Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 7:13
Европа!!!

Икитос — Перу Июнь 2015

Начало здесь и здесь.

Мой амазонский вояж стремительно подходил к концу, и свой последний день в Икитосе мне хотелось провести по максимуму, чтобы потом не было мучительно больно за впустую потраченное время. А посему было принято мудрое решение ангажировать местного гида Росендо. Вообще-то я не люблю прибегать к услугам гидов, но в этот раз решила сделать это по нескольким причинам. Во-первых, ехать одной в Белен, где находится экзотический рынок и самобытный плавучий город совсем небезопасно. А во-вторых, достопримечательности, которые мне хотелось увидеть за один день хаотично разбросаны на значительном расстоянии вокруг Икитоса и чтобы успеть везде побывать нужно хорошо ориентироваться на местности. Да и озвученная Росендо цена за свои услуги, 30 долларов за весь день, вполне меня устроила, поэтому я решила не жадничать и полностью ему довериться. И ни на секунде не пожалела о таком своём решении, благодаря опеке перуанца я чувствовала себя защищённой и сэкономила массу времени.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

С раннего утра мы отправились на мототакси в Белен, куда из центра Икитоса можно доехать за 10 минут и всего 5 солей. Белен это один из районов Икитоса, знаменитый своим колоритным рынком и плавучими домиками. В народе его называют «Венецией Лорето», но это конечно сильно сказано, Венеция бы явно обиделась за такие сравнения. Белен — район бедный, неблагополучный, криминальный, о чём предупреждают все путеводители и форумы по Икитосу. Поэтому первым делом Росендо снял с меня пояс-кошелек, убрал его в рюкзак, а сам рюкзак перевесил мне на грудь. Не очень удобно, ведь на рюкзак пришлось водрузить камеру, зато безопасно и всё на виду. Мы оказались на рынке в воскресный день, и зрелище это, скажу я Вам, не для слабонервных.

Шум, гам, грохот тележек, водоворот покупателей, самые разные необычные запахи, вот составные части воскресного рынка в Белене. Рынок существовал как живой пульсирующий организм в формате абсолютного хаоса! Но в этом и прелесть, ведь в таких местах как раз и можно прочувствовать подлинный вкус и эссенцию народной жизни. Тем более я была под защитой своего проводника, охранаявшего меня, как цепной пёс.

И чего только не продают на этом рынке! Все самые типичные продукты Амазонии выставлены напоказ на прилавках, за которыми красуются колоритные торговки.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Одной речной рыбы здесь невероятное количество сортов.

Самая популярная рыба этой зоны Перу — пайче, я пробовала её в лодже и даже удивилась, насколько вкусное мясо у этой речной рыбы, сочное, белое и практически без костей. Рыбины это поистине огромные, достигают трёх метров в длину. Из пайче готовят всё, что угодно — севиче, варят, жарят и даже сушат и вялят.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Тут же всё чего-то жарят-парят на углях — бананы, кукурузу, рыбу, и конечно же предлагают самое популярное народное блюдо лос хуанес.

Блюдо это представляет собой завёрнутую в пальмовые листья массу из риса, кукурузы и курицы. Выглядит очень аппетитно, я даже хотела было попробовать, но увидев, как они его готовят, вымешивая эту кашицу грязными руками, не стала испытывать судьбу. Вообще, на этом рынке создаётся впечатление, что местные потребляют в пищу всё, что движется, растёт или плавает. Черепашек безжалостно отлавливают, разделывают и продают, это там в порядке вещей.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Совсем недорого, кстати, что удивительно, дешевле мяса. Копчёную свинину продают целыми тушами, прямо с копытцами.

Поразило огромное количество кур, как живых, так и разделанных.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

В Икитосе почему-то очень любят курицу, курятни (Pollerias) там буквально на каждом шагу, нигде больше не видела такой страсти к курам.

Табачные ряды, мясные, куриные, фруктовые — всё здесь чётко распределено и дифференцировано, для каждого продукта есть свой ряд.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Специи и приправы — конёк перуанской кухни, именно они придают ей неповторимый вкус. Благодаря ним народ разнообразит свой рацион и может питаться совсем недорого, в среднем семья из 5–6 человек может прожить на 100 долларов в месяц.

Очень интересно побывать в ряду медицинских трав и снадобий под названием Pasaje Paquito. Икитос имеет славу центра народной медицины Перу, поэтому здесь можно купить средства практически от любой болезни и недуга. Всякие медицинские растения, корни, кора деревьев, змеиный яд, галлюциногенные травы, всевозможные настойки — чего там только нет! Всё это дары Амазонии.

Почти везде предлагают средства для потенции и похудения, но здесь явно что-то не так, ведь местные дамы поражают своей бесформенной тучностью.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

В чём дело, спрашиваю у своего провожатого. Генетика у них такая, отвечает, ну и образ жизни не самый активный. Поела и в гамак, и так всю жизнь. А дети, как же, спрашиваю я опять, ведь они же требуют внимания. Ничего подобного, говорит Росендо, дети у нас сами по себе, причём с раннего младенчества, не мешают ни работать, ни отдыхать. Вот так и живут.

А дальше было самое интересное. Мы наняли лодку и отправились по каналам смотреть настоящую жизнь плавучей деревни Белен. Люди издавна живут здесь на воде в домиках на сваях.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

В сухой сезон вода опускается и вокруг одна сплошная грязь, в остальное время — повсюду вода. Удивительно и то, что во время высокой воды нижние этажи домиков обычно затопляются. Люди же реагируют на это дело совершенно спокойно и просто-напросто поднимают мебель и все вещи наверх, а потом, когда вода сходит, спускают обратно. Вся жизнь этих людей связана с рекой. Река для них и душ, и канализация, и купальня, и прачечная, и дорога. Самая главная проблема, это, безусловно, отсутствие канализации и как следствие антисанитария. Но так уж здесь издавна повелось. В домах есть телевидение, свет, интернет, но канализации нет и не предвидится. И никто на это не жалуется, привыкли.

В Белене все на лодках, даже дети, ловко управляющие вёслами.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Без каноэ здесь и не выжить, никуда не добраться. В посёлке есть всё, что нужно для жизни — школа, медпункт, водокачка, церковь, магазины.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Есть плавучие магазины с лодок, есть стационарные.

Плавая по каналам Белена можно подсмотреть преинтереснейшие бытовые сценки из жизни местных и получить представление об их образе жизни.

Жизни непростой, примитивной, подчас страшной на наш взгляд. Но, тем не менее, они вполне всем довольны и радуются такой жизни, лица взрослых и детей светятся улыбками, повсюду слышен смех. Люди с радостью позволяют себя фотографировать, машут руками с крылечек, приветствуют непрошенных гостей в лице туристов. Не за денежку, просто так. Вокруг царит на редкость доброжелательная атмосфера, что даже удивительно для такого неблагополучного района. Безусловно, местный климат играет им на руку, помогает выживать в таких условиях, ведь даже окна по большому счёту здесь не нужны, большинство домов имеет просто незастеклённые оконные проёмы.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Поразила и площадь этого водного района, наличие улиц, переулков. Мы плавали по каналам Белена больше часа, но увидели лишь его часть.

Вот таким образом за один час водной прогулки и 15 солей я получила массу самых разных впечатлений, увидела кусочек настоящей местной жизни, так непохожей на наш устроенный быт и подивилась доброжелательности этих людей. Ни на минуту не пожалела, что поехала, Белен на мой взгляд это главная достопримечательность Икитоса, дающая представление о его настоящей жизни и позволяющая погрузиться в народную среду. И, кстати, при всём том он довольно фотогеничный, несмотря на вопиющую бедность и неустроенность.

Закончив знакомство с человеческой комедией Белена мы отправляемся на встречу с животным миром. Следующим пунктом нашей программы стал Центр по спасению амазонских животных (Centro de Rescate Amazonico) в окрестностях Икитоса. Добраться туда проще всего на мототакси, что мы и сделали, ангажировав одного таксиста на весь оставшийся день и заплатив ему за 4 часа работы с ожиданиями 30 солей. Для иностранцев билет в центр стоит 20 солей, а сам визит длится около часа. Территория центра красиво оформлена и ухожена, есть детские площадки, участки дикого леса.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Главная фишка центра — манати или ламантины. Животные эти очень необычные, млекопитающие из отряда сирен или травоядных китов. По сути это морская корова, находящаяся на грани исчезновения. И действительно, мордой они напоминают обычную корову с грустными глазами, не зря их так прозвали.

Манати можно потрогать и даже покормить, то есть вступить с ними в непосредственный контакт. Я впервые видела такое необычное животное, осталась под впечатлением. Кроме манати в центре живут черепашки, нутрии и разные обезьянки. Мармозетки совсем крошечные, а шум от них невообразимый.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Всё время пищат, кричат, как будто возмущаются чем-то. Больше понравились беличьи обезьянки, очень прыткие, юркие, ловкие. Чего они только не вытворяли! Одна, особо активная, и бутылку с водой открывала, и в объектив мой вцеплялась, и на голову к туристам забиралась.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Практически ручные обезьянки, и внешний вид у них интересный, необычный.

Далее мы едем в туристический комплекс Кистокоча (Complejo turistico Quistococha). По сути, этот комплекс — три в одном. Он объединяет в себе зоопарк, пляжную зону и народные рестораны. Вход для иностранцев — 18 солей, по времени в быстром темпе прогулка занимает час — полтора, но при желании можно и целый день там приятно провести, сочетая животных, пляж, купание в лагуне и народную кухню. Здесь то я наконец смогла как следует рассмотреть амазонского розового дельфина. На Амазонке мы их видели, но пресноводные дельфины оказались настолько пугливыми, что близко к лодке не подплывали и из воды целиком не выпрыгивали. Только и видели, что их плавники. Заявленный как розовый дельфин оказался откровенно серым.

Оказывается розовыми они становятся с возрастом, а по молодости просто серые. Получается, что по своей сути, они самые настоящие генетические альбиносы. Дельфин в Амазонии животное особенное и очень почитаемое на уровне идола. С ним связаны легенды и мифы, его очеловечивают, ему поклоняются и идеализируют. Самая популярная на Амазонке легенда гласит о превращении дельфина в красавца мужчину, соблазнившего местную девушку, которая рожает от него не ребёнка, а дельфина. Вот такая трагическая история с розовым дельфином в главной роли.

Вся прелесть этого парка в том, что здесь в одном месте можно увидеть всех самых типичных представителей Амазонии — ягуара, пуму, тапира, анаконду, всевозможных обезьян и птиц.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

В этом его несомненная фишка. Ничего лишнего, только те звери, которые водятся в этой зоне. В этом парке моим фаворитом стал роскошный ягуар, тем более, что и отведенная ему территория напоминала настоящие амазонские джунгли и создавалось впечатление, как будто он разгуливает в своей естественной среде обитания.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Здесь же можно увидеть очень необычное дерево — так называемую шагающую пальму. Корни у неё настолько выступают из земли, что, кажется как будто она и вправду шагает. И названа она так не случайно. Шагающая пальма действительно может физически перемещаться, шагая по земле в сторону света.

Молодые побеги она выбрасывает в сторону лучшей освещенности, а старые кони постепенно отмирают. Как результат, пальма действительно передвигается в сторону света и солнца. Ну не чудеса ли, в самом деле?

В воскресенье лагуна и пляж были забиты местными, дети плескались в воде, молодежь отдыхала на берегу, семьи устраивали пикники на траве.

Весь антураж очень колоритный, выдержанный в народном духе. В целом комплекс понравился во всех отношениях, получила там удовольствие.

Из Кистокочи мы отправляемся в противоположную сторону, в порт Бельявиста-Нанай, а по дороге делаем остановку на ремесленном рынке Сан-Хуан. Для меня этот рынок был в первую очередь интересен большим выбором картин с пейзажами Амазонки.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

В результате была куплена приятная акриловая картинка с типичным амазонским пейзажем за смешные деньги, которая теперь красуется у меня дома на стене, навевая приятные воспоминания об этом путешествии. Кроме картин на рынке много деревянных поделок, украшений, тканей и расписных деревянных изделий. Выбор большой и разнообразный, гораздо лучше, чем в самом Икитосе. Расположен же рынок на полпути между Кистокочей и центром Икитоса.

Следующая наша цель — ферма бабочек с трудно произносимым названием Pilpintuwasi. Добраться туда можно только по воде из порта Нанай.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

В Нанае стало ясно, что время до закрытия фермы уже поджимало, поэтому мне пришлось арендовать лодку за 15 солей до деревни Падре Коча. Плыли мы по реке Нанай, это еще один приток Амазонки, любуясь по дороге красивыми отражениями и типичными амазонскими пейзажами.

Очень приятная двадцатиминутная речная прогулка получилась. Сама же ферма Pilpintuwasi расположена в очень красивом месте и вся утопает в тропической растительности.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Посетителей запускают по сеансам каждый час — с девяти до трёх. Мы как раз успевали на последний сеанс в 15.00. Билет стоит 20 солей, а гулять по ферме можно исключительно под руководством волонтёров. Кроме очень красивых бабочек

на ферме можно увидеть разных птиц и животных Амазонии. Интересно, что у каждого животного своя непростая история. Кого-то бросили хозяева, кто-то заболел, кого-то ранили на охоте, а кто-то просто прибился. Девочка-волонтёр, сопровождавшая нас по территории оказалась из Чехии, приехала в Южную Америку надолго и путешествует с остановками.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

После завершения волонтёрской работы на этой ферме, она собиралась продолжить своё путешествие по другим южноамериканским странам. Вот и еще одна модель длительных путешествий для молодёжи.

Самый красивый зверь на ферме это без сомнения оцелот по имени Харри.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Я вообще неравнодушна к кошачьим, а этот экземпляр являл собой просто что-то необыкновенное, один его перманентный макияж чего стоит! Говорят, что оцелоты обладают самой красивой окраской во всем животном мире. И правда, такое причудливое сочетание полосок, кружочков, пятен и разводов на его шкурке производит неслабое впечатление. Очень хотелось сфотографировать его без решётки, но как только я приближалась к клетке, он настораживался и готовился к прыжку. Агрессивный зверь, несмотря на свою красоту и миниатюрность.

Ягуар тоже был явно недоволен нашим вниманием, всё время рычал и оскаливался, даже во время кормления.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Подивились на красноликих обезьянок уакари, в Перу они называются Huapo Colorado.

Достаточно редкие обезьяны, очень дружелюбные и игривые существа, свободно разгуливают по всей территории фермы. Есть что-то трогательное в их лысых головках, так и хочется взять на руки, приласкать и пожалеть. Волонтёры запросто играют с ними, берут на руки. Устроили перед нами настоящий спектакль.

Попугаи Ара, туканы и ленивцы дополнили наши впечатления от посещения фермы.

По большому счёту, это приют для животных, организованный одной австрийкой по имени Гудрун. Что ж, благородная миссия, достоянная уважения.

Обратный путь от фермы к причалу лежал через деревню Padre Cocha. Вполне себе приличная деревня, разительно отличающаяся от Белена.

Нищетой здесь и не пахнет, домики выглядят вполне пристойно, местные сидят на улицах, дети играют на земле. Чувствуется покой и достаток. Девочки-волонтёры с фермы как раз и живут в этой деревне. И ещё отсюда открываются очень красивые виды на реку Нанай.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

В окрестностях этой деревни находится еще одна популярная туристическая аттракция — племена индейцев Бора, где ряженые индейцы устраивают для туристов представления с песнями-плясками и всё в таком духе. На мой взгляд, это пустая трата времени, искусственная театральщина, и ничего более. Поэтому я сразу же вычеркнула этот пункт из своей программы. Да и времени у меня всё равно уже не было.

Обратно по реке мы плыли в коллективной лодке вместе с местными жителями, всего за один соль.

Человеческая комедия и животные радости Икитоса

Особой разницы между отдельной лодкой и общей, откровенно говоря, я не прочувствовала. Единственный минус — общие лодки отправляются по мере их наполнения, то есть при лимите времени они не очень удобны.

Из Наная в Икитос вернулись на автобусе, вновь погрузившись в народную среду. Дёшево ( всего 1 соль) и интересно, в народной гуще, вот только долго из-за слишком частых остановок.

На этом мой амазонский вояж благополучно завершился, следующим утром я улетела домой.

Подводя итоги, хочу сказать, что путешествие это стоит особняком в моей коллекции. Во-первых, совершила я его в одиночку. Во-вторых, хватанула экзотики, побывала в одном из самых труднодоступных и удалённых мест на Земле. В-третьих, получила необыкновенный заряд сильнейших эмоций от контакта с местной фауной. Ну и в-четвёртых, пусть и слегка, но всё же погрузилась в народную среду, увидев подлинную жизнь обычных обитателей Амазонки. Вот так Амазонка приоткрыла передо мной свои двери и тут же их захлопнула. Ничего, не страшно, мне хватило и того, что я успела увидеть за эти дни. Знаю только одно, эти пять дней, проведённые там никогда не забудутся.

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм