Япония

Япония

164 туриста были здесь
Частные гиды в Японии
20 гидов и 120 экскурсий на любой вкус ждут вас в Японии
–0.0025
Валюта — Японская иена (¥)
JPY 0.60RUB
Токио

Япония (日本, Нихон, Ниппон), официально «Нихон коку», «Ниппон коку» (日本国) — страна в Восточной Азии, расположенная на островах Японского архипелага в Тихом океане, восточнее России, Китая, Северной и Южной Кореи. Японию омывает Охотское море на севере, Японское море на западе и Восточно-Китайское море на юге. В стране, занимающей площадь 377 944 км², проживает 126 400 000 человек (данные 2011 года).

Японский архипелаг состоит из 6852 островов, крупнейшими среди которых являются Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — их территория составляет 3/5 всей площади Японии. Наивысшая точка страны — гора Фудзи, действующий вулкан.

Японцы называют свою страну «Ниппон» или «Нихон» (日本), причем первый вариант — официальный (денежные купюры, почтовые марки и т. д.), второй — бытовой. Себя самих жители Японии именуют «нихондзин» (日本人), а свой язык — «нихонго» (日本語). Название «Страна восходящего Солнца» появилось потому, что «Нихон» в буквальном переводе означает «источник (родина) Солнца», так называли Японию китайцы в переписке с японским императором в период Нара. До этого страна называлась «Ямато» (大和), или Ва (倭) и Вагоку (倭国).

Согласно результатам археологических исследований первые люди на Японском архипелаге появились в период позднего палеолита. Население древней Японии занималось охотой, рыбалкой и собирательством, — этот период истории называется Дзёмон (11000 год до н. э. — 300 год до н. э.), по общему названию найденных при раскопках глиняных изделий того времени.

Следующим периодом в истории Японии стал период Яёй (300 год до н. э. — 250 год н. э.), когда в стране получила распространение сельскохозяйственная и ремесленная деятельность — из Кореи и Китая были завезены рисовые культуры (примерно в 100 году до н. э.), пришло кузнечное дело. В связи с этим появилось социальное разделение общества, и части страны стали объединяться. Название этому периоду также дали археологические находки — глиняные изделия, датируемые той эпохой.

Период Кофун (названный так по имени возводившихся для погребения правителей курганов «кофун»), начавшийся примерно в 400 году, ознаменовался тем, что страна объединилась под властью императора из племени Ямато. Также росло влияние Китая и Кореи, поскольку Япония владела небольшой частью корейской территории (до 662 года).

Со временем вся политическая власть в стране перешла в руки клана Сога, император же остался в роли религиозного лидера синтоизма. Буддизм появился в Японии в 538–552 годах, новую религию поддержал правящий класс, вскоре сделав её государственной религией. Буддизм в Японии до сих пор мирно сосуществует с исторической религией — синтоизмом, а также с пришедшими несколько позже из Китая и Кореи даосизмом и конфуцианством.

Будокан и пруд с лотосами

С 645 года по XI век в Японии правил аристократический клан Фудзивара, после чего к власти пришли самураи и провели знаменитые реформы Тайка: система государственного и административного устройства была реорганизована по китайскому образцу, земли выкупило государство и разделило их между крестьянами. Период между 710 и 1185 годами называется эпохой Нара и Хэйян, поскольку в 710 году в городе Нара была основана первая японская столица. Вскоре влияние новых буддистских монастырей в Наре возросло настолько, что император в целях сохранения власти вынужден был перебраться в Hагаока, а в 764 году в Хэйан (Киото), остававшийся столицей на протяжении следующей тысячи лет. В этот период отмечался рост национального самосознания.

С XII по XIV век (эпоха Камакура) Японию разрывала борьба за власть между различными кланами и междоусобные военные и религиозные конфликты между буддистскими монастырями. Император и остатки правительства в Киото практически полностью потеряли власть над страной. Японии начали угрожать враги извне.

Эпоха Муромати (1333 — 1573) получила название от имени района Киото, где с 1378 года находились правительственные здания. Эта эпоха также ознаменовалась массой военных конфликтов, породив новых феодалов — даймё, воинов-землевладельцев, которые в следующую эпоху — Адзути Момояма (1573 — 1603) — поспособствовали насильственному объединению Японии. В этот период возникли новые политические амбиции Японии, безуспешно посягнувшей на территории Китая и Кореи, а также появилась и нашла поддержку христианская религия.

В эпоху Эдо (1603 — 1867) (Эдо — старое название Токио) появилось классовое разделение общества: высшую ступеньку социальной лестницы занимали самураи, за ними следовали крестьяне, потом — ремесленники и, наконец, купцы. Данное разделение, однако, сгладилось в конце эпохи — в связи с укреплением позиций купечества. Представителям классов запрещалось менять свой социальный статус. Положительным моментом данной эпохи можно считать развитие искусств, литературы, философии. В то же время среди самураев распространились принципы самодисциплины, морали и верности.

В конце XVIII века бывшее ранее планомерным развитие международных торговых связей Японии со многими странами мира приостановилось, мировое торговое сообщество наставало на открытии хотя бы нескольких морских портов Японии для торговли.

Однако подобная ситуация сохранялась до начала эпохи Мэйдзи (1867 — 1912), или периода Реставрации. Восстановленный в правах император Мэйдзи переехал в новую столицу — Токио. Он прислушался к более дальновидным министрам, оценившим серьёзные достижения науки и военного искусства Запада, и открыл Японию миру. Среди новых реформ были отмена классов, свобода вероисповедания, обязательное обучение, объединение всех земель под властью императора с дальнейшим их переделом на префектуры, введение всеобщей воинской повинности. В 1889 году Япония получила свою первую Конституцию. Правительство вложило огромные средства в развитие транспорта и средств связи, поддерживало бизнес и промышленность.

Памятник Хатико

В 1894–95 годах разгорелся вооруженный конфликт между Китаем и Японией в отношении Кореи, что привело к перевооружению японской армии и флота. Япония победила в русско-японской войне 1904–05 годов, а также в 1910 году присоединила к своим территориям Корею. В Первой мировой войне Япония оказалась на стороне союзников, вскоре после чего экономика страны оказалась на грани коллапса: сыграли свою роль Великое Землетрясение в Канто (1923) и Всемирный экономический кризис (1929). Милитаристская Япония обратила свой взгляд на китайские территории. В 1931 году японская армия оккупировала Манчжурию, японские ВВС бомбили Шанхай, за что страна была вынуждена покинуть Лигу Наций.

В июле 1937 года Япония развязала вторую японо-китайскую войну, продолжавшуюся до 1945 года, приведшую к тому, что США наложило на страну нефтяное эмбарго. 7 декабря 1941 года Япония напала на Пёрл-Харбор, объявив тем самым войну США и Великобритании, и ввязавшись во Вторую мировую войну. Несмотря на некоторые военные успехи, 6 и 9 августа 1945 года Япония подверглась атомным бомбардировкам (Хиросима и Нагасаки) авиацией США, а после присоединения СССР к военным действиям, вынуждена была капитулировать (1945 год).

Союзные войска покинули Японию в 1952 году, а в 1956 году страна вступила в ООН. Позже Япония добилась рекордного экономического роста, сменившегося кризисом 1991–2000 годов. Пережив Великое восточнояпонское землетрясение 2011 года и его последствия, сегодня Япония остается великой экономической державой, развитой страной с очень высоким уровнем жизни и привлекательным экзотическим туристическим направлением.

Как добраться до Японии

Самолет

Вокзал в Токио

Наиболее логичный способ попасть в Японию — прилететь самолётом. В небольшой по площади Японии имеется 173 аэропорта, главными международными аэропортами являются:

Из России в Японию можно долететь самолётами следующих авиакомпаний:

Japan Airlines летает из Москвы (Домодедово) в Токио (Нарита) 3 раза в неделю;

Аэрофлот — из Москвы (Шереметьево) в Токио (Нарита) ежедневно; а также их Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска 1–2 раза в неделю;

Сибирь — из Владивостока и Хабаровска в Токио (Нарита) 1–2 раза в неделю;

Сахалинские авиатрассы — из Южно-Сахалинска в Саппоро 2 раза в неделю;

Владивосток Авиа — из Владивостока в Токио (Нарита) 2 раза в неделю.

Кроме того, в Японию можно добраться с пересадками в странах Европы и Азии — самолётами авиакомпаний Lufthansa — через Мюнхен; Finnair — через Хельсинки; KLM — через Франкфурт-на-Майне; Korean Air — через Сеул и другими. Все варианты можно найти, используя форму ниже.

Поиск авиабилетов в Японию

Морской транспорт

Вид с набережной Чибо

Япония со всех сторон окружена морем, поэтому также логичным оказывается и морской путь в страну. Регулярные паромные перевозки из России в Японию осуществляют две компании.

Японская компания Heart Land Ferry, паромы которой курсируют между портами Корсаков (Сахалин) и Вакканай (Хоккайдо, Япония). Расстояние между портами 157 км, паром «Айнс Соя» преодолевает его за 5.5 часов. Стоимость билета — от 250 долларов в одну сторону. Купить билеты можно в Южно-Сахалинске в компании «Би-Томо» (ул. Сахалинская 1, оф. 1), расписание можно увидеть на сайте паромной компании (ссылка выше).

Российская компания «Шторм Марин — Владивосток» осуществляет рейс Владивосток (Россия) — Донхе (Южная Корея) — Сакаиминато (Япония). Стоимость билета на паром Eastern Dream начинается от 300 долларов в одну сторону. Билеты можно заказать он-лайн на сайте паромной компании (ссылка выше).

Климат и погода в Японии

Цветение сакуры в марте

Поскольку Японский архипелаг протянулся на три тысячи километров с севера на юг, на его территории существуют большие климатические различия. В целом климат Японии влажный, морской. Общее годовое количество осадков колеблется от чуть менее 1000 мм на востоке Хоккайдо до 3800 мм в горах центрального Хонсю. Выделяют четыре сезона, во многом зависящие от ветров, дующих зимой с континента, а летом — с островов на континент.
Так, Хоккайдо лежит в зоне низких температур — с долгой морозной зимой и холодным летом.

На побережье Японского моря зимы бывают снежными, лето — прохладное, весной часто наблюдается природное явление фён (сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор в долины), обуславливающий резкое повышение температуры.
В центре острова Хонсю — типичный островной климат с большим разбросом температур зимой и летом, ночью и днем.
В районе Внутреннего Японского моря, омывающего западную часть южного берега острова Хонсю, с юго-запада — берег Кюсю и с юга — берег Сикоку, наблюдается умеренный климат.

Побережье Тихого океана характеризуется холодными бесснежными зимами и жарким влажным летом.
Юго-западные острова лежат в зоне с субтропическим климатом — с тёплой зимой и жарким летом. Здесь выпадает множество осадков, следствием которого является наличие сезона дождей и появление тайфунов.

Подробно о климате Японии по месяцам и регионам, актуальный прогноз погоды на 10 и 14 дней — на сайте Погода.Туристер.Ру.

Отзывы туристов о Японии по месяцам

Январь9
Февраль
Март3
Апрель10
Май2
Июнь
Июль
Август5
Сентябрь8
Октябрь18
Ноябрь28
Декабрь1

Города и регионы

© wikimedia.org

Япония разделена на 47 административных единиц (префектур): столичная префектура «то» (都) — Токио; губернаторство «до» (道) — Хоккайдо; два города «фу» (府), имеющие статус префектур, — Киото и Осака; 43 префектуры «кэн» (県). Префектуры, в свою очередь, делятся на меньшие административные единицы: уезды, 14 округов Хоккайдо, 17 особых городов (население которых превышает 500 000 человек). Столица Токио не считается особым городом, впрочем, как и городом вообще, являясь городским конгломератом.

Нужно упомянуть также о пока нерешенном споре между Японией и Россией в отношении принадлежности южных Курильских островов (острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи), оказавшихся под контролем СССР в последние дни Второй мировой войны, и включённых с 1946 года в состав Хабаровского края РСФСР вместе с другими Курильскими островами и Южным Сахалином (ныне — Курильский и Южно-Курильский городские округа Сахалинской области). Помимо того, Япония оспаривает принадлежность островов Лианкур Южной Корее. В свою очередь, принадлежность островов Сэнкаку, контролируемых Японией, оспаривается Китаем и Тайванем.

Префектуры Японии условно группируют в регионы, «тихо» (地方). Они сложились исторически, но не являются административными единицами.

Ниже представлен список «тихо»

Хоккайдо

Хоккайдо (北海道 Хоккайдо, «Губернаторство северного моря») — самая северная префектура Японии, расположенная на одноимённом острове, втором по величине острове Японии, и малых близлежащих островах, состоящая из 14 округов.
Под проливом Цугару, отделяющим Хоккайдо от Хонсю, проложен железнодорожный тоннель Сэйкан.

Административный центр губернаторства и самый большой город Хоккайдо — Саппоро. Крупными городами являются Хакодате (на юге) и Асахикава (в центре), а также порты Томакомаи, Муроран и Отару. Регион славится лесами, морским рыболовством (особенно промыслом лососевых) и морепродуктами.

Саппоро

Саппоро — четвёртый по величине город Японии, важный экономический, промышленный и культурный центр страны. Саппоро также — известный своими термальными водами курорт. Туристов в Саппоро влекут и достопримечательности: символ города Часовая башня; парк Одори; шоколадная фабрика Ishiya, производящая знаменитый белый шоколад Shiroi KoiBito; Музей пива; традиционная деревня первопроходцев Хоккайдо (музей истории острова периода начала XX века); Музей современного искусства; Парк искусства; Ботанический сад. Множество гостей также съезжается в Саппоро, чтобы поучаствовать в знаменитом ежегодном Снежном фестивале.

В мире Саппоро известен прежде всего как столица Зимних Олимпийских игр 1972 года и трёх Зимних Азиатских игр 1986, 1990 и 2017 годов.

Тохоку

Манэки-нэко

Тохоку или Оу (東北地方, «северо-восточный регион») — «тихо» на северо-востоке острова Хонсю. Центр региона, состоящего из 6 префектур, — префектура Мияги. Самые крупные города — Сэндай, Фукусима, Аомори.

Регион славится сельскохозяйственной отраслью, добычей угля, газа, нефти и других полезных ископаемых.
С запада «тихо» омывается Японским морем, с востока — Тихим океаном. Местность холмистая или гористая, покрыта лесами. Большую роль в экономике региона играет туризм. Среди достопримечательностей — озеро Товада, залив Мацусимы и национальный парк Бандай-Асахи.

Фукусима

Фукусима (福島市, «остров счастья») — город, расположенный на северо-востоке острова Хонсю, административный центр одноимённой префектуры. Первое поселение на месте нынешней Фукусимы называлось Синобу-но-сато («деревня Синобу»). В XII веке там был возведён замок, к сожалению, не сохранившийся до наших дней, вокруг которого и вырос город. В эпоху Эдо Фукусима славилась шелкоткачеством, а после реставрации Мэйдзи стала административным центром префектуры.

Печальную мировую известность Фукусима получила 11 марта 2011 года, когда произошла крупная радиационная авария на АЭС «Фукусима-1», случившаяся в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами.

Канто

Канто (関東地方 «регион на восток от заставы») — «тихо» на острове Хонсю, наиболее высокоразвитая часть Японии. Здесь располагается столица Токио, резиденция императора и правительство Японии. Регион объединяет 7 префектур. Токио и Иокогама образуют единый промышленный комплекс, протянувшийся вдоль побережья Токийского залива. Наиболее развитыми отраслями тут являются электротехническая и электронная промышленность. Кроме того «тихо» известен своим шелком-сырцом, выращиваемым на равнине Канто и в западных горных долинах.

Кроме городской агломерации Токио и города Иокогамы другими крупными городами являются Кавасаки, Сайтама и Тиба.

Токио

Токио (東京, «восточная столица») — столица Японии, её административный, финансовый, политический центр, а также культурное сердце страны. Город расположен в юго-восточной части острова Хонсю в бухте Токийского залива Тихого океана. Большой Токио — административная единица Японии, состоящая из специальных районов Токио, области Тама и Островных территорий (острова Идзу и Огасавара).

Токио также — центр притяжения туристов со всего света, ведь здесь удивительным образом сочетаются футуристические пейзаж современного мегаполиса, исторические достопримечательности и культурные развлечения. В Токио расположен Императорский дворец и огромное множество храмов, парки и сады, аутентичные рестораны, магазины на любой вкус.

Иокогама

Йокогама

Иокогама или Йокогама (横浜市) — крупнейший портовый город Японии, расположенный на западном берегу Токийского залива в 30 км от Токио, и являющийся административный центр префектуры Канагава. Город был основан в 1858 году на месте уже существовавших небольших рыбацких посёлков Иокогама и Канагава. Затем началось строительство порта, принявшего первые иностранные суда, что способствовало экономическому развитию Иокогамы.

Туристов влекут в Иокогаму достопримечательности: самый высокий в стране небоскреб Лэндмарк (300 м), ставший символом города; ажурный подвесной мост через Иокогамский залив (1989 год) длиной 860 м; парк «Ямасита»; парк «Минато-но-Миэру-ока-коэн»; музей под открытым небом «Санкэйэн»; Музей рамэн (1994 год) — музей лапши, занимающий многоэтажное здание; морской центр развлечений «Хаккейдзима» с самым крупным в Японии аквариумом на искусственном острове; парки развлечений «Джойполис» и «Иокогама-Дримленд».

Тюбу

Тюбу (中部地方, «центральный регион») — «тихо» в центральной Японии на острове Хонсю. В регионе находится 9 префектур, центральной из которых является префектура Айти. Крупными городами являются Нагоя, Сидзуока, Ниигата.

Нагоя

Нагоя (名古屋市 «фамильный старый дом») — четвёртый по количеству населения город Японии, расположенный в центральной части острова Хонсю. Нагоя — один из крупнейших портов Японии, важный торгово-промышленный центр страны и административный центр префектуры Айти. Из-за своего местоположения между древней столицей Киото на западе и современной столицей Токио на востоке, Нагоя получила название Тюкё (中京 , «срединная столица»).

Люди на территории Нагоя начали селиться уже в начале I века. В XVII веке здесь существовало несколько населенных пунктов, крупнейшим из которых был Ацута, возникший при одноименном синтоистском храме. В 1610 году сёгун Токугава Иэясу возвёл замок Нагоя, вокруг которого вскоре и вырос город. В первой половине XX века Нагоя превратился в крупный торгово-промышленный центр Японии, каковым он является и сегодня. Город сильно пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны, но после её окончания был восстановлен.

Туристов в Нагоя влекут интересные достопримечательности: замок Нагоя — символ города; храм Ацута, в котором хранится Кусанаги-но Мицуруги — священный меч, один из трех символов императора; парк Мэйдзи-мура — музей под открытым небом; парк Уракуэн с сохранившимся чайным домиком основателя классической школы чаепития Ураку-рю; Парк обезьян; музей при фабрике «Тойота Моторс».

Кансай

Кансай (関西地方, «регион западнее заставы») — «тихо» в западной Японии на острове Хонсю, называемый также Кинки (近畿地方) — «пристоличный регион». Всего в регионе имеется семь префектур, центральной является префектура Киото. Крупнейшие города — Осака, Кобе, Киото.

Осака

Осака

Осака (大阪市) — третий по количеству жителей город Японии, центр одноименной префектуры, расположенный в южной части острова Хонсю, на восточном побережье Осакского залива Внутреннего Японского моря. Осака изрезана реками и каналами, за что получила название «японской Венеции».

Осака — историческая торговая столица Японии, а ныне — важный промышленный центр и один из крупнейших портов страны. Первоначально поселение на месте Осаки, возникшее не позднее IV века, называлось Нанива, оно являлось самой первой столицей Японии до периода Нара.

Туристам Осака предлагает множество интересных достопримечательностей: пятиэтажный самурайский Осакский замок (копия, восстановленная после окончания Второй мировой войны); парк Осакадзё-Коэн; храм Сумиёси; древнейший буддийский храм Ситэннодзи; тематический парк Universal Studios Japan.

Киото

Киото (京都市) — город, находящийся в центральной части острова Хонсю, в юго-западной части префектуры Киото, административным центром которой он и является.

В 794 — 1869 годах Киото был столицей Японии и главной резиденцией императоров. Первоначально город назывался Хэйан. Во время Второй мировой войны, когда Япония подверглась бомбардировке союзников, Киото совсем не пострадал. Уцелело 1600 буддийских и 400 синтоистских храмов, сады, парки и дворцы. В этом контексте стоит упоминания малоизвестный факт, сведения о котором сохранили японские ученые-синтоисты: Киото был спасен от бомбовых ударов авиации только потому, что русский ученый-японовед профессор Сергей Елисеев (сын хозяина знаменитых магазинов), живший и работавший в США, написал письмо генералу Макартуру, в котором просил пощадить Киото.

Сегодня Киото — основной культурный центр Японии и одно из самых популярных туристических мест Японии. Среди самых известных храмов Киото — уникальный деревянный храм Киёмидзу-дэра на склоне холма; Кинкаку-дзи («Золотой павильон», или «Золотой храм»); Гинкаку-дзи («Серебряный павильон»); сад камней Рёан-дзи; синтоистский храм Хэйан-дзингу, построенный в 1895 году к 1100-летию основания города. Среди известных парков — парк Маруяма, Ботанический сад и парк при бывшем Императорском дворце.

Также в Киото находится один из наиболее известных в Японии кварталов гейш — ханамати. Кроме того, Киото — родина Харуки Мураками, всемирно известного писателя.

Нара

Нара (奈良市) — город в центральной Японии, административный центр префектуры Нара, знаменитый своей древней историей. Нара являлась столицей Японии в период Нара 710 — 784 годы и называлась Хэйдзё («столица цитадели мира»). Город был построен по образцу китайской столицы Чанъань (период Тан). С тех времён в городе сохранилось множество храмов и святилищ, среди которых буддистский храм Кофукудзи с трехъярусной и пятиярусной пагодами; храм То-Кондо с залом для молитв и пагодой; храмовый комплекс Тодайдзи с залом Большого Будды — самой крупной в мире деревянной постройкой и большой бронзовой статуей Будды, восседающего на лепестках священного лотоса. Нара также славится великолепными парками, в которых водятся ручные олени.

Кобе

Кобе (神戸市) — шестой по величине город Японии, столица префектуры Хёго, расположенный на острове Хонсю. C VIII века Кобе известен как один из самых важных портов Японии и центр международной торговли.

Исторически город являлся центром производства японского рисового вина саке, родиной мафиозной группировки якудза и значительным религиозным центром. С середины XIX века Кобе начал развивать промышленность и производство искусственных жемчужин. Кобе сильно пострадал во время землетрясения 1995 года, но быстро восстановился.

Достопримечательностями Кобе являются: художественный музей; синтоистские святилища Икута, Нагата и Минатодзава, храм Сума, парк Соракуэн, старые европейские кварталы улицы Ямамото, аквариум, портовая башня. Из архитектурных сооружений современности — Гиперболоидная сетчатая башня в порту Кобе (1968 год) и самый длинный подвесной мост в мире Акаси-Кайкё, связывающий город с островом Авадзи.

Тюгоку

Киото. Золотой храм

Тюгоку (中国地方, «регион серединных земель») — «тихо», расположенный на западе острова Хонсю, в гористой местности к северу и югу от хребта Тюгоку (1713 м). Название региона происходит от его местоположения между древней столицей Киото и островом Кюсю. Тюгоку — индустриально-аграрный регион, его центром является префектура Хиросима, одноимённая столица которой, город Хиросима, является самым крупным населённым пунктом региона. Другие крупные города — Окаяма, Ямагути.

Хиросима

Хиросима (広島市, «широкий остров») — самый крупный город региона Тюгоку, расположенный на юго-западе острова Хонсю, административный центр префектуры Хиросима.

Хиросима была основана в конце XVI века самурайским родом Мори. Город экономически активно развивался в период 1894–1895 годов. В 1945 году он стал первым в истории населенным пунктом, пострадавшим от ядерной бомбардировки. После окончания Второй мировой войны, 6 августа 1949 года, власти Японии провозгласили Хиросиму «городом мира», город начал активно отстраиваться. В районе эпицентра взрыва был создан Мемориальный парк Мира площадью более 12 га. К началу 1960-х годов Хиросима была почти полностью восстановлена.

Среди главных туристических достопримечательностей — Мемориальный парк Мира (внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) с музеем и собором Мира; купол Гэмбаку; замок Ридзё; буддистские храмы Митаки и Фудоин; Ботанический сад; зоопарк Аса; японский сад Сюккэйэн; музей при заводе «Мазда».

Сикоку

Сикоку (四国, «четыре области») — наименьший по площади и населению остров из четырех главных японских островов, а также одноимённый «тихо» Японии. Название «четыре области» сложилось в древности, когда остров делился на четыре исторические области — Ава, Иё, Сануки и Тоса. Регион состоит из четырех префектур, самый крупный город — Мацуяма, центр провинции Эхимэ.

Мацуяма

Мацуяма (松山市) — административный центр префектуры Эхимэ на острове Сикоку. Мацуяма — университетский город, а также город поэтов. Уроженец города Масаока Сики стал знаменитым благодаря проведённой им реформе хайку, в честь чего в городе ежегодно проходят соревнования поэтов хайку. Ежегодно 3000 поэтов создают 50000 хайку, из которых выбирают наиболее достойные стихотворения. Также в Мацуяма каждые два месяца проходит местный конкурс на лучшее хайку, принять участие в котором может любой желающий.

Кроме того, туристов в город влекут достопримечательности: Замок Мацуяма с историческим садом Ниномару; буддистский храм Иситэ-дзи; Муниципальный музей «Мацуяма Сики кинэн», посвященный Масаока Сики и хайку.

Кюсю и Окинава

Храм Додзе-дзи

Касю и Окинава — «тихо» Японии, занимающий острова Кюсю и Окинава.

Кюсю

Кюсю (九州, «девять провинций») — третий по величине остров Японии, омываемый на востоке Тихим океаном, на северо-востоке Внутренним Японским морем, на западе — Восточно-Китайским морем. Административно Кюсю делится на 7 префектур, самый крупный город — Фукуока, центр одноимённой префектуры.

Окинава

Окинава (沖縄本島) — самый крупный остров архипелага Рюкю, расположенный между островом Кюсю и Тайванем, одноимённая префектура. Главный город — Наха. Окинава известна в мире как родина боевого искусства окинава-тэ, основы которого положили начало большинству стилей каратэ.

Долгое время находившаяся в китайской зависимости Окинава (ранее королевство Рюкю), была завоевана японцами в 1879 году. В апреле — июне 1945 года во время Битвы за Окинаву город был захвачен американскими войсками. Битва при Окинаве вошла в ряд самых кровопролитных в истории Второй мировой войны сражений, унеся жизни 200 тысяч человек только с японской стороны. На острове была создана американская военная база, являющаяся ключевым стратегическим объектом и контролирующая все подходы к Японии, просуществовавшая до 1972 года. На острове и сейчас располагается мощная сеть американских военных баз.

Фукуока

Фукуока (福岡市, «счастливый холм») — крупный порт на юго-западе Японии; административный центр префектуры Фукуока, и один из десяти самых крупных городов Японии. Город считается важным политическим, культурным и экономическим центром страны. В VII веке Фукуока был известен как Хаката, порт, ведший успешную торговлю с Кореей и Китаем, и располагавшийся на восточном берегу реки Накагава.

В начале XVII века на берегу реки Накагава был возведён замок. Сегодняшний город Фукуока — результат слияния в 1889 году двух городов — порта Хаката и города, возникшего вокруг замка, дошедшего до нас лишь в виде развалин. Именно эти развалины, а также парк Хигаси Коэн с памятником Нитирэну и являются основными местными достопримечательностями.

Что посмотреть

Ниже перечислены основные достопримечательности Японии, пройдя по ссылкам вы можете получить более подробную информацию о том или ином объекте — описание, стоимость билетов если таковые есть, схему расположения и возможности добраться на городском транспорте, фотографии, отзывы туристов, отели поблизости и многое другое.

Достопримечательности Токио

Достопримечательности Японии вне Токио

Гора Фудзияма

Частные гиды в Японии

Более детально с Японией вам помогут ознакомиться русские частные гиды.
На проекте Эксперты.Туристер.Ру зарегистрировано 20 русских гидов и компаний в Японии.

Плюхина Елена (Japan2013) Елена Плюхина 6 экскурсий
13 отзывов
Access-Japan, Inc. (midokoro) Компания «Access-Japan, Inc.» 3 экскурсии
2 отзыва
Анастасия 6 экскурсий
Афанасьев Роман (Roman_Afanas_ev) Роман Афанасьев 1 экскурсия
Все гиды и компании в Японии (20)

Чем заняться

Оказавшись в такой экзотической и удивительной стране как Япония, однозначно стоит выбрать время и познакомиться с некоторыми её традициями — необычными, красочными, запоминающимися и часто непонятными. Знакомство со многими японскими церемониями зависит от сезона.

Ханами

Цветущая набережная в Токио

Ханами (花見) — японская национальная весенняя традиция любования цветами, и очень кратковременное удовольствие, длящееся 7–10 дней, пока лепестки цветов не опадут. Опадающие лепестки цветов японцы считают символом своего отношения к прекрасному: красота недолговечна, и исчезает до того, как успеет превратиться в обыденность.

Первыми, в конце февраля — начале марта, зацветают деревья «умэ» — японской сливы. Самое знаменитое ханами «умэ» происходит в Югаваре или Одаваре (префектура Канагава).

За сливой зацветает сакура — японская вишня, которой в Японии насчитывается около 600 сортов. Она зацветает в разное время и отличается друг от друга цветом и формой лепестков. Сезон цветения сакуры начинается в Японии в середине марта и заканчивается в мае.

Синоптики заранее сообщают сроки цветения деревьев в каждой отдельно взятой префектуре и в каждом районе больших городов. Самое известное место для ханами в Токио — национальный парк Синдзюкугёэн, где растут 1500 деревьев сакуры 75 видов. За ним следует парк Уэно, самый большой городской парк Токио, в котором растут 1100 деревьев. Не менее известен парк Сумида с 400-ми деревьями. В Киото для ханами стоит посетить парк Арасияма.

Японцы с семьями и с компаниями друзей выбираются в парки и устраивают пикники под цветущими деревьями. Особо популярен подобный вид пикников у работников офисов, когда руководство компаний организовывает выезды на ханами целыми коллективами. Отказываться от участия в таком мероприятии среди японцев считается крайне невежливым.

Момидзи

Момидзи («красные листья») — природное явление и ещё одна сезонная японская традиция: осеннее любование красными кленовыми листьями. Кленовые деревья начинают краснеть в сентябре, в течение трёх месяцев медленно меняя цвет японского покрывала растительности с зеленого на алый.

Момидзи начинается тогда, когда температура воздуха опускается до +10 градусов. Первые клёны краснеют в горах Тайсэцу-дзан на острове Хоккайдо, затем «фронт момидзи» продвигается на юг, раскрашивая всеми оттенками красного горы районов Канто, Тохоку, Сикоку, Кюсю и Кансай.

Созерцание момидзи для японца имеет глубокий философский смысл: эстетика распада, умирания связана с давним самурайским отношением к смерти, с буддистскими верованиями в перерождение, с трепетным осознанием скоротечности красоты. Японцы считают, что человек живет до тех пор, пока созерцает момидзи.

Туристам, желающим застать момидзи, рекомендуется приезжать в Японию в октябре и ноябре.

Японская чайная церемония

Комната для чайных церемоний

Чайная церемония (茶の湯) — церемония совместного чаепития (тяною), являющаяся неотъемлемой частью японской культуры.

Впервые в Японию чай был завезён в VIII веке, вероятно, буддистскими монахами из Китая, Кореи или Индии, или же японскими торговцами, посещавшими Китай. Первый чай в Японии вырастил монах Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 году.

Широкое распространение чай как напиток получил только в XII веке. Первоначально чай подносили Будде в дзэн-буддистских монастырях, и пили его во время религиозных церемоний. Затем, в XII–XV веках с усилением влияния дзэн-буддистских монастырей, чай начали пить не только монахи, но и самураи, горожане, аристократы.

Со временем сложился ритуал употребления чая — чайная церемония, появилась определённая последовательность действий, канонизировалось поведение участников чаепития. Классическая чайная церемония представляет собой определённым образом организованную встречу хозяина — чайного мастера (тядзин), и его гостей для совместного отдыха и беседы, сопровождаемую употреблением чая, в специально оборудованном для этой цели месте — в чайном саду (тянива) с чайным домиком (тясицу), к которому можно пройти по выложенной камнем дорожке (родзи).

Чайная церемония бывает шести традиционных разновидностей: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная. Существует несколько классических школ чайной церемонии, наиболее известной из которых является школа Урасэнкэ в Киото.

Сегодня чайную церемонию в Японии в основном проводят женщины. Зачастую чайная церемония проводится просто — в одной из жилых комнат дома, и сопровождается угощением.

Неизменным на протяжении столетий остается смысл чайной церемонии, которая, по мнению японцев, воспитывает простоту, привычку к порядку, национальное самосознание. Кроме того, в ритуале чаепития сокрыт и глубокий философский смысл: она учит умению увидеть красоту и совершенство в обыденных вещах, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

Традиционные театры Японии

Будучи в Японии, посетить её театры, сыгравшие огромную роль в формировании культуры страны, нужно обязательно.

Борец сумо

Японский театр, Но — один из видов классического театрального искусства Японии, существующий более семи веков. Традиции театра, Но уходят корнями в древние синтоистские обряды. Представления театра проходят на сцене, напоминающей интерьер синтоистского храма, актеры — в масках и в богато украшенных костюмах. Представления подобного рода можно увидеть в Токийском Национальном театре, Но, в театрах Хосё Ногакудо, Кандзэ Ногакудо и Кита Ногакудо в Токио. В «тихо» Кансай спектакли, Но проходят на сцене театра Кандзэ Кайкан в Киото и в Ногаку Кайкан в Осаке.

Японский театр Кабуки — древний японский драматический театр с эффектными костюмами и декорациями, с артистами, украшенными ярким гримом. Сюжет спектаклей — динамичен и драматичен, в него, помимо танцев, часто включены бои на мечах и полеты актеров над сценой и публикой. Увидеть представление в Токио можно в театре Кабуки-дза на Гиндза, в театре Симбаси Эмбудзё, изредка — в Японском Национальном театре.

Японский театр Бунраку — японский традиционный кукольный театр, достаточного сложного устройства: в представлении участвуют деревянные и фарфоровые куклы в ¾ человеческого роста, каждая из которых управляется тремя кукловодами. Кукольное представление сопровождается повествованием под аккомпанемент сямисэна. Представления Бунраку можно увидеть в Национальном театре Бунраку в Осаке и в Национальном театре в Токио.

Горячие источники (онсэны)

Поскольку японские острова расположены в зоне вулканической активности, страна богата термальными источниками, называемыми по-японски «онсэн». По составу воды онсэны различаются на сероводородные, железистые, соляные и газированные углекислым газом. Вокруг них издавна были созданы бальнеологические курорты. Традиция посещения онсэнов имеет многовековую историю, и возведена в ранг ритуала с определённым сводом правил. Очень популярны среди японцев поездки в онсэны с семьями и друзьями.

Онсэны бывают двух видов — под открытым небом (ротембуро), расположенные на природе, в весьма живописных местах, и в помещении (офуро), куда термальные воды подаются по трубам из источников. Долгое пребывание на водах с лечебными целями (от одной недели и более) называется тодзи.

Мужчины и женщины посещают онсэны раздельно. Посетители принимают ванны полностью раздетыми. Исключения составляют онсэны смешанного типа, где наличие купального костюм — обязательно. Перед погружением в емкости с минеральной водой следует вымыться в специально отведенном месте.

Самые известные японские онсэны

Передвижение по стране

Основные виды транспорта для передвижения по стране — автобус и поезд.

Автобус

Автобусная станция

В Японии имеется весьма развитая сеть междугородних автобусных маршрутов. По сравнению со скоростными поездами и самолётами автобусы экономичнее, но дольше находятся в пути. Так, на синкансэне преодолеть расстояние от Токио до Осаки можно за 3 часа, а рейсовый автобус проведёт в пути 12 часов, но стоимость билета на проезд в автобусе будет примерно в пять раз ниже. Отправляясь в путь ночным автобусом, можно сэкономить на отеле. Услуги по перевозке предоставляют многочисленные автобусные компании, поэтому цены на билеты отличаются в каждом отдельном случае. Все междугородние автобусы прибывают и отправляются, в основном, от автобусных станций при Главном железнодорожном вокзале Токио или при Железнодорожном вокзале Синдзюку.

В городах Японии автобус также является популярным транспортом. Автобусы курсируют с 7:00 до 21:00, а в некоторые отдалённые районы автобусы ходят с 5:30 до 23:00. На каждой остановке указано её название (по-японски и по-английски) и номера маршрутов. На некоторых маршрутах в больших городах и популярных туристических линиях остановки объявляются по-английски. Кроме того, конечный пункт назначения автобуса и номер маршрута написан на светящемся табло над лобовым стеклом. Водитель автобуса и пассажиры всегда подскажут туристу, где ему лучше выйти, если показать им написанное на бумаге по-японски название места назначения.

Карта транспортных маршрутов поделена на зоны, поэтому стоимость проезда в автобусе будет зависеть от того, сколько зон необходимо пересечь. Оплачивают проезд при входе в салон в специальном автомате, куда следует опускать деньги. Аппарат выдаст билет при указании зоны конечной остановки. Можно также купить билет у водителя: при входе, назвав конечную остановку, или при выходе — чтобы не путаться в транспортных зонах. В городах поездка стоит около 200 иен. Имеется также система проездных билетов: однодневный проездной — около 1200 иен (600 иен детский до 12 лет) и т. д.

Поезд

Поезд-экспресс NEX

Сеть железных дорог в Японии весьма развита. Японские поезда считаются самыми безопасными и пунктуальными в мире. Все железные дороги Японии управляются 8-ю частными компаниями (с 1987 года), объединёнными в группу Japan Rail (JRグループ). Железные дороги в Японии — узкоколейные, исключением является только система поездов «Синкансэн», использующая европейскую колею 1435 мм.

Поезда бывают 4-х видов: местные электрички (local), электрички-экспрессы (rapid), поезда дальнего следования и сверхскоростные поезда-синкансэны. Синкансэны, в свою очередь, также делятся на те, что идут со всеми остановками, с почти всеми остановками и почти без остановок. Все поезда комфортны, оборудованы мягкими креслами, туалетами, телефонами, автоматами с кофе и напитками. Везде имеется электронное информационное табло на японском и английском языках.

Стоимость проезда по стране варьируется от 15 до 440 долларов в зависимости от дальности поездки и класса поезда. Билеты на региональные поезда продают в специальных автоматах по продаже билетов на вокзалах. Билет на поезда дальнего следования продают в специальных билетных кассах на крупных станциях (в Токио — на Токийском вокзале, к примеру). Билет нужно хранить до конца поездки.

Чтобы пройти через турникет на ж/д станции в Японии, необходимо иметь билет на поезд. Собираясь путешествовать на синкансэне, нужно помнить, что потребуется ещё один билет — для входа/выхода на/с территории станции синкансэнов. Билеты продают в автоматах и в кассах вокзалов (кассиры редко говорят по-английски!). Можно приобрести специальную транспортную карту на определенную сумму (1000 иен, 2000 иен и т. д.), с которой при проходе через турникеты будут сниматься деньги.

Проездной Japan Rail Pass

Кафе у станции Сибуя

Имеется система проездных билетов. К примеру, для туристов весьма удобным покажется проездной Japan Rail Pass, который приобретается заранее гостями, имеющими туристическую визу. Билет даёт право передвигаться неограниченное количество раз на поездах, автобусах и паромах группы компаний Japan Rail в течение срока в 7, 14 дней или 21 день. Стоимость проездного начинается от 28300 иен. Билет именной, передача его другому лицу запрещена, при проверке потребуется предъявить удостоверение личности.

Талон для последующего его обмена на билет (по прибытию в Японию в течение 3-х месяцев со дня выдачи) должен быть приобретён в офисах или на сайтах уполномоченных компаний и представительств: JTB Corp., Nippon Travel Agency, Kintetsu International, Jalpak, Toptour Corporation, на сайтах авиакомпаний Japan Airlines и All Nippon Airways (при условии покупки билета на их рейсы). В России представительство находится в офисе № 641 в аэропорту Шереметьево (международный терминал (бывший Ш-2), +7 495 956 46 34). Обменять талон на билет в Японии можно в аэропортах, на вокзалах, в офисах вышеперечисленных компаний, продающих талоны. Если талон не был обменян, его можно вернуть в течение года и получить обратно всю сумму. Более подробную информацию можно посмотреть на сайте Japan Rail Pass.

Синкансэн

Синкансэн (新幹線, «новая колея»), или «поезд-пуля», — сеть высокоскоростных железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны. Средняя скорость движения составов — около 200 км/ч. Синкансэны эксплуатируют три компании, находящиеся в составе группы Japan Rail — JR Central, JR West и JR East.

Сеть линий синкансэнов состоит из 6 маршрутов: Санъё (Осака — Хаката), Токайдо (Токио — Осака) и 4 радиальных маршрута, расходящихся от Токио на север и северо-запад. На центральном вокзале Токио пути разных направлений синкансэнов не пересекаются, но находятся на соседних платформах. Периодичность движения от 15 минут (Токайдо) до 30 минут (Санъе). Ночью все линии синкансэна закрываются с 0:00 до 06:00 утра для технического обслуживания. В это время работают обычные поезда, идущие по параллельным синкансэнам линиям.

Вагоны синкансэнов бывают общими (без нумерации мест) и с местами (требуется билет с доплатой, который проверяет кондуктор). Зачастую в целях экономии японцы едут на длинные расстояния стоя. Названия станций объявляются на японском и английском языках, а также дублируются на электронном табло. Пассажирам предлагаются закуски и напитки за отдельную плату.

Билеты на синкансэны можно приобрести в кассах вокзалов, принимающих скоростные составы, или он-лайн на сайте Japan Rail.

Метро

Метро Токио

Метро в Японии развито только в крупных городах, таких как Токио (третий по величине метрополитен в мире), Китакюсю, Кобе, Киото, Нагоя, Осака, Саппоро, Сэндай, Фукуока, Хиросима. Поезда курсируют с пятиминутным интервалом с 5:00 до 23:30—00:00. Линии делятся на транспортные зоны, охватывая также и пригороды, поэтому плата за проезд различна в разных городах, на разных маршрутах и зависит от количества пересекаемых зон.
Стоимость билета начинается от 120 иен.

Чтобы купить билет на метро, на большой карте-схеме, присутствующей на каждой станции, следует выбрать станцию назначения и запомнить сумму проезда, указанную рядом с названием. Затем в специальном аппарате с экраном, введя необходимую цифру и опустив деньги, можно получить билет, пропустив его через турникет для входа на станцию. На конечной станции билет снова нужно будет вставить в приёмник турникета, который его уже не вернёт. Поэтому билет необходимо хранить до конца поездки. Если вы не знаете точно, на какой именно станции будете выходить, купите самый дешёвый билет, — в японском метро можно доплатить на выходе.

Вагоны окрашены в разные цвета, соответствующие цвету линии на схеме. Бесплатные схемы и расписания движения предлагают на каждой станции. Подробнее про метро в столице Японии вы можете прочитать в нашей статье «Транспорт в Токио».

Такси

Такси в Японии — распространённый вид транспорта, но очень дорогой. Стоимость проезда считается следующим образом: плата за посадку — 650 иен в Токио и 500–580 иен в других городах, далее за каждые 280–300 км по 80–90 иен (в зависимости от тарифов таксомоторной компании). За каждые 2 минуты и 15 секунд простоя (в том числе и в пробке) взимается дополнительно 90 иен. С 23:00 до 6:00 плата за проезд увеличивается на 30%.

Все машины такси чистые и удобные, двери открываются автоматически, водитель отвезет самым коротким маршрутом, не будет петлять по улочкам, растягивая путь, и ожидать чаевых. Если гости что-либо забыли в машине, им полагается практически 100%-ая компенсация стоимости вещи.

Авто

Взять в аренду авто в Японии можно, имея международное водительское удостоверение и обязательную местную страховку JCI. Прокат самой недорогой машины обойдется от 70 долларов в день. Взять авто в аренду можно в офисах прокатных контор, в том числе и с мировым именем, офисы которых в изобилии расположены в аэропортах и на вокзалах.

Однако стоит заметить, что аренда авто в японских городах нецелесообразна, особенно в районе Токайдо (Токио-Киото-Осака), — дороги катастрофически перегружены, свободных мест для парковки нет, бензин дорог (от 140–150 иен за литр), плата за пользование автобанами очень высока (проезд по трассе Токио — Киото, к примеру, будет стоить около 90 долларов). Прокатные конторы также налагают штраф за возврат машины с пустым баком или за возврат авто раньше указанного в контракте срока.

Движение в стране левостороннее, дорожная полиция — сурова и бескомпромиссна. Превышение скорости свыше 180 км/ч — уголовно наказуемое преступление. В случае любого ДТП с участием пешехода или велосипедиста водитель автомобиля виноват по определению.

В свете всего вышесказанного общественный транспорт для путешествий по стране оказывается гораздо эффективнее автомобиля.

Водный транспорт

Являясь островным государством, Япония имеет развитую сеть паромного сообщения между всеми островами.

Таблица маршрутов паромов между островами Японии: 

Из портаВ портОтправление по дням неделиВремя в пути (мин)Стоимость (иены)Компания-перевозчик

класс

II класс

Кобе (Kobe) Китакюсю (Kitakyushu) (Shin-Moji) ежедневно 12:20 13,500 6,000 Hankyu Ferry
Оита (Oita) ежедневно 11:40 22,500 8,800 Ferry Sunflower
Осака (Osaka) (Izumi-Otsu) Китакюсю (Kitakyushu) (Shin-Moji) ежедневно 12:30 13,500 6,000 Hankyu Ferry
Нагоя (Nagoya) Сэндай (Sendai) уточнить в компании 21:40 14,000 7,000 Taiheiyo Ferry
Томакомаи (Tomakomai) уточнить в компании 39:30 20,500 10,500 Taiheiyo Ferry
Оараи (Oarai) Томакомаи (Tomakomai) ежедневно 19:00 21,500 8,500 Shosen Mitsui Ferry
Осака (Osaka) Беппу (Beppu) ежедневно 11:50 15,800 8,800 Ferry Sunflower
Миядзяки (Miyazaki) ежедневно 13:30 19,200 10,400 Miyazaki Car Ferry
Сибуси (Shibushi) ежедневно 15:00 21,200 10,700 Ferry Sunflower
Китакюсю (Kitakyushu) (Shin-Moji) ежедневно 12:30 13,500 6,000 Meimon Taiyo Ferry
Цуруга (Tsuruga) Томакомаи (Tomakomai-East) пн, чт, пт 31:20 17,600 9,000 Shin Nihonkai Ferry
Томакомаи (Tomakomai-East) ежедневно 19:15 17,600 9,000 Shin Nihonkai Ferry
Отару (Otaru) Майцуру (Maizuru) ежедневно 21:30 17,600 9,000 Shin Nihonkai Ferry
Цуруга (Tsuruga) ежедневно 21:00 17,600 9,000 Shin Nihonkai Ferry
Сэндай (Sendai) Томакомаи (Tomakomai-East) ежедневно 15:20 16,500 8,000 Taiheiyo Ferry
Токио (Tokyo) Токусима (Tokushima) ежедневно 18:10 19,140 9,750 Ocean Tokyu

Уточнить детали и получить актуальную информацию о паромах между островами Японии можно на сайтах паромных компаний:

Кроме описанного выше, вы можете прочитать пост про проездные в Японии от туриста, неоднократно испытавшего их на собственном опыте. Также есть важные дополнения к этому посту.

Японская кухня

Кафе в Японии

Япония славится своей аутентичной кухней, основу которой составляют полезные и вкусные блюда, а также строгим застольным этикетом.

Японская кухня, опирающаяся на трёх китов — рис, рыбу и водоросли, широко использует свежие или вовсе сырые продукты. Также в ход идут разнообразные овощи, соевый творог «тофу», соусы.

Самые популярные блюда: «суси» («суши»), коих насчитывается более 200 видов; «сасими» («сашими») — кусочки сырой рыбы, подаваемые с соевым соусом и хреном «васаби»; «тэмпура» — ломтики рыбы или мяса в кляре; «сукияки» (жареная говядина); «тонкацу» (свиная отбивная в панировке); мини-шашлычки «якитори» (из птицы) и «кусияки»; супы «рамэн» и «удон» с лапшой, суп «мисо» из ферментированной соевой массы и рыбного бульона с водорослями, грибами, тофу, мясом и рыбой.

Суши в Японии

Суши в Японии — настоящий шедевр, и приготовить его не так просто, как кажется на первый взгляд. Мастера суши учатся по многу лет, чтобы сделать «правильный» рис, овладеть искусством выбора рыбы и удаления из нее костей. Основные виды суши — «нигири» (длинный комочек риса, накрытый кусочком рыбы), «маки» (рыба и рис, завёрнутые в нори и нарезанные маленькими кусочками), «тэмаки» (рыба и рис, завернутые в нори в виде конуса), «гункан» (суши овальной формы), «шираси» (рис, смешанный с морепродуктами). Можно попробовать «мориавасэ» — ассорти из суши и сашими.

Суши от повара-мастера и в Японии — очень недешевое удовольствие. Доступные цены на этот японский «кулинарный бренд» можно найти в национальных кафе — кайтэнах, где тарелочки с суши движутся перед посетителями на ленте конвейера и стоят около 100 иен.

Из рыбы и морепродуктов в меню любого ресторана присутствуют магуро (тунец), шаке (лосось), ика (кальмар), тако (осьминог). Достаточно часто можно встретить уни (икра морского ежа), торо (рыбий жир тунца) и ширако (молоки рыбы).

Алкогольные напитки Японии

Пиво. Японцы — большие поклонники пенного напитка. Среди местных сортов наибольшей популярностью пользуются «Асахи», «Саппоро», «Кирин», «Эбису».

Саке (酒) — национальный крепкий напиток, такой же непременный атрибут японского застолья, как и суши. В Японию рецепт саке был завезён в начале нашей эры из Китая. Саке, имеющее крепость 14.5–20%, из-за способа его производства часто называют рисовой водкой или рисовым вином, но и то и другое в корне неверно. Саке, скорее, — рисовое пиво, получаемое путём ферментации риса. Технология приготовления саке очень непроста, она требует наличия риса определённых сортов и воды, насыщенной определёнными микрокомпонентами. Различают множество сортов саке — от примитивных напитков до саке премиум-класса. В зависимости от сорта в Японии саке пьют либо охлаждённым (+5°C), либо подогретым (+60°C) согласно правилу: «Хороший саке пьют холодным. Плохой саке — теплым».

Сётю (焼酎, «жжёное вино») — японский крепкий спиртной напиток, «рисовый самогон», получаемый путём сбраживания и перегонки. Крепость напитка обычно составляет 25 градусов.

Японский виски «Сантори» (Suntory) также пользуется спросом. Надо понимать, что японский виски является пятым мировым стилем виски после шотландского, ирландского, бурбона и канадского виски. Виски «Сантори» в Японии производится с 1923 года и имеет множество видов и сортов. Знатоки утверждают, что «Сантори» настолько хорош, что его легко спутать с шотландским виски.

Рыба фугу

Рыбный рынок Цукидзе

Говоря о рыбе в японской кухне, нельзя не упомянуть овеянную легендами рыбу фугу, блюдо из которой воплотило в себе самурайское презрение к смерти и буддистское отношение к жизни.

Рыба фугу (рыба-собака, рыба-смерть, иглобрюх, скалозуб, диодонт, фахак) — очень ядовитая рыба, обитающая в морях, омывающих префектуру Ямагути. В ее молоках, икре, внутренностях, коже, а особенно в печени, содержится смертельный нервнопаралитический яд тетродотоксин, в 275 раз более сильный, чем цианистый калий, и в 25 раз более токсичный, чем кураре. Человеку для летального исхода достаточно всего одного миллиграмма этого вещества. Японцы едят фугу с древних времён, европейцы — со времени второго кругосветного путешествия Джеймса Кука, но и те и другие — трепещут перед великой и ужасной рыбой фугу.

Умение приготавливать фугу — уникальное искусство, мастера долго учатся, сдают экзамен, в конце которого, как говорят, съедают приготовленное собственноручно блюдо, и, если остаются живы, получают лицензию — «разрешение на фугу». Мастерство повара заключается в том, чтобы в процессе приготовления блюда снизить до допустимой нормы концентрацию яда, содержащегося в рыбе. Стоимость блюда из фугу варьируется в пределах 100 — 500 долларов.

Сначала клиентам подают саке, в которое предварительно всего на 2 минуты опускали плавники рыбы фугу, обжаренные до обугливания. Затем следует «фугусаши» — сашими из фугу — ломтики сырой фугу, замысловато уложенные на блюде. Если клиенты желают продолжать, им подают «фугу-зосуи» — суп из фугу с рисом и сырым яйцом, а также слегка обжаренные ломтики фугу. Блюда подают таким образом, чтобы концентрация в них яда нарастала. Повар зорко следит за состоянием гостей, ведь в его обязанности входит правильно рассчитать дозу яда в рыбе, интенсивность воздействия которого зависит от веса, возраста, темперамента и даже цвета кожи гостя.

Художник Китаодзи Росаннин говорил: «Все, кто отказывается от фугу из страха умереть, достойны глубокого сочувствия», а народная японская пословица гласит: «Те, кто едят фугу — глупцы, но и те, кто не едят — тоже». Неужели фугу лакомятся только ради того, чтоб пощекотать нервы? Неужели это — русская рулетка на японский лад? Гурманы, отведавшие рыбу, говорят, что через некоторое время после употребления все чувства притупляются, и органы тела атрофируются, коварный яд в малой дозе оставляет живыми только глаза и мозг. Потом всё медленно возвращается. Человек, ощутивший дыхание смерти, возрождается к жизни. Именно за возможность пережить этот опыт рыбу фугу ценят, уважают и относятся к ней со священным трепетом. И съедают ежегодно более 20 тысяч тонн.

Сегодня жертвами фугу становятся около 20 человек в год, а умирают от этого блюда в наше время и вовсе единицы. Или слухи о рыбе слишком преувеличены, или японские фугу-мастера на самом деле асы своего дела, но лицензию на фугу в Японии имеют примерно 70 тысяч человек, а японцы и туристы массово поедают фугу, сходясь во мнении: «Ужасно вкусно!».

Застольный этикет в Японии

В Японии существует очень строгий застольный этикет. Его правила, пришедшие из глубины веков, непререкаемы и являются предметом гордости японцев. При этом, однако, к гостям из других стран мира, не имеющим представления о том, как вести себя за столом в Японии, жители Страны восходящего солнца относятся вполне лояльно.

Терзаться европейскими ресторанными сомнениями, каким же столовым прибором правильнее будет воспользоваться, в Японии вам не придётся, ибо единственным прибором тут являются палочки — хаси. Желательно заранее получить навыки пользования ими, так как в большинстве японских ресторанчиков вилку с ножом никто не предложит.

В японской застольной традиции существует несколько табу, знать которые нужно даже гостям:

  • маёйбаси (танцующие палочки) — нельзя указывать палочками или рисовать ими что-то на столе;
  • сагурибаси (шарящие палочки) — взяв кусочек пищи, нельзя класть его обратно в тарелку и выбирать другой;
  • сасибаси (накалывающие палочки) — нельзя накалывать пищу палочкой;
  • татэбаси (торчащие палочки) — нельзя втыкать палочки в рис, потому что так ставят полочки в чашу с рисом на поминках по умершему.

Перед началом трапезы гостям подают горячее влажное полотенце для лица и рук (осибори). Все присутствующие за столом перед началом трапезы хором говорят «Итадакимас!» (в буквальном смысле «Приступаю к еде с вашего позволения!»).

Сервировка японского стола и порядок подачи блюд в Японии возведены в ранг искусства, постичь суть которого иностранцу зачастую не дано. Достаточно знать, что ужин состоит не менее чем из 5 перемен блюд: рис, суп, 3–4 закуски, на официальных мероприятиях количество блюд увеличивается минимум в два раза. Сначала подают рис, который сопровождает все блюда и с которого обязательно нужно начать трапезу. Вместе с рисом приносят суп, который пьют из чаши, а то, что нельзя выпить, берут палочками.

Не стоит делать за японским столом то, что и за русским не будет считаться культурным — откусывать от большого куска, облизывать палочки.

В плане употребления спиртных напитков также существуют некоторые правила: не принято часто «чокаться» рюмками и говорить длинные тосты, самому подливать себе из бутылки. Японцы говорят всего один тост «Кампай!» («До дна!») в начале застолья.

Окончив трапезу, палочки следует положить на специальную подставку (хасиоки). Также в чаше не должно оставаться риса. Завершают трапезу словами «Готисо-сама десу!» («Благодарю за угощение!»).

Несколько правил употребления того или иного блюда: заказав суси (суши), приемлемо брать его руками, чтобы обмакнуть в соевый соус; поедая суп с лапшой, не считается неприличным громко втягивать лапшу в рот.

В ресторане или кафе Японии чаевые оставлять не следует, service charge (5–10%) автоматически добавляется к счету.

Покупки в Японии

Япония — прекрасное место для шоппинга, в ней любители покупок смогут найти большое разнообразие качественных товаров, от электроники до приятных аутентичных вещей. Валютой в стране является японская иена.

Подробнее про покупки в Японии вы можете почитать в нашем материале «Шоппинг в Японии». Там же вы сможете узнать много интересной информации про покупки в Токио, а также ознакомиться с торговыми центрами в Токио.

Связь

Телефон

С 2003 года в Японии наметилась тенденция к ликвидации телефонов-автоматов, установленных на улицах и в общественных местах в связи с их убыточностью. Однако таксофоны всё ещё можно встретить на улицах японских городов.

Автоматы бывают трёх видов:

  • автоматы зеленого или серого цвета с надписью ISDN — междугородние телефоны, работающие по специальным телефонным картам различного номинала, которые можно купить в любом отеле или табачном киоске;
  • автоматы голубого или желтого цвета — также междугородние телефоны, работающие по картам и по монетам;
  • автоматы красного цвета — городские телефоны, имеющие меньшие размеры, и работающие только по монетам в 10 иен.

Инструкция в картинках по пользованию автоматом имеется внутри каждой будки.

Международный код Японии — 81.

При звонке на стационарный японский телефон необходимо набрать 8 — 10 — 81 —  — .

Полезные телефонные номера в Японии

Полиция 110
Пожарная служба 119
Скорая помощь 119
Потерянные вещи +81 (3) 3814–4151
Справочная по больницам +81 (3) 5285–8181

Посольство России в Японии

Все службы спасения вызываются бесплатно. При звонке с уличного телефона-автомата перед набором номера следует нажать красную кнопку.

Сотовая связь

Токийская телебашня

Мобильные телефоны общепринятого в Европе стандарта GSM в Японии не работают! Стандартом связи в Японии является CDMA, точнее его 3G версия WCDMA.

Крупнейшие сотовые операторы Японии — NTT DoCoMo, предоставляющий услуги 3G связи под торговой маркой FOMA, и KDDI.

Мобильные телефоны в Японии называют «keitai denwa» («портативный телефон») или просто «кэйтай». Японцы очень щепетильны в выборе своего мобильного — им не важен производитель телефона, но очень важен набор современных функций, предлагаемый той или иной моделью. В Японии сложно встретить человека с телефоном двухлетней давности.

Туристам в Японии рекомендуется прямо в аэропорту взять в аренду мобильный телефон.

Интернет

Интернет-провайдерами являются вышеназванные операторы, предлагающие услуги интернета японцам. Гостям страны стоит помнить, что, несмотря на ауру супертехнологичной страны, бесплатные точки wi-fi на улицах Японии найти практически невозможно, даже в сетевых кафе и закусочных (вроде Starbucks), где подключиться можно, только заключив специальный контракт со своим «домашним» провайдером. Рекомендуется не отказываться от услуги предоставления интернета, предлагаемой в отелях и хостелах.

В ближайшем будущем производитель прохладительных напитков Asahi планирует оснастить свои торговые автоматы точками доступа wi-fi с радиусом действия 50 м, и с сеансом длительностью 30 минут. Автоматы установят в торговых центрах, на вокзалах и на улицах. При этом планируется, что подключение будет возможным вне зависимости от того, покупает пользователь что-то в автомате или нет.

Экономика

Валюта — Японская иена.

Безопасность

Япония — одна из самых безопасных стран в мире по уровню преступности, однако гостям не стоит забывать об обычных мерах предосторожности: ценные вещи и наличность хранить в сейфе отеля, с собой носить копию удостоверения личности, быть внимательными по отношению к своим личным вещам. Не помешает также захватить с собой аптечку с необходимыми именно вам лекарствами, поскольку покупка в местной аптеке может быть сопряжена с трудностями языкового характера.

Туристы должны помнить, что иностранные языки в Японии не распространены. При этом японцы весьма вежливы, они никогда не проигнорируют просьбу иностранца о помощи и уделят вам всё время, которым располагают. К тому же, на улицах японских городов за помощью всегда можно обратиться к полицейским, в обязанности которых входит помощь иностранцам.

Этикет в Японии

Как и в любой стране мира, находясь в Японии, следует уважать и проявлять терпимость к её обычаям: нужно считаться с образом жизни местного населения, не повышать голос, уважать местные традиции, которые могут показаться очень необычными.

Национальный костюм Японии

Так, среди правил этикета выделяются следующие:

  • во время разговора не стоит пристально смотреть в глаза собеседнику, это считается признаком агрессии;
  • если вам вручили визитную карточку (в Японии они есть практически у всех, начиная со студентов), её следует внимательно прочесть, и только после этого спрятать;
  • в общественном транспорте не принято уступать место никому и никогда;
  • ни в коем случае не трогайте японцев руками: допустимо только рукопожатие, и то лишь после того, как собеседник сам выразит желание пожать вам руку;
  • входя в жилое помещение, необходимо снять обувь;
  • оказавшись в традиционной японской комнате, на татами следует сидеть в правильной позе «сэйдза» — на коленях, ноги под вами. Для женщин это правило неукоснительно, мужчины могут сесть по-турецки или облокотившись обо что-то. Ноги не должны быть босыми, лучший вариант — белые носки по аналогии с японскими «таби». В ресторане во время дружеского застолья можно принять более непринуждённую позу — расслабленную «агура»;
  • чтобы войти внутрь храма, нужно снять обувь, под которой должны быть свежие и чистые носки. В храмах Японии разрешено фотографировать и снимать на видео.

Неприемлемым в Японии является появление в общественных местах или на улице в нетрезвом виде, употребление алкоголя и курение в местах, не отведенных для этих целей, неуважительные высказывания в отношении руководства страны.

Нужно также остановиться на деликатном вопросе: отправлении своих естественных потребностей. Туалеты имеются во всех общественных местах, они, как и вся Япония, находятся на очень высокой ступени технического прогресса. Привычных букв WC на двери может и не быть, тогда следует искать иероглифы 男 и 女 — «мужчина» и «женщина» соответственно. В японском доме в туалет ходят в специальных тапочках, стоящих у двери.

Землетрясения и тайфуны

Отправляясь в Японию, стоит помнить также, что Японский архипелаг входит в систему Тихоокеанского вулканического огненного кольца, и десятая часть всей мировой вулканической активности с начала 1990-х годов приходится именно на Японию. Обыденным делом для Японии является около 1500 ежегодных землетрясений с магнитудой 4–6. Ежедневно в разных частях страны происходят небольшие землетрясения, сопровождающиеся вздрагиванием зданий. Ещё одной природной опасностью остаются тайфуны (台風 тайфу), которые обрушиваются на Японию из Тихого океана.

Где остановиться

Аренда апартаментов в Японии

Наряду с привычными отелями страны восходящего солнца, можно снять апартаменты в Японии. Это уникальная возможность пожить в японской квартире, прикоснувшись к образу жизни местных жителей. Кроме того, зачастую это дешевле, чем снимать номер в отеле. Также можно экономить за счет питания, не ужиная в ресторанах, а приготавливая еду самостоятельно.

Фестиваль Sanja Matsuri

Традиционное размещение в Японии

Чтобы ощутить атмосферу традиционной Японии, туристы могут остановиться в японском «рёкане». Номера в рёканах, как правило, состоят из одной большой комнаты  без перегородок. Полы в комнатах покрыты соломенными циновками «татами», на которых вечером раскладывается ватный матрас «футон». Гостям предоставляется бело-синий халат «юката». Из мебели имеется только низкий столик. Ванная – общественная, раздельная для мужчин и женщин. Питание – полупансион, состоящий из обильного национального ужина и скромного завтрака, доставляемого непосредственно в номер.

Отели Японии

В Японии имеются всевозможные типы размещения (как в западном, так и в традиционном японском стиле), которые отличаются по классу и по цене.

Японские отели входят в Японскую гостиничную ассоциацию и славятся высоким уровнем сервиса и качественными условиями проживания.

Отели в западном стиле ничем не отличаются от подобных гостиниц во всем мире, они есть во всех японских городах. Обслуживающий персонал таких отелей говорит по-английски.

Новое веяние в отельной сфере Японии – бюджетные отели-капсулы, номера в которых так невелики, что больше похожи на полки в поездах или ячейки для хранения багажа. Удобства здесь ограничиваются наличием постельного белья, радиоприёмником с наушниками и светильником.

В отеле Японии любого вида чаевые персоналу неприемлемы, service charge (5-10%) автоматически добавляется к счету.

Забронировать отель в Японии можно он-лайн на нашем сайте. Не забывайте, что бронируя отель на Booking.com по указанным выше ссылкам, вы принимаете участие в розыгрыше ценных призов! 

Фотографии предоставлены пользователями: KeisifanoliaMarinarSergeyLantvoev

 
   
 
Подробнее Больше не показывать