Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 8 мая 11:19

Самая "болгарская" из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Рупите, Мелник, Пловдив — Болгария Июль 2014

Есть такое мнение (особенно часто его высказывают молодые люди), что в Болгарии делать совершенно нечего. Ну что интересного может предложить страна, которая даже в советское время не считалась заграницей и где русских в сезон чуть ли не больше, чем местных жителей? А Черное море оно и в Африке Черное. Так зачем же платить за перелет и болгарскую визу, когда то же самое можно получить на курортах Краснодарского края или новоприобретенного Крыма?

Вот и я была настроена скептически перед поездкой в Болгарию, и это несмотря на восторженные отзывы уже побывавших там близких мне людей. Ну да, конечно, они-то уже на пенсии. А я еще относительно молодая, хочется не только на пляже коптиться под крики «ЦаревИца Кукуруууз!».

Представьте же мое удивление, когда зайдя в офис местного турбюро, мы с родителями выяснили, сколько существует интересных экскурсионных программ в различные уголки Болгарии и соседних стран. Их продолжительность варьировалась от пары часов до полных двух дней, а цены — от десятка евро до 120 евро (самая дорогая и интересная (для меня) экскурсия в Румынию под названием «Боги и вампиры», включавшая посещение замка графа Дракулы).

К сожалению, на мой первый раз в Болгарии было отведено всего 4 дня. Поэтому на экскурсию «Ванга и болгарские святыни» с посещением города Пловдива отправились мои родители, отдыхавшие в Болгарии аж две недели. В этом отзыве использованы их впечатления и фотографии, которые они делали во время экскурсии.

Продолжительность экскурсии «Ванга и болгарские святыни» — полных два дня (с 6 утра первого дня до 12 ночи второго дня). Цена — 95 евро. В эту сумму включено все, в том числе ночевка и питание (завтрак, обед, ужин в первый день и завтрак и обед во второй день).

Для моих родителей экскурсия началась ранним утром 23 июля на автобусной остановке в курортном поселке Равда, где они отдыхали.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

За ними приехал комфортабельный микроавтобус с мягкими сиденьями и вполне справлявшимся со своей работы кондиционером. Перед Равдой автобус забрал туристов из других близлежащих курортных городов и поселков — Солнечного берега и Несебра, а затем сделал последнюю остановку в Поморие.

После того, как все оказались в сборе (всего в автобусе было 16 человек), и началась экскурсия продолжительностью 2 дня. Для маленьких детей такая плотная экскурсионная программа была бы и скучна, и утомительна, поэтому с собой их в такую поездку все же лучше не брать.

Есть два варианта этой экскурсии. Один — с посещением Софии, второй — с посещением Пловдива. Мои родители выбрали второй вариант, так как первый исключает посещение Бачковского монастыря, да и ехать получается дольше — болгарская столица находится ближе к западным пределам страны, тогда как все курорты — на востоке. А Пловдив же находится ближе и к курортам, и к основной цели путешествия — дома и церкви болгарской ясновидящей Ванги.

Пловдив

Первую остановку — в древнем городе Пловдиве — сделали спустя примерно 2,5 часа. Город действительно древний, старше Рима и Афин, возник в 12 веке до нашей эры. Пловдив считается одним из первых поселений в Юго-Восточной Европе и, находясь на «перекрестке цивилизаций», испытал влияние множества народов — древних греков, римлян, византийцев, славян, турок-осман и, конечно, самих болгар.

Есть в Пловдиве и современная часть, но туристов закономерно водят по гораздо более интересному старому городу с его живописными узкими улочками и старинными домами.

Старый город Пловдива внесен в дополнительный список объектов культурного и исторического значения ЮНЕСКО.

Город с такими узкими средневековыми улочками влюбляет и очаровывает даже по фотографиям!

Одним из символов Пловдива считаются ворота Хисар Капия, сохранившиеся от древних крепостных сооружений, которыми 2000 лет назад была обнесена столица Фракии — в те времена одна из провинций Римской империи.

В самом же старом городе сохранились дома, начиная с 15 в., но в основном более позднего периода — 18–19 веков. В Болгарии было принято строить так: меньший по площади цокольный этаж, над которым «нависали» сверху еще два-три этажа, иногда обшивавшиеся деревом и изредка украшенные росписями.

Дома больше походили на крепости, потому что и жизнь у болгар при Османском владычестве больше походила на постоянную оборону — нужно и важно было сохранить свою культуру, язык, религию.

Как рассказали мне родители, экскурсовод, по национальности болгарка, называла этот период не иначе как «турецкое рабство».

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

В Пловдиве, занимавшем выгодное положение на перекрестке торговых путей, селились богатые купцы и ремесленники, которые могли себе позволить не только построить большие дома, но и украсить их росписями и резьбой.

Мы уже видели болгарские дома в Несебре, но в Пловдиве (судя по фото и впечатлениям родителей) они похожи на расписные деревянные шкатулки — очень красиво!

Еще одна особенность болгарских домов — за их аскетичными фасадами может скрываться уютный, затененный виноградом и засаженный розами дворик. А во дворах особо красивых из них (как, например, на фото выше) устраивают выставки, тем более что Пловдив в наши дни — это культурный центр Болгарии, где живут артисты, музыканты, писатели и художники.

Экскурсионную группу любезно пригласили во двор дома, и они увидели не только произведения искусства, но и человека, чьими руками и головой эти произведения были созданы.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

В Пловдиве много мастерских народных ремесел — можно привезти по-настоящему уникальный сувенир, так называемый hand-made. Группе показали, наверное, одну из самых необычных мастерских, где создавали разнообразные сувениры из…. кукурузы!

В Болгарии очень любят эту злаковую культуру и прямо так ее и называют «ЦаревИца».

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Пловдив возник и развивался как античный город. А города того времени предпочитали строить на холмах (вспомните тот же Рим!). Вот и Пловдив не стал исключением, раскинувшись на трех холмах, за что получил от римлян название Тримонциум (что и означает три холма). В городе сохранилось несколько построек тех времен, и следующим этапом экскурсии стало знакомство с ними.

Лучше всего сохранился до наших дней Античный театр, построенный во втором веке нашей эры и рассчитанный на 3 500 человек. Театр успешно отреставрировали, и сейчас в нем проходят театральные представления и концерты на свежем воздухе.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

С древних холмов Пловдива открывается вид на уютно раскинувшийся в долине реки Марица город, который, несмотря на свою бурную, восходящую к грекам и римлянам историю, совсем небольшой — нет и 400 0000 жителей. В дымке позади видны предгорья Родоп.

Экскурсовод попросила обратить внимание на серый столбик, расположенный на холме Бунарджик. В рамках экскурсии не предусматривалось подъехать и рассмотреть вблизи этот самый столбик высотой с 4-хэтажный дом — один из самых известных памятников советским воинам за пределами СССР, прозванный в народе «Алеша», но хотя бы издалека на него моим родителям было очень интересно посмотреть.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

«Алеша» не может не вызывать приятных дружеских чувств к болгарскому народу, хотя попытки избавиться от напоминания о проклятом советском прошлом в этой стране (как и в других странах, входивших в круг влияния СССР) все же предпринимались, в том числе и по отношению к «Алеше».

Но все же стальной воин пережил самые тяжелые времена — отказа от прошлого и отрицания наследия СССР. Песня, так любимая в советское время и ставшая гимном Пловдива, актуальна до сих пор.

Стоит над горою Алёша,
Алёша, Алёша,
Стоит над горою Алёша —
Болгарии русский солдат.

Почти каждая экскурсия по старым городам включает посещение церкви. В старом городе Пловдива экскурсионная группа моих родителей посетила православную церковь Святых Константина и Елены, которая находится на месте еще языческого храма.

Церковь украшена фресками и иконами болгарских художников.

Колокольня церкви Святых Константина и Елены

Есть в Пловдиве и католический собор Святого Людвига (середина 19 в.). Родители не запомнили, как эта церковь называлась, но мне стало интересно, что это за церковь такая необычная, у которой колокольня с «прозрачным» куполом.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

А еще в Пловдиве, самом креативном городе Болгарии, есть много интересных скульптур. Вот, например, этому мужичку в кепке нужно шепнуть желание на ушко, и оно обязательно сбудется! :)

Бачковский монастырь

Пловдив остался позади, а группа далее двигалась на юг, к границе с Грецией, где и жила болгарская ясновидящя Ванга.

Путь пролегает в регионе Родопских гор, постепенно к юго-западу набирающих высоту.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

По пути заехали в Бачковский монастырь — достопримечательность, которую с полным правом можно отнести к болгарским святыням. Этот монастырь, второй по величине и значимости после Рыльского монастыря, основан в 11 веке братьями-грузинами. Византийский император даровал им за безупречную службу землю, и они на ней построили монастырь, посвященный Пресвятой Богородице.

В монастыре хранится икона Богородицы 11 века, которая считается чудотворной.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Монастырь, как и другие христианские постройки, сильно пострадал во времена владычества турок-осман — был разграблен и разрушен. Впоследствии его восстановили, а до наших дней сохранились росписи и фрески 19 века.

А это современная роспись 2001 года над входом в монастырь.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

В монастыре можно попробовать и купить красное монастырское вино и даже «монастырскую гдипломатку» — ракию с особыми вкусовыми качествами.

Самый маленький город Болгарии

Дело близилось к вечеру, а дорога уводила все выше в горы. Автобус хоть и был комфортабельным, но маму мою укачало на крутых виражах горных серпантинов. Если вы плохо переносите дорогу в горах, то лучше запастись соответствующими таблетками от укачивания.

По пути делали санитарные остановки. В горах местные жители живут очень бедно, работы нет. Тем и существуют, что продают мед, брынзу, землянику заезжим туристам.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

На ночлег остановились в Мельнике, самом маленьком городе Болгарии. Свое название город получил по окружающим его меловым горам.

Здесь всего пару улиц и несколько сотен жителей. Но город знал и другие времена, когда он мог по праву называться городом — до начала 20 века в нем проживало несколько тысяч греков.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Мельник был основан в 11 веке как крепость. В наши дни Мельник — это уютный и очаровательный туристический городок, застроенный домами в традиционном болгарском стиле, а также центр виноделия и ремесел.

Есть в городе и несколько церквей, в том числе полуразрушенных и сильно пострадавших во время «турецкого рабства».

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

По отзывам родителей, отель в Мельнике, где ночевала экскурсионная группа, на очень достойном уровне (напомню, что ночлег входил в стоимость экскурсии). Питание также было плотным и вкусным, что-то покупать дополнительно необходимости не возникало.

Рупите — село, где жила Ванга

На следующее утро из Мельника группа отправилась далее на юг — в село Рупите, которое находится практически на границе с Грецией.

Рупите оставалось бы ничем не примечательным болгарским селом, если бы здесь не поселилась знаменитая болгарская ясновидящая Ванга, которая прожила в этом селе последние 20 лет жизни.

Памятник Ванге в селе Рупите

Ванга не случайно выбрала именно Рупите. Это энергетически сильное место — село расположено на потухшем вулкане, в окружении горячих минеральных источников температурой 75 градусов.

Более того, как рассказала родителям экскурсовод, здесь в свое время было убито очень много людей. Ванга же, прорицая будущее, обращалась за помощью к мертвым.

По желанию и на средства Ванги в Рупите в 1994 году была построена часовня Святой Параскевы (Святая Петка Болгарская). Ванга говорила так: «Я даю деньги на строительство храма, ваше дело — что с ним делать дальше. Главное — чтобы он был построен».

Ванга при жизни была очень религиозной и ходила в церковь.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Болгарская православная церковь очень долго не хотела освящать часовню — из-за неканоничности как внешнего вида, так и икон, но в итоге это все же не так давно было сделано.

Как сказала моя мама, в «часовне Ванги» совсем не было ощущения храма — настолько она нетипична для религиозного сооружения.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Могила Ванги находится здесь же, в ограде построенной на ее средства часовни. Пророчица умерла в 1996 году от рака груди.

Также группа посетила дом Ванги, в котором она жила последние 20 лет жизни и принимала людей. Как известно, деньги Ванга за свои прорицания не брала, но благосклонно относилась к подаркам. Особенно почему-то любила ковры.

К ней нужно было прийти с кусочком сахара, который нужно было перед этим положить под подушку и так поспать несколько дней. Она брала его в руки, и это помогало ей видеть будущее — кристаллы сахара как бы сохраняли информацию о человеке.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Дом Ванги — это простой деревенский дом без малейшего намека на роскошь — хотя, как известно, к не приходили не только обычные люди, но и сильные мира сего. Экскурсовод рассказала, что к Ванге в те времена было очень трудно попасть простому болгарину, так как место, где находилось село, являлось приграничной особо охраняемой областью, и необходимо было получить разрешение на его посещение.

В доме много икон и крестов.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Напротив двора дома Ванги на склонах горы выложен огромный крест — тоже, как и часовня, по заказу ясновидящей.

Кстати, если вы верите в энергетику мест, лучше ничего не покупать в сувенирном магазине у дома Ванги. Несмотря на всю ее прижизненную религиозность, отношения с церковью у Ванги были натянутые. Да и ее уникальные способности попахивают чертовщиной, а не церковными благовониями.

Следующим пунктом программы должно было стать посещение дома Ванги в ее родном городе Петрич. Но, как сказала экскурсовод, смотреть там особо нечего — обычный деревенский дом, поэтому Петрич просто проехали, без остановки.

По пути перекусили в ресторанчике со смешным названием «Жабокрек» (из-за большого количества живущих в округе квакушек), где попробовали болгарскую форель.

Рыльский монастырь

Последним же пунктом программы стал Рыльский (или Рильский) монастырь — крупнейший мужской монастырь Болгарской православной церкви, основанный в 10 веке.

Монастырь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

История монастыря начинается с Преподобного Ивана Рильского, который совершил множество подвигов при жизни. После его мощи были признаны чудотворны, и к ним до сих пор множество людей совершают паломничества.

И снова турки разграбили и разрушили монастырь в 15 веке, однако он возродился и был отстроен заново.

Самая болгарская из экскурсий: Ванга, Пловдив и святыни Болгарии

Особенно поражает в Рильском монастыре богатство и красота настенных росписей эпохи болгарского национального Возрождения 18 — 19 вв.

Впечатления от экскурсии

Впечатления моих родителей от экскурсии только самые положительные. Они провели в Болгарии 2 недели, которые без этой экскурсии показались бы слишком скучными и однообразными — все-таки море-пляж-рестораны не могут дать полного представления о стране и быстро надоедают.

Родителям понравилась как организация экскурсии, так и ее насыщенность — за два дня они объехали юго-западную гористую часть Болгарии, а горы не могут не быть живописными. Они ехали «посмотреть дом Ванги», а в итоге увидели древний город Пловдив с его старинными домами и античными развалинами, самый маленький город Болгарии Мельник и болгарские святыни — Бачковский и Рыльский монастыри.

В маршруте этой экскурсии есть один, но важный нюанс — дорога проходит по горному серпантину. Если вы плохо переносите такую дорогу, то, возможно, лучше воздержаться от поездки — может сильно укачать.

От себя же хочу добавить, что если будет возможность, в следующем году повторю экскурсию родителей — очень хочется увидеть болгарские святыни и город Пловдив собственными глазами.

Портрет болгарской ясновидящей из дома-музея Ванги