлюцинациями. Одним словом, очень на любителя.

Практическая сторона путешествия

Практическая сторона очень важна при подготовке к поездке на Амазонку. С собой в лодж нужно обязательно взять следующие вещи:

• Фонарик
  • Зарядку для батареек
  • Запасную батарейку для фотокамеры
  • Репелент с высоким содержанием DEET
  • Плащ-пончо от дождя (можно купить прямо в Икитосе)
  • Перекус в виде конфет, печенья и т. д.
  • Пару пустых бутылок для воды
  • Полотенце (обязательно, в лодже полотенца не дают!)
  • Купальник (хотя я им не воспользовалась ни разу)
  • Пару тонких хб рубашек с длинным рукавом (особенно пригодятся для прогулок по джунглям)
  • Несколько маек с запасом (из-за высокой влажности там ничего не сохнет, стирать не имеет смысла)
  • Длинные лёгкие брюки (2–3 пары)
  • Кроссовки
  • Сандалии (желательно непромокаемые)
  • Сланцы
  • Резиновые сапоги брать не нужно, их всем выдают бесплатно в самом лодже
  • Шляпу от солнца
  • Панамку или кепку для прогулок по лесу

По окончании тура принято оставлять чаевые гиду и персоналу. Не знаю точно, сколько надо оставлять, я одарила своего Рауля 30 солями. Вроде он остался доволен.

Три дня в лодже пронеслись, как одно мгновенье, и вот я уже прощаюсь со своими однокашниками и плыву обратно в Науту, а оттуда еду в Икитос. В результате я получила совершенно новый необычный опыт путешествия, познакомилась с самобытным экзотическим миром удивительной страны Амазонии, проверила себя на прочность, расширила свои представления о нашем Мире и реализовала свою давнюю мечту. Что ж, одной мечтой в моём списке стало меньше, будем мечтать дальше. Надеюсь, впереди — новые горизонты.

Продолжение моего Амазонского вояжа можно посмотреть здесь и здесь.