Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Турция Ноябрь 2008

Решили провести осенние каникулы сына в экскурсионной поездке по Турции. Хотелось погулять в спокойной обстановке, чтобы было поменьше туристов и связанной с ними суматохи и толкучки. Можно сказать, что эти надежды вполне оправдались.

Все билеты и брони впервые для себя заказывал через интернет: электронные авиабилеты — на сайте турецких авиалиний, а госиницы бронировал через booking.com без предварительной оплаты.

И то и другое оказалось досточно просто и удобно. Был правда, единственный момент беспокойства: при заказе авиабилета из-за какого-то сбоя в сети сразу после того как деньги сошли с кредитной карты все окошки вдруг внезапно закрылись, и я оказался без паролей для входа на свой заказ. На электронную почту также никаких подтверждений не пришло. А поскольку это была суббота, то и дозвониться в Авиакомпанию не удалось. Но к счастью, в воскресенье во второй половине дня подтверждение с паролями всё же пришл на мэйл.

Дорога Москва-Стамбул-Измир-Памуккале.

Вылетели из Москвы в Стамбул в штатном режиме без осложнений и накладок. На регистрации, как и полагается для электронных билетов, предъявил только паспорт. Выбрали место у окошка. Самолёт летел полупустой (а обратно почему-то полный). Кино в самолёте какое-то неинтересное было — не стал смотреть.

По прилёте в Стамбул прошли паспортный котроль и перешли по переходам в здание местных авиалиний. Там конечно уже не так просторно как в международном аэропорту — сутолока и теснота. Рейс до Измира почему-то был перенесён на час, поэтому прождали больше 2-х часов. Есть также электронная регистрация или регистрация на любой стойке на выбор.

В самолёт набилось куча народа, причём было ощущение, что никто багаж не сдаёт, а все прут его прямо в салон — все багажные полки набили так, что дверцы не закрывались. Только взлетели — стюардесы кинулись раздавать завтрак — на выбор салат из салата и сыра или бутеброд с тем же салатом и сыром. Самолёт только набрал высоту — тут же пошёл на посадку, еле успели дожевать свои бутерброды, поскольку лететь всего минут 45.

По прилёте в аэропорт Аднан Мендерес в Измире на выходе встретил сотрудник аэропорта со списочком иностранцев, нас отсекли от местных пассажиров (оказалось 6 русских в самолёте) и на автобусе отвезли за багажом в здание международного аэропорта. Кстати, багаж я сдал в Москве. В Стамбуле получать не надо.

Было очень странно видеть огромный аэропорт (размером с Шереметьевский) совершенно пустой — ни пассажиров, ни персонала. Только нас шестеро и сопровождающий. Видимо не сезон.

Измирские каникулы

В Москве я долго искал как доехать от Аэропорта в Измире до Автовокзала и решил, что лучше всего доехать на электричке до возала в городе, а оттуда на автобусе или такси до автовозала. Поэтому сразу пошли на остановку электричек. Но всё оказалось не так гладко. На станции было также безлюдно как и в аэровозале. Только в буфете дремали от скуки владельцы этого буфета. На окошке кассы лежал милиметровый слой пыли, так что было ясно, что-то не так.

После продолжительного выяснения у местных, где же собственно поезда, я понял, что расписание на стенке — летнее, а сейчас только 2 поезда — утром и вечером. Где автобусная обстановка я так и не понял (хотя она там наверняка где-то есть). Пришлось ехать на такси, на котором ехать ужасно не хотелось, потому что далеко и дорого. Даже по таксиметру получилось 60 лир (1лира=17 руб). А мне хотелось провести этот отпуск-каникулы максимально экономно.

Таксист привёз на автовокзал прямо к окошку компании PAMUKKALE, которая возит в нужном направлении.

Надо сказать, что автовокзал в Измире циклопических размеров, на нескольких уровнях. Больше похож на аэропорт.

Измирские каникулы

Здесь хотел бы посоветовать другим учесть одну моя ошибку. Как выяснилось позднее, междугородные автобусные перевозки в Турции осуществляют очень многочисленные компании — большие и маленькие. Поэтому в одном и том же направлении можно добраться самыми разными путями. Кроме того некоторые компании везут прямо до мелких населённых пунктов, каковым является Памуккале. Но я в тот момент этого не знал, поэтому сразу взял билеты до Денизли. Это районный центр от которого в 15 км находится Памуккале. Причём в сам Памуккале компания «PAMUKKALE» не возит. Следовало, конечно, не брать первый попавшийся маршрут, а походить поспрашивать у разных компаний. Но об этом я узнал только в самом Памуккале.

Тем не менее, сели в автобус-поехали.

Хочется отдельно остановиться на данном сервисе. До этого дня в моих поездках обычно возили туристические автобусы, или автобусы в туристических городках. А здесь мы поехали на чисто местном автобусе, что называется, «как все». И сразу увидели, что значит нормальное отношение к людям, в сравнении с нашими российскими автобусами. Автобус-современный мерседес с мягкими удобными сиденьями, очень чисто. На входе встретил стюард в красной жилетке и бабочке провёл к нужному месту. Как только поехали, стюард сначала прошёлся с бутылочкой с лимонным освежителем для рук. Потом выкатил тележку с водой, соками и шоколадками и печеньем. Всё бесплатно. Эту тележку он выкатывал в течение четырёх часового пути ещё дважды.

Произвело впечатление также то, как подбирают пассажиров в пути. Стюард получает на мобильник сообщение, где ждёт пассажир. Автобус останавливается. А пассажир ждёт как правило в небольшом кафе возле остановки. Стюард идёт в это кафе и находит там этого пассажира. Не нужно мерзнуть на холодной остановке в темноте.

Измирские каникулы

Позднее, мы переезжали из Памуккале в Кушадасы на автобусе мелкой компании. Весь сервис был тот же, только шоколадками и печеньем не кормили.

Теперь здесь на родине я с огорчением стал сразу как-то замечать грязные заплёванные полы в автобусах, драные сиденья, немытые окна и засаленные стены с поблекшими надписями на немецком и почему-то на иврите. Про обслуживание и говорить нечего, потому что его просто нет.

Ровная прямая дорога пролегала вдоль непрерывно чередующихся апельсиновых и оливковых рощ, а чуть дальше невысокие горы. В-общем одно удовольствие, хотя и 4 часа. Из Денизли на такси добрались наконец до отеля. Ещё 20 лир. А автобус стоил 40 лир на человека. Если бы поехали прямо до Памуккале, то можно было сэкономить.

Измирские каникулы

В целом дорога из квартиры в Москве до номера в отеле составила 14 часов. Поэтому от смен транспорта и впечатлений ребенок был уже никакой и добравшись до кровати в отеле буквально рухнул от усталости.

Памуккале.

В отеле «Venus» нас встретила хозяйка. Бросила взгляд на распечатку из интернета. Пробормотала что-то вроде, ах да — четыре ночи зарезервировано, паспорта не спросила. Сразу отвела в нашу комнату и поинтересовалась будем ли мы ужинать. Ужинать не стали, потому как вымотались. Попили чайку (кстати чайник есть в номере) и спать.

Отель и номер подробно описан в отчёте по отелю, повторяться не стоит. Скажу только, что отель полностью соответствовал ожиданиям, основанным на отзывах в booking.com. (Правда, я не понял как там можно оставить отзыв — там нет никакой кнопки для оставления оного). После завтрака в уютном лобби-баре в компании хозяйских собачек по кличке Клубничка и Фундук (в переводе с турецкого), отправились собственно к цели путешествия.

Измирские каникулы

Ещё в Москве по из прогнозов погоды стало ясно, что нас ждёт дождливая погода на все дни отдыха. В-общем-то так и случилось, что несколько омрачило наше путешествие. Правда дождь лил непрерывно часов с 7 вечера и до 10 утра каждый день. Температура воздуха с утра была градусов 10–12, но после прекращения дождя подрастала до комфортных 20, так что можно было гулять.

Дороги в Памуккале все в брусчатке или асфальте, поэтому чистенько и слякоти в дождь нет. Сам Памуккале — это в общем-то деревня — люди держат скотину, поля кругом какие-то. Есть несколько отелей, которые, вероятно, заполняются в сезон, но в ноябре пустуют. Очень тихо, т. к. транспорта практически нет, а тот, что есть, едет вокруг деревни. Воздух изумительный (как и пейзажи), особенно после дождя — эдакая смесь степных трав с примесью средиземноморской сосны.

Небольшую проблему в несезон составляет обед. В отеле обеда нет. А в деревне есть несколько кафе, но, поскольку туристов мало, мне показалось, что часов до трёх они не работают. Но когда работают тогда, как обычно в Турции — вкусно и недорого — кюфте, кыймала и прочее…

Для прохода в национальный парк есть три входа (вход 5лир) — два для туристов на автобусах, мы ими не пользовались, но зайти туда есть смысл за сувенирами и брошюрами.

Третий вход для пешеходов — там можно воспользоваться двумя тропинками. Одна идёт по правому краю белых травертин мимо древних развалин и удобнее для начала осмотра Иераполиса. А второй идёт прямо по травертинам, но идти по этой тропинке можно только босиком (на что указывает плакатик), но в ноябре после дождика босиком всё же холодновато.

Пейзаж с травертинами впечатляет своей необычностью. Несколько огорчило, что в низкий сезон не везде течёт вода, а без воды не так красиво. На большей части вода была перекрыта, а в нескольких местах велись реставрационные и очистные работы. Ну что ж делать — чистить надо.

Очень понравился бассейн Клеопатры (вход 19лир), здесь мы сполна воспользовались преимуществами низкого сезона. Туристов начинают подвозить часам к 12, а мы каждый день уже в 10 залезали в воду и 2 часа лишь вдвоём плескались в своё удовольствие в горячей пузырящейся в воде. На вкус вода кислая. Очень тёплая — градусов 40–45. На дне лежат античные обломки, вокруг цветущий сад и парк. Есть раздевалки, туалеты, шкафчики, кафе и бар. Перед залезанием в воду нужно окунуть ноги в стоящий на берегу тазик с марганцовкой.

Измирские каникулы

Иерополис практически полностью разрушен — одни камни в степи, разбросанные на довольно большом пространстве. Хотя интересны несколько хорошо сохранившихся объектов: во-первых, конечно, театр. Акустика впечатляет-можно разговаривать шёпотом находясь в противоположных концах театра, а ощущение, будто человек стоит рядом. Кроме театра неплохо сохранилась колонада рынка и римские термы. Огорчил храм Плутона. В путеводителях написано, что там должен идти дым из святилища, что вроде там даже свалился кто-то туда. А на деле всё замуровано, осталась только маленькая дырка через которую слышно, как что-то булькает в глубине. Даже запаха серы нет, не то что дыма.

Не могу согласиться с некоторыми туристами, что всё можно посмотреть за один день. Нужно 2 дня (если конечно не лечь костьми, бегая по горам). И ещё один для посещения Карахаята.

Карахаят — это ещё один выход термальных источников. Расположен в 5 километрах от Памуккале. Не так грандиозно, но прикольно. В отличие от Памуккале там в составе воды соли железа, поэтому камни не белые, а коричнево-зелёные (если отбросить романтические описание, то цвета какашек

Добираться на маршрутке (2 лиры) до конечной остановки. Там пройти по ходу ещё метров 200 вниз. Вода значительно горячее, чем в Памуккале — градусов 60–65. Второй выход вод в центре Карахаята (маршрутка проезжает мимо) на площади в виде специфического фонтана. Сам карахаят ещё более маленькая деревня, центральная улица которой- сплошные лавочки (непонятно на что они живут, когда нет туристов).

После 3 дней отдыха в одной из транспортных контор нашли маршрут Памуккале-Кушадасы, заказали билеты на завтра (по 18 лир) и с утра выехали в дальнейшее путешествие — в Кушадасы. Кстати говоря, в конторе (а их в Памуккале штуки четыре) можно договориться, чтобы автобус подъухал к отелю, однако нас хозяин нашего отеля сам лично подвёз на своей машине до автобуса, и мы тепло распрощались с этим тихим интересным местечком.

Кушадасы-Эфес-Сельджук

Снова лёгкая дорога вдоль оливковых и апельсиновых рощ, и к обеду мы вылезли на автостанции Кушадас (дорога 4,5 часа).

Ещё до путешествия я заготовил спутниковые карты из GoogleEarth, поэтому с ориентированием на местности проблем не возникало, изредка только уточнял маршрут у местных жителей.

От автостанции до нашего отеля метров 400 — по карте сразу дошли. Отель мы выбирали по принципу «А давай попробуем самый дешёвый!». Отель «Sealay» оказался именно таким, как и представляли, т. е. откровенно дешёвым. Хотя и те 20 евро в сутки за номер, что с нас взяли, мне показались чрезмерными.

Ну да ладно — сами выбирали.

Отель в только год назад (судя по сертификатам на стене) был сертифицирован как отель, а до этого он был пансионом. Из туристов мы были там одни. Кроме нас отель был заселен какими-то школьниками, которые каждое утро уходили в школу, а на стене висело расписание уроков. Полное впечатление, что мы попали в общежитие школы-интерната. Хозяин отеля был настолько поражён тем, что на всю Еропу нашлось два идиота, что выбрали его отель,

что прислал к нам в номер свою жену (она же оформляет на рецепшене) с двумя здоровыми тарелками турецких мант (кто не знает — по форме похожи на узбекские, но размером с татарские пельмени — совсем крошечные). В номере из мебели только 2 кровати, шкаф и одна тумбочка. Стульев нет. Полы бетонные — очень холодные и пачкаются (видимо цемент легкой марки). Сам отель стоит прямо у дороги, но на окнах стеклопакеты, поэтому в номере тихо.

От отеля метров 400 до автостанции, столько же до начала центральной улочки, столько же до остановки маршруток (они отправляются не с автостанции) и до главного пляжа города LadiesBeach, короче в самом центре.

Вечером пошли посмотреть городок и заодно найти остановку маршруток, с которой поедем завтра в Эфес. Кушадасы — вполне симпатичный приморский городок, на улицах апельсиновые деревья с апельсинами — очень симпатично; благодаря притоку туристов разросся в несколько раз — весь город усеян незаселёнными отелями, жилыми домами и виллами. А также конторками по продаже недвижимости. Приценились для интереса — 3-х комнатная новая квартира от 30000 евро, столько же вилла с тремя спальнями, но дальше первой линии. Думаю, с углублением кризиса цены ещё упадут.

Из-за того, что город разросся, кладбище оказалось в центре города. И стало ориентиром для привязки и ориентирования. Остановка маршруток оказалась в левом дальнем углу (если двигаться от моря) кладбища.

В день нашего приезда оказалось, что в порту стояли два больших круизных лайнера — Королева Виктория и ещё какой-то. Поэтому казалось, что в городе очень много народа, но через день корабли ушли и город стал тихим и безлюдным.

Утром отправились в Эфес. Добираться на маршрутке (4лиры) до поворота к комплексу (нужно предупредить водителя) минут 20. Дальше около километра пешком. Эфес сохранился неплохо. Впечатляет театр — значительно больше театра в Памуккале, но аккустика такая же превосходная. Много почти полностью сохранившихся зданий, довольно интересно походить там по мраморным улицам.

Пройдя через весь город, на верхнем выходе есть такси к дому Девы Марии. Пешком идти туда будет тяжеловато — 5 км в гору. Расценки у таксиста согласно прейскуранту (не по таксиметру). Договорились, что он нас отвезёт наверх, там подождёт, затем отвезёт в храм Артемиды (на окраине Сельджука), а затем на автостанцию Сельджука. За всё взял 60 лир. За въезд его на территорию Дома Девы Марии надо отдельно заплатить — по 5 лир за посетителя и 2 лиры за въезд такси.

Маленькая историко-религиозная справка: После того как Иисуса распяли в Израиле началась «интифада», и Рим ввёл туда «спецназ» для наведения «конституционного порядка». Храм сожгли и разграбили, а местное население депортировали на все четыре стороны. Мария в сопровождении младшего ученика Иисуса -Иоанна (которого Иисус просил позаботиться о матери)-отправилась жить в Эфес, где как утверждают местные христиане она и умерла, что ни католиками, ни православными не признаётся. Но домик Марии остался и стал местом поклонения).

Дом Девы Марии, чувствуется как «место силы» (как говорят мистики). Археологи подтвердили, что постройка относится к первому столетию нашей эры, а Римская католическая церковь признаёт это место как Дом Богородицы. Там у нас даже произошло маленькое чудо.

Дело в том, что с самого начала поездки сын мучался жутким стоматитом, и ничего не помогало — обедал по часу с трудом открывая рот и обливаясь слезами. Там у Дома Марии есть источник со святой водой. Я буквально силой заставил сына пополоскать рот (как последнее средство подлечить) — на следующий день от язвы не осталось и следа. Вот так.

После источника спустились с гор в Храм Артемиды — даже не верится, что когда-то это было Чудом Света. Сейчас там унылый пустырь с пасущимися козами и одинокой колонной, собранной из остатков когда-то колоссального храма.

Слегка перекусив сельджукскими бубликами в ближайшем к автостанции парке, двинулись через Сельджук к последнему пункту нашего путешествия — церкви и могиле Апостола Иоанна. Пока шли столкнулись со специфическим местным бизнесом. Оказалось в Сельджуке какое-то ненормальное количество чистильщиков обуви, оборудованных очень необычными и многочисленными приборчиками и устройствами для чистки. Чистильщики буквально хватают за одежду и долго бегут следом с криком: Эй мистер всего 2 лиры! Ну ладно всего 1!

Почему-то в других местах я такой преставучести не замечал.

Храм Апостола Иоанна оказался развалинами, поросшими местными деревьями и кустарниками. Когда-то это было огромное сооружение (Мне кажется по размерам сопоставимо с Храмом Христа-Спасителя в Москве), но сейчас от былого величия ничего не осталось. Долго искали могилу великого автора Апокалипсиса. Когда нашли, обескуражило, что на могиле нет никаких признаков почтения. Только надписи на турецком и английском: могила Апостола Иоанна.

Судя по такому отношению, христианская церковь не признаёт эту могилу, принадлежащей Апостолу.

Последний день каникул посвятили прогулке по Кушадасам: зашли на пляж Ladies Beach, гору с циклопическим памятником Ататюрку, посетили замок-маяк на островке Кушадасы и затарившись сувенирами пошли в гостиницу.

Дорога домой.

Собственно тут ничего особенного не произошло: первым автобусом (с тем же замечательным сервисом) поехали в Измир. Автобус — Мерседес последней марки, и нас всего 5 пассажиров — очень комфортно. В Измире с автостанции на такси (обошлось почему-то уже в 50 лир, вместо 60 по приезде, впрочем мы ехали по другой дороге) в Аэропорт.

На регистрации девушка потребовала предъявить кредитную карту, с которй были оплачены билеты. Между прочим, по правилам так и положено, но почему-то в других местах никто не спрашивал.

Дальше стремительный перелёт в Стамбул со стремительным поеданием бутербродов.

Последнее необычное явление произошло на борту самолёта в Стамбул-Москва. Сначала нам раздали меню, где сообщалось, что сегодня нас кормит какой-то ресторан, а потом принесли обед!

Измирские каникулы

Так меня в самолёте ещё не кормили. Даже для взрослого мужчины это много. И очень вкусно. Мясо или курица в виде куска филе (а не следов фарша или только запах, как у Аэрофлота), какой-то пудинг, ассорти из сыров, пара салатов, пирожные, джемы…

На такой оптимистической банкетной ноте каникулы и закончились…

© Ravil. Материал размещен с разрешения автора.