Турист Olga Oxenhorn (1968alga)
Olga Oxenhorn
была 19 апреля 14:46

Нючёпинг — Швеция Август 2014

Разработка маршрутов шла полным ходом, как вдруг я натыкаюсь на информацию о том, что именно Аланды входят в зону клещевого энцефалита. Эти подлые насекомы в местных лесах там просто кишмя кишат. Рекомендуется прививка. О-па! Отношения у меня с клещами очень и очень плохие. В той же Карелии, лет 25 назад я протаскала на себе почти сутки эту кровососущую тварь. Закончилось всё прерыванием похода, обращением в Скорую помощь и уколом против столбняка. Ну-ка, ну-ка, что пишут ещё? Ничего хорошего. В Швеции они тоже есть. Мысль об Аландах быстро улетучилась. А между тем, был уже июнь месяц — полтора месяца до отъезда. Билеты куплены до Стокгольма. Ну, что ж…остаёмся в Швеции. Надо выруливать новый маршрут.

Для начала решили выбрать место проживания. Это должен был быть небольшой городок, желательно с выходом к морю. На севере ничего не приглянулось. Все города какие-то унылые и безликие. Впрочем, как и на юге. Странная архитектура, хмурое небо. И всё же, остановились на городе под названием Нючёпинг. Вообще, произношение у шведов очень смешное. Они говорят даже как-то:" Нющёпинг». Ухо никак не улавливало незнакомый язык. Правда, надо отдать им должное — все, от мала до велика прекрасно владеют английским.

Выбор гостиниц в городе Нючёпинг был невелик, но привлекла одна, скорее своей ценой, такой, от которой глаза на лоб не вылезали. Нам обещали завтрак и ужин в виде шведского стола, прекрасный вид из окна и удобное расположение. Это нас очень устраивало. Итак, пять ночей в Нючёпинге были забронированы. На славный город Стокгольм мы отвели две ночи — не любим задерживаться в больших городах.

Прилетев в аэропорт Арланда поздно вечером, мы на бесплатном трансфере добрались до нашего первого ночлега и утром двинулись в Стокгольм на автобусе Flybussana. Расплачиваться в Швеции можно везде кредитными карточками, а в автобусе только ими. Наличные просто не принимаются. Правда их аппараты не всегда считывают иностранные карты, но об этом дальше.

Добравшись до Стокгольма по совершенно пустой трассе минут за 40, мы направились к пристани, что возле Ратуши, откуда планировали уплыть в королевский дворец Дроттингхольм. От автобусной станции до пристани совсем немного, минут двадцать хотьбы. Вообще, общественным транспортом в Стокгольме мы не пользовались, везде только пешком.

У викингов в гостях

Народу на пристани — видимо-невидимо! Очереди выстроились под палящим солнцем. Что ж так жарко-то? И это холодная Швеция? Я напихала полный рюкзак тёплой одежды! Вот и наш кораблик подали. Народ ринулся занять места на палубе, ну и мы за народом. Впоследствии выяснилось, что повезло тем, кому мест на палубе не хватило. Мало того, что солнце припекало сверху, так ещё и снизу стало как-то очень уж жарко. Просто сковородка какая-то. Теплоходикам-то лет по сто. На угольке, наверное, работают. Трубы дымят и коптят. Нас стал обгонять ещё один такой старичок, направляющийся в город Мариефред. Ту-ту-у-у! И наш ему отвечает: Ту-ту-ууу! И мы начали махать соседям, а они нам. Настроение улучшалось. Но с палубы мы вскоре сбежали вовнутрь. Там было гораздо прохладней.

Виды открывались изумительные! Плыли по огромному озеру Меларен, просто утыканному бесчисленными островками.

У викингов в гостях

Вот и дворец появился. Сказать, что он произвёл на нас сильное впечатление не могу. Очень скромен, как впрочем, и последующие, увиденные нами дворцы и замки Швеции. Скромны снаружи, скромны и внутри. Но, между тем, мы приятно провели там время, погуляли по королевскому парку — утки, лебеди, собаки, цапли.

Вернулись тем же путём — на древней посудине-душегубке. И к вечеру были в Нючёпинге.

От вокзала до нашего отеля было километра два. Пока шли по городу не встретили ни одного человека. Городок оказался очень симпатичным. Вроде бы и архитектура незамысловатая, а как-то всё так аккуратно, чистенько, прямо глаз радует.

У викингов в гостях

Поразило больше всего то, что прямо по городу бегают самые настоящие зайцы. Одного мы сначала приняли за кошку или собаку. А потом перстали удивляться. Они и бегают там, вместо кошек.

У викингов в гостях

А вечерами, сидя за ужином на террасе отеля, наблюдали за пролетающими с гоготом гусями. Ну, прямо как у Сельмы Лагерлёф. Только Нильса не хватало. И во всём чувствуется очень бережное отношение к природе. В этом отношении шведы просто молодцы.

На следующий день мы по плану поехали ещё в один королевский дворец — летнюю резиденцию Тульгарн. От Нючёпинга он совсем недалеко. Мы были единственными пассажирами в автобусе, к тому же аппарат отказался читать наши карты, и водитель довёз нас бесплатно! Дворец окружён чудесным парком, выходящим к заливу Балтийского моря. Однако, интерьеры дворца, пожалуй, ещё скромнее, чем в Дроттингхольме.

У викингов в гостях

Обратно шли пешком до железнодорожной станции с трудновыговоримым названием Вагнерёд или что-то подобное.

Следующий день был воскресеньем. По воскресеньям транспорт ходит в замедленном режиме — в час по чайной ложке. Далеко не уедешь. И мы поехали на залив, в деревню Навекварн. Нашли дикое местечко на берегу, купались и загорали. Погода стояла изумительная.

У викингов в гостях

А в понедельник пошёл небольшой дождик. Но он застал нас в поездке к замку Вадстена. Замок находится в небольшом и уютном городке с тем же названием на огромном, как море, озере Веттерн. Замок, первоначально называвшийся Веттерсборг, был заложен в 1545 году шведским королём Густавом Первым Васа. Замок огромный, окружённый со всех сторон водой. Экспозиция очень маленькая. Открыта для туристов, дай Бог, десятая часть.

После осмотра замка мы отправились в монастырь Святой Биргитты, которая и основала его аж в 1346 году. После смерти Биргитта была канонизирована. До сих пор она, восковая, украшает главный вход. Совсем, как живая. Даже страшновато.

На обратном пути очень бегло осмотрели ещё один маленький и чудесный городок с названием, в очередной раз ломающим язык — Скённинге. За правильность произношения не отвечаю. Вот такой огромный дядька стоит там возле городской Ратуши.

У викингов в гостях

И, наконец, наш последний замок. Грипсхольм. Жемчужина. Её мы оставили напоследок. По пути в замок, как всегда, задержались ещё в одном городке под названием Стрёнгнес. Вообще, эти милые шведские городки нас зацепили до глубины души. В каждом из них мы согласились бы провести остаток своих дней. На пенсии. Людей на улицах почти нет. Тишина, покой, чистота. Ну что ещё надо для счастливой старости?

Но вернусь к замку. Расположен он в городе Мариефред, что на озере Меларен. Том самом, по которому мы плыли в первый день в Дроттингхольм. Заложен Грипсхольм был неким рыцарем по имени Бу Йоннсон Грипа в 1380 году, а в 1526 перешёл во владение королю Густаву Васа.

У викингов в гостях

Ещё перед поездкой мы посмотрели фильм «Грипсхольм» о Курте Тухольском — немецком журналисте и писателе еврейского происхождения, который после прихода нацистов к власти эмигрировал в Швецию, где покончил жизнь самоубийством. Похоронен в Мариефреде, мы даже посетили его могилу. К Грипсхольму Тухольский не имеет никакого отношения, просто фильм снмимали частично в замке. Экспозиция замка на сей раз порадовала. Особенно понравился портрет царя Алексея. Повеяло чем-то родным сразу. Подарил его поверженным шведам сам Петруша наш Первый. Типа:«Помните и меня, и папу моего». И шведы ничего, помнят. Выставили портретик на обозрение.

Погуляли по Мариефреду. Собиралась гроза, но так и не собралась.

У викингов в гостях

На следующий день мы попрощались с Нючёпингом и приехали в славный город Стокгольм. Здесь нам предстояло провести ещё две ночи. Отель выбрали в самом центре, прямо, можно сказать у вокзалов. Очень удобно. Куда угодно можно было дойти пешком. Уже в 12 дня мы оставили вещи в отеле и пошли гулять по городу. Он сразу, как навалился — туристы, нищие-попрошайки, машины и велосипеды, велосипеды… Не любим мы большие города. После той, другой Швеции нас охватит какой-то ужас. Город нас просто задавил. И, тем не менее, за полдня мы обошли часть нового города и успели даже пройтись по Гамла Стану. Увидели смену караула у Королевского Дворца.

Народу — не протолкнуться. Такие колоритные личности попадались. Рука тянулась к фотоаппарату, но я стеснялась фотографировать незнакомых людей. Вдруг, не всем это нравится? Но иногда, незаметно, всё же щёлкала.

У викингов в гостях

А на следующий день почти бегом на Юргорден. Тишина, зелень, утки-гуси. Даже не верилось, что в самом центре города может быть такой рай. Прошлись по парку и — в музей под открытым небом Скансен, где гуляли до самого вечера, изучая культуру и быт Швеции.

И уже в сумерках сделали ещё один прощальный кружок по Гамла Стану.

Впервые за много лет мы по-настоящему отдохнули. Сами не ожидали, что Швеция станет для нас местом вот такого вот пассивного отдыха, без наших привычных маршрутов, протяжённостью в 20 километров.