Турист Михаил Судник (kindus)
Михаил Судник
был 4 апреля 16:01

Норвегия Июль 2010

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 3. Дорога Троллей, Гейрангер, ледник Бриксдал.

С ледника Бриксдал возвращаемся на 15 дорогу. Вскоре начинается крутой серпантин с маленькими витками. Еду на 1–2 передаче. Страшновато.

Ограждением служат обычные камни.

Нет, очень страшно.

Ещё страшнее смотреть на супругу.

Особенно, если представить, какой скандал она потом мне закатит.

Примерно на середине серпантина 15 дорога уходит к новому тоннелю, но мы, по совету бывших здесь путешественников, поднимаемся дальше по 258 национальной дороге. Всё, что было написано в Интернете про эту дорогу — восторженные отзывы и советы обязательно здесь проехать. Серпантин закончился на высоте 1100 м нум, через несколько километров закончился и асфальт. Мы ехали по разбитой узкой грунтовке, окружённой «лунным» пейзажем. Вокруг только камни, снег, мелкие озёра и солнце, потому что мы поднялись выше облаков.

258 дорога:

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Вот такие указатели стоят на обзорных точках. Линия направлена на объект (гора, долина, водопад и т. д.) и указано расстояние, высота, длина:

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

В г. Лом свернули на 55 национальную туристическую дорогу. Навигатор показывал, что мы поднимаемся всё выше и выше: 1100 м нум, 1200, 1300…

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

И вот, наконец, останавливаемся на смотровой площадке. Здесь стоит указатель — 1434 м нум! Вокруг настоящая Антарктика — снег, лёд и холодный ветер, растительности вообще никакой. Холодно! Это — горный массив Йотунхеймен. Здесь находятся самые высокие горы в Норвегии — Гальдхёппиген (2469 м) и Глиттертинд (2670 м).

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Узкая, но отличного качества 55 трасса, петляя, спускалась вниз. А навстречу нам ехали велосипедисты, укутанные в куртки, шапки и шарфы. Вот это экстремалы! От их вида мы только поёживались в своей тёплой машине.

До уровня океана мы спустились в г. Шолден, находящегося на краю самого длинного фьорда в мире — Согнефьорда. Он врезается в сушу на 250 км. От перепада высот ужасно болели уши. Но остановка была недолгой. Купив в магазине воды, мы по узенькой 331 дороге поехали к г. Урнес, где находится самая старая деревянная церковь в мире.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Деревянную церковь возводили три раза на одном и том же месте. Между строительством первой и третьей пройдет сто лет. Та, что дошла до наших дней, была построена в 1150 году. Когда-то эта церковь была домовой церковью влиятельного высокородного семейства. Строители, по всей вероятности, были сведущи в современной им архитектуре и новых течениях, и воплотили все то, что принято было делать в камне, в деревею В частности, это единственный дошедший до нас образец викингской резьбы по дереву со змеиными мотивами (каменная резьба в таком стиле широко представлена на надгробных камнях в Швеции). Лес для церкви валили в 1129–1130 годах. На длинной северной стене расположили декоративные детали, изначально присутствовавшие на разрушенной церкви: портал, обшивка стен и угловые столбы. Украшенный конек сейчас накрыт для того, чтобы не допустить его разрушения. В 1979 году церковь была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще в 1880 году право собственности на церковь в Урнесе было передано Обществу сохранения древних памятников Норвегии. А логотип Общества стилизован под заглавные буквы, вырезанные внутри церкви. Подобные церкви строились по всей Европе, однако до наших дней сохранились только норвежские. Из существовавших 1 000 церквей до нас дошли лишь 28. Церковь в Урнесе — самая старинная церковь с самым богатым убранством. Деревянные церкви — уникальный вклад Норвегии в мировую культуру. Большинство из них было построено между 1130 и 1350 годами, когда чума остановила всякое строительство на землях Норвегии.

На экскурсии было на удивление много народа. Гид увлечённо рассказывал про ручную резьбу по дереву, украшающую строению, о том, как церковь строилась, и как её оберегали от частых в те времена пожаров, про старинные символы викингов, использованные при постройке. Жаль только, что говорил он обо всём этом на английском языке. Но кое-что я умудрился понять, а кое-что мне успевал перевести сын.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

К оставленной на стоянке машине мы спускались пешком по крутому серпантину. С обеих сторон на склонах раскинулись плантации черешни, груши, малины. Такое ощущение, что находишься где-нибудь в Крыму, только температура +13. Как умудряются норвежцы в таком климате выращивать теплолюбивые культуры? Может важную роль играет длинный световой день, компенсируя низкую температуру?

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Увидев приближающийся к пристани паром, оставшееся расстояние мы преодолевали бегом.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Заехали последними. Паром Урнес — Солворн оказался самым маленьким из всех норвежских паромов. Перевезти он может всего 6–7 машин, причём заезжать на него нужно задом.

Любуемся видами с парома, плывущему по зеленоватой воде Люстерфьорда. Ставкирка, окружённая садами черешни, уплывает вдаль, пока не скрывается за холмом,

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

а впереди радует глаз вид г. Солворн с традиционными норвежскими рорбу — домиками на сваях.

Далее череда разнообразных тоннелей приводит нас к парому Манхеллер — Форднес. Площадка ожидания находится прямо на выезде из тоннеля.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

На другой стороне фьорда перед нами стоит выбор: ехать по старой «снежной дороге» или по новому Лаэрсдальтоннелю длиной 24,5 км. Вспомнив, как тяжело далась нам 258 туристическая дорога, выбираем второй вариант. 24,5 км и полчаса под землёй (даже не под землёй, а в толще горы), — это вам не на метро прокатиться. Напряжение достигает предела. Норвежцы при строительстве Лаэрсдальтоннеля это учли, поэтому через каждые 6 км сделали расширения, служащие как бы площадками для отдыха. Здесь можно выйти из машины и испытать ещё одно потрясение. В тоннеле относительно тихо, слышны лишь вентиляторы, осуществляющие циркуляцию воздуха. Но вот появляется низкий гул, постепенно нарастающий, затем вы видите фары приближающейся машины. Это фура. Метров за 100 звук окружает, идёт со всех сторон, и вот, наконец, машина пролетает мимо с оглушающим рёвом, а ударная воздушная волна качает вас, как травинку на ветру. От неожиданности я на время забыл как дышать. В общем, «…в зобу дыханье спёрло…», как писал один классик.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

У нас постепенно накапливалась усталость, всё-таки пошёл 12 день нашего путешествия. Примерно 90% времени мы находились в машине, что было тяжело психологически. Сам я не хотел себе признаваться, но где-то в глубине души (причём не очень глубоко), хотелось домой. Может быть, поэтому и не заехали мы на водопад Вёрингфоссен, одну из жемчужин Норвегии. Не хватило у меня духа и на пеший маршрут на язык Тролля (Trolltunga), находящийся недалеко от г. Одда, в кемпинге которого мы заночевали (160 крон). Правда, посвятить языку нужно было целый день. Поэтому утром 8 июля из кемпинга по 13 дороге мы поехали дальше на юг. Дорога изобиловала прекрасными видами. В непосредственной близости от неё находятся великолепные водопады: Твиндефоссен вальяжно сливается по ступеням,

а Лотефоссен двумя мощными потоками стекает с гор прямо на дорогу, окутывая ёё в облако мелких брызг.

Ещё раз отмечу инфраструктуру и отношение норвежцев к своим достопримечательностям. Везде обязательно есть широкая автостоянка, сувенирный магазин, информационные стенды, туалеты, и, соответственно, множество туристов.

На участке от Несфлатен до Несвик дорога очень извилистая, много тоннелей, в том числе неосвещённых. Всю дорогу передо мной ехала маленькая Сузуки. В тоннеле она снижала скорость 20 км/ч, на открытых участках разгонялась до 90, при этом виляя из стороны в сторону и не давая себя обогнать. Через двадцать минут такой погони мои нервы были на пределе. Каково же было моё изумление, когда на пристани в Несвик дверь машины открылась и оттуда появилась бабушка-божий одуванчик с палочкой в одной руке и сэндвичем в другой! Она грелась на солнышке, ела бутерброд и, как мне кажется, ехидно посмеивалась.

13 дорога на этом участке:

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

По дороге нам встретилась водяная мельница, вполне возможно, время от времени действующая:

Норвежские долины:

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Переправившись в Хьелмеланд, видим здание туристинфо, возле которого бойко торгуют клубникой два подростка. Попытка поторговаться не удалась по причине непонимания норвежцами того, как это мы хотим заплатить 20 крон за то, что стоит 25. Ну да ладно, клубника оказалась очень вкусной. В туристинфо мы долго пытались забронировать билеты на паром в Данию через Интернет, но мои карты VISA почему-то не принимались к оплате. Паром Кристиансанд-Хиртсхальс отправлялся завтра, в 8–30 утра.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Не теряя времени, я забил в навигатор последнюю достопримечательность, не посетить которую было нельзя — Прекестолен, или «кафедру священника». Платная стоянка (80 крон) встретила нас огромным количеством машин, автобусов и мотоциклов. Отсюда начинается восхождение на Прекестолен — уступ скалы, отвесно выступающий над водами Люсефьорда на 604-метровой высоте.

Туристическая тропа сразу же круто поднимается вверх, и, кажется, что дойти до цели будет очень тяжело. Но постепенно привыкаешь, открывается «второе дыхание», и вот уже, догнав кого-нибудь, замедляешь скорость, выбирая место для обгона. Дело в том, что тропа узкая, на ней много участков, где приходится буквально карабкаться по валунам, или наоборот, съезжать на «пятой точке» вниз. Навстречу возвращалось огромное количество людей. Среди них были и маленькие, лет 3-4-х дети, и старик со старушкой; одну женщину, повредившую ногу, вели под руки. Общая протяжённость тропы на Прекестолен по прямой — 3 км 800 м, набор высоты — 304 метра. Когда казалось, что мы уже на месте, нас «обрадовали» встретившиеся украинцы: «Ещё час идти!».

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Прекестолен — объект туристического паломничества. Сюда стекаются люди со всего мира. И вот, наконец, после преодоления опасного карниза, нашим взорам открывается Прекестолен.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Плоский участок скалы размером примерно 20 на 20 метров нависает над синими водами Люсефьорда на высоте 604 метра. Только от приближения к пропасти захватывает дыхание. Представьте, чего мне стоило сесть на край, свесив ноги! Таких сильных ощущений я не испытывал до этого никогда. Но не зря же я приехал сюда за 5000 км! Кстати, далеко не все рискуют сделать также.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Мне показалось, что для всех, пришедших на Прекестолен, исполнилось самое сокровенное желание. Такого количества счастливых людей я не видел больше нигде. Кто-то позирует, кто-то фотографирует, без устали прыгая по камням в поиске лучшего ракурса, кто-то просто сидит, отрешившись от всего, кто-то любуется видами, кто-то устраивает пикник. Здесь просто невозможно думать о чём-то плохом — о неприятностях, о низкой зарплате, или о том, что наше путешествие заканчивается.

Отправляемся к последнему пункту назначения — парому в г. Кристиансанд. Ночуем где-то в районе Флеккефьорд, в кемпинге. Поднимаемся рано, чтобы успеть на утренний рейс. Но тут, как всегда, по закону подлости, появляются непредвиденные сложности: то густой туман, то ремонт дороги с длиннющим объездом. В общем, на паром мы влетели последними и через 2 минуты отчалили в сторону Дании. Паром Colorline представляет собой 9-типалубный корабль с магазинами Duty Free, ресторанами, VIP-залом.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Прикольно было наблюдать за норвежцами, которые затаривались дешёвым пивом, а потом, как пингвины, несли одновременно по 5–6 упаковок. Как я уже говорил, в Норвегии дорогое пиво (около 4 евро за 0,5л), а крепкие спиртные напитки можно купить только в специализированных магазинах, которых всего 70 на всю страну! Поэтому огромное количество скандинавов на выходные дни уезжабт в Германию — отдыхать, развлекаться и пить пиво.

Норвежский берег становился всё дальше, а наш паром какое-то время сопровождала…подводная лодка.

Как бульбаши в Норвегии картошку покупали. Часть 4. Я сюда ещё вернусь...

Через 3,5 часа мы въехали на территорию Дании. Нас сразу же поразило отсутствие гор, к которым мы так привыкли за две недели. Широкие автобаны, ветряки огромное количество машин — вот и всё, что запомнилось на территории Дании и Германии.

Германия также приятно удивила низким уровнем цен, поэтому львиную часть времени мы уделили посещению магазинов. Ещё наши знакомые организовали экскурсию по Ганноверу и посещение ресторана баварской кухни.

ЭПИЛОГ.

Ну вот мы и дома. Пересматриваем фотографии в тысячный раз, и каждый раз как будто переживаем всё заново. И пусть мы не смогли (не успели, не захотели) посетить множество мест, промчались «галопом по Европам», мы совершили удивительное путешествие через всю Норвегию с севера на юг. Я считаю, что мы имеем полное право этим гордиться. Общая протяжённость маршрута составила 8230 км, которые мы проехали за 16 дней.

В наших сердцах навсегда останется такая далёкая по расстоянию и такая близкая по духу Норвегия, красота её природы, счастливые люди, размеренно и неторопливо живущие в своей стране. И может быть, когда-нибудь, мы снова встретимся с парнем, изучающим русскую литературу, который крутит кино на Нордкаппе, с автослесарем, бесплатно занимавшемся нашей машиной, с экскурсоводом ставкирки Урнес, беззаветно преданному своему делу. И всё-таки дойдём до Языка Тролля, горошины Шераг, прокатимся на Фломсбане и взберёмся на гору Аксла в Олесунде. Я уже смотрел: от Минска до Гейрангера всего 1950 км.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия