Артём Черепанов Пользователь — был сегодня 17:57

Путеводитель по Кипру. Маршруты одного дня. День второй

День второй. Первый день по этой ссылке.

Итак, сегодня мы продолжим наши путешествия по серпантинам. Сегодня желательно встать пораньше, потому что день будет насыщенным, впрочем все достопримечательности находятся недалеко друг от друга и у нас есть шанс за 1 день успеть всё, тем более, что можно воспользоваться опцией сокращения маршрута ;)

Первая точка сегодняшнего маршрута — мужской монастырь Ставровуни вряд ли будет интересен обычному туристу, тем более, что вовнутрь женщин не пускают, а удачные ракурсы для фотографии доступны только с дельтаплана (с воздуха монастырь видится внушительным сооружением, с некоторых ракурсов похожим на крепость).

фото взято из интернета, автор не указан

Тем же, кому вопросы служения Богу близки, должен поставить этот монастырь с список обязательных для посещения. Главной реликвией монастыря является частица креста, на котором распяли Христа. Основанный в 327 году императрицей Еленой, этот монастырь несколько раз был разрушен и горел, но возведён вновь в 19 веке. Любопытствующему туристу на осмотр монастыря хватит менее получаса, тем более, что внутри фотографировать запрещено и вы должны будете оставить фототехнику и мобильные телефоны в машине. Простому туристу специально посещать его наверное нет смысла, но по пути к другим достопримечательностям, заезд к монастырю не отнимет много времени, и вдруг именно вам удастся найти ту точку, откуда он смотрится наиболее впечатляюще.

Продолжая наш путь далее, за полчаса мы можем доехать до неолитического поселения Хирокития (Choirokoitia), GPS: 34.796325,33.336454 между прочим, являющегося объектом всемирного наследия, охраняемого Юнеско. Обитаемое с 7 по 4 века до Н. Э. — одно из самых значимых доисторических поселений в Средиземноморье, так как проливает свет на образ жизни людей, проживавших в этом регионе в то время, когда Кипр играл ключевую роль в распространении цивилизации и культуры из Азии в Европу.

Раскопки поселения времён неолита "Хирокития". Автор фотографии Олег Иванов (iffoneoff.tourister.ru)

Хирокития — более чем хорошо сохранившийся для своего возраста археологический объект, по мере продолжения раскопок, продолжающий давать бесценный научный материал. Полчаса — практический максимум, который можно провести в поселении, где основное время отнимает подъём вверх по ступенькам: сами каменные сооружения, скорее больше интересны учёным и археологам, чем туристам, так как не выглядят как что-то особенное с архитектурной точки зрения, а познавательную информацию можно почерпнуть из буклетов и энциклопедий. Впрочем, билет, стоимостью 1,7 евро — небольшие деньги, чтобы составить представление о том, как жили люди в эпоху когда не было интернета неолита.

Реконструкция домов в поселении времён неолита "Хирокития". Автор фотографии Олег Иванов (iffoneoff.tourister.ru)

По-быстрому покончив с культовыми и древними объектами, мы продолжаем путь к самым интересным точкам нашего маршрута. Отъехав от Хирокитии, всего через 20 минут мы окажемся в деревне Лефкара.

Лефкара (2–3 часа) GPS: 34.863327,33.314746

Лефкара — самая известная и «раскрученная» деревня на Кипре, а лефкарийские кружева, упоминаемые уже в XII веке, практически стали визитной карточкой и «брэндом» острова. Будь то настоящие или поддельные — они есть в любой уважающей себя сувенирной лавке Кипра. Совершенством работы кружевниц восхищался сам Леонардо да Винчи, приобретший образцы их творчества для миланского собора.

Лефкара — не одна деревня, а две — верхняя и нижняя (Pano Lefkara и Kato Lefkara). Обе очень интересны и, несмотря на то, что носят одно имя, сильно отличаются друг от друга — нижняя более пасторальная, а верхняя, находящаяся всего в пятистах метрах — уже похожа на небольшой городок: и дома побольше и церковь — впечатляющих размеров.

Неизменной же для обеих деревень является одна картина: пожилые женщины, сидящие на улочках и вышивающие узоры на ткани.

Кроме кружев, по мне так — мало кому нужных, кроме как в качестве сувенира, трудно вписывающегося в современные интерьеры, и пригодного в качестве скатерти на стол в доме вашей бабушки, в любом магазине можно приобрести ювелирные изделия из кружевного серебра действительно филигранной работы и поражающего разнообразием художественного замысла — вот уж без чего из магазина трудно будет уйти любой женщине. Мужчины тоже не останутся в стороне и заинтересуются моделями парусников или автомобилей, искусно сделанных из серебра в той же технике кружевной филиграни.

В путеводителях Лефкара упоминается лишь в связи с этими самыми кружевами, и многих, изначально не интересующихся этой темой просто не влечёт, но пропустить это место, путешествуя по острову — непростительно: деревни не просто красивы — они удивительны.

Лефкара — значит «белая», в чём можно убедиться воочию — все дома сложены из белого камня, в отличие от камня в других деревнях, где он тёмного цвета. Магия старины в Лефкаре сильна, как нигде на острове.

Vibas шагает по деревне :)

А магия красоты заставит любого фотографа углубиться во все улицы и переулки. По извилистым мощёным улицам можно бродить часами, заглядывая в незапертые двери, открытые окна, и поражаясь уюту, с каким устроены квартиры местных жителей.

Балконы, оформленные цветущей геранью, окошки, завешанные кружевными занавесками, переулки с пышной зеленью в цветочных горшках вдоль стен домов, всё это создаёт настроение, которое возникало, когда ты в детстве приезжал в деревню к бабушке, и навевает умиротворение.

В Лефкаре почти два десятка церквей и самая большая из них — Тимиу Ставру, построенная в 1341 году, хранит великую святыню — кипарисовый крест с частицей животворящего креста, а его серебряный оклад — вершина творчества серебряных дел мастеров Лефкары.

В 1734 году русский паломник Григорович-Барский восторженно описал увиденную им реликвию: «Сокровище бесценное − это часть от подножия, к которому пригвождены были ноги Господа нашего Иисуса Христа − отсечённая тонкая доска, мерою в длину и ширину в восьмую часть листа бумажного, на ней же две маленьких дырочки, от прободения гвоздного во время распятия Христова». Сейчас святыню можно увидеть по большим церковным праздникам, когда её выносят из небольшой комнатки за иконостасом, в которой она хранится большую часть времени. Самым большим торжеством, когда вы можете увидеть этот крест является праздник Воздвижения святого креста, отмечаемый в конце сентября.

Помимо церкви Тимиу Ставру, особого внимания заслуживает небольшая церквушка (архангела Михаила), одиноко стоящая на пустыре, и первой попадающаяся на глаза тем, кто въезжает в Kato Lefkara — церковь и некоторые сохранившиеся фрески относятся к 12 веку, а часть росписей — к веку пятнадцатому.

Добраться до Лефкары просто: со стороны Никосии по скоростной трассе А1 едем по направлению к Лимассолу, и, после того, как дорога раздваивается и уходит налево на Ларнаку(А2), а направо на Лимассол (А1), внимательно читаем указатели — километров через 10 от развилки будет съезд. Если вы едете из Ларнаки — выбирайте дорогу B5, а из Пафоса или Лимассола — та же скоростная А1, но только уже в сторону Никосии.

Монастырь Махерас  (0,5–1 час) GPS: 34.940759,33.190874

автор фотографии Олег Иванов (iffoneoff)

По пути из Лефкары в Фикарду вы точно не проедете мимо большого монастыря «Махаирас» (Machairas), который стоит остановки хотя бы для фотографии снаружи, так как внутри фотографировать запрещено. В монастыре находится одна из икон, написанных святым апостолом Лукой.

Лазанья́ (0,5-1 час) GPS: 34.947839,33.173002

Лазанья́ (Лазаниас) – старая кипрская деревня, неизвестная многим туристам, и даже людям хорошо знакомым с островом. Деревня, которую можно вписать в условный квадрат всего 200 на 200 метров и мимо которой вы скорее всего проедете мимо (по пути из Лефкары к Фикарду), на самом деле стоит хотя бы получасовой остановки.

Основана Лазанья́ была ещё во времена, когда Кипром правили Лузинья́ны (13–15 века) и своим именем обязана именно этой фамилии, греческим вариантом написания которой она и является (Лазания́с-Лузинья́нс).

Через века деревушка пронесла аутентичность традиционной архитектуры: узкие улочки, дома, сложенные из камня, террасы и балкончики, смотрящие на горы, фруктовые сады, традиционные таверны и, как говорят, безмерно гостеприимное население.

Деревня стоит в окружении холмов, покрытых миндальными деревьями — в этом районе Кипра самые большие его плантации. Говорят, что в январе, когда миндаль цветёт — горы выглядят по-особенному красиво. Не даром через деревню проходит всё та же знаменитая Е4 – пешеходная тропа, которая, пересекая всю Европу, от атлантического побережья Испании, заканчивается на Кипре.

Не удивляйтесь, но пешеходный трейл Е4 проходит и через Фикарду – деревню, лежащую в нескольких километрах от Лазаньи. В настоящее время Фикарду представляет из себя музей под открытым небом и демонстрирует то, как выглядела типичная кипрская деревня 15–19 веков. Деревня практически не заселена — большинство людей переселилось в города или поближе к ним в середине XX века. В путеводителях утверждается, что сейчас в Фикарду проживает лишь три человека, но это не совсем так — с развитием туризма и ростом туристического потока некоторые дома снова начали заселяться — кто-то работает в ресторане, кто-то реставрирует дома, кто-то занимается сельским хозяйством и обеспечивает ресторан продуктами.

Больше всего жителей деревня насчитывала в 20-40-х годах прошлого века — до 130 человек. В деревне работает музей, называемый «домом Катсиниору» — по фамилии его последнего хозяина. Внутри дома сохраняются типичные для той эпохи интерьеры, а сам дом и подворье отражают быт людей того времени: первый этаж занят прессом для винограда и являлся хранилищем сельхозпродукции и инструмента, а второй — жилой. Побродив полчаса по тесным улочкам можно вернуться к дороге к единственной в том месте таверне. Сравнительно невысокие цены, вкусная кухня с кипрскими блюдами, вид с балкона на горы и деревню — всё это говорит само за себя, чтобы остановиться на обед или ужин именно в этом месте. Не скажу, что деревня является особенным местом — на острове хватает старинных деревень, сохранивших не только архитектуру, но и жителей, а в месте с ними и живой дух того времени, но побывать там в цепочке других достопримечательностей на этом пути всё же стоит — деревня расположена в очень живописной местности, ну и всё же сама по себе тоже интересна.

О деревне заботится департамент по охране древностей Кипра, который регулярно проводит реставрационные работы и восстанавливает или обновляет старые постройки, вследствие этого выглядит всё очень аккуратно и прибрано. В некоторых источниках упомянуто, что Фикарду является объектом всемирного наследия под охраной Юнеско, но это не так, хотя и близко: деревня вот уже более 10 лет находится в предварительном списке Юнеско, и ждёт своего часа.

Второй день может получиться слишком длинным и насыщенным, поэтому чтобы не вставать с рассветом и не вернуться затемно, первые два пункта (Ставровуни и Хирокитию), а также монастырь Махаирас, можно из программы исключить, как представляющие интерес только для небольшого числа особо интересующихся, но остальные — обязательны для посещения туристом, который желает узнать настоящий Кипр, каким он был раньше и каков он есть сегодня.

А такой пейзаж встретился нам по пути из Лефкары в Лазанью. Если приглядеться к картинке, загруженной в полном масштабе, то внизу можно увидеть раскинувшуюся в долине Месаория столицу Кипра — г. Никосия.

Продолжение здесь

Экскурсии по острову, туры по острову.

P.S. 100 фактов об острове вот здесь

Кипр: полезная информация

Olga_Saboteur
12 июля 2013 г. 10:21
Артем, Вы - профессиональный путешественник, фотограф или гид? (извините за нескромный вопрос)
12 июля 2013 г. 10:27
Ольга, я скромный труженник в области телекоммуникаций ))
Но для избранных могу быть и путешественником, фотографом, гидом и даже чистильщиком бассейнов или сантехником
12 июля 2013 г. 11:06
Скромный труженник нескромно объехавший полмира! )) Талантище!
12 июля 2013 г. 13:24
Не верьте ему! На Кипре, например, он был для нас гидом, водителем, поваром и... еще много кем! И крышу над головой давал! )
Тёма, спасибо тебе большое!
12 июля 2013 г. 13:38
Я вот тоже хотела приписать в комменте, что на этом, наверно, таланты не заканчиваются! ))
12 июля 2013 г. 14:31
Крестиком вышивать не-у-ме-ю!!! )))
12 июля 2013 г. 14:32
Вить, для друзей – в радость. Надеюсь, что это был не последний ваш визит в гости )
Olga_Saboteur
12 июля 2013 г. 19:56
Mnemon писал 12 июля 2013 г. 10:27
для избранных могу быть
- в этом хочется слышать скрытый намек (мечтательно )
Skripina
12 июля 2013 г. 11:01
Как жаль, что я не читала Ваших рассказов о Кипре до поездки туда... Хотя... с другой стороны, загар бы тогда не был таким шикарным:)))
12 июля 2013 г. 11:06
Есть повод снова приехать и посмотреть на страну другими глазами ;) На загар я время вам тоже оставил – маршруты не сильно длительные :)
Спасибо )
12 июля 2013 г. 11:02
Хотела бы я, чтобы у меня жила бабушка на Крите, в деревеньке типа Лефкары! С каким удовольствием я бы там ее навещала! ))
12 июля 2013 г. 11:04
mirella писала 12 июля 2013 г. 11:02
бабушка на Крите

Ильмира, на Кипре! Хотя на Крите было бы тоже неплохо. )))
12 июля 2013 г. 11:07
Упс, простите, уже заговариваюсь)))))))))))))
12 июля 2013 г. 11:19
Магия старины и красоты действует на расстоянии ) Кот тоже, наверное, волшебный? ))
12 июля 2013 г. 13:15
Наверняка ) Не удалось его спросить – побежал творить свои волшебные дела куда-то подальше от докучливых туристов )
12 июля 2013 г. 11:52
Очень радует Ваш путеводитель по Кипру)и фото и текст прекрасные!!Но о кружевах Вы зря так))красивую вещь ручной работы всегда можно достойно вписать в интерьер современный и не только у бабушки)
12 июля 2013 г. 13:17
Наверное вы правы... Это ж я со своей точки зрения... Правда, хотел купить, но не смог представить, как бы я вписал в свой интерьер. А вот серебряными изделиями – восхитился. ))
Alewtina
12 июля 2013 г. 11:57
Солнечно, магически, волшебно! Кот-это вообще что-то, несколько раз к снимку возвращалась, без смеха смотреть не могу! Артем, что вы ему такое показали? Мышь?
12 июля 2013 г. 13:14
))))) думаю, что я прервал его сон, в то время, когда ему снилась мышь. Он проснулся, а тут я ) Чуть побольше чем та мышь ))
Tanyushka
12 июля 2013 г. 12:04
Если б можно было нажать "мне нравится" несколько раз, я бы нажала. Так интересно прогуляли нас по Кипру! Фотографии реалистичные(за малым исключением), прямо затягивают. Кажется, только один шаг и уже там.

Кот взглядом прямо сверлит!
12 июля 2013 г. 13:18
Спасибо! (Коту передам привет при случае) ))
12 июля 2013 г. 13:25
Один из самых классных дней на Кипре: Лефкара - Лазанья - Фикарду!
Отличные фотографии!
Даже я засветилсо )))
12 июля 2013 г. 14:33
Ты очень органично вписался в ландшафт ) И вроде как улицы не пустые )
Спасибо)
7 сентября 2013 г. 22:29
да, при просмотре фот, бросается в глаза, что очень не многолюдно. Особенно в Лазанье, как будто тоже- музей)
9 сентября 2013 г. 14:47
Там мы вообще ни одного человека не встретили, и только у одного дома машина стояла. Люди были либо в городе на работе, либо в принципе живут в городе, а в Лазанье у них как бы дачи, куда они приезжают на выходные.
9 сентября 2013 г. 18:47
Невероятно! Весь мир едет, и -никого! Все что ли пьют по клубам??)
9 сентября 2013 г. 19:25
Про Лазанью никто не знает, и не едет ) Про неё даже в путеводителях ничего нет.
Дальше Лефкары люди редко едут – до Фикарду уже мало кто добирается.
А так-то да, 90% проводят время лёжа на пляже да в клубах
9 сентября 2013 г. 19:55
Даа, а там такая красота..
12 июля 2013 г. 17:32
vibas писал 12 июля 2013 г. 13:25
Один из самых классных дней на Кипре: Лефкара - Лазанья - Фикарду!
А я из всего этого списка была только в Лефкаре! Лазанья и Фикарду очень понравились, столько в них самобытности и аутентизма! Эх, жаль, что не знала про эти места, когда была на Кипре!
12 июля 2013 г. 20:50
В Лазанью мы вообще случайно попали – про это место вообще нигде не рассказывается, и впечатлились мы им гораздо больше, чем Фикардой. Вероятно потому что она живее чем Фикарду. Будет возможность – обязательно побывайте там.
15 июля 2013 г. 11:33
Уже сделала мысленную отметку!
12 июля 2013 г. 22:20
текст пока не дочитала! отложила на потом, чтобы посмаковать!!! А фоты - одна лучше другой!!!
12 июля 2013 г. 22:31
Маргарита, спасибо!
12 июля 2013 г. 22:55
Великолепный фото-рассказ! Смотрю ваш уже второй альбом про Кипр и все больше и больше убеждаюсь в том, что он очень похож на Грузию :))
12 июля 2013 г. 23:03
Теона, спасибо! Да, говорят, что похоже! :) И люди такие же гостеприимные! Всё хочу сам приехать в Грузию, посмотреть ) Может в этом году всё же соберусь.
onemorething1
15 июля 2013 г. 2:12
Тёма, у меня уже все слова закончились вобщем....
15 июля 2013 г. 11:38
))))
Спасибо)
17 июля 2013 г. 23:23
Артем, замечательно! Кипр-сплошной музей! Вам следует писать и про другие места, которые вы так же хорошо знаете, наверняка они есть.
17 июля 2013 г. 23:39
Спасибо большое!
Боюсь, что в других местах будет много пробелов ) На полноценный путеводитель не потяну. Здесь же всё изучено практически досконально ) Хотя тоже пробелы остались!
17 июля 2013 г. 23:42
Mnemon писал 17 июля 2013 г. 23:39
Здесь же всё изучено практически досконально
-спасибо, что делитесь. Думаю многим пригодится ваш труд.
19 июля 2013 г. 19:35
Артем, просто здорово! Я как-будто сама по этим улочкам побродила! От кирпичей даже в глазах зарябило.
19 июля 2013 г. 19:38
Юля, спасибо!
julykum писала 19 июля 2013 г. 19:35
Я как-будто сама по этим улочкам побродила!

Надеюсь это не станет причиной отказа от поездки? ))
19 июля 2013 г. 19:57
Да разве можно после Ваших рассказов отказаться? Это будет подобно святотатству! Кипр - в список маст си!
19 июля 2013 г. 20:00
26 июля 2013 г. 10:11
Лазанья - аппетиное название населенного пункта!)
26 июля 2013 г. 11:13
обязательно посмотрю есть ли она в меню местного ресторанчика :) В тот день он был закрыт.
26 июля 2013 г. 14:47
Собираемся на Кипр с 30 августа. Наткнулись на вашу страничку и зачитались!!! Не могли оторваться! Спасибо! Красиво! Интересно! Суперррр!!! Возникло желание попросить вас о помощи, в познании этого прекрасного острова, это возможно?
26 июля 2013 г. 15:53
Спасибо за оценку! Да, конечно, обращайтесь. AfricanGold(собака)ya.ru
26 июля 2013 г. 16:08
IGHER
26 июля 2013 г. 21:57
просто нет слов!!!
26 июля 2013 г. 22:10
Спасибо! Приятна оценка профессионального гида )
31 июля 2013 г. 23:42
Какие удивительные там монастыри! И просто аура очень приятная - одна каменная кладка чего стоит. Я вот читал, что остров никак не могут поделить между собой этнические группы, среди которых - турки-киприоты. Вот это немного огорчает...
31 июля 2013 г. 23:51
Аура там уникальная – я нигде не чувствую себя так хорошо и спокойно, как там.
Насчёт не могут поделить – не совсем так. Две общины, испокон веков проживающие на одной территории, всегда сосущетсвовали мирно и всегда считали себя одним народом – киприотами. А вот политики остров до сих пор делят и не могут договориться об объединении (точнее о воссоединении).
31 июля 2013 г. 23:55
Но ведь они получается живут обособленно?
1 августа 2013 г. 0:04
Сейчас (и уже почти 40 лет) – да. https://www.tourister.ru/responses/id_3087
oggzz
20 сентября 2013 г. 17:03
Артем, можно попросить совет - куда можно съездить из Ларнаки самостоятельно, к сожалению, без автомобиля? На Кипре с 22 сентября. Заранее спасибо))
20 сентября 2013 г. 18:32
Доброго дня )
Ну во-первых до Никосии. Автобус стоит 7 евро и едет 40 минут. До центра Никосии потом доедете на такси (12 евро до Ledra street). В конце Ledra street пешеходный переход на северную сторону (не забудьте паспорт, а на границе для прохода заполните анкетку из 3-х пунктов). Назад тем же путём. По центру Никосии (внутри старых стен) можно бродить целый день.
До Пафоса из Ларнаки также ходит автобус (стоимость не помню, но вроде те же 7 евро). В Пафосе сядьте на красный автобус типа hop-on-hop-off и катайтесь целый день, выходя на интересных остановках. Одна из остановок – аквапарк, если едете с детьми.
В принципе из Никосии с северной части на такси (25 евро) сможете доехать до Кирении, и там ещё пол-дня погулять.
Через Никосию можно съездить на Троодос и в Какопетрию (автобусы с той же автостанции отходят, на которую прибывает автобус из Ларнаки). Но это в последнюю очередь, так как на дорогу много времени уйти может.
oggzz
21 сентября 2013 г. 22:11
спасибо !!!
21 сентября 2013 г. 23:31
Можете даже лайк нажать под рассказом ;) )))))
IGHER
21 сентября 2013 г. 23:35
Mnemon писал 21 сентября 2013 г. 23:31
Можете даже лайк нажать под рассказом ;) )))))

забИыл
12 октября 2013 г. 22:19
Спасибо огромное!!! Так интересно! Через две недели впервые еду туда, ваши рассказы очень помогут! Как здорово, что нашла их в сети. Спасибо ещё раз
12 октября 2013 г. 22:56
Маша, спасибо! Можете всегда писать, я отвечу, посоветую что-нибудь.
12 октября 2013 г. 22:22
кстати, нашла только два дня ("Ставровуни, Хирокития, Лефкара, Махаирас, Лазанья́, Фикарду" и "Какопетрия, Троодос, водопады Милломери, Калидония") . Есть ещё маршруты?
12 октября 2013 г. 22:55
Как раз сегодня заканчиваю писать третий и четвёртый дни! Заходите через пару дней, выложу!
Agma
25 января 2014 г. 2:52
Спасибо Вам за такие подробные и яркие маршруты! Были на Кипре два раза, но после ваших рассказов, кажется, что почти не были...Еще столько всего!!! Спасибо. Обязательно вернемся и по вашим маршрутам погуляем.
25 января 2014 г. 10:22
Спасибо за комментарий!
Я езжу на Кипр уже 4 года, но всё время находится что-то весьма достойное внимания, хотя ни один раз уже казалось, что остров выжат до последней капли.
Так что приезжайте и в третий и в четвёртый – гарантирую, что без новых впечатлений не уедете.
23 февраля 2016 г. 14:02
Вспомнила сейчас, как ровно год назад, когда готовилась к первой поездке на Кипр и в голове была совершенная каша, читала Ваши путеводители и по ним готовилась к отпуску))) Спасибо Вам за эти чудесные места и за вдохновение!!! Спасибо и за новые идеи - сейчас читаю и понимаю, что несмотря на 10 дней на Кипре в формате "марш-бросок" много, много еще осталось не рассмотренного!!! Вернемся)))
CyprusExpert
23 февраля 2016 г. 16:16
Анастасия, спасибо за отзыв! Да, на Кипре есть на что посмотреть – я бы ещё 10 путеводителей написал, но всё времени нет) Приезжайте!
23 февраля 2016 г. 18:12
Я Юлия, Анастасия у нас за фото ответственная, а я за буквы))) Ой, пишите!!! Почитаю с огромным удовольствием!! Как раз буду на новый визит настраиваться)))