Турист Марина Даниленко (Marina10111977)
Марина Даниленко
была 20 марта 2020 14:28

Стамбул, Дюздже , Анкара, Гёреме, Невшехир + 4 города — Турция Ноябрь 2013

Раньше Турция у меня ассоциировалась исключительно с пляжным отдыхом, пятизвездочными отелями с формулой «все включено», бесцельным лежанием на пляже и объеданием в том самом отеле. Такой отдых никогда меня особо не привлекал, поэтому Турция оставалась за пределами моих маршрутов. Но «все течет, все изменяется…». Меняются наши представления, накапливаются знания, и со временем «Илиада» Гомера, легендарная Троя, Эфес, Пергам, Стамбул стали звать меня в свои края. И вот в этом ноябре случилось — выбор ежегодной поездки, приуроченной к моему дню рождения, пал на Турцию. Наконец то, мы посетим те места, о которых так много слышали, читали и видели художественных и документальных фильмов.

Сперва мы (я и Клод) хотели ограничиться недельной поездкой, но маршрут с катастрофической скоростью разрастался и разрастался, сначала до 10 дней, потом до двух недель. И все равно оказалось мало этих двух недель для того, чтобы посетить все места, которые мы изначально планировали. В ходе поездки пришлось отказаться от Хаттуши, Немрута, побережья Анталии (городков Тарс — родина Святого Павла и Демре — он же древняя Мира — родина Святого Николая) и от Антиохии, на них мы посмотрели только на карте. Но все равно нам удалось увидеть много интересных мест, в этом рассказе я кратко опишу наш двухнедельный тур.

12 ноября 2014 года в 10.30 утра мы прилетели рейсом Рим — Стамбул в международный аэропорт имени Ататюрка. На метро, а затем на трамвайчике мы добрались в наш отель в районе Султанахмет, это самый центр Стамбула, в нескольких шагах от ипподрома, Голубой мечети, Цистерны и Базилики Святой Софии. Но в первый день мы не пошли смотреть эти достопримечательности, так как у нас была запланирована индивидуальная экскурсия на следующий день по историческому Стамбулу.

В наш первый день пребывания в Стамбуле мы сделали следующее:

Прокатились на катере по Босфору:

Поднялись на Галатскую Башню:

Вид с Галатской башни на мост через Босфор:

Прогулялись по улице Истикляль до самой площади Таксим:

И вернулись в гостиницу без задних ног.

Второй день в Стамбуле — экскурсия по историческому центру с индивидуальным гидом, в течение которой мы осмотрели следующие достопримечательности:

Голубая Мечеть:

Ипподром:

Цистерна:

Базилика Святая София:

Дворец Топкапы:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

С нашим гидом мы расстались почти в семь часов вечера, но на этом наша культурная программа не закончилась. Мы рванули в современный квартал небоскребов. Нашей целью был самый высокий из них — Сафир, откуда открывается захватывающий вид на 360 градусов:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Но самое главное там можно купить виртуальный тур на вертолете по Стамбулу (типа кинотеатр 5Д), и это супер!!!

Кто будет в Стамбуле, рекомендую полетать на этом виртуальном вертолете, когда ты пролетаешь над достопримечательностями Стамбула, узнаешь те места, которые уже видел, просто восторг!!!

Третий день в Стамбуле. Я непременно хотела переехать по мосту через Босфор из Европы в Азию, а еще хотелось посетить кафе «Пьер Лоти». Как все это организовать? Пришлось воспользоваться бестолковым туристическим автобусом с двумя маршрутами, которые охватывали эти достопримечательности, свою функцию он все-таки выполнил. Этот автобус провез нас по мосту к моему большому восхищению.

А затем по этому же билету на автобусе другого маршрута мы добрались до подъемника, который поднял нас к кафе «Пьер Лоти»,

откуда мы сделали замечательные фотографии на Золотой Рог:

После этого посетили мечеть Сулеймание — шедевр архитектора Синана:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

В 8 часов вечера нам надо было забирать арендованную машину из офиса, находящегося в центре города недалеко от площади Таксим. Мы так хорошо все продумали, как раз после 20.00 не должно было быть сильных пробок, и мы планировали добраться к 23.00 в городок Дюздже, расположенный на трассе Стамбул — Анкара как раз посередине между этими двумя городами.

Но не тут-то было, когда мы пришли в офис за нашей машиной в 19.00, выяснилось, что машина находится в аэропорту и надо либо ждать, либо они могут привезти нас в аэропорт на их машине с водителем, чтобы мы забрали наш автомобиль там. Мы поддались на эту удочку и в итоге потеряли три часа драгоценного времени, из Стамбула мы выбрались в 23 часа ночи, а в Дюздже добрались уже после часа ночи. А еще в этом городке надо было найти наш отель. К нашей радости на центральной площади мы увидели дворника с лицом ангела, правда, этот ангел говорил только на своем турецком языке, которым мы не владеем, но каким-то чудом мы поняли, что нам надо переехать через мост, потом повернуть налево, а потом все время прямо, и там будет наш отель. В два часа ночи мы добрались до нашей комнаты и уснули крепким сном.

На следующий день встали ни свет ни заря, быстро перекусили и отправились в Анкару. Дороги в Турции отличные, скоростной режим на автостраде 120 км в час, вели машину по очереди, так мы добрались до Анкары. Я не ожидала, что это такой гигантский мегаполис, куда доставало мое зрение, везде простирался этот город. А тут я еще понимаю, что Клод не знает, где находится наш отель. Но я точно знала, какие достопримечательности мы должны увидеть в Анкаре: 1) музей Анатолийских цивилизаций; 2) Мавзолей Ататюрка. Местный народ слово «музей Анатолийских цивилизаций» не понимал ни на каких языках, которыми мы владеем, зато слово «Ататюрк» знают все, а тут я еще увидела спасительную табличку с коричневым фоном и белыми буквами «Atatürk», мое шестое чувство меня не подвело, эти указатели привели нас как раз к Мавзолею Ататюрка:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

После посещения этого мавзолея, мы с легкостью нашли наш отель, который оказался совсем рядом с этой достопримечательностью.

На следующий день мы посетили музей Анатолийских цивилизаций:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

И крепость с шикарным видом на всю Анкару:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

По первоначальному плану после Анкары мы должны были ехать в Хаттушу — древнюю столицу хеттов, но никто точно не знал, открыта ли там в этот период археологическая зона или нет. Посовещавшись друг с другом, мы решили отказаться от этой точки нашего маршрута и поехали в сторону Каппадокии.

По пути мы остановились на соленом озере Туз (тур. Tuz Gölü), конечно, его нельзя сравнить с Солончаком Уюни (исп. Salar de Uyuni) в Боливии, но все равно закат нас порадовал:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

А еще там продают шикарные крема и скарбы для лица и тела, сделанные на базе соли из этого озера, отличная косметика!

Так мы добрались до Гореме — туристический центр Каппадокии, где у нас была забронирована гостиница на две ночи.

В первый день посетили музей под открытым небом, который находился в двух шагах от нашего отеля:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Во второй половине съездили в Угрюп:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Там же посетили отель, сделанный в пещере. Номер люкс в этом отеле стоит 250 долларов:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Во второй половине дня выглянуло солнце, и мы сделали чудесные фотографии:

Вечером посетили замок Учхисар:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

На следующий день подъем в 4.30 утра, нас ждал полет на воздушном шарике, это класс!!! Удовольствие недешевое, мы сторговались за 90 евро на человека, некоторые компании предлагают за 130 и даже за 180 евро, я уже не говорю об индивидуальных полетах за 1250 евро, и это еще низкий сезон. Какие же там цены в высокий сезон!!! Но поверьте мне, полет на воздушном шаре — это незабываемые впечатления на всю жизнь. Тем более, это был первый полет для меня, раньше я никогда не летала на воздушном шаре, он катал нас почти два часа. Иногда он поднимался на высоту почти 1000 метров, но в основном летал очень низко, почти касаясь сказочных горных образований:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

После полета на воздушном шарике мы собрали наши вещи, потому что больше не планировали возвращаться в гостиницу в Гореме, и отправились в подземные города, посетили только Каймаклы, решили, что одного достаточно:

Потом отправились в долину Ихлара:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

В Гореме в туристическом агентстве предлагали туры в Немрут, но этот тур требовал 2 ночи и 3 дня, мы не располагали таким количеством времени, да и в агентстве сказали, что Немрут лучше смотреть летом, поэтому мы отказались от идеи посещения Немрута и отправились в Конью. Наш гид в Стамбуле сказал, что тот, кто не был в Конье, не был в Турции.

Т. е. Конью надо было посетить обязательно, тем более, она как раз находится на полпути до Памуккале, что для нас было очень удобно. Таким образом, мы не поехали ни в Немрут ни на побережье Анталии, а из Каппадокии сразу же отправились на запад. В Конье надо было обязательно посмотреть мавзолей и музей Мевланы, опять нам помогли коричневые указатели и в 16.40 мы были у входа в мавзолей:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

к нашему разочарованию оказалось, что музей и мавзолей работают до 16.40, и мы туда не попали, решили, что посмотрим на следующее утро.

В Конье мы остановились в классном отеле Rixos, который располагается в новом элитном районе города рядом с университетом:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

На следующее утро мы снова едем в центр с целью посещения музея и мавзолея Мевланы. На этот раз мы туда попали. Главной достопримечательностью музея и, одновременно, главным объектом паломничества является собственно гробница Мевланы. Саркофаг Джалаладдина Руми Мевланы расположен точно под Бирюзовым куполом. Фотографировать внутри нельзя, да и не хотелось. Зато снаружи мне удалось запечатлеть символ Коньи — купол, покрытый бирюзовой фаянсовой плиткой:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Мевлана был одним из наиболее ярких представителей средневекового исламского мистицизма, жил в XIII веке (1207–1273), полное имя Мевлана Джалал ад-Дин Мухамад Руми. Мевлана, охарактеризовавший свою жизнь словами «я загорелся, горел и сгорел», умер в воскресный день 17 декабря 1273 года и был похоронен рядом со своим отцом в мавзолее. Мевлана основал орден дервишей или их еще называют кружащимися дервишами из-за их танца сема, состоящего из круговых движений, имевших ритуальное значение. Такой танец дервишей можно было посмотреть в Каппадокии в караван — сарае Сарухан:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

но Клод ни под каким предлогом не хотел идти на просмотр этого странного обряда, одна я тоже не пошла, поэтому вживую я не видела сему, хотя сейчас об этом немного жалею.

Осмотрев мавзолей Мевланы Руми, мы отправляемся в Памуккале, это тоже класс!!! Мы там провели целую ночь и целый день.

Памуккале ночью:

Памуккале днем:

Иераполь (также Иераполис или Гиераполис, тур. Hierapolis):

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Далее наш путь лежал в сторону Эфеса. В Памуккале нам предлагали экскурсии по Эфесу с посещением храма Артемиды и домика Марии, но мы отказались и правильно сделали. Мы сами все организовали гораздо лучше, чем нам предлагали в агентстве. На ночлег мы остановились в городке Сельчук (тур. Selçuk), это совсем недалеко от археологической зоны Эфеса.

Рано утром мы сразу посетили Базилику Святого Иоанна:

Потом проехали к домику Святой Девы Марии:

Далее нас ждал Эфес, где я взяла аудиогид на русском языке, там мы провели примерно 3 часа:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

В конце посетили Храм Артемиды, от которого практически ничего не осталось в Турции:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

все самое ценное в настоящее время хранится в Лондоне в Британском Музее.

Хотели посетить археологический музей Сельчука, где находились ценные вещи из Эфеса, но музей, к нашему сожалению, был закрыт на реставрацию. Поэтому мы восвояси отправились в Измир.

Клод непременно хотел увидеть Измир, так называемый турецкий Монако. Приехали мы туда уже вечером, бросили вещи в гостинице и поехали смотреть центр, запарковали машину на набережной и прогулялись по променаду, жизнь там бьет ключом, много кафе и ресторанов, везде народ. Измир производит впечатление настоящего европейского города, очень отличается от других турецких городов, где в основном на улицах, в кафе и ресторанах можно увидеть много мужчин и совсем мало женщин. Думали на следующее утро посмотреть историческую часть города, но не судьба. На следующее утро лил дождь, это был первый день нашего путешествия по Турции, когда пошел дождь. Мы сели в машину и отправились в Пергам.

В Пергаме нам повезло, после обеда дождь прекратился, и мы смогли осмотреть археологическую зону, не прячась под зонтик:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Ночевать мы остановились в каком-то городке между Пергамом и Троей, я даже не помню его название, какое-то захолустье на побережье Эгейского моря. В отеле семейного типа нам дали лучшую комнату и накормили вкусным ужином с рыбой и белым вином. Первый раз за все время пребывания в Турции мы выпили по бокалу вина.

Утром мы отправляемся в Трою.

Вот он троянский конь, сделанный к всеобщему ликованию туристов:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

От самой Трои сохранилось немного: оборонительные стены:

После посещения Трои мы могли поехать в Стамбул через Бурсу, т. е. вдоль южной части Мраморного моря. Но мне очень хотелось переплыть Дарданеллы, что мы и сделали:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Потом можно было поехать в Эдирне, где находится Мечеть работы Синана, включенная в список всемирного наследия ЮНЭСКО, но нас звал Стамбул, поэтому мы поехали вдоль северного побережья Мраморного моря в сторону Стамбулу. Заночевали в гостинице в 40 км от Стамбула, и на следующее утро мы уже были снова в нем. Машину нам надо было возвращать только вечером, поэтому мы решили использовать ее по полной программе, как выяснилось, Клод прекрасно ориентировался в городе без навигатора, конечно, не считая меня и моих ценных указаний. Таким образом, мы добрались до дворца Долмабахче на Босфоре:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Посетили сам Дворец и гарем, правда, внутри фотографировать запрещено.

Потом на нашей машине поехали в Парк миниатюр — Миниатурк, это моя традиция посещать такие парки, это уже пятый в моей коллекции. Особенно мне нравится смотреть миниатюры после посещения настоящих мест и узнавать их.

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

После этого мы заселились в ту же самую гостиницу, в которой останавливались 10 дней назад, и сдали машину. В итоге мы проехали по Турции 2 тысячи 777 км, получается почти 1 тысяча 400 км на человека.

В последний день в Стамбуле мы посетили церковь — музей Хора с замечательными мозаиками и фресками поздневизантийского стиля:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Съездили во Вселенский Патриархат, где находится колонна бичевания Иисуса Христа:

А потом еще сходили в отель Пера Палас, посмотрели комнату Ататюрка:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Посетили Новую Мечеть, мимо которой проходили много раз, было бы грешно не зайти внутрь:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

Под конец сходили на рынок пряностей:

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

накупили там килограммы чая и довольные отправились в аэропорт. Была возможность взять трансфер до аэропорта за 5 евро на человека, но с отправлением из Стамбула только в 16.30 или в 21.00, первое время для нас было слишком рано, а второе — слишком поздно. Поэтому мы отправились в аэропорт знакомым нам путем — сначала на трамвае до остановки Аксарай, а потом на метро до конечной станции.

Это краткий обзор нашей двухнедельной поездки, постараюсь написать отдельные рассказы по наиболее понравившимся местам.

Подводя итог, могу сказать, что Турция мне понравилась.

Очень впечатлил Стамбул, на самом деле город контрастов, как ни банально звучит эта фраза, и этот город заслуживает отдельного подробного рассказа, что и постараюсь сделать в ближайшее время.

Каппадокия и Памуккале — это незабываемые природные красоты, которые стоит увидеть хотя бы один раз в жизни.

Самая лучшая и хорошо сохранившаяся археологическая зона — это бесспорно Эфес.

Легендарную Трою стоит посетить, там герои из «Илиады» Гомера как будто оживают и рассказывают тебе свою историю.

Да, все понравилось и бесспорно Турция достойна, чтобы ее посетить и полюбить. Сами турки очень доброжелательные, они нам всегда старались помочь, когда мы не знали, куда ехать или в иных сложных ситуациях, правда, далеко не везде говорят на английском, часто приходилось объясняться на языке жестов, который мы там освоили в совершенстве.

Дороги в Турции отличные, мы проехали на нашем боевом коне почти 3 тысячи км,

Марш-бросок по Турции: 13 ночей/14 дней!

водить машину — одно удовольствие, правда, в больших городах в основном водил Клод, а я — на автострадах, так как в городах я выполняла функцию навигатора. Можно было в принципе организовать наш маршрут и на автобусах, я специально посмотрела, во всех туристических точках предлагают билеты на автобусы, которые соединяют главные достопримечательности Турции. Но на машине есть существенное преимущество — ты не должен брать тур, а можешь сам объездить места, которые тебя интересуют, задержаться там, сколько хочешь, не зависеть от группы и прочих факторов.

В финансовом плане не могу сказать, что Турция — это дешевая страна. Наша поездка получилась далеко не бюджетной. Бензин стоит как в Италии — 1,8 евро. Цены на входные билеты тоже на уровне европейских — от 8 до 20 евро. Причем часто бывает так, что платишь за вход, например, 15 турецких лир (ТЛ), а потом внутри необходимо доплачивать за посещение дополнительных достопримечательностей, например, какой-нибудь церкви с особенно хорошо сохранившимися или отреставрированными фресками или комплекса старинных жилых домов и т. д. Еда в принципе доступна, можно вкусно и недорого питаться, часто нам удавалось поесть на 10 евро вдвоем, правда, без спиртных напитков, с этим у них не очень хорошо. Национальное пиво «Эфес» оставляет желать лучшего, то же самое можно сказать и про вино. Но мы пиво и вино заменили на свежевыжатые соки, очень вкусно и полезно.

С погодой нам повезло, почти все дни было солнечно и относительно тепло (+16 +20), только в Каппадокии мы немного замерзли, все-таки в горах холодно. Мне кажется, что ноябрь очень хорошее время для посещения Турции именно с целью культурной программы, в музеях и археологических зонах было немного туристов, можно было все спокойно с чувством, с толком, с расстановкой осматривать. В то же самое время было не жарко, что тоже благоприятствовало и располагало к просмотру всяких интересностей. Я считаю, что поездка удалась, ну, а то, что мы не посмотрели все, что планировали изначально, так это даже к лучшему, всегда должно что-то остаться, чтобы был повод вернуться.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия