Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Архангельская область — Россия Август 2014

С давних пор север Архангельской области называют Поморье, т. е. местность, прилегающая к морю. Здесь расположен и мой родной Архангельск. Вокруг города — кажущиеся бескрайними хвойные леса,

зеленые луга,

Храмы поморских деревень

а также сотни деревень и сел, многие из которых сохранили свой первоначальный облик.

Храмы поморских деревень

Когда-то почти в каждой деревне был свой приход, но двадцатый век уничтожил девяносто процентов церквей Поморья. Несмотря на это, в окрестностях Архангельска еще сохранились деревни, в которых можно увидеть подлинные образцы храмового строительства.

Храмы поморских деревень

На Севере в деревнях, как правило, строили погосты-тройники, т. е. две церкви (летняя и зимняя) и колокольня. (Летняя церковь имела самое богатое убранство и иконостас. Зимняя церковь была меньше по размерам, имела печь для отопления). Называется такой архитектурный ансамбль «Северный тройник». Подобных ансамблей в Архангельской области было около сотни, сейчас их не более пяти. К счастью, погостов-двойников, (состоящих из двух церквей), сохранилось больше. Такие погосты бывают полудеревянные (где одна церковь деревянная, а другая каменная) или деревянные.

В нескольких километрах от Архангельск расположены сёла: Рикасово, Ижма, Хорьково, в которых можно увидеть интересные погосты-двойники.

Сначала мы отправляемся в Рúкасово — одну из деревень древнего поморского поселения Заостровье.

река протекающая здесь, называется Заостровка:

Заостровье это «куст деревень», т. е. несколько деревень объединенных территориально. Каждая деревня строились, как правило, в одну улицу.

Храмы поморских деревень

По Заостровью проходят несколько автобусных маршрутов, идут они от Морского-речного вокзала Архангельска. От него до Заостровья около10 км. Из-за близости города, деревни уже довольно сильно застроены дачами.

Храмы поморских деревень

Однако в каждой сохранились и традиционные большие избы. Это дома-дворы, в которых под одной крышей находилась и жилая часть дома, и хозяйственная, где держали животных.

Погост в Рикасово — это девятиглавый деревянный Храм Покрова Божией Матери и каменная Сретенская церковь.

Храм Покрова — одно из немногих сохранившихся в Поморье деревянных сооружений XVII века. Его строительство было завершено в 1688 гоуд. Сейчас церковь на реставрации.

Храмы поморских деревень

Рядом располагается действующая пятиглавая каменная Сретенская церковь (1808—1827 гг.).

Храмы поморских деревень

Очень нестандартная архитектура для тех лет, больше похожая на классицизм. Возведение колокольни было закончено в 1854 году. Церковь Сретения Господня, одна из двух сотен в нашей стране, которая в годы Советской власти ни разу не закрывалась. И это не смотря на то, что в начале 1930-х годов, колокола были отправлены на переплавку, священники арестованы, отправлены в ГУЛАГ или расстреляны. В 1990-х годах был сделан капитальной ремонт церкви, при помощи благотворителей установлены новые колокола и сейчас это один из самых любимых храмов архангелогородцев и жителей близлежащих сёл.

По дороге к следующему погосту-двойнику, мы заезжаем в деревню Тойнокурье, чтобы посмотреть на восстановленный деревянный храм Георгия Победоносца.

Храмы поморских деревень

Когда-то здесь была одна из старейших церквей на территории Архангельской Епархии. Впервые о ней упоминалось в летописях 1587 году. Несколько раз церковь горела и возводилась вновь. Последний раз церковь уничтожил уже не пожар, а люди. В 1930-х годах советской властью храм был снесен. Несколько лет назад жители Тойнокурья и близлежащих сёл решили возвести на этом месте новый храм. И в 2004 году новая деревянная церковь была построена. Она имеет очень необычную архитектурную форму, больше похожую на деревянный терем.

Далее мы едем на правый берег Северной Двины, чтобы посмотреть деревянный погост-двойник в деревне Ижма.

Храмы поморских деревень

От Архангельска около 20 км., удобнее на машине, но и автобусы туда ходят. Деревня Ижма, сейчас уже больше напоминающая дачный поселок, распологается у крохотной речки с тем же названием:

Храмы поморских деревень

Ижемский погост состоит из Преображенской и Воскресенской церквей. Когда-то здесь был погост-тройник, состоящий из холодной церкви по имя Спаса Преображения, теплой церкви, построенной в конце XVII века (позже сгоревшей) и колокольни (сейчас она не существует).

Преображенскую церковь построили в 1679 году местные крестьяне. Она имеет уникальную объемную композицию. К сожалению, она не сохранилась до настоящего времени в первоначальном виде. Церковь реконструировали в XVII веке и в начале ХХ века.

Храмы поморских деревень

Сейчас это федеральный памятник истории и культуры.

Воскресенская церковь в Ижме была построена в 1887 году, как тёплый храм прихода. Это деревянная церковь, обшитая тесом. Когда-то она была пятиглавой, но в 1930-х её закрыли, венчания были сломаны и сейчас с трудом можно узнать в ней храм. В советские годы здание использовалось как сельский клуб и магазин:

Храмы поморских деревень

В заключение рассказа — полудеревянный погост в деревне Хорькóво. Дорога туда идет мимо музея деревянного зодчества «Малые Корелы», о котором я уже рассказывала на Туристере: (рассказ https://www.tourister.ru/responses/id_3677, альбом https://dualia1.tourister.ru/photoalbum/12525)

Храмы поморских деревень

Если вы не на машине, то доехать можно на рейсовых автобусах, следующих от Морского-речного или Железнодорожного вокзалов Архангельска.

Дорога проходит вдоль берега Северной Двины и виды очень живописные.

Храмы поморских деревень

У деревни Хорьково протекает речка Лявля, впадающая в Северную Двину, поэтому эту местность чаще всего называют просто Лявля:

Храмы поморских деревень

В состав полудеревянного погоста в Лявле входят две церкви — деревянная шатровая Никольская (1582 г.) и каменная Успенская (1805 г.).

Храмы поморских деревень

Лявля, как и Заостровье, это «куст деревень». Предположительно в XIV веке здесь появились поселения новгородцев. Местность здесь была удобна и для земледелия, и для морских промыслов, ведь выход в Белое море находится в нескольких километрах отсюда. В XIV веке в Лявле был основан Успенский монастырь. Одним из храмов святой обители и была деревянная Никольская церковь, которая вот уже более четырехсот лет стоит на этом месте. Её шатер виден издалека, и с шоссе, и с берегов Северной Двины и Лявли.

Никольский храм срублен из массивных брёвен. И сруб, и декор храма выполнены топором и теслом, без единого гвоздя. В XVIII–XIX веках церковь перестраивалась, в результате чего храм опустился на 2,5 метра, и теперь церковь будто растет из земли.

Храмы поморских деревень

Сейчас Никольская закрыта и является частью музея деревянного зодчества «Малые Корелы».

Рядом расположена Успенская церковь, построенная в 1804 году.

Храмы поморских деревень

Деньги на её постройку пожертвовал местный купец и судостроитель Андрей Харитонов. Церковь действующая, она полностью отреставрирована, ведутся лишь работу по благоустройству прилегающей территории.

Говорят, что иконы в этом храме мироточят.

С Лявлинского погоста хорошо виден Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь в соседней деревне Ершовка, основанный в 1994 году.

Храмы поморских деревень

Место для монастыря было выбрано не случайно. В годы становления советской власти здесь были многочисленные расстрелы ссыльных. Везти людей на Соловки было дорого и долго, их вывозили за пределы Архангельска и расстреливали. А на реке напротив деревни Ершовки было потоплено две баржи со священниками и монахами. На угоре, который в 30-е годы прошлого века стал полигоном для расстрела, монастырь возвел храм в честь новомученников российских.

Храмы поморских деревень

Храмы поморских деревень… такие похожие и разные, деревянные и каменные, старинные и новодельные, сколько в них света и в тоже время грусти… Но полного впечатления не было бы без окружающей их северной природы.

Виды с Лявлинского погоста проникают в душу, наполняя её умиротворением и спокойствием: под низким северным небом река разлилась до самого горизонта, на многочисленных островах зеленеют луга и леса, а на высоком берегу православный крест…