Метро Лондона

0 0

Транспорт — одна из четырех сфер деятельности, находящихся в ведении мэра Лондона, который имеет ограниченные полномочия в отношении контроля ее финансовой составляющей, а также не может регулировать работу сети тяжелорельсового транспорта. При этом в ноябре 2007 года он стал отвечать за железную дорогу Норт Лондон (North London Railway) и несколько других линий, формирующих сеть пригородных железных дорог Лондонской надземки (London Overground). Для решения проблемы дорожных пробок и повышения безопасности перевозок на одной из самых разветвленных сетей общественного транспорта в мире (контролируемой государственной службой «Транспорт для Лондона») разработана серьезная инвестиционная программа, предусматривающая модернизацию транспортной системы перед Олимпийскими играми за 7 миллиардов £ (10 миллиардов евро). Лондон всегда считался городом с лучшей системой общественного транспорта.

Метро

«London Passenger Transport Board (LPTB)» («Транспорт для Лондона») управляет двумя железнодорожными сетями, не являющимися частью национальной железнодорожной сети — Лондонским метрополитеном (London Underground) и автоматизированной ДЛЖД, функционирующей в центральном, восточном и юго-восточном районах Лондона. «Транспорт для Лондона» также регулирует работу линии «Трэмлинк» в Кройдоне, соединяющей станции Уимблдон (Wimbledon), Нью-Эддингтон (New Addington) и Бекенхэм (Beckenham). Недостаток подземной и наземной железных дорог Лондона (а также дорожных сетей) — их радиальное направление от центра к пригородам.

Метро Лондона
Ежедневно услугами метро пользуются более 3 миллионов пассажиров.
© www.flickr.com

Лондонский метрополитен

Лондонский метрополитен (London Underground) (в разговорной речи — «Труба») — старейшая в мире сеть метро, введенная в эксплуатацию в 1863 году. Сеть метро состоит из 11 линий, большая часть которых соединяет пригороды с центром Лондона и обеспечивает перевозку пассажиров в центральные районы города (в том числе от главных железнодорожных вокзалов).

В большей степени Метрополитен обслуживает северные районы Лондона, что связанно с неблагоприятными характеристиками почвы, историческим соперничеством с наземными железными дорогами южных районов и исторической географией города, изначально располагавшегося к северу от Темзы. Южные районы Лондона обслуживаются, главным образом, наземными железными дорогами.

Лондонский метрополитен — сеть метро, обслуживающая большую часть Большого Лондона и соседние районы Эссекс, Хартфордшир и Бакингемшир в Великобритании. Его первый участок, открытый в 1863 году, стал частью первой подземной железнодорожной сети в мире, по которой с 1890 года впервые стали ходить электропоезда. Его обычно называют Подземка (Underground) или Труба. Название пошло от формы тоннелей, вырытых глубоко под землей.

Первые линии современного Лондонского метрополитена, построенные частными компаниями, в 1933 году. Линии метро стали частью интегрированной транспортной системы, после образования Лондонского совета по пассажирскому транспорту (London Passenger Transport Board (LPTB)), более известного под сокращенным названием: «Транспорт Лондона» (London Transport).

В 1985 году британское правительство объединило все подземные железные дороги в отдельную самостоятельную организацию London Underground Limited (LUL) («Лондон Андеграунд»). С 2003 года, эта организация является подразделением учрежденной специальным законом корпорации «Транспорт для Лондона», отвечающей за многие аспекты работы транспортной системы Большого Лондона и находящейся под контролем комитета и специального уполномоченного, назначаемого мэром Лондона.

Лондонская подземка является длиннейшим метрополитеном в мире (общая протяженность линий около 400 км) с самым большим количеством станций (270 станций).

Карта лондонского метро, с ее не соответствующим географическому расположению станций и цветовой маркировкой линий, считается эталонном картографии. Многие транспортные карты других стран мира созданы по ее подобию.

«Транспорт для Лондона»

В 2000 году вместо организации «Лондонский региональный транспорт» (London Regional Transport) была создана служба «Транспорт для Лондона», объединенное управление, отвечающее за транспортную систему Лондона. В июле 2003 года под ее контроль перешла компания «Лондон Андеграунд» (London Underground Limited).

Служба «Транспорт для Лондона», входящая в Совет Большого Лондона (Greater London Authority), является учреждённой специальным законом организацией, подчиняющейся муниципальному финансовому законодательству. В ее состав входят три филиала: «Лондон Транспорт Иншуренс (Гернси)» (London Transport Insurance (Guernsey) Ltd.), «Транспорт фо Лондон Пеншион Фанд Трасти Ко.» (TfL Pension Fund Trustee Co. Ltd) и «Транспорт Трэйдинг» (Transport Trading Ltd (TTL). Компания «Транспорт Трэйдинг» имеет шесть, находящихся в полной собственности, филиалов, одним из которых является «Лондон Андеграунд».

Правление «Транспорт для Лондона» назначается мэром Лондона, также определяющим структуру и размер платы за проезд в лондонском общественном транспорте. Однако повседневное управление корпорацией осуществляется специальным уполномоченным службы «Транспорт для Лондона» (в настоящее время — Питером Хенди (Peter Hendy)).

Мэр отвечает за разработку общей стратегии развития лондонского транспорта и за ее разъяснением между Советом Большого Лондона, руководством службы «Транспорт для Лондона», муниципальным советом и другими организациями, а также за распределение бюджета службы «Транспорт для Лондона». Совет Большого Лондона изучает и утверждает распределенный мэром бюджет. Также он имеет право потребовать от мэра и главных руководителей отчет о работе службы. «Лондон ТрэвэлУотч» (London TravelWatch) — подотчетный Собранию комитет, рассматривающий жалобы на работу лондонского транспорта.

Станции и линии

11 линий Лондонского метрополитена — линия Бейкерлоо (Bakerloo line), линия Сентрал, линия Серкл (Circle line), линия Дистрикт (District line), линия Хэммерсмит-энд-Сити, линия Джубили (Jubilee line), линия Метрополитен (Metropolitan line), линия Нортен, линия Пикадилли (Piccadilly line), линия Виктория (Victoria line), линия Ватерлоо-энд-Сити. До 2007 года существовала двенадцатая линия Ист-Лондон (East London line). ЕЕ закрыли на реконструкцию и планируют передать сети Лондонской надземки (London Overground) после открытия в 2010 году.

Метро Лондона
Станция Бейкер-стрит - старейшая остановка подземки в Лондоне
© www.flickr.com
НазваниеЦвет на схемеГод открытияТип тоннеляКоличество станцийКоличество пассажиро поездок в год (тысяч)
Линия Бейкеру Коричневая 1906 Глубокого заложения 25 104 000
Линия Сентрал Красная 1900 Глубокого заложения 49 199 000
Линия Серкл Желтая 1884 Мелкого заложения 27 74 000
Линия Дистрикт Зеленая 1868 Мелкого заложения 60 188 000
Линия Хэммерсмит-энд-Сити Розовая 1863 Мелкого заложения 29 50 000
Линия Джубили Серая 1979 Глубокого заложения 27 127 584
Линия Метрополитен Фиолетовая 1863 Мелкого заложения 34 58 000
Линия Нортен Черная 1890 Глубокого заложения 50 206 987
Линия Пиккадили Синяя 1906 Глубокого заложения 53 176 177
Линия Виктория Голубая 1968 Глубокого заложения 16 174 000
Линия Ватерлоо-энд-Сити Бирюзовая 1898 Глубокого заложения 2 9 616

В лондонском Метрополитене насчитывается 268 станций, соединенных железнодорожными путями; дополнительные шесть станций, располагавшихся на линии Ист-Лондон (East London line), обслуживаются заменившими подземку автобусами. Четырнадцать станций подземки находятся за пределами Большого Лондона, из них пять (Амершэм (Amersham), Чэлфонт-энд-Латимер (Chalfont & Latimer), Чешем (Chesham), Чорливуд (Chorleywood), Эппинг (Epping)) — за пределами Лондонской кольцевой магистрали M25. Из 32 пригородов Лондона 5 (Бексли (Bexley), Бромли (Bromley), Кройдон (Croydon), Кингстон (Kingston), Льюишем (Lewisham) и Саттон (Sutton)) не обслуживаются метрополитеном, а в Хэкни на окраине расположены только две станции — Олд Стрит (Old Street) и Мэнор Хауз (Manor House).

Линии Метрополитена бывают двух типов: мелкого заложения и глубокого заложения. Рельсовые пути линий мелкого заложения, вырытых открытым способом, проходят приблизительно на глубине 5 м. Линии глубокого заложения (тоннельные), прорытые с помощью бурового щита, пролегают на глубине около 20 м (хотя на некоторых участках глубина может значительно варьироваться), при этом каждая колея проходит в отдельном тоннеле. Диаметр таких тоннелей может доходить до 3,56 м, поэтому поезда должны иметь намного меньшие габариты, чем на наземных линиях. Линии обоих типов обычно выходят на поверхность за пределами центра города.

Тоннельные линии в основном автономные, а линии мелкого заложения входят в состав взаимосвязанной сети: каждая имеет общие пути как минимум с двумя другими линиями. Линии мелкого заложения устроены по системе Нью-Йоркского метро (New York City Subway), в котором разные «линии» также проходят по общим путям.

На Метрополитене используется подвижной состав, выпущенный в период с 1960 по 2005 год. Поезда на линиях мелкого заложения маркируются буквой (например, A Stock на линии Метрополитен), а на тоннельных линиях — годом выпуска (например, 1996 Stock на линии Джубили). На всех линиях действуют составы одного типа. В настоящее время разрабатываются поезда двух новых типов (2009 Stock для линии Виктория и S stock для линий мелкого заложения), при этом первым будет модернизирован состав A Stock линии Метрополитен. Ожидается, что эксплуатация новых поездов начнется в 2009 году. Помимо описанных выше электропоездов существуют инженерно-технические подвижные составы (например, грузовые и тормозные поезда), перед номерами которых ставятся цифры 1-3.

Метрополитен — одна из немногих четырех рельсовых сетей в мире. По дополнительному рельсу проходит обратный ток, поступающий от ходовых рельсов по третьему рельсу и верхним проводам.

Система охлаждения

Летом температура на некоторых участках Лондонского метрополитена может сильно повышаться из-за плохой вентиляции в его глубоких трубчатых тоннелях. В 2006 году во время жары в Европе в лондонском метро была зафиксирована температура 47°C. В метро можно увидеть плакаты, рекомендующие пассажирам брать с собой бутылку воды.

Плановая модернизация и расширение метро

В настоящее время запланировано большое количество работ по усовершенствованию Лондонского метрополитена. 27 марта 2008 года на линии Пикадилли открылась новая станция у 5 Терминала аэропорта Хитроу, которая стала первым новым участком Лондонского метрополитена с 1999 года. Каждую линию модернизируют с целью улучшения пропускной способности и надежности, внедряя систему компьютерной передачи сигналов и автоматического управления поездов, производя замену рельсов и реконструкцию станций и, где необходимо, вводя новый подвижной состав. В 2006 и 2007 годах проводились испытания системы охлаждения грунтовой воды на станции Виктория, целью которых была оценка практической осуществимости и эффективности внедрения данной системы в широком масштабе. На линии Ватерлоо-энд-Сити проводилось тестирование зоны действия мобильной сети, и оценивалась возможность расширения зоны охвата в остальной части подземки. Объединенная с метрополитеном сеть «Кроссрэйл» станет новым маршрутом передвижения через центр Лондона.

Линия Челси-Хэкни (Chelsea-Hackney line), которую планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году, будет соединять северо-восточные и южные районы Лондон, на многих участках пересекаясь с другими линиями и уменьшая на них пассажиропоток. Данный проект, впервые предложенный в 1901 году, в настоящее время находится в стадии разработки. В 2007 году линия была передана компании «Кросс Лондон Рэйл» (Cross London Rail Ltd), занимающейся прокладкой сети «Кроссрэйл». Таким образом, линия может стать частью как Лондонской подземки, так и Национальной железнодорожной сети.

Проект «Кроксли Рэйл» (Croxley Rail Link) предусматривает создание ответвления линии Метрополитен до станции Уотфорд Джанкшн (Watford Junction station) на заброшенных железнодорожных путях. Проект ожидает финансирования от Совета графства Хартфордшир (Hertfordshire County Council) и Департамента транспорта.

Мэр Лондона Борис Джонсон (Boris Johnson) рассматривает возможность удлинения Линии Бейкерло до Льюишема, поскольку в Южном Лондоне не хватает подземных линий.

Режим работы

Метрополитен работает не круглосуточно, за исключением Новогодних праздников и крупных общественных мероприятий (таких как «Пятидесятилетие правления королевы» в 2002 году и Церемония открытия и закрытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году). Это связано с тем, что на большинстве линий имеется только две железнодорожных колеи (по одной в каждом направлении), поэтому метро закрывают на ночь для проведения плановых технических работ. Обычно поезда ходят примерно с 4.30 до 1.30. В отличие от других метрополитенов лишь в нескольких пунктах лондонского метро проложены специальные пути, позволяющие поездам объехать участки, на которых производится техническое обслуживание.

Задержка движения поездов

За период с 17 сентября 2006 года по 14 октября 2006 года было зафиксировано, что 211 поездов отстали от расписания более чем на 15 минут. Пассажиры имеют право на возмещение потраченных средств, если их поезд задержался на 15 или более минут по вине службы «Транспорт для Лондона».

Доступность для инвалидов

При строительстве большей части сети совершенно не учитывалась ее доступность для людей, имеющих проблемы с передвижением, поэтому многие старые станции не оборудованы приспособлениями для перемещения инвалидов. Современные станции спроектированы с учетом потребностей инвалидов, но переоборудование старых станций считается слишком дорогой и технически сложной операцией. Даже на тех участках, где уже установлены эскалаторы или лифты, часто имеется лестница между лифтом (или эскалатором) и платформами.

На большей части наземных станций имеется как минимум короткая лестница перед входом в метро, и практически на всех подземных станциях пассажирам приходится пройти по лестнице или воспользоваться одним из 410 эскалаторов сети. Также в метро есть несколько длинных переходов и дополнительных лестниц, которые необходимо преодолеть, чтобы добраться до платформы. Аварийная лестница на станции Ковент-Гарден (Covent Garden) имеет 193 ступеньки, поэтому пассажирам советуют пользоваться лифтом, так как передвижение по лестницам может быть опасным.

Все эскалаторы на станциях подземки изготовлены на заказ, некоторые из них являются самыми длинными в Европе. Самый длинный эскалатор находится на станции Энджел (Angel station), длина — 60 м, вертикальный подъем — 27,5 м. Он работают 20 часов в сутки, 364 дня в год, при этом могут перевозить до 13 000 пассажиров в час. В соответствии с общепринятыми нормами и знаками метрополитена люди на эскалаторах подземки должны стоять на правой стороне, чтобы не мешать тем, кто идет слева.

Служба «Транспорт для Лондона» выпускает карту с указанием доступных для инвалидов станций, а с 2004 года на схемах линий станции метро без лестниц обозначены изображением инвалидного кресла. Расстояние между платформой и поездом иногда доходит до 300 мм. Только на линии Джубили станции полностью доступны для инвалидов.

Служба «Транспорт для Лондона» планирует к 2020 году создать сеть, состоящую более чем из 100 полностью доступных для инвалидов станций (недавно построенных или реконструированных), в которую будут также входить некоторые пригородные станции с хорошим доступом, а также узловые модернизированные станции. В качестве узловых выбраны удаленные друг от друга станции с самым интенсивным пассажиропотоком, чтобы большая часть поездок совершалось без необходимости преодолевать лестничные пролеты.

Перегруженность метрополитена

Многолетняя проблема перегруженности метрополитена (особенно в утренние и вечерние часы пик) уже стала привычным делом для большинства жителей пригородной зоны. На станциях с самым интенсивным пассажиропотоком Кэмден Таун (Camden Town) и Конвент Гарден в определенные часы вводится ограничение доступа. С целью решения проблемы перегруженности некоторые станции были реконструированы, в результате чего, остались только две станции (Клэфэм Коммон (Clapham Common) и Клэфэм Норт (Clapham North) на линии Норт) с одной узкой платформой, по бокам которой проходят рельсы. При очень большом скоплении народа (например, во время футбольных матчей) Транспортная полиция Великобритании (British Transport Police) может контролировать пассажиропоток на метрополитене.

24 сентября 2007 года станция метрополитена Кингз-Кросс была полностью закрыта из-за «большого скопления пассажиров». В часы пик некоторые станции или полностью закрываются, или «работаю только на выход». В другие часы поезда просто не останавливаются на переполненной пассажирами станции и идут на следующую ближайшую станцию, расположенную в пределах шаговой доступности. При сильном скоплении пассажиров на некоторых станциях иногда на какое-то время закрывают турникеты, чтобы ограничить проход пассажиров к платформам.

Безопасность

В подземке, услугами которой ежегодно пользуется около миллиарда пассажиров, достаточно редко происходят несчастные случаи. На каждые 300 миллионов поездок приходится один несчастный случай со смертельным исходом. Пассажирам постоянно напоминают о промежутке между платформой и поездом, а также просят не заходить за желтую линию. Небольшое количество несчастных случаев вызвано большим скоплением людей на платформах, поэтому в часы пик персонал метро следит за платформами и переходами, закрывая вход в метро в случае давки.

В метро большинство несчастных случаев со смертельным исходом происходит в результате попытки самоубийства. На многих станциях линий глубокого заложения под путями, имеются дренажные углубления для стекающей с платформ воды, которые позволяют избежать смерти или серьезных травм пассажирам, упавшим на рельсы перед движущимся поездом.

Необслуживаемые районы

Шесть из 32 пригородов Лондона не обслуживаются Метрополитеном. Пять из них (Бексли, Бромли, Кройдон, Кингстон и Саттон) расположены к югу от Темзы. Такое отсутствие линий и станций иногда объясняется неблагоприятным ландшафтом, представляющим собой один большой водоносный пласт. Также это связано с тем, что в период крупномасштабного строительства метро в начале XX века юг Лондона уже хорошо обслуживался эффективно работающими электрифицированными пригородными линиями: Железной дороги Лондон-юго-запад (London and South Western Railway), Железной дороги Лондон-Брайтон-Южное побережье (London, Brighton and South Coast Railway) и Железной дороги Юго-Восток-Чэтэм (South Eastern and Chatham Railway). Пригородное движение было необходимым условием поддержания рентабельности южных железных дорог, тогда как железные дороги на севере и западе использовались для осуществления перевозок на большие расстояния (более выгодных и не подверженных кратковременным транспортным перегрузкам, свойственным пригородному движению). При этом пригородные перевозки препятствовали междугородним перевозкам и требовали существенных инвестиций в развитие инфраструктуры без возмещения вложенных средств.

Шестой необслуживаемый пригород — Хэкни (если не учитывать станции Мэнор-Хауз и Олд-Стрит на его окраине), в котором ходят поезда Лондонской наземки (новой железной дороги, построенной по принципу метро и проходящей по железнодорожной линии Норт Лондон (North London Line)). Вместе с линией Ист-Лондон (когда ее новый участок откроется в 2010 году) она сформирует почти кольцевую железную дорогу вокруг Лондона.

Поезда Лондонского метрополитена или Национальной железной дороги не ходят на большом участке Внутреннего Лондона в районах Кэмбервелл (Camberwell) и Уолуорт (Walworth), хотя были планы расширить линию Бейкерлоо до Кембервелла. На другом большом участке, в Челси, появится линия метро Челси-Хэкни (Chelsea-Hackney Line), которая, возможно, будет проходить через Клэфэм Джанкшн (Clapham Junction), крупный государственный железнодорожный узел, в настоящее время изолированный от сети метро.

Международные сообщения

Метрополитен обслуживает национальные и международные рейсы Аэропорта Хитроу, а также станцию Сент-Панкрас Интернэшнл (через станцию метро Кингз-Кросс Сент-Панкрас) железной дороги «Евростар», соединяющей Великобританию с материковой Европой через тоннель под Ла-Маншем.

Электрификация

Метрополитен — одна из немногих четырех рельсовых сетей в мире. По дополнительному рельсу проходит обратный ток, поступающий от ходовых рельсов по третьему рельсу и верхним проводам. На Метрополитене третий рельс, с верхним токосъемом, расположен около путей, а четвертый рельс — с верхним токосъемом — между ходовыми рельсами.

Большая часть линий глубокого заложения проходит в покрытых чугуном тоннелях. При использовании третьего рельса необходимо, чтобы обратный ток проходил через один (заземленный) путевой рельс.

Другое преимущество четырех рельсовой системы в том, что два путевых рельса отведены исключительно для многочисленных рельсовых цепей.

На наземных участках линий метро четырех рельсовая система используется только с целью создания сквозного сообщения с тоннельными линиями, так как с технической точки зрения ее применение ничем не обосновано.

На тех наземных участках метро, где ходят поезда Национальной железной дороги, использующей трех рельсовую систему, четвертый рельс соединен с путевыми рельсами (заземлен), а на третий рельс подается напряжение 630 В.

Новые участки линий и новые станции

  • Линию Бейкерло могут продлить до Уотфорд Джанкшн от ее нынешней конечной остановки Хэрроу-энд-Велдстоун (Harrow & Wealdstone). Хотя проект является частью Стратегии транспортного развития до 2025 года (Transport 2025 strategy), более точная дата его осуществления не называется.
  • Cлужба «Транспорт для Лондона» и Совет графства Хартфордшир планируют соединить ветку линии Метрополитен, идущую до станции Уотфорд, с заброшенной станцией Национальной железной дороги Кроксли Грин (Croxley Green), расположенной между населенным пунктом Кроксли Грин и заброшенной станцией Уотфорд Вест (Watford West). Вместо Кроксли Грин будет построена новая станция Эскот Роуд (Ascot Road), станцию Уотфорд Вест полностью реконструируют, а станцию Уотфорд (на линии Метрополитен) закроют. Таким образом, метро вновь появится в центре Уотфорда рядом с крупной железнодорожной станцией Уотфорд Джанкшн. Новый участок планируют ввести в эксплуатацию в 2011 году, хотя в настоящее время не хватает средств для проведения работ, и нет разрешения на планировочные работы.
  • 22 декабря 2007 года линия Ист-Лондон была закрыта для проведения работ по ее расширению на север (от станции Уайтчепел (Whitechapel) вдоль старого виадука Брод Стрит (Broad Street) до Далстона (Dalston), затем вдоль железнодорожной линии Норт Лондон до станции Хайбери-энд-Ислингтон (Highbury & Islington)) и юг (до станций Вест Кройдон (West Croydon), Кристал Пэлэс (Crystal Palace) и Клэфэм Джанкшн). Эта линия, которую откроют в 2010 году (ветку до станции Хайбери-энд-Ислингтон — в 2011 году) станет частью новой лондонской наземной железнодорожной сети (не подземки), но при этом останется под управлением службы «Транспорт для Лондона».

Модернизация линий

С целью улучшения пропускной способности и надежности метрополитена все линии модернизируют, внедряя системы компьютерной сигнализации и автоматического управления поездом, осуществляя замену путей и реконструкцию станций, а также, где необходимо, вводя в эксплуатацию новый подвижной состав.

  • В 2007 году начались работы по внедрению подвижного блока сигнализации и автоматической системы управлением поездом на линии Джубили, которые планируют завершить к 2009 году. Затем к 2012 году планируется провести такую же модернизацию на линии Нортен. В настоящее время на обеих линиях ходят современные поезда.
  • С 2009 года на линии Виктории будут ходить новые более вместительные и более быстрые поезда серии 2009 Stock. Как только спишут старый вагонный парк, в эксплуатацию будет введена новая система автоматического управления поездом. Таким образом, в 2013 году, когда все работы по модернизации будут закончены, частота рейсов поездов увеличится с 28 в час до 33 (в среднем примерно 1 поезд каждые 1 минуту 40 секунд).
  • С 2009 по 2015 год на линиях Метрополитен, Хэммерсмит-энд-Сити, Серкл и Дистрикт синхронно введут в эксплуатацию новые поезда серии S Stock. Они будут иметь межвагонные переходы (повышающие безопасность пассажиров), систему рекупертивного торможения, а также улучшенную систему ускорения и торможения, позволяющую увеличить частоту рейсов поезда. Последними будут заменены 75 недавно отремонтированных поездов линии Дистрикт. Все поезда, с шестью вагонами, заменят поездами с семью вагонами, как только будут закончены все необходимые работы по удлинению платформы.
  • К 2014 году на линии Пикадилли и к 2020 году на линии Бейкерлоо будут пущены новые поезда и проведены другие работы по модернизации.

Программа модернизации линии Ватерло-энд-Сити (без системы автоматического управления поездом) и линии Сентрал практически завершена.

Другие проекты

  • В настоящее время проводится полная реконструкция наземных и подземных сооружений станции Шепардз Буш (Shepherd’s Bush) на линии Сентрал.
  • На станциях Виктория и Кингз-Кросс Сент-Панкрас появятся новые более просторные переходы и дополнительный кассовый зал.
  • С июня 2006 года на станции Виктория в течение года будет проводиться испытание системы охлаждения грунтовой воды. В случае успеха, подобные испытания проведут на 30 других станциях линий глубокого заложения. Администрация метрополитена советует пассажирам брать в поездку бутылку воды. В тоннелях линий мелкого заложения избыточное тепло рассеивается лучше, а в поездах серии S Stock будут установлены кондиционеры.
  • 15 марта 2007 года было объявлено о начале тестирования зоны охвата мобильной сети на линии Ватерло-энд-Сити. Испытание начнется не раньше апреля 2008 года, когда связь появится на платформах станций Ватерлоо и Бэнк. После этого зона охвата будет распространяться на тоннель между этими двумя станциями. Во время испытания будет изучаться возможность расширения зоны охвата в остальной части подземки.
  • Сеть «Кроссрэйл», не являющаяся частью Лондонской подземки, станет новым, объединенным с метро маршрутом, проходящим через центр Лондона.

Художественное оформление и вклад в искусство

Созданная службой «Транспорт для Лондона» схема метро и логотип в виде круга, знаком каждому жителю Лондона, почти всем англичанам и многим иностранцам.

Служба «Транспорт для Лондона» получила лицензию на продажу одежды и аксессуаров с изображением ее графических элементов и подает в суд в случае несанкционированного использования ее торговых марок и изображения схемы метро. Однако эмблема лондонского метро постоянно нелегально используется во всем мире.

Схема

Метро Лондона
Схема над дверями вагона
© www.flickr.com

Первые схемы представляли собой обычные карты улиц с наложенными на них линиями метро. Они были довольно сложны для визуального восприятия и ориентировки в пространстве, поскольку центральные станции располагались намного ближе друг к другу, чем отдаленные.

Для современной стилизованной схемы лондонского метро, созданной в 1933 году на основе карты инженера-электрика Гарри Бека (Harry Beck), характерно схематическое негеографическое расположение станций и цветовое обозначение линий, так как была скомпонована по принципу электрических схем.

Теперь эта схема считается классической, поэтому карты многих крупных городских железнодорожных и автобусных сетей мира построены по такому же принципу.

Эта схема часто упоминается в британской культуре. Например, часто используются названия станций, особенно в лондонской рекламе продуктов и услуг, не имеющих никакого отношения к метро.

Эмблема в виде круга

Метро Лондона
Эмблема лондонского метро
© www.flickr.com

Достаточно сложно объяснить происхождение эмблемы в виде круга, которую сначала называли «бычий глаз» или «цель». В системе лондонского транспорта она впервые появилась в XIX веке, как логотип омнибусной компании «Лондон Дженерал Омнибус Компани» (London General Omnibus Company), представлявший собой круг с полосой в центре, на которой было написано слово GENERAL. С 1908 года его стали использовать на метрополитене, чтобы выделить названия станций на платформах. Красный круг с надписью «UNDERGROUND» на пересекающей его синей полосе, быстро стал логотипом компании. В 1919 году эмблема была модифицирована Эдвардом Джонстоном (Edward Johnston).

Круглые эмблемы лондонской подземки можно увидеть при входе на станцию и на платформах в тех местах, которые лучше всего видны пассажирам железнодорожных поездов.

Эмблема в виде круга долгое время использовалась для обозначения автобусной сети и метро. Когда они перешли в ведение службы «Транспорт для Лондона» ее стали наносить на транспортные средства других сетей (такси, трамваи, поезда ДЛЖД и т.д.). Со временем эмблема в виде круга стала одним из символов Лондона.

Оплата проезда

Плата за проезд в Метрополитене рассчитывается на основе зональной системы Travelcard, созданной службой «Транспорт для Лондона». Большой Лондон разделен на 6 зон: Зона 1 (Zone 1), ограниченная линией Серкл (Circle line), находится в самом центре города, а Зона 6 (Zone 6) — самая удаленная от центра (в ее пределах расположен Лондонский аэропорт Хитроу). Станции линии Метрополитен, распложенные за пределами Большого Лондона, находятся в Зонах 7-9.

В Зонах 7-9 системы Travelcard также находится линия Юстон-Уотфорд Джанкшн (Euston-Watford Junction line) (часть Лондонской наземки) до станции Уотфорд Хай Стрит (Watford High Street). Станция Уотфорд Джанкшн (Watford Junction) находится за границей этих зон, поэтому проезд до нее оплачивается по специальному тарифу.

Оплатить проезд можно в билетных кассах (некоторые из них работают только в определенное время) или с помощью доступных в любое время билетных аппаратов. Некоторые из них принимают только монеты и выдают только определенные билеты, другие (с сенсорным экраном) обычно дают сдачу и принимают монеты, банкноты, а также основные кредитные и дебетовые карты. Некоторые, более современные, аппараты принимают только пластиковые карты.

Недавно служба «Транспорт для Лондона» ввела в обращение карту Oyster, смарт-карту со встроенным бесконтактным чипом с радиочастотной идентификацией (RFID chip), на которую пассажиры могут внести определенную сумму денег для последующей оплаты проезда. Как и проездные Travelcard их можно использовать для оплаты проезда на метрополитене, автобусах, трамваях и ДЛЖД. Карты Oyster намного дешевле в эксплуатации, чем кассовые билеты и устаревшие магнитные карты Travelcard, поэтому Метрополитен поощряет их использование, существенно снижая стоимость оплаченного с помощью них проезда. Билеты Travelcard на основе карт Oyster можно использовать на всех участках Национальной железной дороге, расположенных в пределах Лондона. На ограниченном количестве маршрутов действует система «оплата при входе» («pay as you go»).

Туристы и другие приезжие, не передвигающиеся на транспорте в утренние часы пик, на любой станции метро могут приобрести однодневный проездной (day travelcard) стоимостью около 5,50 £, позволяющий без ограничений перемещаться по метрополитену с 9:30 до конца дня. В некоторых случаях намного выгоднее приобрести такой проездной, учитывая, что стоимость одной поездки в метро может доходить до 5 £. Также можно купить проездные на несколько дней.

  • Кассовые билетные аппараты (Ticket Office Machines (ТОМ)): аппараты, установленные в билетных кассах. Прежние специализированные аппараты теперь заменили компьютерными. Первый аппарат на станции обозначается цифрами 01, все последующие пронумерованы в дальнейшем порядке.
  • Автомат для оплаты проезда по распространенным маршрутам (Few Fare Machines (FFM)). Билетный автомат с десятью кнопками, позволяющий оплатить проезд только по самым распространенным маршрутам, отходящим от данной станции. Машины не принимают кредитные или дебетовые карты и пронумерованы от 10 и выше.
  • Автомат для оплаты проезда по всем маршрутам (Multi Fare Machines (MFM)). Билетные автоматы с сенсорными экранами для оплаты проезда во всех направлениях Лондонской подземки, позволяющие приобрести широкий диапазон билетов и проездных Travelcard. Нумерация начинается от 30.
  • Автомат «Убийца очередей» (Queue Buster Machines (QBM)). Более маленькие, вмонтированные в стену автоматы с сенсорным экраном, установленные первоначально на станциях Зоны 1, а впоследствии и на других участках метрополитена. Они принимают кредитные и дебетовые карты, и не принимают наличные деньги. Машины имеют номера: 36, 37, 38 или 39.
  • Усовершенствованные автоматы для оплаты проезда (Advance Fare Machines (AFM)). Автоматы с сенсорным экраном. Они представляют собой усовершенствованные автоматы Fewfare с функциональными возможностями аппаратов Multifare. Нумерация от 29 в сторону убывания (если возможно).
  • Автоматы FFM и MFM дают сдачу, но только MFM принимают бумажные деньги. Билеты из TOM, FFM и MFM идентичны и отличаются только номером окна/автомата, а билеты из QBM имеют немного более четкую печать и немного другой шрифт. В автоматах QBM используется тепловая печать, а в остальных ударная.

В результате, при зональной системе оплаты проезда на билетах в один или оба конца вместо названия станции назначения указывается 11-значное сокращенное название станции выдачи

Типы проездных документов

Проезд в метро можно оплатить с помощью проездных документов, которые можно приобрести в Лондонском метрополитене и билетных кассах службы «Транспорт для Лондона»:

Тип проездного документаБумажныйOysterДля использования в любое время, кроме часов пикПримечание
Билет в один конец Да Да Да (на основе смарт-карты Oyster) По бумажным билетам поездка обходится дороже всего
Проездной Travelcard на целый день Да Нет Да Максимальная стоимость дневного проезда по карте Oyster на 50 пенсов меньше стоимости travelcar
Проездной Travelcard на 3 дня/td> Да Нет Да  
Проездной Travelcard на 7 дней Нет Да Нет Бумажные проездные Travelcard на 7 дней можно приобрести на станциях Национальной железной дороги.
Проездной Travelcard на месяц Нет Да Нет  
Проездной Travelcard на год Нет Да Нет  

Подробную информацию о приобретении и стоимости проездных документов можно получить на сайте службы «Транспорт для Лондона»

Штраф за безбилетный проезд

На станциях Метрополитена пассажиров контролируют работники метро, наблюдающие за прохождением через автоматические турникеты, а также одетые в форму или в штатское, контролеры с переносными устройствами, считывающими информацию с карт Oyster. Пассажиры, не имеющие действительного в течение всей поездки билета, будут вынуждены заплатить штраф в размере 50 £ (или 25 £ при оплате в течение 21 дня). Также их могут отдать под суд за уклонение от оплаты проезда, в соответствии с Законом о правилах проезда по железной дороге от 1889 года (Regulation of Railways Act 1889) и приговорить к уплате штрафа до 1 000 £ или трехмесячному лишению свободы. Владельцы карт Oyster, предварительно оплатившие проезд, но не приложившие карту к турникету в начале поездки, на выходе должны будут внести максимальную плату за проезд (4 или 5 £). Кроме того, владелец карты Oyster, не коснувшийся турникета в начале поездки и пойманный контролером во время переезда, будет обязан заплатить штраф в размере 50 £ (25 £ при оплате в течение 21 дня). При этом им не придется вносить максимальную плату за проезд в 4 £, поскольку инспектор прикрепит к их карте «выходной талон» (exit token).

Хотя в соответствии с Правилами перевозки пассажиров (Conditions of Carriage) проездные Travelcard необходимо прикладывать к турникетам в начале и конце поездки, все пользователи карты Oyster, имеющие действующий в течение данного периода проездной Travelcard, не обязаны платить штраф, если не коснулся турникета при входе. Ни Правила перевозки пассажиров, ни Статья 17 Закона Совета Большого Лондона от 1999 года (Schedule 17 of the Greater London Authority Act 1999), регламентирующая порядок и сроки уплаты штрафа за безбилетный проезд, не позволяют взимать штраф за безбилетный проезд с пассажира, который уже внес соответствующую плату за проезд.

Кассы

В 2006 году после введения в обращение карт Oyster Лондонский метрополитен начал программу, предусматривающую сокращение часов работы и ликвидацию касс, а также переведение кассиров на другие должности. В 2007 году планируется продолжить осуществление программы.

Станции, на которых нет касс:

  • Чигвел (Chigwell),
  • Грандж Хилл (Grange Hill),
  • Роудинг Вэлли (Roding Valley),
  • Апминстер Бридж (Upminster Bridge),
  • Тейдон Боис (Theydon Bois)
! Нашли неточность? Сообщите нам.

Бронирование отелей
в Лондоне

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.